Автор: Ольга Юрьевна Блитова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Использование логопедических приемов на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
Блитова О.Ю.
Учитель-логопед Центра психолого-педагогической
медицинской и социальной помощи
Использование логопедических приемов работы на уроках
русского языка
В
каждом
классе
начальной
школы
есть
дети,
которые
с
трудом
усваивают
школьную
программу,
получают
двойки
и
выслушивают
постоянные упреки в свой адрес.
От родителей таких детей часто можно услышать слова: «Я не знаю,
что с ним делать! Такие ошибки... Просто смешно. Слова переставляет, буквы
путает,
пропускает.
Даже
под
ударением
не
то
пишет.
Все
из-за
невнимательности. И ругала уже, и наказывала». А ведь в основе таких
ошибок лежат вовсе не невнимательность и лень. Причиной их являются
нарушения письма и чтения. Так что же это такое – нарушение письма и
чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя
помочь ребенку?
Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и
письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых
школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более
поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.
Нарушения письменной речи могут возникнуть по разным причинам.
Чаще
всего
это
патология
беременности
и
родов
у
матери,
плохая
наследственность, травмы и тяжёлые заболевания, перенесённые ребёнком в
раннем возрасте. Огромное значение для овладения процессами письма и
чтения
имеет
степень
сформированности
всех
сторон
речи.
Поэтому
нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-
грамматических
сторон,
звукопроизношения
на
разных
этапах
развития
являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Симптоматика
дисграфии
и
дислексии
характеризуется
большим
количеством специфических ошибок: смешение гласных (например: о – у, ё -
ю, а – о и т.д.), смешение согласных (по глухости – звонкости (п – б, т – д),
твердости – мягкости (т-ть, в-вь), оппозиционных согласных (ш – с, ж – з, р –
л и т.п.), пропуски гласных и согласных букв, перестановки букв и слогов,
искажения слов, слитное написание слов и произвольное их деление, слитное
написание
предлогов
и
раздельное
написание
приставок,
неумение
согласовывать прилагательные с существительными и существительных с
числительными, оптическое смешение букв, сходных по написанию (б - д, в –
д, и – у и т.п)
Работа
по
преодолению
дисграфических
ошибок
является
частью
коррекционно-разивающего
обучения,
которое
должно
осуществляться
группой специалистов: логопедом, психологом, и учителем.
К сожалению, в настоящее время логопеды есть не во всех школах.
Учитель
начальных
классов,
которому
в
своей
работе
часто
приходится
сталкиваться с различными вариантами нарушения письма, остается один на
один
с
данной
проблемой.
Традиционных
методов
воздействия
здесь
недостаточно.
Чем же может помочь учитель детям с нарушением письма и чтения?
Когда
ребенок
делает
много
ошибок,
родители
часто
слышат
от
у ч и т е л е й
р е к о м е н д а ц и и
–
б о л ь ш е
ч и т а т ь
и
п и с а т ь .
И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения
письма
и
чтения
исправить
количественными
приемами:
диктанты
и
диктаны, чтение больших текстов.
Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен
быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная:
упражнения
на
развитие
фонематического
восприятия,
звуковой
анализ
слова.
Диктанты
здесь
принесут
только
вред.
Многочисленные
ошибки,
которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в
памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией
давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). Суть в
том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.
Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте
родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив
текст
на
части.
Это
позволит
ученикам,
страдающим
нарушениями
письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.
В коррекционной работе с такими детьми на уроках русского языка
можно также использовать упражнения из копилки логопедов:
1. Усилить работу по звуко - буквенному анализу.
2.
Работу
по
слуховой
дифференциации
соответствующих
звуков
(звонких
–
глухих,
твердых
–
мягких,
оппозиционных
звуков)
нужно
дополнить письменными упражнениями. Например, такими: вставить вместо
точек пропущенные в словах буквы; записать диктуемые слова в 2 столбика
по соответствующими буквами; придумать и записать слова, например, с
буквой «с», потом с буквой «ш».; придумать и записать слова, в которых
содержатся
два
дифференцируемых
звука,
правильно
выбрав
при
этом
соответствующие буквы; записать слова, а затем и предложения с данными
звуками, после предварительного называния буквы, которую он собирается
написать в данном слове (предупредительный диктант).
3. Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты»,
в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква – чёрточка.
Если ребенок пропускает только гласные, согласные записываются
черточками, а гласные буквами. Если пропускаются согласные, предлагаем
записать слова только согласными буквами.
4. Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но
окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый».
5. В случае если ребёнок путает буквы, сходные по написанию, надо создать
их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из
бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а
затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать
буквы в воздухе, на спине.
Главная задача учителя: увидеть таких детей, убедить родителей
как можно быстрее начать работу с логопедом по коррекции
звукопроизношения и формированию фонетико-фонематического
восприятия, не надеяться, что это само собой пройдет.
Совместные усилия учителя и родителей по преодолению нарушений
чтения и письма обязательно будут эффективными и принесут желаемы
результат.