Автор: Семидоцкая Ольга Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Кыштым, Челябинская область
Наименование материала: "Общение между взрослыми и детьми"
Тема: тренинговое занятие
Раздел: дошкольное образование
«Общение между нами и детьми»
Цели:
Овладение навыками общения с ребенком.
Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление
позитивных средств общения с ребенком.
Сегодня я пригласила вас в педагогическую гостиную.
В ней мы делимся своими наблюдениями, познаниями в области педагогической
деятельности, обсуждаем интересующие нас вопросы педагогики и психологии.
Беседуя с коллегами, которые проработали с детьми не один десяток лет, и с теми, у кого
не такой большой педагогический опыт, проанализировав анкету - опрос педагогов, я
поняла, что одна тема интересна как одним, так и другим. ОБЩЕНИЕ!
Меняется мир, меняется общество, а вместе с тем меняется общение. Общение становится
деловым, требовательным и более жёстким.
Но человечество устроено так, что без душевности, без доброжелательного отношения
друг к другу невозможно существование в целом. Необходимо помнить, что основы
общения закладываются в детстве, начиная с семьи. Существует несколько стилей
общения, каждый взрослый определяет свой стиль общения с ребенком.
Для изучения этого я, провела анкетирование и, обработав данные, получила следующие
результаты.
Из общего числа педагогов к демократическому стилю общения тяготеет – 67% педагогов,
у 7% педагогов преобладает авторитарный стиль общения, либеральный стиль общения
(его еще называют попустительским) у 26 % педагогов.
В результате анкетирования возникла необходимость более широко рассмотреть вопрос
общения взрослого и детей с практической стороны.
Наше занятие направлено на формирование модели положительного, личностно –
ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста
Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение
принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.
Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько
приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.
Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку?
Трудно ли улыбаться всем?
Что вы испытываете, когда вам улыбаются?
Упражнение 1. «Возвращение в свое детство».
Сядьте удобно, закройте глаза, припомните какой – либо момент своего общения с
взрослым (воспитателем) в детском возрасте, проанализируйте свои ощущения (с позиции
себя – ребенка и с позиции себя – воспитателя).
Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?
Упражнение 2. «Дошкольник в эпитетах».
Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое).
Эпитеты не должны повторяться.
Упражнение 3. «Радость общения с ребенком».
Закончите фразы:
- мне нравиться общаться с детьми, потому, что…
- длительное общение с детьми меня раздражает, потому, что…
Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах
нейтрализации негатива по отношению к детям.
Упражнение 4. «Если я сейчас…»
Нарисуй свой собственный образ в ситуациях:
- если я сейчас воспитатель, то…
- если я сейчас ребенок, то…
Можно рисовать все что хочется – тот образ, в котором вы себя представите в этих
ситуациях. Это может быть пейзаж, натюрморт, какой – нибудь ребус, что - то из мира
фантастики, какая – нибудь абстракция. Это может быть что угодно – то, с чем вы себя
связываете, ассоциируете, сравниваете.
Упражнение 5. «Активное слушание детей».
В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности
педагога в процессе общения с дошкольником.
Представьте себе, что вы в возрасте от 3 до 7 лет. У вас возникла проблема, что вы
чувствуете в этот момент.
Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»
Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь, что
она маленькая, а меня никогда не жалеешь».
Ребенок роняет чашку, та разбивается: « Ой, моя чашка!».
Мама укладывает дочку спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.
Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял
мою машину!».
В заключение занятия, хочется подвести итог нашей сегодняшней беседы.
Прежде всего, общение взрослого и детей должно быть направлено на формирование
чувства собственного достоинства у ребенка. Задача взрослого понять ребенка и вывести в
нужном направлении манеру общения, так как у ребенка еще не достаточный жизненный
опыт. Мы должны научиться разъяснять конкретную ситуацию, убеждать почему, в силу
каких причин необходимо выполнять то или иное требование. Все это свойственно
демократическому стилю общения. Общаясь с детьми, взрослые, прежде всего, должны
нести разумное добро!