Напоминание

. Специфика реализации ФГОС в условиях школы, реализирующей АООП


Автор: Курдупова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №8"
Населённый пункт: город Саяногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: . Специфика реализации ФГОС в условиях школы, реализирующей АООП
Раздел: начальное образование





Назад




Курдупова Т.А.

Специфика реализации ФГОС в условиях школы,

реализирующей АООП

Учащиеся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

-

это

дети

с

нарушением

психофизического

развития,

нуждающиеся

в

специальном

коррекционном обучении и воспитании.

ФГОС

учитывает

образовательные

потребности

таких

детей,

предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей

среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми

возможности для получения образования, воспитания, коррекцию нарушений

развития, социальную адаптацию. Значит, что любой учитель, независимо от

программы, по которой он работает, должен знать основы коррекционно -

развивающего обучения и владеть соответствующими технологиями.

Для того чтобы грамотно организовать коррекционно-развивающий учебный

процесс, учителю необходимо иметь четкие представления о психологии

младших

школьников,

быть

знакомым

с

исследованиями

в

области

педагогической

психологии,

нейропсихологии,

дефектологии

и

других

смежных дисциплин, т.е. постоянно заниматься самообразованием. Чтобы

сделать процесс обучения психологически комфортным и добиться полного

раскрытия всех интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ, необходимо

соблюдать определенные методические принципы:

1.Знать и понимать причины трудностей детей с ОВЗ в учении.

2.Учитывать и уважать индивидуальные особенности детей этой категории.

3.Предъявлять

учебный

материал

в

поэтапной

и

л о г и ч е с ко й

последовательности.

4.Подготавливать детей к самостоятельной творческой деятельности.

5.Формировать активную жизненную позицию.

В основу учебного процесса должна быть положена коллективная форма

деятельности. Тогда результат обучения и будет радовать и учителя, и детей,

и родителей.

Основной задачей в области реализации права на образование детей с

ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования

детьми с учетом их психофизических особенностей.

В нашей школе-интернате для младших школьников с ОВЗ созданы

следующие условия для обучения, воспитания и развития:

использование АООП;

применение

современных

образовательных

технологий

и

методов

обучения и воспитания;

использование

бесплатных

специальных

учебников,

учебных

пособий;

использование

специальных

технических

средств

обучения

для

индивидуального пользования;

проведение

групповых

и

индивидуальных

коррекционно-

развивающих занятий;

оказание

индивидуальной

коррекционной

работы

с

узкими

специалистами: дефектологом, логопедом, педагогом - психологом,

детям

оказывается

психолого-педагогическая,

медицинская

и

социальная помощь;

организация кружков по интересам;

обучающиеся с

ограниченными

возможно стями

з д о р о в ь я ,

проживающие в организации, находятся на полном государственном

обеспечении и обеспечиваются 4-х разовым питанием,

иные

обучающиеся с

ограниченными

возможностями

здоровья

обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Принципиальным отличием нового подхода в обучении и воспитании

детей от старого заключается в том, что новый стандарт предъявляет новые

т р е б о в а н и я

к

ре з у л ь т а т а м

о с в о е н и я

н а ч а л ь н о г о

образования. Деятельность учителя ориентирована не только на овладение

детьми

предметных

результатов,

но

и

на

формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД):

личностных,

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую

следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки

могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний

учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и

эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого

ученика. Широко используется приём с различными цветовыми

изображениями..

2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится

перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется

правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в

учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического

задания связывается с игровым результатом.

3. Дифференциация заданий.

Дифференцированные индивидуальные задания:

- Слоговые таблицы; индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась

цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со

звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», и т.д)

4.Задания на развитие психических процессов.

«Четвертый лишний», «Поиск аналогов», «Продолжи логический ряд»

«Дорисуй и раскрась обеими руками», «Дорисуй девятое» , «Найди пару»,

«Найди отличия»

5. Задания на развитие мелкой моторики:

Штриховка, конструирование из геометрических фигур, лепка (создание

объемных моделей, лепка на плоскости); раскрашивание, работа с моделями

(наждачные буквы)

6. Здоровье сберегающие технологии:

пальчиковые гимнастики; дыхательные гимнастики; физминутки и

динамические паузы.

7. Использование информационных технологий.

Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски,

презентации и фрагментов презентации по ходу урока

Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.

На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые

фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое

сопровождение. При такой организации материала включаются три вида

памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать

устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-

рефлекторные связи центральной нервной системы.

Считаю, что главное в нашей работе с детьми с ОВЗ - помочь им

максимально овладеть УУД исходя из зоны ближайшего развития. Прежде

всего, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,

продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных

от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.



В раздел образования