Автор: Бикмухаметова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города НИжневартовска ДС№17
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Конспект
Тема: Деньги в жизни людей.
Раздел: дошкольное образование
Деньги в жизни людей.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота» «пластиковая карта»; наличные и
безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Развивать
умение определять возможность покупки того или иного товара.
развивать речь, логическое мышление
Воспитывать правильное отношение к деньгам.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Педагогические средства: беседа, дидактическая игра
Оборудование:
- Компьютерное оборудование
- мяч
- копилка с набором разных монет и банкнот, пластиковая карта.
- бумага и цветные карандаши, ножницы.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты,
чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между
монетой и банкнотой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята к нам в группу принесли не обычный предмет.
1.
Загадка о копилке
У меня игрушка есть, и монеток в ней не счесть.
Моя игрушка-свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, -жду. (Копилка)
Воспитатель демонстрирует копилку.
- Что это такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить
деньги?
2.
Монеты-банкноты
-
А
вам
интересно
узнать,
что
лежит
в
копилке,
какие
деньги
там
есть?
Давайте
посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? (монеты)
Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими,
после этого дети смогут назвать данный признак).
- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету
всем детям.
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
- Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают
хором.
Ребята, сейчас мы с вами поиграем
3.
Игра «Дополни»
Я
называю
признак
монеты,
а
вы
называете
противоположный
признак
банкноты
и
наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Где
мы
носим
деньги,
монеты
и
банкноты?
(в
кошельке).
Они
у
нас
в
наличии
и
называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в
кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).Вы видели
такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в
банкомат и знать пароль)
- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А
в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).
4.
Зрительная гимнастика
5.
Игра «Что нельзя купить»
Из названных слов, выберите то, что нельзя купить:
Телевизор, солнце, здоровье.
Конфеты, дача, снег.
Горы, квартира, туфли.
Ветер, игрушки, дружба.
На магнитной доске прикреплены разные картинки Скажите: улыбку бабушки
купить за деньги можно, а доброту?
-Молодцы ребята, справились с заданием верно разложили картинки что можно
купить за деньги.
6.
Игра «Для чего нужны деньги» (с мячом)
Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и
называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны
деньги?) ;
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется
благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения
денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
7.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом в котором мы живем
Третья монетка-одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все
пальцы)
8.
Сценка «Три копейки»
Ребята,
послушайте
стихотворение
и
ответьте
на
такой
вопрос:
«Сможет
ли
мама
выполнить просьбу сына?».
«Три копейки»
Маму в магазин провожает сын.
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт,
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить».
Вопросы к обсуждению:
Можно ли на эти деньги купить что-либо?
Почему мальчик думал наоборот? (не знает с цен.)
9.
Предлагаю вам решить задачи.
Мама дала Маше 3 рубля и Денису дала 5 рублей. Могут ли дети купить
фломастеры за 10 рублей? Объясните почему.
Предложить два кошелька. В первом кошельке купюра 50 рублей (1штука),
во втором кошельке –монетки 10 рублей (5штук). Что лежит в первом
кошельке? (купюры).А во втором кошельке? (монеты). Какой бы ты выбрал
кошелек? Почему? (ответы детей).
Вывод: не зависимо от количества банкнот или монет количество рублей
может быть одинаково.
Молодцы с задачами вы справились.
10. Игра «Груша-яблоко»
Ребята, у вас на столах приготовлены карандаши, ножницы и листы бумаги. Я хочу
попросить вас взять карандаши и нарисовать на листах бумаги яблоко. (Дети
рисуют яблоко). А теперь переверните лист бумаги и нарисуйте на другой стороне
грушу (дети рисуют грушу). Молодцы!
А теперь возьмите ножницы и вырежьте сначала яблоко, а потом грушу.
Дети должны заметить, что вырезать оба рисунка невозможно. Один придется
испортить.
Конечно, это не возможно, потому что лист бумаги один, и если мы изначально
хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать расположение
рисунков на бумаги. Так и с деньгами. Необходимо уметь планировать доходы и
расходы, чтобы правильно распорядится ими.
Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
( Наличные деньги).
- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).