Автор: Иваченко Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад №29
Населённый пункт: город Райчихинск Амурская область
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Азбука юного финансиста"
Раздел: дошкольное образование
Утверждаю
Заведующая МДОАУ ДС № 29
Стрехина Н.А.___________________
« » августа 2019г.
Рассмотрено
на
педагогическом
совете № 1 от « » августа 2019 г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
«АЗБУКА ЮНОГО
ФИНАНСИСТА»
муниципального дошкольного образовательного
автономного учреждения детского сада № 29
городского округа города Райчихинска
Амурской области
Направление: познавательное развитие
Возраст воспитанников: 6 -7 лет
Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год)
Руководитель: Иваченко Наталья Борисовна
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная
записка
(направленность,
новизна,
актуальность,
педагогическая целесообразность)________________________________ 3стр.
2. Цель и задачи________________________________________________ 4стр.
3. Принципы построения программы______________________________ 5стр.
4. Расписание и формы занятий __________________________________ 6стр.
5. Целевые орентиры____________________________________________7стр.
6. Мониторинг результатов обучения _____________________________ 8стр.
7. Учебно-тематический план ____________________________________ 9стр.
8. Календарно-тематический план ____________________________10-17стр.
9. Список литературы __________________________________________18стр.
Пояснительная
записка
(направленность,
новизна,
актуальность,
педагогическая целесообразность)
Финансовая
грамотность
–
это
особое
качество
человека,
которое
формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно
зарабатывать
деньги
и
грамотно
ими
управлять.
В
связи с этим, чтобы
ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы
педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у
ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него
появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать,
что
денежные
средства
зарабатываются
собственным
трудом.
Поэтому
неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей
дошкольного возраста.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от
друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в
которую ребенок погружается с детских лет.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных
исследований
в
школьной
и
дошкольной
педагогике.
Нынешним
дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и
экономических
отношений.
Это
потребует
от
них
умения
правильно
ориентироваться
в
различных
жизненных
ситуациях,
самостоятельно,
творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно,
разумно, интересно.
Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым
благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков
ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для
обеспечения своего финансового благополучия.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного
миропонимания
и
организации
эффективного
взаимодействия
ребенка
с
окружающим миром.
Цель:
Cформировать основы финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
Знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги,
ресурсы, цена, и т.д.).
Формировать
представление
детей
о
финансовой
грамотности,
организации производства;
Формировать понятие основных правил расходования денег, умение
учитывать важность и необходимость покупки;
Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения
ко всем видам собственности;
Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного
подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета
семьи;
Воспитывать
нравственно-экономических
качеств
и
ценностных
ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой
сфере.
Возраст воспитанников: 6 -7 лет
Срок реализации: 1 год (2019 – 2020 учебный год)
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 минут в зависимости
от возраста воспитанников во второй половине дня с17:00 до 17:20 часов.
Год обучения
Количество
занятий
в неделю
Количество
занятий
в месяц
Количество
занятий в год
Количество
воспитанников
2019-2020 г
1
4
36
Принципы построения программы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его
деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность;
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития,
актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений,
личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность -
ведущую для этого периода развития;
Расписание и формы занятий:
День недели
Время
Пятница
17.00-17.20
- подгрупповые занятия
- коллективные занятия
Целевые ориентиры:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше
зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того,
насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат
труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой
труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например,
сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов
в краткосрочном периоде).
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать
элементарные правила финансовой безопасности).
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные
ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не
купишь).
Финансы – это интересно и увлекательно.
Результаты обучения (согласно целевым ориентирам)
№
Имя, Фамилия
ребенка
Знания о
потребностях
Знания о
ресурсах
Знания о
деньгах и
цене
Знания о
рекламе
Итоговый
результат
Начало, конец
учебного года
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
+ высокий уровень * средний уровень - низкий уровень
Учебно-тематический план:
№
Название занятия
Кол-во
занятий
1
Беседа «труд – основа жизни»
1
2
Беседа «Работать и зарабатывать»
1
3
Игра; Викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус
1
4
Творческое занятие
1
5
Беседа «Как придумали деньги»
1
6
Беседа «Какие бывают деньги и откуда берутся»
1
7
Беседа «Как деньги попадают к нам в дом»
1
8
Беседа «Где живут деньги»
1
9
Исследование «Потребности и желания»
1
10
Игра «Где покупают и продают разные товары»
1
11
Творческая мастерская
1
12
Игра «выгодно – невыгодно»
1
13
Беседа «Тратим разумно, экономим»
2
14
Мини – спектакль «Хочу и могу»
1
15
Игровое занятие «Копим и сберегаем»
1
16
Беседа «Занимаем и одалживаем»
1
17
Беседа «Долги»
1
18
Беседа «Заплатить долг скорее, будет веселее»
1
19
Мини – спектакль «Долг платежом красен»
1
20
Беседа «Все по плану»
1
21
Беседа «Ставим цели»
1
22
Беседа, игровое занятие «Сделал дело – гуляй смело»
2
23
Игровые занятия «Хочу купить все!»
2
24
Беседа «Наше богатство»
2
25
Ситуационные задачи «Жадность»
1
26
Творческое занятие «Изображаем щедрость и жадность»
1
27
Чтение «Бережливая птица»
1
28
Игра «Дешевле – дороже»
1
29
Мини – спектакль «Бережливые друзья»
1
30
Чтение «Как старик корову продавал»
1
31
Презентация «Путешествие по стране финансов»
1
32
Открытое мероприятие «Юные финансисты»
1
Сентябрь
Тема занятия
Задачи
Предварительна
я работа
Форма работы и
оснащение
Кол-во
заняти
й
«Труд –основа
жизни»
Объяснить, что такое труд
и почему он необходим
каждому человеку.
Рассматривание
иллюстраций,
чтение
художественной
литературы
Беседа, игра
1 неделя
1
занятие
«Работать и
зарабатывать»
Объяснить, что такое
трудиться, работать и
зарабатывать.
Рассматривание
иллюстраций
Беседа,
ситуационные
задачи
2 неделя
1
занятие
«Все работы
хороши,
Объяснить, что
существуют различные
Рассматривание
иллюстраций
И г р а
« Ч т о
создается трудом»
3 неделя
1
выбирай на
вкус»
профессии, работая по
которым человек создает
различные продукты
труда.
Викторина
«Угадай
пофессию»
занятие
«Творческое
занятие»
Объяснить, что
необходимо трудиться,
лениться - это плохо.
Рассматривание
иллюстраций
Ч т е н и е
и
обсуждение
художественной
литературы
4 неделя
1
занятие
Октябрь
Тема
занятия
Задачи
Предварит.
работа
Форма работы и
оснащение
Кол – во
занятий
«как
придумали
деньги»
Способствовать финанс
овому просвещению и
воспитанию, формировать
здоровое отношение к
деньгам.
Рассматривание
иллюстраций,
Беседа, чтение,
рассказ.
1 неделя
1 занятие
«Какие
бывают
деньги, как
выглядят и
откуда
берутся»
Продолжать
формирование
представления о деньгах с
точки зрения их внешнего
вида, свойств и качеств.
Рассматривание
иллюстраций
Беседа,
исследование,
чтение, игра
«Нарисуем деньги
для нашей группы»
2 неделя
1 занятие
«Как деньги
попадают к
нам в дом»
Упрочить взаимосвязь
денег с трудом самых
близких людей.
Работа с
родителями
Беседа,обсуждение
, игра «Как
потопаешь, так и
полопаешь»
3 неделя
1 занятие
«Где живут
деньги»
Приучать детей к
аккуратному (бережному)
обращению с деньгами.
Игра «Денежкин
домик», чтение
«Где живут
денежки»,
обсуждение
4 неделя
1 занятие
Ноябрь
Тема занятия
Задачи
Предварительн
ая работа
Форма работы
Кол-во
заняти
й
«Потребности
и желания»
Объяснить детям понятия
потребность и желание.
беседа
Исследование, игра
«Выбираем самое
важное»,
ситуационные
задачи.
1 неделя
1
занятие
«Где
покупают и
продают
разные
Объяснить, где можно
приобрести различные
товары и услуги.
Рассматривание
иллюстраций,
Беседа, игра «Где
что купить», чтение
и обсуждение.
2 неделя
1
занятие
товары»
«Наша
мастерская»
Создать условия для
проявления творческих
способностей детей
Рассматривание
иллюстраций
Творческо –
трудовая
деятельность
3 неделя
1
занятие
«Выгодно
невыгодно»
Формировать понимание
того, что такое выгодно и
невыгодно.
чтение
Игра «дорого –
дешево, выгодно –
невыгодно»,
чтение,
обсуждение.
4 неделя
1
занятие
Декабрь
Тема занятия
Задачи
Предварительн
ая работа
Форма работы и
оснащение
занятия
Кол –
во
занятий
«Тратим
разумно,
экономим»
Формировать понимание,
что деньги нужно тратить
разумно.
рассматривание
иллюстраций,
чтение
Обсуждение, игра
«деньги получили –
ерунды накупили»,
игра «Открываем
бутербродную,
закупаем товар»
1 неделя
2
занятия
«Мини –
спектакль
«Хочу и
могу»
Научить детей различать
понятия хочу и могу.
Подготовка
спектакля
Мини - спектакль
2 неделя
1
занятие
«Копим и
сберегаем»
Формировать понимание,
что такое копить и
сберегать.
Игровое занятие
«Корпим и
сберегаем»,
обсуждение.
3 неделя
1
занятие
Январь
Тема занятия
Задачи
Предварительна
я работа
Формы работы и
оснащение
занятия
Кол –
во
занятий
«Занимаем и
одалживаем»
Формировать понятия,
что такое занимать и
одалживать.
Чтение
литературы
Беседа, игровое
занятие «Занять и
одалжить»
1 неделя
1заняти
е
«Долги»
Формировать у детей
понятие, что такое долг.
чтение
Обсуждение,
чтение, беседа.
2 неделя
1
занятие
«Заплатить
Формировать понимание,
Рассматривание
Беседа,
3 неделя
долг скорее,
так будет
веселее»
что долг нужно отдавать
вовремя.
картинок, чтение
обсуждение,
чтение.
1заняти
е
Мини
спектакль
«Долг
платежом
красен»
Закрепить понятия:
занимать, одалживать,
долг, должник.
Подготовка к
спектаклю
Мини - спектакль
4 неделя
1
занятие
Февраль
Тема занятия
Задачи
Предварительная
работа
Форма работы
и оснащение
занятия
Кол – во
занятий
«Все по плану!»
Формировать
понимание, что такое
план и планирование.
Чтение,
обсуждение
Беседа, игра
«План покупок»,
игра «План на
следующий
день»
1 неделя
1
занятие
«Ставим цели»
Воспитывать желание
и умение ставить
перед собой цели,
строить планы.
чтение
Беседа,
обсуждение игра
«Наши цели».
2 неделя
2занятие
«Сделал дело –
гуляй смело»
Научить подводить
итоги - всего что
делали и планировали,
анализировать
поступки.
Чтение
художественных
произведений,
рассматривание
иллюстраций.
Беседа, чтение,
обсуждение,
игровое занятие
«Сделал дело –
гуляй смело»
3 неделя
2
занятия
Март
Тема занятия
Задачи
Предварительная
работа
Формы работы и
оснащения
занятия
Кол-во
заняти
й
«Хочу купить
все!»
Выяснить, что не все
продается и покупается
чтение
художественной
литературы
Чтение и
обсуждение,
ситуационные
задачи, игровое
занятие «Что
нельзя купить»
1 -2
недели
2
занятия
«Наше
богатство»
Формировать
чтение
Беседа,
обсуждение,
3 неделя
1
представления
дошкольников о вечных
ценностях.
ситуационные
задачи
занятие
«Жадность»
Выяснить, что такое
жадность и почему это
плохо для человека.
чтение
Ситуационные
задачи
4 неделя
1
занятие
Апрель
Тема занятия
Задачи
Предварительная
работа
Формы работы и
оснащения
занятия
Кол-во
заняти
й
«Изображаем
щедрость и
жадность»
Закрепить понимание
сути таких качеств
человека, как жадность
и щедрость.
беседа
Чтение,
обсуждение
1 неделя
1
занятие
«Бережливая
птица»
Развивать
диалогическую речь,
умение рассуждать и
делать выводы
Рассматривание
иллюстраций
Чтение
2 неделя
1
занятие
Игра «Дешевле
– дороже»
Развивать у детей
умение
ориентироваться в цене
товара, развивать
самостоятельность
Рассматривание
иллюстраций.
Игра
3 неделя
1
занятие
Мини –
спектакль
«Бережливые
друзья»
Показать, что
бережливость и
трудолюбие – качества
человека со здоровым
отношением к деньгам.
Подготовка к
спектаклю
Мини - спектакль
4 неделя
1
занятие
Май
Тема занятия
Задачи
Предварительна
я работа
Формы работы
и оснащения
занятия
Кол-во
заняти
й
«Как старик
корову
продавал?»
Развивать диалогическую
речь, умение рассуждать
и делать выводы
загадывание
загадок, чтение
художественной
литературы,
Чтение, игра
1неделя
1
занятие
«Путешествие
по стране
Закрепить у детей
знания, воспитывать
Рассматривание
иллюстраций,
Просмотр
презентаций,
2-3
неделя
финансов»
интерес к финансовой
грамотности
беседа
беседа
2
занятия
«Юные
финансисты»
Закрепить у детей
знания, воспитывать
интерес к финансовой
грамотности
беседа
Открытое
мероприятие
4 неделя
1
занятие
Р.S В плане возможны изменения
Список литературы:
Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская Программа «Азы
финансовой культуры для дошкольников» Москва: - Вита пресс – 2019.
Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Читаем и
обсуждаем» Москва: - Вита пресс – 2019.
Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская Методические
рекомендации. Москва: - Вита пресс – 2019.
Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Рассуждаем и
решаем» Москва: - Вита пресс – 2019.
Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Говорим с детьми
о финансах» . Москва: - Вита пресс – 2019.
Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Играем вместе»
Москва: - Вита пресс – 2019.
Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Мини –
спектакли». Москва: Вита пресс – 2019.