Напоминание

тренинговое занятие


Автор: Семидоцкая Ольга Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Кыштым, Челябинская область
Наименование материала: "Общение между взрослыми и детьми"
Тема: тренинговое занятие
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Общение между нами и детьми»

Цели:

Овладение навыками общения с ребенком.

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление

позитивных средств общения с ребенком.

Сегодня я пригласила вас в педагогическую гостиную.

В ней мы делимся своими наблюдениями, познаниями в области педагогической

деятельности, обсуждаем интересующие нас вопросы педагогики и психологии.

Беседуя с коллегами, которые проработали с детьми не один десяток лет, и с теми, у кого

не такой большой педагогический опыт, проанализировав анкету - опрос педагогов, я

поняла, что одна тема интересна как одним, так и другим. ОБЩЕНИЕ!

Меняется мир, меняется общество, а вместе с тем меняется общение. Общение становится

деловым, требовательным и более жёстким.

Но человечество устроено так, что без душевности, без доброжелательного отношения

друг к другу невозможно существование в целом. Необходимо помнить, что основы

общения закладываются в детстве, начиная с семьи. Существует несколько стилей

общения, каждый взрослый определяет свой стиль общения с ребенком.

Для изучения этого я, провела анкетирование и, обработав данные, получила следующие

результаты.

Из общего числа педагогов к демократическому стилю общения тяготеет – 67% педагогов,

у 7% педагогов преобладает авторитарный стиль общения, либеральный стиль общения

(его еще называют попустительским) у 26 % педагогов.

В результате анкетирования возникла необходимость более широко рассмотреть вопрос

общения взрослого и детей с практической стороны.

Наше занятие направлено на формирование модели положительного, личностно –

ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение

принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.

Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько

приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку?

Трудно ли улыбаться всем?

Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. «Возвращение в свое детство».

Сядьте удобно, закройте глаза, припомните какой – либо момент своего общения с

взрослым (воспитателем) в детском возрасте, проанализируйте свои ощущения (с позиции

себя – ребенка и с позиции себя – воспитателя).

Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?

Упражнение 2. «Дошкольник в эпитетах».

Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое).

Эпитеты не должны повторяться.

Упражнение 3. «Радость общения с ребенком».

Закончите фразы:

- мне нравиться общаться с детьми, потому, что…

- длительное общение с детьми меня раздражает, потому, что…

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах

нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4. «Если я сейчас…»

Нарисуй свой собственный образ в ситуациях:

- если я сейчас воспитатель, то…

- если я сейчас ребенок, то…

Можно рисовать все что хочется – тот образ, в котором вы себя представите в этих

ситуациях. Это может быть пейзаж, натюрморт, какой – нибудь ребус, что - то из мира

фантастики, какая – нибудь абстракция. Это может быть что угодно – то, с чем вы себя

связываете, ассоциируете, сравниваете.

Упражнение 5. «Активное слушание детей».

В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности

педагога в процессе общения с дошкольником.

Представьте себе, что вы в возрасте от 3 до 7 лет. У вас возникла проблема, что вы

чувствуете в этот момент.

Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь, что

она маленькая, а меня никогда не жалеешь».

Ребенок роняет чашку, та разбивается: « Ой, моя чашка!».

Мама укладывает дочку спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.

Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял

мою машину!».

В заключение занятия, хочется подвести итог нашей сегодняшней беседы.

Прежде всего, общение взрослого и детей должно быть направлено на формирование

чувства собственного достоинства у ребенка. Задача взрослого понять ребенка и вывести в

нужном направлении манеру общения, так как у ребенка еще не достаточный жизненный

опыт. Мы должны научиться разъяснять конкретную ситуацию, убеждать почему, в силу

каких причин необходимо выполнять то или иное требование. Все это свойственно

демократическому стилю общения. Общаясь с детьми, взрослые, прежде всего, должны

нести разумное добро!



В раздел образования