Напоминание

Использование логопедических приемов на уроках русского языка


Автор: Ольга Юрьевна Блитова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Использование логопедических приемов на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Блитова О.Ю.

Учитель-логопед Центра психолого-педагогической

медицинской и социальной помощи

Использование логопедических приемов работы на уроках

русского языка

В

каждом

классе

начальной

школы

есть

дети,

которые

с

трудом

усваивают

школьную

программу,

получают

двойки

и

выслушивают

постоянные упреки в свой адрес.

От родителей таких детей часто можно услышать слова: «Я не знаю,

что с ним делать! Такие ошибки... Просто смешно. Слова переставляет, буквы

путает,

пропускает.

Даже

под

ударением

не

то

пишет.

Все

из-за

невнимательности. И ругала уже, и наказывала». А ведь в основе таких

ошибок лежат вовсе не невнимательность и лень. Причиной их являются

нарушения письма и чтения. Так что же это такое – нарушение письма и

чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя

помочь ребенку?

Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и

письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых

школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более

поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.

Нарушения письменной речи могут возникнуть по разным причинам.

Чаще

всего

это

патология

беременности

и

родов

у

матери,

плохая

наследственность, травмы и тяжёлые заболевания, перенесённые ребёнком в

раннем возрасте. Огромное значение для овладения процессами письма и

чтения

имеет

степень

сформированности

всех

сторон

речи.

Поэтому

нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-

грамматических

сторон,

звукопроизношения

на

разных

этапах

развития

являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Симптоматика

дисграфии

и

дислексии

характеризуется

большим

количеством специфических ошибок: смешение гласных (например: о – у, ё -

ю, а – о и т.д.), смешение согласных (по глухости – звонкости (п – б, т – д),

твердости – мягкости (т-ть, в-вь), оппозиционных согласных (ш – с, ж – з, р –

л и т.п.), пропуски гласных и согласных букв, перестановки букв и слогов,

искажения слов, слитное написание слов и произвольное их деление, слитное

написание

предлогов

и

раздельное

написание

приставок,

неумение

согласовывать прилагательные с существительными и существительных с

числительными, оптическое смешение букв, сходных по написанию (б - д, в –

д, и – у и т.п)

Работа

по

преодолению

дисграфических

ошибок

является

частью

коррекционно-разивающего

обучения,

которое

должно

осуществляться

группой специалистов: логопедом, психологом, и учителем.

К сожалению, в настоящее время логопеды есть не во всех школах.

Учитель

начальных

классов,

которому

в

своей

работе

часто

приходится

сталкиваться с различными вариантами нарушения письма, остается один на

один

с

данной

проблемой.

Традиционных

методов

воздействия

здесь

недостаточно.

Чем же может помочь учитель детям с нарушением письма и чтения?

Когда

ребенок

делает

много

ошибок,

родители

часто

слышат

от

у ч и т е л е й

р е к о м е н д а ц и и

б о л ь ш е

ч и т а т ь

и

п и с а т ь .

И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения

письма

и

чтения

исправить

количественными

приемами:

диктанты

и

диктаны, чтение больших текстов.

Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен

быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная:

упражнения

на

развитие

фонематического

восприятия,

звуковой

анализ

слова.

Диктанты

здесь

принесут

только

вред.

Многочисленные

ошибки,

которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в

памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией

давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). Суть в

том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте

родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив

текст

на

части.

Это

позволит

ученикам,

страдающим

нарушениями

письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

В коррекционной работе с такими детьми на уроках русского языка

можно также использовать упражнения из копилки логопедов:

1. Усилить работу по звуко - буквенному анализу.

2.

Работу

по

слуховой

дифференциации

соответствующих

звуков

(звонких

глухих,

твердых

мягких,

оппозиционных

звуков)

нужно

дополнить письменными упражнениями. Например, такими: вставить вместо

точек пропущенные в словах буквы; записать диктуемые слова в 2 столбика

по соответствующими буквами; придумать и записать слова, например, с

буквой «с», потом с буквой «ш».; придумать и записать слова, в которых

содержатся

два

дифференцируемых

звука,

правильно

выбрав

при

этом

соответствующие буквы; записать слова, а затем и предложения с данными

звуками, после предварительного называния буквы, которую он собирается

написать в данном слове (предупредительный диктант).

3. Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты»,

в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква – чёрточка.

Если ребенок пропускает только гласные, согласные записываются

черточками, а гласные буквами. Если пропускаются согласные, предлагаем

записать слова только согласными буквами.

4. Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но

окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый».

5. В случае если ребёнок путает буквы, сходные по написанию, надо создать

их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из

бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а

затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать

буквы в воздухе, на спине.

Главная задача учителя: увидеть таких детей, убедить родителей

как можно быстрее начать работу с логопедом по коррекции

звукопроизношения и формированию фонетико-фонематического

восприятия, не надеяться, что это само собой пройдет.

Совместные усилия учителя и родителей по преодолению нарушений

чтения и письма обязательно будут эффективными и принесут желаемы

результат.



В раздел образования