Автор: Кузьмина Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Назийский цент социальной адаптации"
Населённый пункт: пос.Назия Кировский район Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: логопедическое занятие в 1 классе
Раздел: начальное образование
Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л,
Рь-Ль в слогах, словах. Буквы Р-Л» (1 класс)
ФИО чителя-
логопеда
Кузьмина Татьяна Владимировна
Группа
(класс),
1 класс
Тема занятия
Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах. Буквы Р-Л.
Тип занятия
Отработка умений и рефлексий
Используемые
технологии
*Технология на основе системно-деятельностного подхода.
*Здоровьесберегающие технологии
*Игровая технология
Цель занятия
Развивать у младших школьников навык дифференцирования звуков
в слогах, словах, предложениях и умения правильного обозначения
их на письме буквами.
Планируемые
образовательн
ые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
В результате занятия
дети смогут:
- различать звуки на
слух и в
произношении в
слогах и словах;
- правильно
обозначать буквы Р-
Л на письме.
Познавательные УУД:
- уметь анализировать,
развивать способность
делать выводы;
- продолжать
формировать умение
действовать по
составленному плану,
осуществлять
самоконтроль.
Регулятивные УУД:
- учиться работать по
предложенному учителем
плану;
- оценивать результаты
своей деятельности;
- развивать
целеустремлённость и
настойчивость в
достижении своих целей.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге,
- мотивация учебной
деятельности,
активизация
самостоятельности,
интереса к способу
действий;
- формирование
навыка
самоконтроля;
- самооценка на
основе критерия
успешности учебной
деятельности.
достаточно полно и
точно выражать свои
мысли;
- оформлять свои мысли
в устной форме;
- высказывать свою точку
зрения;
- слушать и понимать
речь других.
Ресурсы
урока
Предметные картинки, схема анализа артикуляции звука, схема
характеристики звуков, карточки с буквами Р, Л индивидуальные
карточки, зеркала, массажные мячи, тетради, ручки, карандаши.
2
Организационная структура логопедического занятия
Основные
этапы
организаци
онной
учебной
деятельнос
ти
Задачи этапа
Деятельность
педагога
Деятельность
детей
Формируемые УДД
1.Организа
ционный
момент
1.Создать
психологический
настрой на занятие
2.Активизировать
внимание
- формировать
установки на
здоровый образ
жизни.
Здравствуйте
ребята, я очень
рада видеть вас!
Давайте повторим
с вами правила
правильной речи:
«Говорим мы
четко, ясно, чтобы
всем было
понятно!»
Сейчас я попрошу
сесть того, кто
правильно
ответит на
вопрос:
- Какое сейчас
время года?
- Назовите
осенние месяцы.
- Какой сейчас
месяц?
- Назови день
недели.
Здороваются,
отвечают на
вопросы,
садятся.
Коммуникативные
УУД:
- умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.
3
2.Подготов
ительный
этап
1.Развивать
моторику
артикуляционног
о аппарата.
2.Развивать
мелкую
моторику.
3.Организовать
самостоятельное
или с помощью
логопеда
формулирование
цели занятия.
Давайте выполним
дыхательную
гимнастику, подуем на
наши осенние деревца.
Молодцы!
А- Теперь нам надо
потренировать язычок,
чтобы он нам помог
красиво говорить.
Начнём
артикуляционную
гимнастику. (Расчёска,
качели, горочка,
часики, маляр,
болтушка.)
Помассируем
массажным мячом
ладошки по кругу,
сначала быстро,
потом медленно;
- сожмём мячик
сначала правой рукой,
потом левой;
- разминать и
растирать каждый
палец массажным
колечком.
А сейчас послушайте
и отгадайте загадки:
Ползёт наоборот,
задом наперёд, всё под
водой хватает
клешнёй.
(рак)
Разноцветное
коромысло над рекою
повисло. (радуга)
По волне, по волне,
плывёт музыка ко мне.
(радио)
Выделите первый звук
в словах. Где мы
можем услышать этот
звук? (гудение машин,
рёв тигра)
Ещё загадки
Я землю копала,
ничуть не устала. А
кто со мной копал, тот
и устал
Выполняют
артикуляционну
ю и
дыхательную
гимнастику.
Выполняют
массаж ладоней
и пальцев рук
Отгадывают
загадки,
выделяют
первый звук в
словах и
формулируют
предполагаемую
тему занятия
Познавательные
УУД:
- анализировать,
сравнивать,
выделять
существенные
признаки, исключать
лишнее в
соответствие с
выделенными
существенными
признаками.
Коммуникативные
УУД:
- формулировать
устное
монологическое
высказывание,
отвечать на вопросы.
Регулятивные УУД:
- определять и
формулировать цель
деятельности на
уроке с помощью
учителя;
- учиться работать
по предложенному
плану.
4
(лопата)
Сидит дед, во сто шуб
одет, кто его раздевает,
тот слёзы проливает.
(лук)
Висит груша нельзя
скушать. (груша)?
Подумайте и скажите,
какие звуки мы будем
сегодня изучать?
3.Основно
й этап
Закрепить
знания о
механизмах
образования
звука «Р» и «Л»
их акустических
особенностях.
-А теперь скажите эти
звуки гласные или
согласные? Чем
похожи и чем
отличаются эти
звуки?
Какой буквой
обозначаются звуки
Р-Рь? А звуки Л-Ль?
Давайте представим,
что ваш нос это
карандаш. Давайте
носиком в воздухе
напишем эти буквы.
- Возьмите конверты
и из ниток выложите
буквы.
-Звук Р и звук Л
согласные, т.к
воздух из горла
встречает
преграду, звуки
произносятся с
голосом значит
звонкие. При
произнесении Р
язык вибрирует,
а при звуке Л
упирается в
зубы.
- Буквой Р.
- Буквой Л.
Рисуют буквы в
воздухе,
выкладывают из
ниток
Познавательные
УУД:
- самостоятельно
выбирать основания
и критерии для
классификации,
устанавливать
причинно-
следственные связи;
Коммуникативные
УУД:
-формулировать
ответы на вопросы,
составлять устное
монологическое
высказывание.
Оздоровит
ельный
этап
формировать
установки на
здоровый образ
жизни и
реализации в
реальном
поведении.
Выполняем
гимнастику для глаз
1.быстропоморгать
глазами;
2.посмотреть вверх,
вправо, вниз, влево;
3.круговые вращения
глазами сначала
вправо, затем налево;
Выполняют
гимнастику для
глаз
Регулятивные
УУД:
- планировать
своё действие в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации, в том
5
4.посмотреть сначала
вверх, а затем вниз.
числе во
внутреннем
плане.
Речевые
игры
«Замени
звук»,
«Эхо».
Закреплять
проговаривание
во внешней речи
Я буду произносить
слова со звуком Л, а
вы заменяйте его на
слова со звуком Р
Лад-Рад
Лозы-Розы
Ложка-Рожки
Лама-Рама
Пил-Пир
Молодцы!
Ребята представьте,
что мы гуляем в
осеннем лесу. И то
что мы говорим,
повторяет эхо.
Давайте будем
отражать эхом слоги.
Ра-ла
Ла-ра
Ра-ла-ра
Ла-ла-ра
Ра-ла-ра-ла
Ла-ра-ра-ла
Дети повторяют
за логопедом
слоговые
цепочки,
произносят
громко, чётко
Регулятивные УУД:
- выполнять
учебные действия в
громкоречевой
форме
Коммуникативные
УУД:
- контролировать
действия партнёра.
Самостоят
ельная
работа с
взаимопро
веркой
- создать на
занятии условия
для
формирования
навыков
самоконтроля;
- способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности
- У вас лежат
листочки, на которых
потерялись буквы.
Возьмите карандаш и
обведите букву Р в
овал, а букву Л в
квадрат. Поменяйтесь
своими листочками и
проверьте товарища.
Дети
самостоятельно
выполняют
задание
Познавательные
УУД:
- осуществлять
анализ объектов;
- произвольно и
осознанно владеть
общим приёмом
решения задач
Работа в
тетрадях
- А теперь открыли
тетради, подписали
число. Мы с вами
будем играть в игру
«Шифровальщики».
Будем определять
Самостоятельно
записывают
обозначение
звука и его
порядковый
номер в слове.
Познавательные
УУД:
- осознанно
выбирать
эффективные способ
решения задач.
6
твёрдый или мягкий
звук в слове, и какой
он по счёту. Мягкий
звук-зелёный квадрат,
твёрдый звук –синий
квадрат и рядом
пишем, каково место
по счёту звука.
(ремень, лампа, карта,
поле, стар,
весёлый,мандарин,
овал).
Игра «Слова
перепутались».
Ученики
восстанавливают
деформированные
предложения:
Лары, у, халат,
красивый.
Акулы, зубы, у,
острые.
Мама, сладкий, и,
испекли, Лена, пирог.
Регулятивные УУД:
- умение соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять способы
действий в рамках
предложенных
условий,
корректировать свои
действия в
изменяющейся
ситуации.
Рефлексия
-формировать
навыки
самоанализа и
самоконтроля;
- формировать
навык
осуществления
итогового
контроля
Ребята, что сегодня
мы узнали на уроке?
Что вам сегодня
удалось на занятии?
Что понравилось?
Какое задание
показалось вам
самым трудным?
-За что вы можете
себя похвалить?
Давайте мы оценим
свою работу.
Выберите цветочки,
цвет которых
соответствует вашему
настроению.
-Молодцы, вы сегодня
хорошо поработали.
Отвечают на
вопросы,
выбирают
цветок,
соответствующи
й по цвету их
настроению
Регулятивные
УУД:
-оценивать
правильность своих
действий на уровне
адекватной оценки, -
осуществлять
итоговый контроль,
различать способ и
результат действий.
7