Напоминание

Математическая грамотность


Автор: Дорошенко Татьяна Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ, средняя общеобразовательная школа №15
Населённый пункт: город Нерюнгри, Республики Саха ( Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Математическая грамотность
Раздел: среднее образование





Назад




Математическая грамотность

Дорошенко Татьяна Борисовна

учитель математики СОШ№ 15

г. Нерюнгри, Республика Саха(Якутия)

Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях

обучения является математическая грамотность подрастающего поколения.

Поэтому обеспечение математической грамотности школьников- это

первоочередная задача хорошего школьного математического образования. И

это основа для математического образования в профессиональной школе.

Понятие математической грамотности начало формироваться в конце ХХ

столетия в исследованиях Международной ассоциации по оценке учебных

достижений

учащихся.

В

этих

исследованиях

под

математической

грамотностью

понимали

«готовность

выпускников

средней

школы

справляться

с

жизненными

проблемами,

для

решения

которых

нужно

использовать некоторые математические знания.

Это качество характеризуется такими умениями, как:

умение

выполнять

математические

расчеты

для

решения

повседневных задач;

умение

рассуждать,

делать

выводы

на

основе

информации,

представленной

в

различных

формах

таблицах,

диаграммах,

на

графиках), широко используемых в средствах массовой информации»

Это понятие является центральным в исследованиях PISA. Оно определяется

“как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в

котором

он

живет,

выражать

хорошо

обоснованные

математические

суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и

в

будущем

потребности,

присущие

творческому,

заинтересованному

и

мыслящему гражданину”.

В исследованиях PISA понятие математической грамотности понимается как

способность учащихся:

р а с п о з н а в а т ь

п р о бл ем ы ,

в о з н и ка ю щ и е

в

о к р уж а ю щ е й

действительности

и

которые

можно

решить

средствами

математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной

проблемы;

формулировать и записывать результаты решения.

Поэтому, задания, для исследования состояния математической грамотности

учеников,

в

большинстве

имели

четко

выраженную

прикладную

направленность

и

их

решение

предусматривало,

прежде

всего,

владение

учащимися приемами деятельности прикладного характера. Отмечается, что

понятие

“математической

грамотности”

в

исследованиях

PISA

можно

рассматривать

как

конкретизацию

общего

понятия

функциональной

грамотности, которое, предусматривает способность человека использовать

приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений.

Задания на развитие математической грамотности обучающихся.

6 класс

1.Купили 123 красных, зеленых, синих и желтых шаров. Число шаров, кроме

красных, равно 94, число шаров, кроме зеленых 81, и число шаров, кроме синих

89. Сколько куплено желтых шаров?

а) 18 b) 19 c) 20 d) 23

2.Требуется смешать 3 части песка и 2 части цемента. Сколько песка и цемента

надо взять, чтобы получить 60 кг смеси?

3.При помоле на каждые 4 части муки получается 1 часть отходов. Сколько

смололи пшеницы, если муки получилось на 72 ц больше, чем отходов?

4.Отец старше сына в три раза, или на 34 года. Каков возраст отца и сына?

5.Максимальная скорость, с которой может передвигаться кролик, на 36 км/ч,

или в 10 раз больше скорости землеройки. С какой максимальной скоростью

могут передвигаться кролик и землеройка?

6.Разложить число 10 на 2 слагаемых, сумма квадратов которых равна 58.

7.Если число дней уменьшить на 1, затем разделить на 6 и прибавить 3, то

получится 2/3 первоначального числа дней. Сколь велико число дней?

8.Найди лишнее слово и объясни , почему оно лишнее. Если возможно, укажи

несколько вариантов решения.

1)треугольник;2)транспортир;3)периметр;4)линейка5)циркуль.

9.Путь от дома до школы, равный 1,2 км , Вани прошел за 15 мин, а обратный

путь- за 20 мин. Вставь в предложения пропущенные числа.

1) Скорость Вани по дороге в школу была больше, чем на обратном пути :

- на …… км;

- в ……. раз;

- на …… (часть);

- на …… процентов.

2) Скорость Вани на обратном пути уменьшилась:

- на ……. км/ч;

- в……….раз;

- на …….часть;

- на …….процентов.

10.Стороны четырехугольника пропорциональны числам 1; 3; 2; 3, его периметр

равен 180 м. Найти стороны четырехугольника.

а) 15;65;30;65 b) 20;60;40;60 с)30;70;60;70 d)10;75;20;75.

Тест на математическую грамотность для учащихся 6 класса

(1-5 вопросы один вариант ответа, 6-10 вопросы два варианта ответа)

1.Пирог поставили в духовку на 2/3ч. Через какое время будет готов пирог?

А)1ч 20 мин Б) 45 мин В) 10 мин Г) 40мин Д)50мин

2.Саша и Антон ходят в одну и ту же школу и живут в одном направлении от школы. Саша в

4км 500 м от школы, Антон в 3 км 200м от школы. На каком расстоянии находятся дома

Антона и Саши ?

А)2км 200 м Б) 1км 300м В) 2км 600м Г) 3км 100м Д)5 км

3.В детском саду 180 человек. В каждой группе по 16 мальчиков и 14 девочек. Сколько девочек

и мальчиков в саду?

А)80 д и 100м Б) 84 д и 96 м. В) 100д и 80 м Г) 85 д и 95 м Д)40 д и 140 м

4.Плитка шоколада «Вдохновение» стоит 120 рублей. Какое наибольшее количество плиток

шоколада можно купить на 1000рублей?

А)9 Б) 2 В) 10 Г) 8 Д)11

5.25 метровое бревно распилили на бревна длинной 1м. Сколько распилов было сделано?

А) 20 Б) 12 В) 15 Г) 10 Д)24

6.В классе 2 отличника, 10 хорошистов и 15 троечников. Выберите верное утверждение?

А)хорошистов в пять раз больше ,чем отличников Б) троечников меньше половины класса

В)отношение количества отличников к хорошистам и к троечникам равно 1:2:3

Г) троечников более 50% класса Д)хорошистов на 10 % больше чем троечников.

7.Используя таблицу ,сравните энергетическую ценность продуктов.

Название продукта

1 кусок торта

1 чизбургер

1 кусок пиццы

Энергетическая ценность

500 ккал

300ккал

600ккал

А)1 чизбургер содержит больше килокалорий ,чем 1 кусок торта Б) в 2 чизбургерах

количество килокалорий такое же как в одном куске пиццы В) в1 куске пиццы на 100 ккал

больше чем в 1 куске торта Г) самая большая энергетическая ценность у

чизбургера Д)самая низкокалорийная еда –это торт.

8.На 1 м

2

пола требуется 0,4 кг краски. Сколько краски потребуется для покраски пола в

комнате 5м на 4м?

А) 8000г Б) 1200г В) 12кг Г) 8кг Д)4кг

9.Зарплата рабочего 50000рублей.В мае месяце он получил премию в размере 20% от

зарплаты. Сколько денег получил рабочий в мае?

А) 5 0000р+10000р Б) 50000р+5000р В) 7 00000р Г) 100 000р Д) 60000р

10.Мальчик посадил дерево высотой 1м. За год дерево подрастает на 60 см. За какое время

дерево станет высотой 3м.

А) через 1год Б) через 20мес В)через 40 мес Г) через 3года и 4 мес Д)через 1год и 10 мес

Ключи к тесту

Математическая грамотность 6 класс

Номер

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9 10

Варианты

ответов

Г

Б

Б

А

Д

АГ

БВ

АГ

АД ВГ



В раздел образования