Напоминание

"Сложение и вычитание десятичных дробей"


Автор: Фассахова Раушания Разифовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №39"
Населённый пункт: г. Уфа, Ресублика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Предмет: математика

Класс: 5

Базовый учебник Математика 5 класс, А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-Граф, 2019г.

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Дидактическая цель: формировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей, способствовать развитию математической

речи, оперативной памяти, культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: находить ответы на вопрос, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Необходимое оборудование: таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к

самостоятельной работе, плакат «Алгоритм».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

Вводно-мотивационная часть урока(5 мин)

1

Организационный

момент.

Цель – включить

обучающихся в

учебную

деятельность,

определить

содержательные

рамки урока, создать

условия для

возникновения у

ученика внутренней

потребности

включения в учебную

деятельность.

Приветствует учеников, контролирует

подготовку рабочих мест.

Озвучивает тему и цель урока

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим

изучение десятичных дробей. Предлагаю вам

две задачи.

Задача 1. На пальто израсходовали 3,2 м ткани,

а на костюм- 2,63м. Сколько ткани

израсходовали на пальто и костюм вместе?

Задача 2. От куска провода длиной 30 м

отрезали 4,75м. Сколько метров провода

осталось в куске?

-

Внимательно

прочитав

задачи,

определите,

какой следующий шаг вам предстоит сделать в

изучении действий с десятичными дробями ?

(сложение и вычитание)

-

Молодцы!

Сформулируйте

цели

урока.

(построить

алгоритм

сложения

и

вычитания

десятичных дробей)

- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради

тему

урока.

(на

доске

открывается

тема

урока)

Приветствует

учителя,

проверяют

подготовку

рабочих мест.

Отвечают на

вопросы учителя,

высказывают свои

предположения.

Личностные: самоопределение,

смыслообразование.

Регулятивные: планирование,

целеполагание, волевая

саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение,

самостоятельное выделение и

формулирование познавательной

деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества,

выражение своих мыслей,

аргументация своего мнения.

2

Актуализация

знаний.

Ц е л ь

актуализировать

учебное

содержание,

н е о б х о д и м о е

и

д о с т а т оч н о е

д л я

восприятия

нового

материала: сравнение

десятичных

дробей,

перевод

десятичной

дроби

в

смешанное

число

и

наоборот ,

с л о ж е н и е

и

вычитание

смешанных чисел.

Формулирует задание. Создаёт эмоциональный

настрой на выполнение заданий.

Задание 1.

-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три

целых семь десятых; б) две целых шестьсот

пятьдесят одна тысячная.

- Сравните эти дроби.

-Запишите

данные

десятичные

дроби

в

виде

смешанных чисел.

- В ы п о л н и т е

с л о ж е н и е

и

в ы ч и т а н и е

получившихся смешанных чисел.

-Проверим

получившие ся

р е зул ьт ат ы .

(записаны на оборотной стороне доски)

-Сформулируйте

правило

сложения

и

вычитания смешанных чисел.

Выполняют

задание.

Называют

правило, на

которое опирались

при выполнении

данного задания.

Основная часть урока (операционная) (35 мин)

Изучение нового

материала.

Цель – организовать

коммуникативное

взаимодействие для

построения нового

способа действия

(алгоритма),

устраняющего

причину выявленного

затруднения.

- Ребята, решим задачу1.

- Перескажите условие. Составьте в тетради

план решения задачи. На составление плана – 2

мин.

ПЛАН

Пальто – 3,2м

Костюм – 2,68м

3,2+ 2,68 = ?

- Проблема: как сложить десятичные дроби?

- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы

справиться с затруднением?(перевод

десятичной дроби в смешанное число и

Читают текст

задачи.

Обсуждают.

Составляют план.

Личностные: самоопределение,

смыслообразование.

Регулятивные:волеваясаморегуляция

в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез,

обобщение, аналогия,

самостоятельное выделение и

формулирование познавательной

цели, поиск и выделение

необходимой информации, проблема

обратно, сложение смешанных чисел)

- А нельзя ли проще выполнить вычисление?

- Хорошо! Откройте учебник на с.221.

- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и

вычитания десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу.

- Вместе составим схему ориентировочных

действий (алгоритм)

3,2 + 2,63= ?

1)

Уравнять количество знаков после

запятой.

3,20 + 2,63

2)

Записать их друг под другом, чтобы

запятая была под запятой.

3,20

2,63

3)

Выполнить сложение (вычитание), не

обращая

внимания на запятую

3,20

+

2,63

5 ,83

4)

Поставить в ответе запятую под запятой

3,20

+ 2,63

________-

5,83

Называют правила,

которыми будут

пользоваться при

выполнении

данного задания.

Выполняют

действие в тетради.

Работа с учебником:

находят в тексте

понятия, читаю и

запоминают

правило, читают и

проговаривают его

друг другу в слух.

Составляют схему

действий.

Комментируют

выполнение

задания.

выбора эффективного способа

решения, создание способа решения

проблемы.

Коммуникативные: выражение своих

мыслей, аргументирование своего

мнения, учебное сотрудничество со

сверстниками.

Самостоятельно решим задачу 2.

Проверка результатов (готовое решение задачи

на оборотной стороне доски)

Закрепление.

Формирование

практических

навыков решения

задач.

Цель – организовать

усвоение детьми

нового способа

действия решения

заданий с их

проговариванием во

внешней речи.

- Выполним задания у доски и в тетрадях с

пошаговым комментарием.

№ 863(1,3,5)

(три ученика решают у доски, остальные в

тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните сложение десятичных дробей по

алгоритму.

1) 0,6 + 0,4

3) 0,666 + 22,191

5) 8,9021 + 0,68

№ 866(1,3,5)

(три ученика решают у доски, остальные в

тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните вычитание десятичных дробей по

алгоритму.

1) 11, 1 – 2,8

3) 88,252 – 4,69

5) 6,6 – 5,99

Задача №870

Задание 4. (устно)

- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит

на доске.

- Вразброс даны части алгоритма по сложению

и вычитанию десятичных дробей. Работая в

парах в течение 30 секунд восстановите

алгоритм по шагам.

Работа с

учебником.

Ученики по

одному выходят и

комментируют

решение у доски,

остальные

работают в

тетради.

Воспроизводят

своими словами

правила,

действуют по

алгоритму.

Личностные: осознание

ответственности за общее дело

Познавательные:выполнение

действий по алгоритму,

построение логической цепи

рассуждений, анализ, обобщение,

подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение

своих мыслей, использование

речевых средств для решения

коммуникативных задач.

Алгоритм

1.

Выполнить сложение (вычитание),

не обращая внимания на запятую

2.

Уравнять количество знаков после

запятой.

3.

Поставить в ответе запятую под

запятой

4.

Записать их друг под другом, чтобы

запятая была под запятой.

Ответ: 2, 4, 1, 3

Работа в парах по

восстановлению

алгоритма.

Самостоятельная

работа.

Самопроверка.

Цель

организовать

самостоятельное

выполнение

учащимися

типовых

заданий

на

н о в ы й

способ действия

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя,

насколько он сам понял алгоритм сложения и

вычитания и может его применить. У вас на

партах лежат карточки с таблицами.

Посмотрите.

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

+

0,8

1,2

0,45

-

0,2

1,5

0,04

1,2

1,8

0,6

2,2

- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы

получите ключ для выполнения самопроверки.

Осуществляют

самопроверку.

Проверяют свои

ответы, отмечают

Регулятивные: контроль, коррекция,

самооценка

Познавательные: анализ, синтез,

аналогия, выполнение действий по

алгоритму.

- У кого возникли затруднения при выполнении

задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя.

правильно

решенные

примеры,

исправляют

допущенные

ошибки.

Осуществляют

самооценку.

Домашнее задание.

Цель – обсудить и

записать

домашнее задание.

Домашнее задание : №865, №867,№871

Даёт комментарии к домашнему заданию

Записывают

домашнее

задание.

Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)

Цель –

организовать

оценивание

учащимися

собственной

деятельности на

уроке.

Организует подведение итогов совместной и

индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили

открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

1.

Мне понятно, как складывать

десятичные дроби

________________________

2.

Я смогу применить алгоритм

сложения десятичных дробей

______________

3.

Мне понятно, как вычитать

десятичные дроби

Называют

основные позиции

нового материала

и как они их

усвоили.

Познавательные: рефлексия

способов и условий действия,

контроль и оценка процесса и

результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация

своего мнения

__________________________

4.

Я смогу применить алгоритм

вычитания десятичных дробей

______________



В раздел образования