Напоминание

Интеграция формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в образовательных областях


Автор: Санькова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в образовательных областях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интеграция формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в

образовательных областях

Санькова Е.С., воспитатель

ГБДОУ № 11 Приморского района

Санкт-Петербурга

Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а

интерес

к

математическим

понятиям

проявляется

довольно

рано.

Дети

постоянно

сталкиваются

с

многообразными

свойствами

предметов:

цветом,

формой,

величиной.

Знакомство

с

величиной

и

цветом

начинается

с

младенческого

возраста.

Кругозор

складывается

сначала

из

того,

что

попалось

на

глаза,

привлекло

внимание,

удалось

наблюдать у взрослых, получить самому путем проб и ошибок.

Отличительная

особенность

современной

педагогики

ее

устремленность

в

будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и

сама

математика

является

мощным

фактором

развития

ребенка,

формированием

его

познавательных и творческих способностей.

Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об

этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность

почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие

закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции

образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие

• познавательное развитие

• речевое развитие

• художественно-эстетическое развитие

• физическое развитие.

(ФЭМП)

Формирование

элементарных

математических

представлений

дошкольников

входит

в

образовательную

область

«Познавательное

развитие»

и

направлено на получение первичных представлений о свойствах и отношениях объектов

окружающего

мира

форме,

цвете,

размере,

количестве,

числе,

части

и

целом,

пространстве

и

времени).

Именно

при

приобретении

математических

представлений,

ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах

предметов

и

отношениях

между

ними,

овладевает

приемами

и

способами

познания,

применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.

Формирование элементарных математических представлений – это мощный фактор

интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих

способностей.

Основная

цель

создание

условий

для

рационального

использования

игровой

системы обучения и развития креативных способностей ребенка. Восприятие активно

развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной

деятельности

ребенка:

лепки,

рисования,

конструирования,

чтения

книг,

просмотра

фильмов,

спортивных

занятий,

музыки,

прогулок.

Все

эти

виды,

активно

пронизаны

игрой,

в

которой

ребенок

моделирует

все

фрагменты

окружающей

жизни

и

новой

информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

Особое

внимание

при

формировании

у

детей

элементарных

представлений

необходимо уделять интеграции образовательных областей.

Интеграция – это соединение знаний из разных образовательных областей на основе

одной темы, образа, сюжета.

Цель интеграции – объединить различные виды деятельности детей в целостный

педагогический

процесс

формирования

представлений

об

окружающем

мире,

математических понятий, развитии умственных способностей, логического мышления,

учить собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек

зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, развивать интеллект.

Интеграция

математического

содержания

с

другими

разделами

программы

обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребенком средств и способов познания

(эталонов,

моделей,

обследования)

в

другие

условия,

расширяет

и

стимулирует

проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более

естественным, жизненно направленным.

Освоение

задач

математического

развития

дошкольников

осуществляется

как

в

организованной педагогом деятельности – развивающих и образовательных ситуациях,

развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, так и свободной

самостоятельной

деятельности

в

условиях

развивающей

предметно-пространственной

среды,

в

специально

организованных

игротеках,

игровых

центрах,

центрах

экспериментирования.

Форма

проведения

интегрированных

занятий

нестандартна,

интересна.

Использование

различных

видов

работы

в

течение

занятия

поддерживает

внимание

воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности

занятий.

Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников

за

счет

переключения

на

разнообразные

виды

деятельности,

ощутимо

повышают

познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание,

память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой

активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда,

когда проводятся в системе.

Использование интеграции позволяет:

- активизировать интерес дошкольников к осваиваемой проблеме и к познанию в

целом;

-

способствует

обобщению

и

системности

знаний

и

комплексному

решению

проблем;

- обеспечивает перенос освоенного в новые условия.

Интеграция

логико-математического

и

речевого

развития

основана

на

единстве

решаемых в дошкольном возрасте задач. Развитие классификации, сериации, сравнения,

анализа осуществляется в процессе игр с логическими блоками, веществами, наборами

геометрических фигур; в ходе выкладывания силуэтов, выделения отличий и сходства

геометрических фигур и т. п.

Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики и в общем

развитии детей являются: основные формы детского фольклора, дидактические игры,

сюжетно-ролевые

игры,

эксперименты,

подвижные

игры,

лепка,

рисование,

конструирование, оригами.

Все

эти

виды

деятельности

помогают

детям

добиваться

успехов

в

усвоении

материала,

с

интересом

решать

задачи

и

примеры:

закрепляются

количественные

отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры,

ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию

умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по

двум

(форма

и

размер).

Для

этого

педагог

использует

потешки,

загадки,

считалки,

поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.

В дошкольном возрасте существуют различные виды деятельности, в которых могут

быть применены математические знания детей. Поэтому интеграция процессов ФЭМП и

различных образовательных областей необходима:

В сюжетно-ролевых играх (социально-коммуникативное развитие) используются

знания, полученные на математических занятиях (игра «Магазин»).

При чтении художественных произведений, составлении небольших рассказов

(речевое развитие) обращается внимание на количество частей произведения.

Перечитывая или инсценируя сказки, такие как «Теремок», «Репка», вспоминаем,

сколько было героев, в какой последовательности они предстают перед читателем

(закрепление порядкового, количественного счета, ориентировка в пространстве).

В

деятельности

по

художественно-эстетическому

развитию

(рисование,

аппликация, лепка), работая с пластилином и бумагой, обращается внимание как

(на сколько частей, на какие части) можно разделить пластилин, полоски бумаги,

закрепляются знания о цвете, форме, размере предметов.

На музыкальных занятиях происходит знакомство и разучивание песен и попевок

с

называнием

дней

недели,

цифр,

ориентиров

в

пространстве

и

времени.

используются

музыкально-дидактические

игры

на

развитие

чувства

ритма,

которые

способствуют

развитию

и

закреплению

некоторых

математических

определений (Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и

низким).

На физкультурных занятиях и утренней гимнастике широко используются умения

ориентироваться в пространстве (справа, слева, впереди, сзади, вверх, вниз и т.

д.).

В математической деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим

миром и предметным окружением (познавательное развитие) используются игры

с мячом «Веселый счет», игры на знание дней недели «Лови, бросай, дни недели

считай». В окружающей природе отмечаются изменения предыдущего дня от

сегодняшнего,

форма

листьев

деревьев,

высота

растений

(куст

выше

травы,

дерево выше куста и т. д.). Освоение математических представлений происходит

постоянно, даже в повседневной деятельности, так как все, что нас окружает

можно посчитать, переставить, определить количество и т. д.

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском

саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую. Из этого можно

сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к

изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так

же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в

процессе обучения.



В раздел образования