Напоминание

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ и их использование в образовательном процессе ДШИ»


Автор: Торощина Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: Кемеровская область, Тисульский район, пгт Тисуль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ и их использование в образовательном процессе ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

и их использование в образовательном процессе ДШИ»

Преподаватель по классу хоровое пение

Торощина И.Н.

2020г

Технология – системный метод создания, применения и определения всего

процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих

ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм

образования.

В последние годы концепция развивающего обучения является одной из парадигм

современной педагогической науки. В процессе обучения происходит интенсивное

и всестороннее развитие способностей учащихся. Педагогические воздействия

опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных

личности. В технологии развивающего обучения, ребенку отводится роль

самостоятельного субъекта педагогического воздействия.

Перестройка происходящая на педагогическом фронте не может оставить

равнодушными педагогов – музыкантов. Непосредственно воздействуя на

эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет

огромную роль в формировании творчески мыслящей духовно богатой личности.

Проблема соотношения обучения и развития — одна из актуальнейших в

современной педагогике. Обучение и развитие - категории разные. Эффективность

обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а

эффективность развития - уровнем которого достигают способности учащихся.

По убеждению Л С Выгодского педагогика должна ориентироваться не на

вчерашний, а на завтрашний день детского развития Он выделил два уровня в

развитии ребенка:

сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и

то, что ребенок может сделать самостоятельно;

зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока

еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с

помощью взрослых.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития. Определить

внешние границы, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача которая

решается пока только на интуитивном уровне зависящем от опыта и мастерства

учителя.

В сферу учения вовлекаются не только интеллект школьника, но и эмоции,

стремления, волевые качества. Одной из ярких черт развивающего обучения,

являются добрые доверительные, наполненные положительными эмоциями

отношения между преподавателем и учащимися. Созданию радостной обстановки

атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением, способствует все

построение обучения и прежде всего богатство содержания и образования, которое

позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение

деятельности.

В условиях развивающего обучения педагогу предстоит организовать деятельность

детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи,

т. е. поискового (творческого) типа. В современной психолого-педагогической науке

считается, что творчество-понятие условное, может выражаться не только в

создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии

относительно нового. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися

решение, и организация оценки найденного способа действия - таковы три

составляющие развивающего обучения. Отсюда можно сделать вывод: решающими

факторами влияющими на развивающую функцию обучения, являются построение

учебно-образовательного процесса, содержание, формы и методы обучения.

Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие

мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой

творческий потенциал.

Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и

примитивным. Характерной чертой продуктивного мышления в сравнении с

репродуктивным является возможность самостоятельного открытия знаний.

Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно

нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на

возможность действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой

из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсут-

ствии достаточного опыта.

Развивающее обучение невозможно представить без педагогики

сотрудничества. Задача сегодняшней школы - активизация инициативы и

творчества детей раскрытие личностного потенциала каждого юного человека.

Образно говоря, педагогика сотрудничества - путь к личности обучающегося.

Основная идея педагогики сотрудничества, заключается в изменении характера

межличностных отношений педагога и ученика. Для нее, как уже подчеркивалось,

типична установка на открытость общения с обучающимися, принятие любого из

них таким, какой он есть, понимание и сочувствие. «Учебная деятельность

школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала

и разнообразных методов его преподавания, но и характером отношений, которые

утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательства,

доверия, сопереживания, уважения, школьник легко и охотно принимает учебно-

познавательную задачу».

Взаимоотношения по типу сотрудничества, создают возможности для

возникновения психологического контакта педагога и ученика. Демократизация

межличностного общения является благодатной средой развития основных

психологических свойств обучаемого. Важно, создать ситуацию, атмосферу, в

которой ученик сам и с удовольствием, включается в преодоление возникающих

интеллектуальных трудностей.

Усиление познавательной активности учащихся, создание условий для проявления

их самостоятельности, и инициативы, приводят к понятию обучающей творческой

деятельности. Общение - это урок сотворчества совместного мышления,

партнерства, урок свободы, где всякий должен высказать себя.

Фундамент педагогики сотрудничества образует идея помощи ученику. Задача

педагога заключается в том, чтобы находить свои пути в поисках оптимальных

средств обучения. Таким образом, связь между проблемами развивающего

обучения и сотруднических отношений самая тесная. Реализацию принципов

педагогики сотрудничества можно рассматривать, как одно из важнейших условий

достижения развивающего эффекта в обучении. И наоборот, атмосфера

содружества педагога и ученика способна установиться лишь тогда, когда развитие

выдвигается в качестве специальной цели педагогической деятельности.

Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:

-Поддержать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;

-Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим

собой, а не с другими детьми.

-Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере

самого ребенка;

-Не навязывать ребенку, вопреки его желанию, способы деятельности и поведения.

Ценностью и целью педагогической деятельности является личность ребенка и

педагога с их интересами и потребностями. Педагогический процесс в школе

направлен на создание для каждого обучающегося комфортного образовательного

пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в

которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного

достоинства и, как следствие, дальнейшая социальная адаптация ребенка. При этом

педагогический коллектив школы опирается на следующие базовые социально-

педагогические ценности:

- гуманно-личностный подход к ребенку;

- ориентация на развитие всей целостной совокупности качеств личности;

- личностно-ориентированное образование;

-атмосферу сотрудничества детей, преподавателей, родителей и удовлетворение их

потребностей;

- творческий поиск;

- свободу выбора.

Исходя из вышесказанного, определяем цель педагогической деятельности:

становление и развитие здоровой, социально - мобильной личности,

обладающей устойчивой мотивацией к познанию и творчеству.

Реализация цели включает в себя решение следующих задач:

- переориентация педагогических кадров с традиционного на гуманистический,

личностно-ориентированный подход к ребенку;

- введение в педагогическое пространство интегральной модели дополнительного

образования, которая соединяет обучение и воспитание, построена на основе

сочетаний социума с индивидуальными потребностями обучающихся, базируется

на технологии оказания помощи ребенку в самоопределении, самоорганизации и

самореализации,

- построение образовательного взаимодействия на основе диагностики,

охватывающей всех участников образовательно-воспитательного

процесса (педагогов, обучающихся, родителей),

- предоставление педагогам более широких возможностей для осуществления

свободной творческой деятельности на основе их профессиональных интересов,

Развитие дополнительного образования детей в режиме поиска, изменений,

опирается на следующие значимые идеи:

1. Идея личностно-ориентированного подхода. Сущность идеи заключается в

ориентации педагога на создание условий для развития личности обучающего: его

интеллектуального и творческого потенциала, отношения к миру, людям, самому

себе.

2. Идея индивидуального подхода. Признание уникальности и неповторимости

каждой личности, ориентация на свойства личности, ее формирование, ее развитие

в соответствии с природными способностями в атмосфере взаимопонимания,

взаимоуважения.

3. Идея коммуникативного подхода. Сущность которого в том, что учебный

процесс строится в форме общения. В учебном процессе превалируют такие формы

как диалог, беседа и другие формы, которые развивают коммуникативные качества

личности и позволяют каждому стать субъектом коммуникативной деятельности.

4. Идея творческого подхода. Творчество рассматривается как уникальный

механизм развития личности. Непременное условие учебного процесса - создание

атмосферы творческого поиска и созидания, направленных на обогащение

деятельности личности.

5. Идея деятельного подхода. Сущность идеи заключается в том, что личность

формируется в самостоятельной деятельности.

Учебный процесс организован таким образом, что обучающийся находится в

активной позиции субъекта познавательной деятельности, осваивающего систему

знаний, совершенствующего имеющиеся умения и навыки.

Определив главную цель - как становление и развитие здоровой, социально-

мобильной личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и

творчеству, ведущими принципами реализации содержания обучения и

воспитания принимаем:

1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, заключающиеся в

предоставлении каждому ребенку возможности реализации способностей в

условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом

добровольности выбора форм самореализации.

2. МНОГООБРАЗИЕ И ДИНАМИЧНОСТЬ образовательного процесса, гибкая

мобильная его адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития

ребенка.

3. ГУМАНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ образования, внедрение педагогики

сотрудничества, накопление опыта нравственных отношений, стимулирование

педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств,

методик, форм, технологий.

4. ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, реализуемого в различных

интегральных программах, способствующих формированию целостной картины

мира.

5. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ заключаются в

планировании содержания, развивающегося в системе и по восходящей линии, где

новое опирается на предыдущее и вытекает из него.

Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных

принципов позволяет:

- развить мотивацию к познанию и творчеству;

- сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, коммуникативные

способности;

- осуществлять коррекцию психофизического и умственного развития;

- обеспечить профилактику асоциального поведения детей и подростков.

Большое значение в своей работе с обучаемыми преподаватели придают здоровье

сберегающей технологии.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить

обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу

жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровье сберегающей педагогики, на которые опираются

преподаватели школы:

Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у

обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного

отношения к познавательной деятельности.

Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным

использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих

закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные

особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его

развитие. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и

стабилизирует его всестороннее развитие.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся –

формирование и развитие двигательных умений и навыков с учетом

функциональных возможностей организма.

Принцип непрерывности выражает закономерности педагогики оздоровления как

целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования

нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах

деятельности обучающихся повышает их эффективность, что выражается в

динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров

функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

При осуществлении педагогического процесса отводится огромное значение

формированию общей культуры воспитанников, их нравственных представлений,

эмоционального восприятия, эстетического вкуса. Эффективность обучения

измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность

развития - уровнем которого достигают способности обучающихся. Одной из ярких

черт обучения, являются добрые, доверительные, наполненные положительными

эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной

обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением,

способствует все построение обучения и прежде всего богатство содержания и

образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей

удовлетворение деятельности. Постановка учебной задачи, ее совместное с

учащимися решение и организация оценки найденного способа действия - таковы

три составляющие обучения. Посредством гибкой, грамотно выстроенной

репертуарной политики и созданием на уроке творческой атмосферы моделируется

художественный процесс, направленный на погружение в духовную сущность

исполняемого репертуара, на формирование таких эстетических качеств как

сочувствие, сопереживание. В результате творческого сотрудничества, основанном

на принципе личностно-ориентированной педагогики и в процессе взаимодействия

между педагогом и обучающимися, творческие способности воспитанников

реализуются наиболее полно.

Развитие творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоциональной

отзывчивости на музыку невозможно без применения технологии

развития творческих качеств личности. Эта технология имеет различные

целевые акценты: выявление и развитие творческих способностей; приобщение

обучающихся к многообразной творческой деятельности; знакомство с приемами

творческого воображения; возможности решать изобретательские задачи;

воспитание общественно–активной творческой личности, способной приумножить

общественную культуру.

Творческое начало в человеке есть стремление к прекрасному в широком смысле

этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся является одной из

главных задач современного профессионального преподавателю. Нельзя допускать,

чтобы учащийся на уроках бездумно выполнял те или иные указания. Необходимо

искать пути и средства развития творческой инициативы, применять

алгоритмические и эвристические методы в процессе выполнения творческих

задач. Для преподавателя важно мотивировать учащегося к успеху, развивать

адекватную самооценку, учить не бояться неудач. Становление творческой

индивидуальности является необходимым условием для развития гармоничной

личности, без творческой фантазии не может обойтись ни один специалист в

области искусства. Преподаватель может способствовать развитию креативности в

учениках, эффективно воспитывать художественное воображение, образно–

ассоциативное мышление, формировать внутренний мир обучающихся.

В процессе урока нужно работать над различными формами речевого общения, над

умением грамотно ставить цели, устанавливать и поддерживать контакты с

другими людьми. Обучение речевому общению важнейшая задача в условиях

современной ситуации, когда снижается уровень лично словарного запаса

подрастающего поколения. Педагог в работе на уроке должен активно включать

учащегося в беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях,

работать над устной аннотацией рабочего материала. Обучающийся должен уметь

не только отвечать на поставленный вопрос, но и ставить его; уметь планировать

учебную деятельность, работать с учебной литературой; уметь представлять

учебный материал.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить

мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая

сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности

регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не

прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Обучающийся получает

возможность развивать свои творческие способности благодаря различным новым

развивающим, обучающим программам, умение записать мелодию, сделать

аранжировки и т.д.

Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного

процесса в музыкальном образовании. Навыки поиска музыкальной информации –

сегодня креативный дидактический объект. Компьютер замечательно тренирует

лексический состав речи, стилистику, чувство речевой композиции, потому как

происходит обработка информации – накопление заготовок, вставки, переброска

текстов. Нужно ли говорить, как важна риторическая способность для развития

мышления музыканта. Так же по-разному можно применять в учебном процессе

минусовые фонограммы: и как средство обеспечения наглядности в тренировочном

контексте, и как тренажер развития слуха. Таким образом, использование

компьютера не только дает возможность накопить дидактический материал в

электронном виде, это дает возможность подойти к вопросу обучения предмету с

качественно новой стороны. Использование ИКТ повышает интерес детей к учебе,

а это и есть одна из основных целей педагога.

Список литературы

1. Парахонский А.П. Современные педагогические технологии в образовательном

процессе/Международный журнал прикладных и фундаментальных

исследований.-2011.№3-с.133-134.3-с.133-134..

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Том 2, 2006.

3. Фадеева Е.И., Лабиринты общения – М: ЦГЛ, 2003.

4.Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе.СПБ.Речь,2005.



В раздел образования