Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ


Автор: Редикарцева Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель СПО
Учебное заведение: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Краснодарский кооперативный институт (филиал)
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




С

ОВРЕМЕННЫЕ

ПСИХОЛОГО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ

Редикарцева Т. Б.

Преподаватель СПО

Автономная некоммерческая образовательная

организация высшего образования Центросоюза

Российской Федерации «Российский университет

кооперации»

Краснодарский кооперативный институт (филиал)

В

общем

виде

процесс

обучения

представляет

собой

процесс

управления,

т.е.

воздействия

на

педагогическую

систему,

организацию

знаний.

Для

успешного

его

осуществления

в

педагогической

науке

р а з р а б а т ы в а ю т с я

м о д е л и ,

с п о с о б с т в у ю щ и е

оптимальному управлению в педагогических системах. К

ним

относятся

специальные

методы

(методики)

и

технологии обучения.

Педагогическая

технология

– это

систематичное

воплощение

на

практике

заранее

спроецированного

учебно-воспитательного

процесса.

О т л и ч и е м

педагогических технологий от любых других является то,

что они способствуют более эффективному обучению за

счет

повышения

интереса

и

мотивации

к

нему

у

учащихся.

С

развитием

информационных

технологий

большими

темпами

идет

становление

системы

дистанционного

образования

обучения

через

сеть

Интернет,

что

открывает

широкие

возможности

применению

новейших

психолого-педагогических

методик.

Обучающие игры занимают важное место среди

современных

психолого-педагогических

технологий

обучения. В настоящее время в зависимости от сферы

применения

существуют

различные

модификации

обучающих

игр.

Так,

при

подготовке

офицеров

применяются

военные

игры,

для

актеров

существуют

с юже т н о - р ол е в ы е

и г р ы ,

д л я

б и з н е с м е н о в

и

руководителей – специальные тренинги.

Обучающие игры выполняют 3 основные функции:

Инструментальная: формирование

определенных

навыков и умений;

Гностическая: формирование

знаний

и

развитие

мышления учащихся;

С о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к а я : развитие

коммуникативных навыков.

Каждой функции соответствует определенный тип игры:

инструментальная функция может выражаться в игровых

упражнениях,

гностическая

в

дидактиче ских,

последняя – в ролевых играх.

Для повышения эффективности обучающей игры ее

технология должна отвечать определенным требованиям:

Игра

должна

соответствовать

целя м

обучения;

И м и т а ц и о н н о - р ол е ва я

и г р а

д о л ж н а

затрагивать

практическую

педагогиче скую

(психологическую) ситуацию;

Необходима

определенная

психологическая

подготовка

участников

игры,

которая

бы

соответствовала содержанию игры;

Возможность

использования

творческих

элементов в игре;

Преподаватель (психолог) должен выступать

не только в роли руководителя, но и как корректор

и консультант в процессе игры.

Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

1)

Создание

игровой

атмосферы.

На

данном

этапе

определяется

содержание

и

основная

задача

игры,

о су ще с т вля е т с я

психологическая подготовка ее участников;

2)

Организация

игрового

проце сс а,

включающая инструктаж - разъяснение правил и

условий игры участникам -

и распределение

ролей среди них;

3)

Проведение игры, в результате которой

должна быть решена поставленная задача;

4)

Подведение

итогов.

Анализ

хода

и

результатов игры как самими участниками, так и

экспертами (психологом, педагогом).

Следует

отметить,

что

в

обучающих

играх

используется не только игровой метод как таковой. В

процессе

игры

можно

применять

групповую

и

индивидуальную

работу,

совместное

обсуждение,

проводить

тестирование

и

опрос,

создавать

ролевые

ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и

позволяет

использовать

различные

методы

анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.

Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет

некоторую

специфику.

В

процессе

обучения

игра

зачастую

используется

как

вспомогательный

элемент,

дополнение

к

теоретическому

материалу

и

не

может

выступать в качестве основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих

игр можно выделить следующие их разновидности:

и м и т а ц и о н н ы е

и г р ы и с п о л ь зу ю т с я

в

профессиональном

обучении

при

формировании

определенных производственных навыков.

сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная

ситуация - жизненная, деловая или иная. Это игры

творческие,

в

которых

сюжет

форма

интеллектуальной деятельности, поэтому в данном

случае

большое

значение

играет

подготовка

участников и разработка сценария игры.

инновационные

игры.

Их

основное

отличие

от

других видов состоит в их подвижной структуре и

проведении

игры

в

нескольких

обучающе-

развивающих

«пространствах»

-

например,

с

использованием

компьютерных

программ.

Инновационные

игры

направлены

на

получение

качественно

иного

знания

с

использованием

новейших

педагогических

и

информационных

технологий.

Если вышеперечисленные виды игр различались по

методу, то принцип выделения последних – это цель,

назначение

игры,

со стоящая

в

формировании

определенных

навыков

управления

конкретной

ситуацией.

организационно-деятельностные.

В

них

акцент

ставится

на

диагностике

игровой

ситуации

и

обосновании выбора вариантов решения проблемы.

С точки зрения методов здесь

больше внимания

уделяется диалогу, общению участников и другим

формам групповой работы.



В раздел образования