Напоминание

"Азбука юного финансиста"


Автор: Иваченко Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад №29
Населённый пункт: город Райчихинск Амурская область
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Азбука юного финансиста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Утверждаю

Заведующая МДОАУ ДС № 29

Стрехина Н.А.___________________

« » августа 2019г.

Рассмотрено

на

педагогическом

совете № 1 от « » августа 2019 г.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

«АЗБУКА ЮНОГО

ФИНАНСИСТА»

муниципального дошкольного образовательного

автономного учреждения детского сада № 29

городского округа города Райчихинска

Амурской области

Направление: познавательное развитие

Возраст воспитанников: 6 -7 лет

Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год)

Руководитель: Иваченко Наталья Борисовна

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная

записка

(направленность,

новизна,

актуальность,

педагогическая целесообразность)________________________________ 3стр.

2. Цель и задачи________________________________________________ 4стр.

3. Принципы построения программы______________________________ 5стр.

4. Расписание и формы занятий __________________________________ 6стр.

5. Целевые орентиры____________________________________________7стр.

6. Мониторинг результатов обучения _____________________________ 8стр.

7. Учебно-тематический план ____________________________________ 9стр.

8. Календарно-тематический план ____________________________10-17стр.

9. Список литературы __________________________________________18стр.

Пояснительная

записка

(направленность,

новизна,

актуальность,

педагогическая целесообразность)

Финансовая

грамотность

это

особое

качество

человека,

которое

формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно

зарабатывать

деньги

и

грамотно

ими

управлять.

В

связи с этим, чтобы

ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы

педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у

ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него

появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать,

что

денежные

средства

зарабатываются

собственным

трудом.

Поэтому

неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей

дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от

друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в

которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из

сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных

исследований

в

школьной

и

дошкольной

педагогике.

Нынешним

дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и

экономических

отношений.

Это

потребует

от

них

умения

правильно

ориентироваться

в

различных

жизненных

ситуациях,

самостоятельно,

творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно,

разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым

благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков

ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для

обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного

миропонимания

и

организации

эффективного

взаимодействия

ребенка

с

окружающим миром.

Цель:

Cформировать основы финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи:

Знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги,

ресурсы, цена, и т.д.).

Формировать

представление

детей

о

финансовой

грамотности,

организации производства;

Формировать понятие основных правил расходования денег, умение

учитывать важность и необходимость покупки;

Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения

ко всем видам собственности;

Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного

подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета

семьи;

Воспитывать

нравственно-экономических

качеств

и

ценностных

ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой

сфере.

Возраст воспитанников: 6 -7 лет

Срок реализации: 1 год (2019 – 2020 учебный год)

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 минут в зависимости

от возраста воспитанников во второй половине дня с17:00 до 17:20 часов.

Год обучения

Количество

занятий

в неделю

Количество

занятий

в месяц

Количество

занятий в год

Количество

воспитанников

2019-2020 г

1

4

36

Принципы построения программы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его

деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий,

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

Систематичность и последовательность занятий;

Наглядность;

Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития,

актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений,

личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность -

ведущую для этого периода развития;

Расписание и формы занятий:

День недели

Время

Пятница

17.00-17.20

- подгрупповые занятия

- коллективные занятия

Целевые ориентиры:

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше

зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того,

насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат

труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой

труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например,

сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов

в краткосрочном периоде).

Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать

элементарные правила финансовой безопасности).

Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные

ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не

купишь).

Финансы – это интересно и увлекательно.

Результаты обучения (согласно целевым ориентирам)

Имя, Фамилия

ребенка

Знания о

потребностях

Знания о

ресурсах

Знания о

деньгах и

цене

Знания о

рекламе

Итоговый

результат

Начало, конец

учебного года

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

+ высокий уровень * средний уровень - низкий уровень

Учебно-тематический план:

Название занятия

Кол-во

занятий

1

Беседа «труд – основа жизни»

1

2

Беседа «Работать и зарабатывать»

1

3

Игра; Викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус

1

4

Творческое занятие

1

5

Беседа «Как придумали деньги»

1

6

Беседа «Какие бывают деньги и откуда берутся»

1

7

Беседа «Как деньги попадают к нам в дом»

1

8

Беседа «Где живут деньги»

1

9

Исследование «Потребности и желания»

1

10

Игра «Где покупают и продают разные товары»

1

11

Творческая мастерская

1

12

Игра «выгодно – невыгодно»

1

13

Беседа «Тратим разумно, экономим»

2

14

Мини – спектакль «Хочу и могу»

1

15

Игровое занятие «Копим и сберегаем»

1

16

Беседа «Занимаем и одалживаем»

1

17

Беседа «Долги»

1

18

Беседа «Заплатить долг скорее, будет веселее»

1

19

Мини – спектакль «Долг платежом красен»

1

20

Беседа «Все по плану»

1

21

Беседа «Ставим цели»

1

22

Беседа, игровое занятие «Сделал дело – гуляй смело»

2

23

Игровые занятия «Хочу купить все!»

2

24

Беседа «Наше богатство»

2

25

Ситуационные задачи «Жадность»

1

26

Творческое занятие «Изображаем щедрость и жадность»

1

27

Чтение «Бережливая птица»

1

28

Игра «Дешевле – дороже»

1

29

Мини – спектакль «Бережливые друзья»

1

30

Чтение «Как старик корову продавал»

1

31

Презентация «Путешествие по стране финансов»

1

32

Открытое мероприятие «Юные финансисты»

1

Сентябрь

Тема занятия

Задачи

Предварительна

я работа

Форма работы и

оснащение

Кол-во

заняти

й

«Труд –основа

жизни»

Объяснить, что такое труд

и почему он необходим

каждому человеку.

Рассматривание

иллюстраций,

чтение

художественной

литературы

Беседа, игра

1 неделя

1

занятие

«Работать и

зарабатывать»

Объяснить, что такое

трудиться, работать и

зарабатывать.

Рассматривание

иллюстраций

Беседа,

ситуационные

задачи

2 неделя

1

занятие

«Все работы

хороши,

Объяснить, что

существуют различные

Рассматривание

иллюстраций

И г р а

« Ч т о

создается трудом»

3 неделя

1

выбирай на

вкус»

профессии, работая по

которым человек создает

различные продукты

труда.

Викторина

«Угадай

пофессию»

занятие

«Творческое

занятие»

Объяснить, что

необходимо трудиться,

лениться - это плохо.

Рассматривание

иллюстраций

Ч т е н и е

и

обсуждение

художественной

литературы

4 неделя

1

занятие

Октябрь

Тема

занятия

Задачи

Предварит.

работа

Форма работы и

оснащение

Кол – во

занятий

«как

придумали

деньги»

Способствовать финанс

овому просвещению и

воспитанию, формировать

здоровое отношение к

деньгам.

Рассматривание

иллюстраций,

Беседа, чтение,

рассказ.

1 неделя

1 занятие

«Какие

бывают

деньги, как

выглядят и

откуда

берутся»

Продолжать

формирование

представления о деньгах с

точки зрения их внешнего

вида, свойств и качеств.

Рассматривание

иллюстраций

Беседа,

исследование,

чтение, игра

«Нарисуем деньги

для нашей группы»

2 неделя

1 занятие

«Как деньги

попадают к

нам в дом»

Упрочить взаимосвязь

денег с трудом самых

близких людей.

Работа с

родителями

Беседа,обсуждение

, игра «Как

потопаешь, так и

полопаешь»

3 неделя

1 занятие

«Где живут

деньги»

Приучать детей к

аккуратному (бережному)

обращению с деньгами.

Игра «Денежкин

домик», чтение

«Где живут

денежки»,

обсуждение

4 неделя

1 занятие

Ноябрь

Тема занятия

Задачи

Предварительн

ая работа

Форма работы

Кол-во

заняти

й

«Потребности

и желания»

Объяснить детям понятия

потребность и желание.

беседа

Исследование, игра

«Выбираем самое

важное»,

ситуационные

задачи.

1 неделя

1

занятие

«Где

покупают и

продают

разные

Объяснить, где можно

приобрести различные

товары и услуги.

Рассматривание

иллюстраций,

Беседа, игра «Где

что купить», чтение

и обсуждение.

2 неделя

1

занятие

товары»

«Наша

мастерская»

Создать условия для

проявления творческих

способностей детей

Рассматривание

иллюстраций

Творческо –

трудовая

деятельность

3 неделя

1

занятие

«Выгодно

невыгодно»

Формировать понимание

того, что такое выгодно и

невыгодно.

чтение

Игра «дорого –

дешево, выгодно –

невыгодно»,

чтение,

обсуждение.

4 неделя

1

занятие

Декабрь

Тема занятия

Задачи

Предварительн

ая работа

Форма работы и

оснащение

занятия

Кол –

во

занятий

«Тратим

разумно,

экономим»

Формировать понимание,

что деньги нужно тратить

разумно.

рассматривание

иллюстраций,

чтение

Обсуждение, игра

«деньги получили –

ерунды накупили»,

игра «Открываем

бутербродную,

закупаем товар»

1 неделя

2

занятия

«Мини –

спектакль

«Хочу и

могу»

Научить детей различать

понятия хочу и могу.

Подготовка

спектакля

Мини - спектакль

2 неделя

1

занятие

«Копим и

сберегаем»

Формировать понимание,

что такое копить и

сберегать.

Игровое занятие

«Корпим и

сберегаем»,

обсуждение.

3 неделя

1

занятие

Январь

Тема занятия

Задачи

Предварительна

я работа

Формы работы и

оснащение

занятия

Кол –

во

занятий

«Занимаем и

одалживаем»

Формировать понятия,

что такое занимать и

одалживать.

Чтение

литературы

Беседа, игровое

занятие «Занять и

одалжить»

1 неделя

1заняти

е

«Долги»

Формировать у детей

понятие, что такое долг.

чтение

Обсуждение,

чтение, беседа.

2 неделя

1

занятие

«Заплатить

Формировать понимание,

Рассматривание

Беседа,

3 неделя

долг скорее,

так будет

веселее»

что долг нужно отдавать

вовремя.

картинок, чтение

обсуждение,

чтение.

1заняти

е

Мини

спектакль

«Долг

платежом

красен»

Закрепить понятия:

занимать, одалживать,

долг, должник.

Подготовка к

спектаклю

Мини - спектакль

4 неделя

1

занятие

Февраль

Тема занятия

Задачи

Предварительная

работа

Форма работы

и оснащение

занятия

Кол – во

занятий

«Все по плану!»

Формировать

понимание, что такое

план и планирование.

Чтение,

обсуждение

Беседа, игра

«План покупок»,

игра «План на

следующий

день»

1 неделя

1

занятие

«Ставим цели»

Воспитывать желание

и умение ставить

перед собой цели,

строить планы.

чтение

Беседа,

обсуждение игра

«Наши цели».

2 неделя

2занятие

«Сделал дело –

гуляй смело»

Научить подводить

итоги - всего что

делали и планировали,

анализировать

поступки.

Чтение

художественных

произведений,

рассматривание

иллюстраций.

Беседа, чтение,

обсуждение,

игровое занятие

«Сделал дело –

гуляй смело»

3 неделя

2

занятия

Март

Тема занятия

Задачи

Предварительная

работа

Формы работы и

оснащения

занятия

Кол-во

заняти

й

«Хочу купить

все!»

Выяснить, что не все

продается и покупается

чтение

художественной

литературы

Чтение и

обсуждение,

ситуационные

задачи, игровое

занятие «Что

нельзя купить»

1 -2

недели

2

занятия

«Наше

богатство»

Формировать

чтение

Беседа,

обсуждение,

3 неделя

1

представления

дошкольников о вечных

ценностях.

ситуационные

задачи

занятие

«Жадность»

Выяснить, что такое

жадность и почему это

плохо для человека.

чтение

Ситуационные

задачи

4 неделя

1

занятие

Апрель

Тема занятия

Задачи

Предварительная

работа

Формы работы и

оснащения

занятия

Кол-во

заняти

й

«Изображаем

щедрость и

жадность»

Закрепить понимание

сути таких качеств

человека, как жадность

и щедрость.

беседа

Чтение,

обсуждение

1 неделя

1

занятие

«Бережливая

птица»

Развивать

диалогическую речь,

умение рассуждать и

делать выводы

Рассматривание

иллюстраций

Чтение

2 неделя

1

занятие

Игра «Дешевле

– дороже»

Развивать у детей

умение

ориентироваться в цене

товара, развивать

самостоятельность

Рассматривание

иллюстраций.

Игра

3 неделя

1

занятие

Мини –

спектакль

«Бережливые

друзья»

Показать, что

бережливость и

трудолюбие – качества

человека со здоровым

отношением к деньгам.

Подготовка к

спектаклю

Мини - спектакль

4 неделя

1

занятие

Май

Тема занятия

Задачи

Предварительна

я работа

Формы работы

и оснащения

занятия

Кол-во

заняти

й

«Как старик

корову

продавал?»

Развивать диалогическую

речь, умение рассуждать

и делать выводы

загадывание

загадок, чтение

художественной

литературы,

Чтение, игра

1неделя

1

занятие

«Путешествие

по стране

Закрепить у детей

знания, воспитывать

Рассматривание

иллюстраций,

Просмотр

презентаций,

2-3

неделя

финансов»

интерес к финансовой

грамотности

беседа

беседа

2

занятия

«Юные

финансисты»

Закрепить у детей

знания, воспитывать

интерес к финансовой

грамотности

беседа

Открытое

мероприятие

4 неделя

1

занятие

Р.S В плане возможны изменения

Список литературы:

Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская Программа «Азы

финансовой культуры для дошкольников» Москва: - Вита пресс – 2019.

Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Читаем и

обсуждаем» Москва: - Вита пресс – 2019.

Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская Методические

рекомендации. Москва: - Вита пресс – 2019.

Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Рассуждаем и

решаем» Москва: - Вита пресс – 2019.

Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Говорим с детьми

о финансах» . Москва: - Вита пресс – 2019.

Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Играем вместе»

Москва: - Вита пресс – 2019.

Л.В. Стахович; Е.В. Семенкова; Л.Ю. Рыжановская «Мини –

спектакли». Москва: Вита пресс – 2019.



В раздел образования