Автор: Курдупова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №8"
Населённый пункт: город Саяногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: . Специфика реализации ФГОС в условиях школы, реализирующей АООП
Раздел: начальное образование
Курдупова Т.А.
Специфика реализации ФГОС в условиях школы,
реализирующей АООП
Учащиеся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
-
это
дети
с
нарушением
психофизического
развития,
нуждающиеся
в
специальном
коррекционном обучении и воспитании.
ФГОС
учитывает
образовательные
потребности
таких
детей,
предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей
среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми
возможности для получения образования, воспитания, коррекцию нарушений
развития, социальную адаптацию. Значит, что любой учитель, независимо от
программы, по которой он работает, должен знать основы коррекционно -
развивающего обучения и владеть соответствующими технологиями.
Для того чтобы грамотно организовать коррекционно-развивающий учебный
процесс, учителю необходимо иметь четкие представления о психологии
младших
школьников,
быть
знакомым
с
исследованиями
в
области
педагогической
психологии,
нейропсихологии,
дефектологии
и
других
смежных дисциплин, т.е. постоянно заниматься самообразованием. Чтобы
сделать процесс обучения психологически комфортным и добиться полного
раскрытия всех интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ, необходимо
соблюдать определенные методические принципы:
1.Знать и понимать причины трудностей детей с ОВЗ в учении.
2.Учитывать и уважать индивидуальные особенности детей этой категории.
3.Предъявлять
учебный
материал
в
поэтапной
и
л о г и ч е с ко й
последовательности.
4.Подготавливать детей к самостоятельной творческой деятельности.
5.Формировать активную жизненную позицию.
В основу учебного процесса должна быть положена коллективная форма
деятельности. Тогда результат обучения и будет радовать и учителя, и детей,
и родителей.
Основной задачей в области реализации права на образование детей с
ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования
детьми с учетом их психофизических особенностей.
В нашей школе-интернате для младших школьников с ОВЗ созданы
следующие условия для обучения, воспитания и развития:
•
использование АООП;
•
применение
современных
образовательных
технологий
и
методов
обучения и воспитания;
•
использование
бесплатных
специальных
учебников,
учебных
пособий;
•
использование
специальных
технических
средств
обучения
для
индивидуального пользования;
•
проведение
групповых
и
индивидуальных
коррекционно-
развивающих занятий;
•
оказание
индивидуальной
коррекционной
работы
с
узкими
специалистами: дефектологом, логопедом, педагогом - психологом,
•
детям
оказывается
психолого-педагогическая,
медицинская
и
социальная помощь;
•
организация кружков по интересам;
•
обучающиеся с
ограниченными
возможно стями
з д о р о в ь я ,
проживающие в организации, находятся на полном государственном
обеспечении и обеспечиваются 4-х разовым питанием,
•
иные
обучающиеся с
ограниченными
возможностями
здоровья
обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Принципиальным отличием нового подхода в обучении и воспитании
детей от старого заключается в том, что новый стандарт предъявляет новые
т р е б о в а н и я
к
ре з у л ь т а т а м
о с в о е н и я
н а ч а л ь н о г о
образования. Деятельность учителя ориентирована не только на овладение
детьми
предметных
результатов,
но
и
на
формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД):
личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую
следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки
могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний
учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и
эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого
ученика. Широко используется приём с различными цветовыми
изображениями..
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится
перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется
правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в
учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
3. Дифференциация заданий.
Дифференцированные индивидуальные задания:
- Слоговые таблицы; индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась
цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со
звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», и т.д)
4.Задания на развитие психических процессов.
«Четвертый лишний», «Поиск аналогов», «Продолжи логический ряд»
«Дорисуй и раскрась обеими руками», «Дорисуй девятое» , «Найди пару»,
«Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
Штриховка, конструирование из геометрических фигур, лепка (создание
объемных моделей, лепка на плоскости); раскрашивание, работа с моделями
(наждачные буквы)
6. Здоровье сберегающие технологии:
пальчиковые гимнастики; дыхательные гимнастики; физминутки и
динамические паузы.
7. Использование информационных технологий.
Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски,
презентации и фрагментов презентации по ходу урока
Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.
На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые
фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое
сопровождение. При такой организации материала включаются три вида
памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать
устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-
рефлекторные связи центральной нервной системы.
Считаю, что главное в нашей работе с детьми с ОВЗ - помочь им
максимально овладеть УУД исходя из зоны ближайшего развития. Прежде
всего, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных
от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.