Автор: Торощина Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: Кемеровская область, Тисульский район, пгт Тисуль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ и их использование в образовательном процессе ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
и их использование в образовательном процессе ДШИ»
Преподаватель по классу хоровое пение
Торощина И.Н.
2020г
Технология – системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих
ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования.
В последние годы концепция развивающего обучения является одной из парадигм
современной педагогической науки. В процессе обучения происходит интенсивное
и всестороннее развитие способностей учащихся. Педагогические воздействия
опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных
личности. В технологии развивающего обучения, ребенку отводится роль
самостоятельного субъекта педагогического воздействия.
Перестройка происходящая на педагогическом фронте не может оставить
равнодушными педагогов – музыкантов. Непосредственно воздействуя на
эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет
огромную роль в формировании творчески мыслящей духовно богатой личности.
Проблема соотношения обучения и развития — одна из актуальнейших в
современной педагогике. Обучение и развитие - категории разные. Эффективность
обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а
эффективность развития - уровнем которого достигают способности учащихся.
По убеждению Л С Выгодского педагогика должна ориентироваться не на
вчерашний, а на завтрашний день детского развития Он выделил два уровня в
развитии ребенка:
сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и
то, что ребенок может сделать самостоятельно;
зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока
еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с
помощью взрослых.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития. Определить
внешние границы, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача которая
решается пока только на интуитивном уровне зависящем от опыта и мастерства
учителя.
В сферу учения вовлекаются не только интеллект школьника, но и эмоции,
стремления, волевые качества. Одной из ярких черт развивающего обучения,
являются добрые доверительные, наполненные положительными эмоциями
отношения между преподавателем и учащимися. Созданию радостной обстановки
атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением, способствует все
построение обучения и прежде всего богатство содержания и образования, которое
позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение
деятельности.
В условиях развивающего обучения педагогу предстоит организовать деятельность
детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи,
т. е. поискового (творческого) типа. В современной психолого-педагогической науке
считается, что творчество-понятие условное, может выражаться не только в
создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии
относительно нового. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися
решение, и организация оценки найденного способа действия - таковы три
составляющие развивающего обучения. Отсюда можно сделать вывод: решающими
факторами влияющими на развивающую функцию обучения, являются построение
учебно-образовательного процесса, содержание, формы и методы обучения.
Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие
мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой
творческий потенциал.
Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и
примитивным. Характерной чертой продуктивного мышления в сравнении с
репродуктивным является возможность самостоятельного открытия знаний.
Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно
нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на
возможность действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой
из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсут-
ствии достаточного опыта.
Развивающее обучение невозможно представить без педагогики
сотрудничества. Задача сегодняшней школы - активизация инициативы и
творчества детей раскрытие личностного потенциала каждого юного человека.
Образно говоря, педагогика сотрудничества - путь к личности обучающегося.
Основная идея педагогики сотрудничества, заключается в изменении характера
межличностных отношений педагога и ученика. Для нее, как уже подчеркивалось,
типична установка на открытость общения с обучающимися, принятие любого из
них таким, какой он есть, понимание и сочувствие. «Учебная деятельность
школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала
и разнообразных методов его преподавания, но и характером отношений, которые
утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательства,
доверия, сопереживания, уважения, школьник легко и охотно принимает учебно-
познавательную задачу».
Взаимоотношения по типу сотрудничества, создают возможности для
возникновения психологического контакта педагога и ученика. Демократизация
межличностного общения является благодатной средой развития основных
психологических свойств обучаемого. Важно, создать ситуацию, атмосферу, в
которой ученик сам и с удовольствием, включается в преодоление возникающих
интеллектуальных трудностей.
Усиление познавательной активности учащихся, создание условий для проявления
их самостоятельности, и инициативы, приводят к понятию обучающей творческой
деятельности. Общение - это урок сотворчества совместного мышления,
партнерства, урок свободы, где всякий должен высказать себя.
Фундамент педагогики сотрудничества образует идея помощи ученику. Задача
педагога заключается в том, чтобы находить свои пути в поисках оптимальных
средств обучения. Таким образом, связь между проблемами развивающего
обучения и сотруднических отношений самая тесная. Реализацию принципов
педагогики сотрудничества можно рассматривать, как одно из важнейших условий
достижения развивающего эффекта в обучении. И наоборот, атмосфера
содружества педагога и ученика способна установиться лишь тогда, когда развитие
выдвигается в качестве специальной цели педагогической деятельности.
Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:
-Поддержать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;
-Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим
собой, а не с другими детьми.
-Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере
самого ребенка;
-Не навязывать ребенку, вопреки его желанию, способы деятельности и поведения.
Ценностью и целью педагогической деятельности является личность ребенка и
педагога с их интересами и потребностями. Педагогический процесс в школе
направлен на создание для каждого обучающегося комфортного образовательного
пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в
которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного
достоинства и, как следствие, дальнейшая социальная адаптация ребенка. При этом
педагогический коллектив школы опирается на следующие базовые социально-
педагогические ценности:
- гуманно-личностный подход к ребенку;
- ориентация на развитие всей целостной совокупности качеств личности;
- личностно-ориентированное образование;
-атмосферу сотрудничества детей, преподавателей, родителей и удовлетворение их
потребностей;
- творческий поиск;
- свободу выбора.
Исходя из вышесказанного, определяем цель педагогической деятельности:
становление и развитие здоровой, социально - мобильной личности,
обладающей устойчивой мотивацией к познанию и творчеству.
Реализация цели включает в себя решение следующих задач:
- переориентация педагогических кадров с традиционного на гуманистический,
личностно-ориентированный подход к ребенку;
- введение в педагогическое пространство интегральной модели дополнительного
образования, которая соединяет обучение и воспитание, построена на основе
сочетаний социума с индивидуальными потребностями обучающихся, базируется
на технологии оказания помощи ребенку в самоопределении, самоорганизации и
самореализации,
- построение образовательного взаимодействия на основе диагностики,
охватывающей всех участников образовательно-воспитательного
процесса (педагогов, обучающихся, родителей),
- предоставление педагогам более широких возможностей для осуществления
свободной творческой деятельности на основе их профессиональных интересов,
Развитие дополнительного образования детей в режиме поиска, изменений,
опирается на следующие значимые идеи:
1. Идея личностно-ориентированного подхода. Сущность идеи заключается в
ориентации педагога на создание условий для развития личности обучающего: его
интеллектуального и творческого потенциала, отношения к миру, людям, самому
себе.
2. Идея индивидуального подхода. Признание уникальности и неповторимости
каждой личности, ориентация на свойства личности, ее формирование, ее развитие
в соответствии с природными способностями в атмосфере взаимопонимания,
взаимоуважения.
3. Идея коммуникативного подхода. Сущность которого в том, что учебный
процесс строится в форме общения. В учебном процессе превалируют такие формы
как диалог, беседа и другие формы, которые развивают коммуникативные качества
личности и позволяют каждому стать субъектом коммуникативной деятельности.
4. Идея творческого подхода. Творчество рассматривается как уникальный
механизм развития личности. Непременное условие учебного процесса - создание
атмосферы творческого поиска и созидания, направленных на обогащение
деятельности личности.
5. Идея деятельного подхода. Сущность идеи заключается в том, что личность
формируется в самостоятельной деятельности.
Учебный процесс организован таким образом, что обучающийся находится в
активной позиции субъекта познавательной деятельности, осваивающего систему
знаний, совершенствующего имеющиеся умения и навыки.
Определив главную цель - как становление и развитие здоровой, социально-
мобильной личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и
творчеству, ведущими принципами реализации содержания обучения и
воспитания принимаем:
1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, заключающиеся в
предоставлении каждому ребенку возможности реализации способностей в
условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом
добровольности выбора форм самореализации.
2. МНОГООБРАЗИЕ И ДИНАМИЧНОСТЬ образовательного процесса, гибкая
мобильная его адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития
ребенка.
3. ГУМАНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ образования, внедрение педагогики
сотрудничества, накопление опыта нравственных отношений, стимулирование
педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств,
методик, форм, технологий.
4. ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, реализуемого в различных
интегральных программах, способствующих формированию целостной картины
мира.
5. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ заключаются в
планировании содержания, развивающегося в системе и по восходящей линии, где
новое опирается на предыдущее и вытекает из него.
Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных
принципов позволяет:
- развить мотивацию к познанию и творчеству;
- сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, коммуникативные
способности;
- осуществлять коррекцию психофизического и умственного развития;
- обеспечить профилактику асоциального поведения детей и подростков.
Большое значение в своей работе с обучаемыми преподаватели придают здоровье
сберегающей технологии.
Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить
обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу
жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровье сберегающей педагогики, на которые опираются
преподаватели школы:
Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у
обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного
отношения к познавательной деятельности.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным
использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные
особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его
развитие. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и
стабилизирует его всестороннее развитие.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся –
формирование и развитие двигательных умений и навыков с учетом
функциональных возможностей организма.
Принцип непрерывности выражает закономерности педагогики оздоровления как
целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования
нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах
деятельности обучающихся повышает их эффективность, что выражается в
динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров
функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
При осуществлении педагогического процесса отводится огромное значение
формированию общей культуры воспитанников, их нравственных представлений,
эмоционального восприятия, эстетического вкуса. Эффективность обучения
измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность
развития - уровнем которого достигают способности обучающихся. Одной из ярких
черт обучения, являются добрые, доверительные, наполненные положительными
эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной
обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением,
способствует все построение обучения и прежде всего богатство содержания и
образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей
удовлетворение деятельности. Постановка учебной задачи, ее совместное с
учащимися решение и организация оценки найденного способа действия - таковы
три составляющие обучения. Посредством гибкой, грамотно выстроенной
репертуарной политики и созданием на уроке творческой атмосферы моделируется
художественный процесс, направленный на погружение в духовную сущность
исполняемого репертуара, на формирование таких эстетических качеств как
сочувствие, сопереживание. В результате творческого сотрудничества, основанном
на принципе личностно-ориентированной педагогики и в процессе взаимодействия
между педагогом и обучающимися, творческие способности воспитанников
реализуются наиболее полно.
Развитие творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоциональной
отзывчивости на музыку невозможно без применения технологии
развития творческих качеств личности. Эта технология имеет различные
целевые акценты: выявление и развитие творческих способностей; приобщение
обучающихся к многообразной творческой деятельности; знакомство с приемами
творческого воображения; возможности решать изобретательские задачи;
воспитание общественно–активной творческой личности, способной приумножить
общественную культуру.
Творческое начало в человеке есть стремление к прекрасному в широком смысле
этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся является одной из
главных задач современного профессионального преподавателю. Нельзя допускать,
чтобы учащийся на уроках бездумно выполнял те или иные указания. Необходимо
искать пути и средства развития творческой инициативы, применять
алгоритмические и эвристические методы в процессе выполнения творческих
задач. Для преподавателя важно мотивировать учащегося к успеху, развивать
адекватную самооценку, учить не бояться неудач. Становление творческой
индивидуальности является необходимым условием для развития гармоничной
личности, без творческой фантазии не может обойтись ни один специалист в
области искусства. Преподаватель может способствовать развитию креативности в
учениках, эффективно воспитывать художественное воображение, образно–
ассоциативное мышление, формировать внутренний мир обучающихся.
В процессе урока нужно работать над различными формами речевого общения, над
умением грамотно ставить цели, устанавливать и поддерживать контакты с
другими людьми. Обучение речевому общению важнейшая задача в условиях
современной ситуации, когда снижается уровень лично словарного запаса
подрастающего поколения. Педагог в работе на уроке должен активно включать
учащегося в беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях,
работать над устной аннотацией рабочего материала. Обучающийся должен уметь
не только отвечать на поставленный вопрос, но и ставить его; уметь планировать
учебную деятельность, работать с учебной литературой; уметь представлять
учебный материал.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить
мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая
сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности
регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не
прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Обучающийся получает
возможность развивать свои творческие способности благодаря различным новым
развивающим, обучающим программам, умение записать мелодию, сделать
аранжировки и т.д.
Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного
процесса в музыкальном образовании. Навыки поиска музыкальной информации –
сегодня креативный дидактический объект. Компьютер замечательно тренирует
лексический состав речи, стилистику, чувство речевой композиции, потому как
происходит обработка информации – накопление заготовок, вставки, переброска
текстов. Нужно ли говорить, как важна риторическая способность для развития
мышления музыканта. Так же по-разному можно применять в учебном процессе
минусовые фонограммы: и как средство обеспечения наглядности в тренировочном
контексте, и как тренажер развития слуха. Таким образом, использование
компьютера не только дает возможность накопить дидактический материал в
электронном виде, это дает возможность подойти к вопросу обучения предмету с
качественно новой стороны. Использование ИКТ повышает интерес детей к учебе,
а это и есть одна из основных целей педагога.
Список литературы
1. Парахонский А.П. Современные педагогические технологии в образовательном
процессе/Международный журнал прикладных и фундаментальных
исследований.-2011.№3-с.133-134.3-с.133-134..
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Том 2, 2006.
3. Фадеева Е.И., Лабиринты общения – М: ЦГЛ, 2003.
4.Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе.СПБ.Речь,2005.