Напоминание

"Явление радиоактивности"


Автор: Дунебги Баламетовна Абулова
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Белоярская СОШ№1"
Населённый пункт: пг тБелый Яр, Сургутский район
Наименование материала: План для самостоятельной работы
Тема: "Явление радиоактивности"
Раздел: полное образование





Назад




.

План для самостоятельного изучения

Явление радиоактивности.

Просмотрите видео (Фрагмент 1).

1. Как вы думаете о каком открытии идёт речь?

Прочитайте §98 ("Открытие радиоактивности", стр.291 - 1 абзац стр.292)

и ответьте письменно на вопросы:

1. Опишите кратко опыт Анри Беккереля и основной вывод, сделанный из

этого эксперимента.

2. Запишите в тетрадь определение термина "радиоактивность".

(Сообщение о научной деятельности Анри Беккереля.)

Слушая сообщение, запишите в тетради основные моменты сообщения (кто?

что? где? когда?).

Прочитайте §99 ("α-, β- и γ-излучения", стр.293) и ответьте письменно на

вопрос:

1. Опишите кратко опыт Резерфорда по изучению состава радиоактивных

лучей и результат этого эксперимента (цель, схема, что делал, что наблюдал,

выводы).

Прочитав

до

конца

§99

(или

выполненный

ранее

конспект

по

этому

параграфу),

заполните

таблицу,

позволяющую

дать

сравнительную

характеристику различных видов радиоактивных излучений:

α - л у ч и

(

α

2

4

¿

β - л у ч и

(

β

1

0

¿

γ-лучи

(

γ

0

0

)

1. Электрический заряд

2. Проникающая способность

3. Что из себя представляют

4. Что изменяется в составе

химического

элемента

при

испускании им этих лучей.

Т.о. опыты позволили учёным установить, что обнаруженные А.Беккерелем

лучи имеют сложный состав. Спустя некоторое время удалось доказать, что

каждый из этих лучей имеет в своём составе вполне определённые частицы,

уже

известные

науке

того

времени.

Но

природа

открытого

Беккерелем

излучения ещё долгое время оставалась для учёных загадкой. Решению этой

загадки посвятили свою жизнь Мария и Пьер Кюри.

(Сообщение о научной деятельности супругов Кюри )

Слушая

сообщение, запишите в тетради основные моменты

сообщения (кто? что? где? когда?).

Прочитайте

§100

("Радиоактивные

превращения",

стр.296 - 297) и ответьте письменно на

вопросы:

1.

Какие

свойства

характерны

для

всех

видов радиоактивных излучений?

2. Какое вещество образуется в результате такого

превращения?

Урок №2

Если химический элемент испускает одно из перечисленных

выше излучений, то говорят, что происходит α-распад, β-

распад или γ-распад, и эти процессы можно записать с

помощью уравнений (см.рис.), где Х - материнское ядро (т.е.

тот химический элемент, который испытывает распад), У -

дочернее

ядро

(химический

элемент,

получающийся

в

результате

превращения), А - массовое число, Z - зарядовое число.

(Разберите решение примеров и оформите решения в тетради.)

Пример №1. Определите, какой химический

элемент образуется в результате α-распада полония.

Для

решения

задания

потребуется

выполнить следующие действия:

а)

сделать

краткую

запись

задания

(обозначение

химического

элемента

берём из таблицы);

б)

подписать

снизу

зарядовое

число

(порядковый

номер),

а

сверху

массовое

число

(округлённая

до

целых

атомная

масса) для каждого элемента;

в) вычесть из массового числа исходного

элемента

массовое

число

излучаемых

ча сти ц ,

вып ол ни ть

а н а л о г и ч н о е

действие с зарядовыми числами;

г)

записать

полученные

результаты

в

уравнение;

.

д )

и

о п р е д е л и т ь

п о

т а б л и ц е

получившийся

химический

элемент

(массовое

число

может

не

совпадать,

т.к. существуют изотопы с различной

массой).

Пример №2. Определите, какой химический элемент образуется в результате β-

распада полония.

Для решения задания потребуется выполнить те же

действия,

только

учесть,

что

при

β-распаде

образуется ещё одна частица - антинейтрино (она

не имеет ни, заряда, ни сколько-нибудь ощутимой

массы, но, вылетая, уносит с собой часть энергии.

Пример

№3. Определите, какой химический элемент

образуется в результате γ-распада полония.

Решение задач (базовый уровень).

(Решение ЭТОЙ части задач обязательно ДЛЯ ВСЕХ)

1. Определите, какой химический элемент образуется в результате α-распада

гафния.

2. Определите, какой химический элемент образуется в результате β-распада

рения.

3. Определите, какой элемент образуется в результате γ-распада дубния.

4. Определите, какой химический элемент образуется в результате двух α-

распадов астата.

5. Определите, какой химический элемент образуется в результате двух β-

распадов и одного α-распада полония.

6.

Определите,

в

результате

какого

радиоактивного

распада

плутоний-239

превращается в уран-235.

7.

Определите, в

результате

какого

радиоактивного распада натрий-22 превращается в магний-22.

Домашнее задание:

Теория: §§98, 99, 100.

Практика будет задана после контрольной работы.



В раздел образования