Автор: Ирина Викторовна Ромашова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №23"
Населённый пункт: г. Норильска
Наименование материала: статья
Тема: "Чему и как мы учим"
Раздел: начальное образование
Чему и как мы учим?
Автор: Ромашова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СШ
№23»
Сначала любить, потом учить.
Я.А. Коменский
Поразительный
простор
для
мысли
открывает
вопрос:
«Чему
и
как
мы
учим?» Ещё в своём далёком детстве я мечтала стать учителем, примеряла на себя
роль педагога. Рассаживала перед собой кукол и плюшевых игрушек и погружалась
в атмосферу педагогической деятельности. Тогда-то вопрос о том, чему и как учить
не возникал – действовала по шаблону уроков, которые видела у своей мамы (она у
меня учитель начальных классов с большим стажем работы). Быть учителем это
значит, постоянно задавать себе вопросы и искать ответы на них каждый день. Быть
учителем для меня - это значит серьезно думать над тем, чем является учение вот
для этого конкретного ребенка, что оно значит для другого. Попытаться увидеть
глазами этого ребенка тот мир, в котором он сам учится, нечто усваивает. Часто
задаюсь вопросами: как создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой
интересы
проявятся
естественным
образом?
Как
сохранить
и
поддержать
любознательность
ребенка? Считаю, что не так важно учить детей, как важно
создать ситуацию, в которой ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал бы
это с удовольствием. Для себя за годы педагогической практики определила ряд
насущных проблем, на которые следует расставить акценты.
Во-первых,
считаю,
что
ключевым
моментом
в
обучении
является
заинтересованность
ребёнка.
И
здесь
во
многом
именно
от
личности
учителя
зависит, будет ли ребенку интересно заниматься конкретным предметом. В своей
работе стараюсь опираться на развитие мышления, общее развитие и развитие
творческих
способностей.
Недостаточно
просто
что-то
знать,
важнее
уметь
пользоваться этими знаниями. Воспитать и сформировать творческую личность
может только творческая личность. Именно внеурочная, внеклассная деятельность,
которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а также
создание
ситуации
успеха,
дают
возможность
заметить
достоинства
каждого
ребёнка,
его
исключительность,
и
дать
возможность
реализовать
свои
лучшие
качества,
таланты
и
склонности.
В
детстве
складываются
основные
мотивационные,
инструментальные
и
стилевые
черты
личности.
К
окончанию
школы
личность
в
основном
оформляется,
и
те
индивидуальные
особенности
персонального характера, которые ребёнок приобретает в школьные годы, обычно
сохраняются в течение всей последующей жизни.
Во-вторых, учить детей думать можно на любом предмете. У нас же в
преподавании многое построено на зубрежке, особенно если учитель попадется
традиционный. Знать много хорошо, приятно и нужно, но этого недостаточно. Я
пытаюсь найти золотую середину между традиционным способом преподавания,
нацеленным
на
приобретение
знаний,
—
выслушать,
прочитать,
выучить,
запомнить
—
и
стремлением
научить
детей
самостоятельно
работать
с
информацией, чтобы развивались мыслительные навыки. Тот, кто думает, что в
школе учат просто читать, писать и считать, заблуждается. Конечно, читать, писать
и считать научиться необходимо. Считаю, что одной из главных задач современного
образования является – социализация ребёнка, подготовка его к взрослой жизни не
на словах, а на деле. В школе ученик должен почувствовать себя членом малой
группы, интегрируемой в социум. Американский психолог У. Глассер писал: «…
Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в
жизни». Ребёнку, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно
нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому – большой
жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе,
своих силах, своём таланте и неповторимости. Необходимо признание детей и
взрослых. Ведь именно в этом возрасте закладывается оптимистичный взгляд на
жизнь, формируются коммуникативные компетенции. В школьном возрасте дети
проводят большую часть времени с нами, учителями и воспитателями. Значит, от
нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными
в себе и своём завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной
свою
жизнь
и
жизнь
общества.
Надо
помочь
ему
преодолеть
свой
страх
и
застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и
добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим
успехом, потому что ребёнок шагнёт вперёд в своём личностном развитии.
В-третьих, многих моих коллег беспокоит, что дети не умеют говорить. В
общении с родителями часто слышу жалобы от них: ребенок проводит все время в
виртуальном
пространстве.
Да,
современные
дети
мало
рассуждают,
часто
косноязычны, у них небольшой опыт написания длинных сочинений и публичных
выступлений.
Но
не
следует
ребенку
запрещать
пользоваться
компьютером
и
интернетом. Надо научить его использовать компьютер как инструмент для работы,
а
не
только
как
средство
развлечения.
Неотвратимо
идущий
сегодня процесс
глобализации диктует нам свои условия: высокая адаптивная способность, умение
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
высокий
уровень
владения
информационными
технологиями,
способность
к
саморазвитию,
овладению
новыми
специальностями,
непрерывное
образование
через
всю
жизнь.
Для меня урок — совместный поиск решения задач и ответов на вопросы,
основанный
на
творческом
союзе
ученика
и
учителя. В
работе
необходим
индивидуальный подход, чтобы ребёнок сам был заинтересован в обучении, а
учителю
не
приходилось
бы
его
заставлять
получать
новые
знания.
«Сначала
любить, потом учить»- эти слова, сказанные Яном Амосом Коменским,
чешским
педагогом и писателем, еще в XVII веке, не потеряли своей актуальности и сегодня.
Я думаю, что педагогика будущего будет разумно сочетать свои лучшие традиции и
инновации. Невозможно идти в класс без любви к своим ученикам, а, значит, без
уважения к ним. Но любить, это не значит идти у них на поводу. Это значит – найти
ключ
к
сердцу
каждого
и,
зная
способности
каждого
ученика,
выработать
индивидуальную траекторию его развития. Я очень люблю свою профессию, ведь
она
является
одной
из
самых
ответственных
и
благородных.
Удел
учителя
-
постоянная работа над собой и не столько для себя, сколько для того, чтобы вести
за собой своих учеников, пробуждать в них живой интерес не только к своему
материальному благополучию, но и к духовному развитию и совершенствованию.
Испытываю большую радость, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но
для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду всегда встречи с
моими
учениками.
Следовательно,
чему
и
как
я
учу,
даёт
определённую
результативность и почву для дальнейшего творческого поиска.