Напоминание

"Чему и как мы учим"


Автор: Ирина Викторовна Ромашова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №23"
Населённый пункт: г. Норильска
Наименование материала: статья
Тема: "Чему и как мы учим"
Раздел: начальное образование





Назад




Чему и как мы учим?

Автор: Ромашова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СШ

№23»

Сначала любить, потом учить.

Я.А. Коменский

Поразительный

простор

для

мысли

открывает

вопрос:

«Чему

и

как

мы

учим?» Ещё в своём далёком детстве я мечтала стать учителем, примеряла на себя

роль педагога. Рассаживала перед собой кукол и плюшевых игрушек и погружалась

в атмосферу педагогической деятельности. Тогда-то вопрос о том, чему и как учить

не возникал – действовала по шаблону уроков, которые видела у своей мамы (она у

меня учитель начальных классов с большим стажем работы). Быть учителем это

значит, постоянно задавать себе вопросы и искать ответы на них каждый день. Быть

учителем для меня - это значит серьезно думать над тем, чем является учение вот

для этого конкретного ребенка, что оно значит для другого. Попытаться увидеть

глазами этого ребенка тот мир, в котором он сам учится, нечто усваивает. Часто

задаюсь вопросами: как создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой

интересы

проявятся

естественным

образом?

Как

сохранить

и

поддержать

любознательность

ребенка? Считаю, что не так важно учить детей, как важно

создать ситуацию, в которой ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал бы

это с удовольствием. Для себя за годы педагогической практики определила ряд

насущных проблем, на которые следует расставить акценты.

Во-первых,

считаю,

что

ключевым

моментом

в

обучении

является

заинтересованность

ребёнка.

И

здесь

во

многом

именно

от

личности

учителя

зависит, будет ли ребенку интересно заниматься конкретным предметом. В своей

работе стараюсь опираться на развитие мышления, общее развитие и развитие

творческих

способностей.

Недостаточно

просто

что-то

знать,

важнее

уметь

пользоваться этими знаниями. Воспитать и сформировать творческую личность

может только творческая личность. Именно внеурочная, внеклассная деятельность,

которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а также

создание

ситуации

успеха,

дают

возможность

заметить

достоинства

каждого

ребёнка,

его

исключительность,

и

дать

возможность

реализовать

свои

лучшие

качества,

таланты

и

склонности.

В

детстве

складываются

основные

мотивационные,

инструментальные

и

стилевые

черты

личности.

К

окончанию

школы

личность

в

основном

оформляется,

и

те

индивидуальные

особенности

персонального характера, которые ребёнок приобретает в школьные годы, обычно

сохраняются в течение всей последующей жизни.

Во-вторых, учить детей думать можно на любом предмете. У нас же в

преподавании многое построено на зубрежке, особенно если учитель попадется

традиционный. Знать много хорошо, приятно и нужно, но этого недостаточно. Я

пытаюсь найти золотую середину между традиционным способом преподавания,

нацеленным

на

приобретение

знаний,

выслушать,

прочитать,

выучить,

запомнить

и

стремлением

научить

детей

самостоятельно

работать

с

информацией, чтобы развивались мыслительные навыки. Тот, кто думает, что в

школе учат просто читать, писать и считать, заблуждается. Конечно, читать, писать

и считать научиться необходимо. Считаю, что одной из главных задач современного

образования является – социализация ребёнка, подготовка его к взрослой жизни не

на словах, а на деле. В школе ученик должен почувствовать себя членом малой

группы, интегрируемой в социум. Американский психолог У. Глассер писал: «…

Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в

жизни». Ребёнку, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно

нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому – большой

жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе,

своих силах, своём таланте и неповторимости. Необходимо признание детей и

взрослых. Ведь именно в этом возрасте закладывается оптимистичный взгляд на

жизнь, формируются коммуникативные компетенции. В школьном возрасте дети

проводят большую часть времени с нами, учителями и воспитателями. Значит, от

нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными

в себе и своём завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной

свою

жизнь

и

жизнь

общества.

Надо

помочь

ему

преодолеть

свой

страх

и

застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и

добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим

успехом, потому что ребёнок шагнёт вперёд в своём личностном развитии.

В-третьих, многих моих коллег беспокоит, что дети не умеют говорить. В

общении с родителями часто слышу жалобы от них: ребенок проводит все время в

виртуальном

пространстве.

Да,

современные

дети

мало

рассуждают,

часто

косноязычны, у них небольшой опыт написания длинных сочинений и публичных

выступлений.

Но

не

следует

ребенку

запрещать

пользоваться

компьютером

и

интернетом. Надо научить его использовать компьютер как инструмент для работы,

а

не

только

как

средство

развлечения.

Неотвратимо

идущий

сегодня процесс

глобализации диктует нам свои условия: высокая адаптивная способность, умение

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

высокий

уровень

владения

информационными

технологиями,

способность

к

саморазвитию,

овладению

новыми

специальностями,

непрерывное

образование

через

всю

жизнь.

Для меня урок — совместный поиск решения задач и ответов на вопросы,

основанный

на

творческом

союзе

ученика

и

учителя. В

работе

необходим

индивидуальный подход, чтобы ребёнок сам был заинтересован в обучении, а

учителю

не

приходилось

бы

его

заставлять

получать

новые

знания.

«Сначала

любить, потом учить»- эти слова, сказанные Яном Амосом Коменским,

чешским

педагогом и писателем, еще в XVII веке, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Я думаю, что педагогика будущего будет разумно сочетать свои лучшие традиции и

инновации. Невозможно идти в класс без любви к своим ученикам, а, значит, без

уважения к ним. Но любить, это не значит идти у них на поводу. Это значит – найти

ключ

к

сердцу

каждого

и,

зная

способности

каждого

ученика,

выработать

индивидуальную траекторию его развития. Я очень люблю свою профессию, ведь

она

является

одной

из

самых

ответственных

и

благородных.

Удел

учителя

-

постоянная работа над собой и не столько для себя, сколько для того, чтобы вести

за собой своих учеников, пробуждать в них живой интерес не только к своему

материальному благополучию, но и к духовному развитию и совершенствованию.

Испытываю большую радость, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но

для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду всегда встречи с

моими

учениками.

Следовательно,

чему

и

как

я

учу,

даёт

определённую

результативность и почву для дальнейшего творческого поиска.



В раздел образования