Автор: Редикарцева Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель СПО
Учебное заведение: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Краснодарский кооперативный институт (филиал)
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: среднее профессиональное
С
ОВРЕМЕННЫЕ
ПСИХОЛОГО
-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ
Редикарцева Т. Б.
Преподаватель СПО
Автономная некоммерческая образовательная
организация высшего образования Центросоюза
Российской Федерации «Российский университет
кооперации»
Краснодарский кооперативный институт (филиал)
В
общем
виде
процесс
обучения
представляет
собой
процесс
управления,
т.е.
воздействия
на
педагогическую
систему,
организацию
знаний.
Для
успешного
его
осуществления
в
педагогической
науке
р а з р а б а т ы в а ю т с я
м о д е л и ,
с п о с о б с т в у ю щ и е
оптимальному управлению в педагогических системах. К
ним
относятся
специальные
методы
(методики)
и
технологии обучения.
Педагогическая
технология
– это
систематичное
воплощение
на
практике
заранее
спроецированного
учебно-воспитательного
процесса.
О т л и ч и е м
педагогических технологий от любых других является то,
что они способствуют более эффективному обучению за
счет
повышения
интереса
и
мотивации
к
нему
у
учащихся.
С
развитием
информационных
технологий
большими
темпами
идет
становление
системы
дистанционного
образования
–
обучения
через
сеть
Интернет,
что
открывает
широкие
возможности
применению
новейших
психолого-педагогических
методик.
Обучающие игры занимают важное место среди
современных
психолого-педагогических
технологий
обучения. В настоящее время в зависимости от сферы
применения
существуют
различные
модификации
обучающих
игр.
Так,
при
подготовке
офицеров
применяются
военные
игры,
для
актеров
существуют
с юже т н о - р ол е в ы е
и г р ы ,
д л я
б и з н е с м е н о в
и
руководителей – специальные тренинги.
Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
Инструментальная: формирование
определенных
навыков и умений;
Гностическая: формирование
знаний
и
развитие
мышления учащихся;
С о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к а я : развитие
коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры:
инструментальная функция может выражаться в игровых
упражнениях,
гностическая
–
в
дидактиче ских,
последняя – в ролевых играх.
Для повышения эффективности обучающей игры ее
технология должна отвечать определенным требованиям:
Игра
должна
соответствовать
целя м
обучения;
И м и т а ц и о н н о - р ол е ва я
и г р а
д о л ж н а
затрагивать
практическую
педагогиче скую
(психологическую) ситуацию;
Необходима
определенная
психологическая
подготовка
участников
игры,
которая
бы
соответствовала содержанию игры;
Возможность
использования
творческих
элементов в игре;
Преподаватель (психолог) должен выступать
не только в роли руководителя, но и как корректор
и консультант в процессе игры.
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1)
Создание
игровой
атмосферы.
На
данном
этапе
определяется
содержание
и
основная
задача
игры,
о су ще с т вля е т с я
психологическая подготовка ее участников;
2)
Организация
игрового
проце сс а,
включающая инструктаж - разъяснение правил и
условий игры участникам -
и распределение
ролей среди них;
3)
Проведение игры, в результате которой
должна быть решена поставленная задача;
4)
Подведение
итогов.
Анализ
хода
и
результатов игры как самими участниками, так и
экспертами (психологом, педагогом).
Следует
отметить,
что
в
обучающих
играх
используется не только игровой метод как таковой. В
процессе
игры
можно
применять
групповую
и
индивидуальную
работу,
совместное
обсуждение,
проводить
тестирование
и
опрос,
создавать
ролевые
ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и
позволяет
использовать
различные
методы
–
анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.
Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет
некоторую
специфику.
В
процессе
обучения
игра
зачастую
используется
как
вспомогательный
элемент,
дополнение
к
теоретическому
материалу
и
не
может
выступать в качестве основного метода обучения.
Исходя из методов, целей и особенностей обучающих
игр можно выделить следующие их разновидности:
и м и т а ц и о н н ы е
и г р ы и с п о л ь зу ю т с я
в
профессиональном
обучении
при
формировании
определенных производственных навыков.
сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная
ситуация - жизненная, деловая или иная. Это игры
творческие,
в
которых
сюжет
–
форма
интеллектуальной деятельности, поэтому в данном
случае
большое
значение
играет
подготовка
участников и разработка сценария игры.
инновационные
игры.
Их
основное
отличие
от
других видов состоит в их подвижной структуре и
проведении
игры
в
нескольких
обучающе-
развивающих
«пространствах»
-
например,
с
использованием
компьютерных
программ.
Инновационные
игры
направлены
на
получение
качественно
иного
знания
с
использованием
новейших
педагогических
и
информационных
технологий.
Если вышеперечисленные виды игр различались по
методу, то принцип выделения последних – это цель,
назначение
игры,
со стоящая
в
формировании
определенных
навыков
управления
конкретной
ситуацией.
организационно-деятельностные.
В
них
акцент
ставится
на
диагностике
игровой
ситуации
и
обосновании выбора вариантов решения проблемы.
С точки зрения методов здесь
больше внимания
уделяется диалогу, общению участников и другим
формам групповой работы.