Автор: Дмитриева Надежда Александровна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ №13
Населённый пункт: пгт Чегдомын-2
Наименование материала: статья
Тема: "Положительные эмоции малыша в адаптационный период".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №13 п.ЦЭС
Статья из опыта работы:
«Положительные эмоции малыша в адаптационный
период».
Воспитатель:
Дмитриева Надежда
Александровна
п.ЦЭС
2017 г.
В каком бы возрасте ребёнок не пришел в детский сад, поступление в детское
учреждение - серьёзное стрессовое переживание, которое отражается на его
психофизическом состоянии.
В адаптационный период дети испытывают длительные эмоционально
отрицательные переживания: страх, тоску, тревожность, ухудшение
самочувствия, частую смену настроения, что в свою очередь часто является
источником ряда заболеваний.
Малыш включается в достаточно сложную систему отношений,
распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и
желаний разных детей. Даже уровень шума в группе поначалу может быть
сильным психотравмирующим фактором. Требуется немало времени, чтобы
ребёнок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку, общению
с незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателя.
Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была максимально
безболезненной, усилия педагогов должны быть сконцентрированы на
использовании доступных психолого- педагогических средств для
нивелирования негативной сиптоматики вновь прибывших малышей.
Основными условиями нормального психического развития ребенка
признаются, в первую очередь, спокойная доброжелательная обстановка,
принимающее каждого ребенка всегда положительно и позитивно
безусловное поведение педагогов и родителей.
Практика подтверждает, что благоприятная психологическая атмосфера;
правильно организованный педагогический процесс; здоровьесберегающая
среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве,
общении; добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым
проявлениям ребенка,- условия, обеспечивающие психоэмоциональное
благополучие малыша.
В связи с этим в нашем детском саду были разработаны игровые комплексы,
направленные на обеспечение благоприятного психоэмоционального
самочувствия детей с 1.5-4 лет в адаптационный период,
с учётом требований ФГОС. Основной целью игр является, ранняя
социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в
детском саду.
Практической разработкой выступили игровая деятельность и двигательная
активность. Игровая деятельность носит эмоциональный характер и создает
возможность регулирования настроения ребенка.
Циклы игровых комплексов включают в себя игры с сюжетными игрушками,
игровые упражнения, игры с правилами, подвижные, дидактические игры,
игры-забавы.
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоции от участия в
самых разнообразных играх. Не нужно настаивать на активном участии в
игре всех детей. Сначала часть малышей будет только смотреть. Постепенно,
наблюдая за живыми и естественными реакциями других детей, остальные
присоединятся.
Весь игровой материал должен находиться на виду, быть привлекательным,
доступным и безопасным для ребенка.
Важным моментом при проведении игровых упражнений является
эмоциональный настрой воспитателя. Образно можно сказать, что
воспитатель группы является « эмоциональным донором» для детей.
Предлагаю конспект игры « Вот какие шарики».
Задачи: привлечь внимание детей к шарикам, уточнить цвет, форму; вызвать
желание поиграть с воздушными шарами, выполнять игровые упражнения по
показу взрослого; обеспечить понимание словесных инструкций; развивать
умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: желтые шары по количеству детей, макет солнца и тучи.
Ход игры:
1.Разминка « Солнышко тучка».
Педагог обращает внимание детей на солнышко;
-Ребята, посмотрите, как солнышко приветствует вас. Кто рад нашей встрече?
Кто рад солнышку? А какое у нас солнышко?
- А еще оно любит поиграть с малышами. Смотрите, солнышко зашло за
тучку, спряталось, стало холодно( дети поеживаются).
-Солнышко вышло из-за тучи- стало жарко, покажите, как нам жарко.
2.Игровые упражнения.
Цель: развивать мышцы рук, ног, спины.
Педагог вносит в группу желтый воздушный шар:
-Ребятки, посмотрите, какой шарик к нам прилетел! Он желтый, круглый, как
солнышко (Показывает макет солнышка, подносит к нему шарик.)
Давайте поиграем с солнечными шариками!
Помощник выносит желтые шары и раздает детям.
-Ребята, обнимите шарики руками и покажите, и покажите какие они
круглые.( Дети соединяют руки, показывая круг.)
1. « Погуляем с шариком». Ходьба по группе с шариком ( 30 сек.)
2. « Покажем шарик».И.п.- стоя, руки с шариком опущены вниз, поднять и
показать шарик ( 3-4 раза).
3. «Покачаем шарик».И.п.- стоя, руки с шариком опущены вниз, поднять
шарик вверх, наклоны вправо, влево, и.п.( 3-4 раза)
4. « Спрятались за шарик». И.п.- стоя, руки с шариком опущены вниз;
присесть, спрятаться за шарик ,и.п. (2-3 раза)
5. « Минуты шалости».(3-4 мин.). Дети бегают с шариками, по команде «
Солнышко» собираются в круг, медленно идут по кругу и садятся на коврик,
шарики кладут рядом с собой, после игры бросают их в коробку.
3.Релаксация « Солнечные зайчики» ( 1 мин.)
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Дети сидят на коврике.
-Ребятки, сегодня в гости к нам пришел « Солнечный зайчик». Вот он
заглянул вам в глаза. Вот он побежал по вашему лицу. Давайте нежно
погладим его ладонями: на лбу, на носу, на губах, на щеках. Погладим голову,
шею, руки, ноги, животик. Солнечный зайчик любит вас.
По окончании игры дети самостоятельно играют с шариками.
Литература:
1.Башаева,Т.В.Энциклопедия воспитания и развития дошкольников/Т.В. Башаева.- Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг,2001.
2.Белкина,Л.В.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/Л.В.Белкина.-Воронеж: ТЦ «
Учитель»,2006 .
3.Монина Г.Б. Проблемы маленького ребенка/Г.Б.Монина.-СПБ.:Детство-Пресс,2006.