Напоминание

логопедическое занятие в 1 классе


Автор: Кузьмина Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Назийский цент социальной адаптации"
Населённый пункт: пос.Назия Кировский район Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: логопедическое занятие в 1 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л,

Рь-Ль в слогах, словах. Буквы Р-Л» (1 класс)

ФИО чителя-

логопеда

Кузьмина Татьяна Владимировна

Группа

(класс),

1 класс

Тема занятия

Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах. Буквы Р-Л.

Тип занятия

Отработка умений и рефлексий

Используемые

технологии

*Технология на основе системно-деятельностного подхода.

*Здоровьесберегающие технологии

*Игровая технология

Цель занятия

Развивать у младших школьников навык дифференцирования звуков

в слогах, словах, предложениях и умения правильного обозначения

их на письме буквами.

Планируемые

образовательн

ые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате занятия

дети смогут:

- различать звуки на

слух и в

произношении в

слогах и словах;

- правильно

обозначать буквы Р-

Л на письме.

Познавательные УУД:

- уметь анализировать,

развивать способность

делать выводы;

- продолжать

формировать умение

действовать по

составленному плану,

осуществлять

самоконтроль.

Регулятивные УУД:

- учиться работать по

предложенному учителем

плану;

- оценивать результаты

своей деятельности;

- развивать

целеустремлённость и

настойчивость в

достижении своих целей.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге,

- мотивация учебной

деятельности,

активизация

самостоятельности,

интереса к способу

действий;

- формирование

навыка

самоконтроля;

- самооценка на

основе критерия

успешности учебной

деятельности.

достаточно полно и

точно выражать свои

мысли;

- оформлять свои мысли

в устной форме;

- высказывать свою точку

зрения;

- слушать и понимать

речь других.

Ресурсы

урока

Предметные картинки, схема анализа артикуляции звука, схема

характеристики звуков, карточки с буквами Р, Л индивидуальные

карточки, зеркала, массажные мячи, тетради, ручки, карандаши.

2

Организационная структура логопедического занятия

Основные

этапы

организаци

онной

учебной

деятельнос

ти

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Формируемые УДД

1.Организа

ционный

момент

1.Создать

психологический

настрой на занятие

2.Активизировать

внимание

- формировать

установки на

здоровый образ

жизни.

Здравствуйте

ребята, я очень

рада видеть вас!

Давайте повторим

с вами правила

правильной речи:

«Говорим мы

четко, ясно, чтобы

всем было

понятно!»

Сейчас я попрошу

сесть того, кто

правильно

ответит на

вопрос:

- Какое сейчас

время года?

- Назовите

осенние месяцы.

- Какой сейчас

месяц?

- Назови день

недели.

Здороваются,

отвечают на

вопросы,

садятся.

Коммуникативные

УУД:

- умение

организовывать

учебное

сотрудничество и

совместную

деятельность с

учителем и

сверстниками.

3

2.Подготов

ительный

этап

1.Развивать

моторику

артикуляционног

о аппарата.

2.Развивать

мелкую

моторику.

3.Организовать

самостоятельное

или с помощью

логопеда

формулирование

цели занятия.

Давайте выполним

дыхательную

гимнастику, подуем на

наши осенние деревца.

Молодцы!

А- Теперь нам надо

потренировать язычок,

чтобы он нам помог

красиво говорить.

Начнём

артикуляционную

гимнастику. (Расчёска,

качели, горочка,

часики, маляр,

болтушка.)

Помассируем

массажным мячом

ладошки по кругу,

сначала быстро,

потом медленно;

- сожмём мячик

сначала правой рукой,

потом левой;

- разминать и

растирать каждый

палец массажным

колечком.

А сейчас послушайте

и отгадайте загадки:

Ползёт наоборот,

задом наперёд, всё под

водой хватает

клешнёй.

(рак)

Разноцветное

коромысло над рекою

повисло. (радуга)

По волне, по волне,

плывёт музыка ко мне.

(радио)

Выделите первый звук

в словах. Где мы

можем услышать этот

звук? (гудение машин,

рёв тигра)

Ещё загадки

Я землю копала,

ничуть не устала. А

кто со мной копал, тот

и устал

Выполняют

артикуляционну

ю и

дыхательную

гимнастику.

Выполняют

массаж ладоней

и пальцев рук

Отгадывают

загадки,

выделяют

первый звук в

словах и

формулируют

предполагаемую

тему занятия

Познавательные

УУД:

- анализировать,

сравнивать,

выделять

существенные

признаки, исключать

лишнее в

соответствие с

выделенными

существенными

признаками.

Коммуникативные

УУД:

- формулировать

устное

монологическое

высказывание,

отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД:

- определять и

формулировать цель

деятельности на

уроке с помощью

учителя;

- учиться работать

по предложенному

плану.

4

(лопата)

Сидит дед, во сто шуб

одет, кто его раздевает,

тот слёзы проливает.

(лук)

Висит груша нельзя

скушать. (груша)?

Подумайте и скажите,

какие звуки мы будем

сегодня изучать?

3.Основно

й этап

Закрепить

знания о

механизмах

образования

звука «Р» и «Л»

их акустических

особенностях.

-А теперь скажите эти

звуки гласные или

согласные? Чем

похожи и чем

отличаются эти

звуки?

Какой буквой

обозначаются звуки

Р-Рь? А звуки Л-Ль?

Давайте представим,

что ваш нос это

карандаш. Давайте

носиком в воздухе

напишем эти буквы.

- Возьмите конверты

и из ниток выложите

буквы.

-Звук Р и звук Л

согласные, т.к

воздух из горла

встречает

преграду, звуки

произносятся с

голосом значит

звонкие. При

произнесении Р

язык вибрирует,

а при звуке Л

упирается в

зубы.

- Буквой Р.

- Буквой Л.

Рисуют буквы в

воздухе,

выкладывают из

ниток

Познавательные

УУД:

- самостоятельно

выбирать основания

и критерии для

классификации,

устанавливать

причинно-

следственные связи;

Коммуникативные

УУД:

-формулировать

ответы на вопросы,

составлять устное

монологическое

высказывание.

Оздоровит

ельный

этап

формировать

установки на

здоровый образ

жизни и

реализации в

реальном

поведении.

Выполняем

гимнастику для глаз

1.быстропоморгать

глазами;

2.посмотреть вверх,

вправо, вниз, влево;

3.круговые вращения

глазами сначала

вправо, затем налево;

Выполняют

гимнастику для

глаз

Регулятивные

УУД:

- планировать

своё действие в

соответствии с

поставленной

задачей и

условиями её

реализации, в том

5

4.посмотреть сначала

вверх, а затем вниз.

числе во

внутреннем

плане.

Речевые

игры

«Замени

звук»,

«Эхо».

Закреплять

проговаривание

во внешней речи

Я буду произносить

слова со звуком Л, а

вы заменяйте его на

слова со звуком Р

Лад-Рад

Лозы-Розы

Ложка-Рожки

Лама-Рама

Пил-Пир

Молодцы!

Ребята представьте,

что мы гуляем в

осеннем лесу. И то

что мы говорим,

повторяет эхо.

Давайте будем

отражать эхом слоги.

Ра-ла

Ла-ра

Ра-ла-ра

Ла-ла-ра

Ра-ла-ра-ла

Ла-ра-ра-ла

Дети повторяют

за логопедом

слоговые

цепочки,

произносят

громко, чётко

Регулятивные УУД:

- выполнять

учебные действия в

громкоречевой

форме

Коммуникативные

УУД:

- контролировать

действия партнёра.

Самостоят

ельная

работа с

взаимопро

веркой

- создать на

занятии условия

для

формирования

навыков

самоконтроля;

- способствовать

овладению

необходимыми

навыками

самостоятельной

учебной

деятельности

- У вас лежат

листочки, на которых

потерялись буквы.

Возьмите карандаш и

обведите букву Р в

овал, а букву Л в

квадрат. Поменяйтесь

своими листочками и

проверьте товарища.

Дети

самостоятельно

выполняют

задание

Познавательные

УУД:

- осуществлять

анализ объектов;

- произвольно и

осознанно владеть

общим приёмом

решения задач

Работа в

тетрадях

- А теперь открыли

тетради, подписали

число. Мы с вами

будем играть в игру

«Шифровальщики».

Будем определять

Самостоятельно

записывают

обозначение

звука и его

порядковый

номер в слове.

Познавательные

УУД:

- осознанно

выбирать

эффективные способ

решения задач.

6

твёрдый или мягкий

звук в слове, и какой

он по счёту. Мягкий

звук-зелёный квадрат,

твёрдый звук –синий

квадрат и рядом

пишем, каково место

по счёту звука.

(ремень, лампа, карта,

поле, стар,

весёлый,мандарин,

овал).

Игра «Слова

перепутались».

Ученики

восстанавливают

деформированные

предложения:

Лары, у, халат,

красивый.

Акулы, зубы, у,

острые.

Мама, сладкий, и,

испекли, Лена, пирог.

Регулятивные УУД:

- умение соотносить

свои действия с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль своей

деятельности в

процессе

достижения

результата,

определять способы

действий в рамках

предложенных

условий,

корректировать свои

действия в

изменяющейся

ситуации.

Рефлексия

-формировать

навыки

самоанализа и

самоконтроля;

- формировать

навык

осуществления

итогового

контроля

Ребята, что сегодня

мы узнали на уроке?

Что вам сегодня

удалось на занятии?

Что понравилось?

Какое задание

показалось вам

самым трудным?

-За что вы можете

себя похвалить?

Давайте мы оценим

свою работу.

Выберите цветочки,

цвет которых

соответствует вашему

настроению.

-Молодцы, вы сегодня

хорошо поработали.

Отвечают на

вопросы,

выбирают

цветок,

соответствующи

й по цвету их

настроению

Регулятивные

УУД:

-оценивать

правильность своих

действий на уровне

адекватной оценки, -

осуществлять

итоговый контроль,

различать способ и

результат действий.

7



В раздел образования