Напоминание

Программа кружка внеурочной деятельности «Здоровым быть модно!»


Авторы: Шаповалова Ольга Владимировна, Марина Владимировна Проценко
Должность: учитель начальных классов, преподаватель педагогических дисциплин,
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №3» с. Ореховка, РГБПОУ
Населённый пункт: с. Ореховка, Черкесск
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Программа кружка внеурочной деятельности «Здоровым быть модно!»
Раздел: начальное образование





Назад




1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

С.ОРЕХОВКА ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Программа кружка внеурочной деятельности

«Здоровым быть модно!»

Направление: спортивно-оздоровительное

для учащихся 3 класса.

Срок реализации программы:

1 год, 2 часа в неделю (68 часов)

Составители:

учитель начальных классах

МБОУ «СОШ №3» с. Ореховка

Шаповалова Ольга Владимировна,

преподаватель педагогических дисциплин:

Проценко Марина Владимировна

2020 год

2

Пояснительная записка

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах

человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе

развития

нашего

общества

являются:

формирование

у

обучающихся

гражданской

ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,

самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования

к

обучающимся

и

их

здоровью.

Тем

самым,

обязывая

образовательное

учреждение

создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию

ценностного

отношения

обучающихся

к

собственному

здоровью

и

здоровью

окружающих.

При

этом

здоровье

рассматривается

как

сложный,

многоуровневый

феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты.

Именно

образовательное

учреждение

призвано

вооружить

ребенка

индивидуальными

способами

ведения

здорового

образа

жизни,

нивелируя

негативное

воздействие

социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла

отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость

формирования

у обучающихся

мотивации

на

ведение

здорового

образа

жизни

через

организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы

взаимодействия,

в

результате

которых

только

и

возможно

становление

здоровьесберегающей компетентности.

Программа

кружка

внеурочной

деятельности

физкультурно-спортивной

и

спортивно-оздоровительной направленности: «Здоровым быть модно!» для учащихся 3

класса. Срок реализации программы: 1 год, 2 часа в неделю (68 часов).

Особенности возрастной группы детей

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического

развития

у

разных

детей.

Сохраняются

и

различия

в

темпах

развития

мальчиков

и

девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный

рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы.

Повышением

мышечной

силы

и

общим

развитием

двигательного

аппарата

обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию,

прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения

не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно

преобразуется

познавательная

сфера,

формируется

личность,

складывается

сложная

система отношений со сверстниками и взрослыми.

К

семи

годам

возрастает

подвижность

нервных

процессов,

но

процессы

возбуждения преобладают. Это определяет такие характерные особенности детей, как

непоседливость,

повышенную

эмоциональную

возбудимость.

Ребенок

открыт

к

воздействию

неблагоприятных

факторов.

При

этом

изменяется

уровень

нервно-

психического реагирования ребенка на различные «вредности».

В возрасте 6-11 лет есть свои особенности в организации движения. Намного проще

детям

выполнять

размашистые,

крупные движения,

мелкая

техника

даётся им

очень

тяжело.

Объясняется

это

тем,

что

мышечное

развитие

и

способы

управления

им

происходят неодновременно. Развитие крупных мышц происходит быстрее, чем развитие

мелких.

Несмотря на то, что у детей растёт физическая выносливость, на психологическом

уровне они не могут долго концентрировать внимание на чём-то одном, не умеют ещё

сосредотачиваться,

в

результате

чего

интерес

быстро

угасает,

и

они

очень

быстро

3

утомляются. Вместе с тем дети в этом возрасте очень ранимы. Младший школьный

возраст характерен тем, что педагог является авторитетом для ребенка (к примеру, в

подростковом

возрасте

эту

нишу

занимают

сверстники).

Поэтому

педагог

должен

тщательно

взвешивать

свои

слова, обращенные

к

ребенку

во

избежание

зарождения

комплексов и обид.

Этот

возраст

характерен

началом

интенсивного

роста

и

качественного

преобразования

познавательных

процессов.

Эти

процессы

приобретают

условный

характер

и

становятся

осознанными

и

произвольными.

Дети

постепенно

овладевают

психическими процессами, учатся управлять памятью и вниманием. Им следует уделить

особое внимание.

Учащиеся

школы

обучаются

в

первую

смену,

а

во

второй

половине

дня

осуществляется внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность в МКОУ СОШ №13 с. Ореховка осуществляется на основе

оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды

деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и

целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов

школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники

школы

(учителя–предметники,

библиотекарь,

медсестра).

Социальное

партнерство

в

решении поставленных задач представлено в Приложении 1.

Координирующую

роль

выполняет

на

уровне

класса

классный

руководитель,

который действует в соответствии со своими функциями и задачами.

Модель

внеурочной

деятельности

в

школе

обеспечивает

учет

индивидуальных

особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности,

которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровитель

ное,

духовно-нравственное,

общеинтелектуальное,

общекультурное,

социальное,

проектная деятельность), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции,

«круглые

столы»,

конференции,

диспуты,

школьное

научное

общество,

олимпиады,

соревнования, поисковые и научные исследования на добровольной основе в соответствии

с выбором участников образовательного процесса.

Модель

внеурочной

деятельности

школы

определяет

состав

и

структуру

направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на

ступени

начального

общего

образования

с

учетом

интересов

обучающихся

и

возможностей школы.

Сегодня

существует

и

усиливается

конфликт

между

характером

присвоения

ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:

- в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность

и т. д.);

- вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой,

размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.).

Этот

конфликт

меняет

структуру

мышления

детей,

их

самосознание

и

миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского

отношения к жизни, морального релятивизма.

Все

это

определяет

необходимость

постановки

новых

стратегических

задач

в

организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Содержание

занятий,

предусмотренных

в

рамках

внеурочной

деятельности,

направлено на реализацию Образовательной программы школы.

Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их

родителей (законных представителей).

В

период

каникул

для

продолжения

внеурочной

деятельности

дети

посещают

детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Планета детства» при школе.

4

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и спортивно-

оздоровительному направлению «Здоровым быть модно!» направлена на нивелирование

следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и

трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только

наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни

позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности

по

формированию

культуры

здоровья

обучающихся

на

ступени

начального

общего

образования являются:

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования;

-

СанПиН,

2.4.2.1178-02

«Гигиенические

требования

к

режиму

учебно-

воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

-

Федеральный

закон

от

20.03.1999 №52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения»,

-

Постановление Правительства

Российской Федерации

от

23.03.2001 №224

«О

проведении

эксперимента

по

совершенствованию

структуры

и

содержания

общего

образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №

220/11-13 от 20.02.1999);

-

Гигиенические

требования

к

условиям

реализации

основной

образовательной

программы начального общего образования (2009 г.);

Принципы организации внеурочной деятельности

соответствие

возрастным

особенностям

обучающихся,

преемственность

с

технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности

школы;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данная

модель

организации

внеурочной

деятельности

младших

школьников

обеспечивает

развитие

положительного

потенциала

личности

обучающихся

в

рамках

деятельности

общешкольного

коллектива;

построение

системы

отношений

через

разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

Организация

занятий

внеурочной

деятельностью

является

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

в

нашем

образовательном

учреждении

и

предоставляет

обучающимся

возможность

выбора

широкого

спектра

занятий,

направленных

на

их

развитие.

Содержание занятий кружка «Здоровым быть модно!», предусмотренных в рамках

внеурочной

деятельности

физкультурно-спортивной

и

спортивно-оздоровительной

направленности,

сформировано

с

учётом

пожеланий

обучающихся

и

их

родителей

(законных представителей).

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и спортивно-

оздоровительному направлению

«Здоровым быть модно!» может рассматриваться как

одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего

воспитательно-образовательного

процесса

в

школе.

Основная

идея

программы

заключается

в

мотивации

обучающихся

на

ведение

здорового

образа

жизни,

в

формировании

потребности

сохранения

физического

и

психического

здоровья

как

необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья

младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно

ориентированный подходы.

5

Содержание

программы

«Здоровым

быть

модно!»

раскрывает

механизмы

формирования

у

обучающихся

ценности

здоровья на

ступени

начального

общего

образования

и

спроектирована

с

учётом

нивелирования

вышеперечисленных

противоречий.

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и спортивно-

оздоровительному

направлению

носит

образовательно-воспитательный

характер

и

направлена на осуществление следующих целей:

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные

навыки, такие как: умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

1.Формирование:

- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном

(здоровом)

питании

и

его

режиме;

полезных

продуктах;

рациональной

организации

режима

дня,

учёбы

и

отдыха;

двигательной

активности;

причинах

возникновения

зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии

на

здоровье;

основных

компонентах

культуры

здоровья

и

здорового

образа

жизни;

влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

- навыков конструктивного общения;

- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в

том числе связанным с особенностями роста и развития;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее

принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

2.Обучение:

-

осознанному

выбору

модели

поведения,

позволяющей

сохранять

и

укреплять

здоровье;

-

правилам

личной

гигиены,

готовности

самостоятельно

поддерживать

своё

здоровье;

- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- упражнениям сохранения зрения.

Следовательно,

выпускник

младших

классов

нашей

школы

как

современного

образовательного

учреждения

должен

иметь

устойчивый

интерес

к

учению,

наблюдательность,

осведомленность,

применять

знания

на

практике,

быть

исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным,

правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму,

навыки

гигиены,

уметь

согласовывать

личное

и

общественное,

иметь

навыки

самоорганизации, открытый внешнему миру.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Форма

занятия

Всего

часов

Часы

аудит/

занятий

Часы

внеаудит/

занятий

1

За здоровый образ жизни

Вводное

занятие

2

1

1

2

«Режиму дня - мы друзья»

беседа

2

1

1

3

«Спорт любить - здоровым

быть!»

беседа

2

1

1

4

Игры на развитие психических

процессов

тренинг

3

1

2

5

«Мой

внешний

вид

залог

здоровья»

час общения

2

1

1

6

6

«Природа

источник

здоровья»

акция

3

1

2

7

«Остров здоровья»

игра

2

-

2

8

«Очки: друзья или враги»

исследователь

ская работа

2

2

9

Турпоход семейного выходного

дня

турпоход

3

3

10

Товарищеские

встречи

по

пионерболу

и

футболу

с.учащими ся МКОУ СОШ №9

имени

Н.К. Калашникова

соревнование

2

2

11

«Как защититься от простуды и

гриппа?»

час здоровья

2

1

1

12

«Полезные

и

вредные

привычки»

беседа

3

1

2

13

Краеведческий

музей

села

Гофицкое

экскурсия

2

2

14

«Соль: друг или враг»

проектная

деятельность

2

-

2

15

«Хочу остаться здоровым»

КТД

2

2

16

«Пожарная команда»

экскурсия

2

1

1

17

«В

здоровом

теле

здоровый

дух»

конкурс

мини-

сочинений

2

1

1

18

Культура питания

встреча с медсестрой

2

1

1

19

Как

питались

в

стародавние

времена

и

питание

нашего

времени

исследовательская

работа

2

2

20

«Дальше, быстрее, выше»

соревнование

2

2

21

Лечебная

физкультура

в

сохранении

и

укреплении

здоровья

тренинг

4

1

3

22

Помоги себе сам

час здоровья,

тренинг

4

1

3

23

«В

здоровом

теле

–здоровый

дух»

праздник

2

2

24

«Что даёт нам море»

час общения

2

2

25

«Я б в спасатели пошел»

беседа

2

1

1

26

«Правила

дорожного

движения»

экскурсия

2

1

2

27

«Основы самоконтроля»

тренинг

саморегуляции

3

1

2

28

«Вредные

и

полезные

растения»

экскурсия

3

3

29

Итоговое занятие

2

2

Итого

68

20

48

Содержание работы

Вводное занятие (2ч)

7

За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в

школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.

Режиму дня - мы друзья (2ч)

Расширение представлений о роли режима дня в сохранении и укреплении здоровья.

Составление индивидуального режима дня.

Спорт любить — здоровым быть! (2ч)

Уточнение знаний о важности активного образа жизни.

Показ детям разнообразных активных игры в школе.

Игры на развитие психических процессов (4ч)

Игры

на

развитие

психических

процессов

(мышления,

памяти,

внимания,

восприятия,

речи,

эмоционально

волевой

сферы

личности)

развитие

произвольной

сферы (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Мой внешний вид – залог здоровья (2ч)

Формирование представлений о рациональном соответствии одежды и природных,

климатических особенностей.

Составление памяток о требованиях к внешнему виду учащихся.

«Природа – источник здоровья» (2ч)

Сбор лекарственных трав в округе с. Ореховка, обработка их.

«Остров здоровья» (2ч)

Подвижные игры для обеспечения двигательной активности младших школьников

разной интенсивности.

Турпоход семейного выходного дня (3ч)

Совместный

активный

отдых

родителей

и

детей.

Игровая,

развлекательная,

познавательные программы.

Товарищеские встречи по пионерболу и футболу с.учащимися МКОУ СОШ №9

имени Н.К. Калашникова (2 ч)

Участие учеников класса в соревнованиях по пионерболу и футболу.

Исследовательская работа «Очки: друзья или враги» (2ч)

Организация

групповой

работы

младших

школьников

над

исследованием

по

проблеме: «Очки: друзья или враги».

Полезные и вредные привычки (4ч.)

Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение – это болезнь.

Вред от алкоголя. Наркотические вещества. Токсические вещества. Солнце, воздух и вода

– наши лучшие друзья. Составление памяток по изученным проблемам.

Экскурсия в краеведческий музей села Гофицкое (2ч)

Знакомство с историей, культурой, природой с. Гофицкое.

Проектная деятельность «Соль: друг или враг» (2ч.)

Групповая работа над проектом по проблеме: «Соль: друг или враг».

«Хочу остаться здоровым» (2ч)

Коллективная работа по выработке правил соблюдения правил безопасного образа

жизни.

«Пожарная команда» (2ч)

Знакомство с правилами пожарной безопасности. Проведение игры по группам.

«В здоровом теле здоровый дух» (1ч)

Конкурс мини-сочинений

Культура питания (2ч)

Беседа с

медсестрой

о

правильном

питании.

Составление

таблицы

полезных

и

вредных продуктов.

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени (2ч)

Исследовательская работа по предложенной теме.

«Дальше, быстрее, выше» (2ч)

Соревнование в беге, метании, прыжках. (сдача норм ГТО)

8

Лечебная физкультура в сохранении и укреплении здоровья (4ч)

Приёмы

самомассажа

и

релаксации.

Релаксационные

настрои.

Релаксационные

упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. Профилактика

плоскостопие. Профилактика нарушения осанки.

Помоги себе сам (4ч)

Оказание

первой

помощи.

Знакомство

детей

с

понятием

«болезнь»,

с

необходимостью

обращаться

за

помощью

к

врачам.

Опасные

ситуации

и

правила

поведения в них. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитание

желания помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях.

«В здоровом теле – здоровый дух» (2ч)

Праздник для детей и родителей с игровой, развлекательной программой.

«Что даёт нам море» (2ч)

Морепродукты,

их

роль

в

сохранении

и

укреплении

здоровья

человека.

Самостоятельное составление перечня полезных морепродуктов.

«Я б в спасатели пошел» (2ч)

Профессия «спасатель», значение и содержание его деятельности. Практические

советы по оказанию помощи.

«Правила дорожного движения» (4ч)

Знакомство

с

правилами

дорожного

движения.

Отработка

знаний

о

дорожных

знаках.

«Основы самоконтроля» (4ч)

Понятие «самоконтроль», «саморегуляция», значение самоконтроля в сохранении и

укреплении здоровья. Тренинг саморегуляции.

«Вредные и полезные растения» (4ч)

Представление

о

полезных

и

вредных

растениях.

Создание

иллюстрированного

каталога полезных и вредных растений.

Итоговое занятие (2ч)

Подведение итогов работы кружка. Диагностика результативности.

Подобное

содержание

отражает

взаимосвязь

всех

компонентов

здоровья,

подчеркивания

взаимное

влияние

интеллектуальных

способностей,

коммуникативных

умений,

потребности

в

соблюдении

личной

гигиены,

необходимости

закаливания

и

правильного питания, эмоционального отношения к деятельности.

Содержание

программы

внеурочной

деятельности

«Здоровым

быть

модно!»

отражает

социальную,

психологическую

и

соматическую

характеристику

здоровья.

Реализация

данной

программы

в

рамках

внеурочной

деятельности

соответствует

предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности

можно оценить по двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,

понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение

школьниками

знаний

об

основах

здорового

образа

жизни;

об

основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о русских

народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки

проектов

и

организации

коллективной

творческой

деятельности;

о

способах

самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника

к

базовым

ценностям

нашего

общества

и

к

социальной

реальности

в

целом):

развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих

его людей, к спорту и физкультуре.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

9

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

установка на безопасный, здоровый образ жизни;

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к

сверстникам,

бесконфликтное

поведение,

стремление

прислушиваться

к

мнению

одноклассников;

этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа.

Метапредметными

результатами

изучения

курса

является

формирование

следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

проводить сравнение и классификацию объектов;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровитель

ных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.

овладение

умениями

организовывать

здоровьесберегающую

жизнедеятельность

(режим

дня,

утренняя

зарядка,

оздоровительные

мероприятия,

полезные

привычки,

подвижные игры и т.д.).

Формы подведения итогов работы:

- анкетирование детей;

- спортивные праздники с привлечением родителей.

Формы работы по внеурочной деятельности представлены в Приложении 2.

Консультационная и мотивационная деятельность в области

формирования основ ЗОЖ, интереса к занятиям ФК

Учитель

должен

развивать

у

учащихся

потребность

самостоятельно

заниматься

физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни.

Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту,

побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым.

Мотивация

учения

в

младшем

школьном

возрасте

развивается

в

нескольких

направлениях.

Широкие

познавательные

мотивы

(интерес

к

занятиям)

могут

уже

к

середине этого возрасте преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к

10

способам

приобретения

знаний),

мотивы

самообразования

представлены

пока

самой

простой формой - интересом к дополнительным источником знания.

Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической

культурой принадлежит родителям.

При высоком уровне понимания родителями роли физической культуры в жизни

детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а

при

низком

уровне

понимания

родителями

роли

физической

культуры

таких

детей

оказалось только 16%.

Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой,

но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей

учителя является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в

том

случае,

если

у

учащихся

будет

сформирована

потребность

в

самостоятельных

систематических занятиях физической культурой или, иными словами, если у них будет

сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.

Привычки формируются в результате многократного длительного использования

определенных действий или форм поведения. Поэтому их выработка проходит через ряд

этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен учителем.

Первый этап - формирование положительного отношения к физической культуре. С

первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий

физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.

Второй этап - формирование у учащихся самостоятельно заниматься физической

культурой.

Намерение,

по

определению

Л.С.

Рубинштейна,

является

внутренней

подготовкой

отсроченного

действия

или

поступка.

Это

зафиксированная

решением

направленность на осуществление цели. На этом этапе задача учителя физкультуры -

пробудить

у

учащихся

желание

самостоятельно

и

регулярно

заниматься

физической

культурой. Он может предположить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку.

Сформировав у учеников это желание, учитель может переходить к следующему этапу.

Третий этап - осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься

физической

культурой.

Этот

этап

связан

с созданием

условий

для самостоятельного

выполнения

школьниками

физических

упражнений.

К

таким

условиям

относятся:

приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря, разработка учащимися

вместе

с

учителем

физкультуры

режима

дня,

в

котором

нашлось

бы

место

и

для

самостоятельного выполнения физических упражнений; разучивание на уроке комплекса

упражнений, которые ребята будут выполнять дома.

Четвертый этап - превращение желания школьников самостоятельно и регулярно

заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических

особенностей младших школьников и подростков (легкая смена интересов и желаний,

недостаточное

развитие

настойчивости,

целеустремленности)

регулярное,

самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляют значительные

трудности.

В

связи

с

этим

учителю

необходимо

осуществлять

ряд

мероприятий,

которые

поддерживали

бы

сформированные

намерения

учащихся

самостоятельно

заниматься

физической культурой.

Учитывая, что младшие школьники часто выполняют задания не столько для себя,

сколько для других и что у них быстро теряется интерес к выполнению любого задания,

если они не видят на себе заинтересованного взгляда родителей или старших братьев или

сестер, лучшим вариантом на первых порах было бы совместное выполнение физических

упражнений

младшими

школьниками

и

старшими

в

семье,

или

необходимо

просто

присутствие старших.

Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических

упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель обеспечит постоянный

контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет. Этот

11

контроль

иногда

оказывается

даже

действеннее,

чем

контроль

родителей,

так

как

авторитет учителя для младших школьников часто весомее слов и увещеваний родителей.

Взаимодействие с участниками образовательных отношений

(обучающимися, педагогами, родителями)

Только совместная, целенаправленная работа учителя начальных классов со всеми

субъектами

образовательного

процесса

может

обеспечить

достижение

планируемых

результатов.

С

этой

целью

в

арсенале

учителя

имеются

индивидуальные,

групповые

и

коллективные

формы

работы,

среди

которых

наиболее

распространены

родительские

собрания, заседания методических объединений учителей, групповая и индивидуальная

работы с младшими школьниками.

Инфраструктура

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом,

актовым залом, библиотекой, спортивной площадкой и др..

Результаты, достигнутые при реализации программы

Основными видами внеурочной деятельности являются: познавательная, досуговая

(развлекательная), спортивно-оздоровительная, творческая, трудовая.

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-

нравственное

приобретение

ребёнка

благодаря

его

участию

в

том

или

ином

виде

деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того

или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все

виды

внеурочной

деятельности

учащихся

на

ступени

начального

общего

образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результаты внеурочной деятельности проявляются в следующих показателях:

увеличение числа детей, охваченных спортивно-оздоровительной и физкультурно-

спортивной деятельностью;

воспитание уважительного отношения к своей школе, посёлку, стране;

формирование навыков здорового образа жизни;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

осознанного отношения к личностному самоопределению;

реализация основной цели программы – достижение учащимися необходимого для

жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом

системы ценностей.

Результатом

практической

деятельности

по

программе

«Здоровым

быть

модно!» можно считать следующие критерии:

- повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни;

- среди учащихся класса нет курящих детей;

- повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса;

- класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в

здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

- классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на

сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья, результаты которых

представляются на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов

школы;

- повышается уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

Литература для учителя:

12

1.

Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и

плоскостопия у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Асачева Л.Ф.. Горбунова О.В. –

СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 112с.

2.

Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. [Текст]/ Баранцев С.А. -

М.: Просвещение, 1988

3.

Безруких М. М., Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании /

Методическое пособие. [Текст]/ Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г. - М.:

ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.

4.

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. [Текст]/ Былеев Л.В.. – М., 1990.

5.

Глязер С., Зимние игры и развлечения. [Текст]/ Глязер С.. – М., 1993.

6.

Григорьев

Д.В. Внеурочная

деятельность школьников.

Методический

конструктор:

пособие для учителя. [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

7.

Ковалько В.И. Школа физкультминуток. [Текст]/ Ковалько В.И.. - М., ВАКО, 2005.

8.

Покровский Е.А. Русские детские игры. Жребий хороводы, символические игры. –

СПб.: Речь, Образовательные проекты. [Текст]/ Покровский Е.А.. - М.: Сфера, 2010. – 144

с.

9.

Синяков А.Ф. Правельное питание – залог здоровья. [Текст]/ Синяков А.Ф.. – М.:

Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 432с.

10.

Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности.

Спортивно-оздоровительная деятельность. [Текст]/ Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов

Т.С.. - М., Просвещение, 2011

11.

DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

12.

DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

Литература для родителей и детей:

1.

Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.

2.

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

3.

Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.

4.

Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995

5.

Дедулевич М.Д. Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые поединки –

Мозырь Белый ветер 2002г.

6.

Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и

педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

7.

Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство

ACT -ЛТД, 1997.

13

Приложение 1

Социальное партнерство при организации внеурочной деятельности физкультурно-

спортивной и спортивно-оздоровительной

направленности в МКОУ СОШ № 13 с. Ореховка

ММЦ

«Импульс»

Социальное

партнерство

Краеведческий музей

с.Сухая Буйвола

Краеведческий музей

с.Гофицкое

МБУК

ДК

с

.

Ореховка

Сельская

библиотека

Родители млад -

ших школьников

14

Система форм внеурочной воспитательной деятельности

в рамках

Формы

внеурочной

деятельности

КТД

Поисковые

исследования

Библиотечные

уроки

Акции

Экскурсии

Олимпиады

Турпоходы

Часы здоровья

Беседы

и

др

.

Соревнования

Игры

Час

общения

Тренинг



В раздел образования