Автор: Вольвич Яна Богдановна
Должность: Студент
Учебное заведение: Кубанский ИПО
Населённый пункт: Город Краснодар
Наименование материала: Научная статья
Тема: Влияние русских народных сказок на развитие детей в начальной школе
Раздел: полное образование
Вольвич Яна Богдановна,
Студентка 1 курса АНПОО КИПО,
Цимбалистова Дарья Романовна преподаватель,
г. Краснодар, РФ
ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация:
Данная статья посвящена изучению русских народных сказок и их
влиянию
на
воспитание
детей.
Фольклорное
творчество
будет
актуально
всегда, ведь каждый ребенок с рождения слышал хотя бы одну сказку. Но
также неотъемлемой частью является правильные педагогические знания,
которые помогают воспитать человека.
Ключевые слова:
Русская народная сказка. Сказка в современном мире. Педагогические
знания. Сказка в начальной школе. Воспитание детей.
Народные сказки являются одной из самых неотъемлемых вещей в
жизни каждого человека. На наш взгляд, нет ни одного человека, который не
был прямо или косвенно знаком с ними. Детство каждого проходило через
сказки. И нам глубоко въелись самые знаменитые их произведения, которые
мы бережно храним не только в чертогах памяти, но и в личных библиотеках,
передавая их из поколения в поколения. Но бывает так, что некоторые люди
не
в
полной
мере
оценивают
нравственную
силу
народных
сказок,
предпочитая в воспитании какие-то развлекательные журналы, комиксы или
отказавшись
от
них
вообще,
что
приводит
к
детской
жестокости
и
агрессивности по отношению друг к другу. Народная сказка – неотъемлемая
часть
фольклора,
в
которой
заложены
идеи
и
правила
нравственного
воспитания, играющие большую роль в формировании личности ребенка [1,
с. 10].
И по сей день само понятие «сказка» оставалась без определения, и не
приводилась
к
какому-либо
жанру,
так
как
спустя
многие
годы
история
всячески
разнопланово
использовала
сказки,
что
привело
к
рассеиванию
границ.
Она
может
иметь
форму
как
романа,
так
и
повести,
но
если
обобщить,
то
«сказка»
является
одним
из
жанров
фольклора,
которая
встречается во многих художественных литературах стран мира.
И начнём мы говорить о таком жанре сказок, который знаком с малых
лет каждому, с которых начиналось знакомство с литературным миром. Таким
жанром является русские народные сказки. Когда мы вспоминаем о подобных
сказках, то нас обволакивают тёплые воспоминания о противостоянии добра
и зла, честности и лжи и к разным урокам, которые автор нам преподносит.
Это самый почитаемый народный жанр из всех существующих. Согласно
мнению
многих
учёных,
народные
сказки
пропитаны
каким-то
чудом
и
особенно увлекательным сюжетом. В отличии от других жанров русские
народные сказки направлены в первую очередь не на развлечение читателя, а
на его воспитание. Особенно заметен этот фактор, когда русская народная
сказка заканчивается подобными словами:
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Именно
русские
народные
сказки
описывают
любой
труд
не
как
каторгу,
а
как
обязанность,
которую
нужно
выполнять
гордо,
а
также
подобный жанр воспевает многие моральные ценности [1, c. 35].
Русская народная сказка вопреки вещам, которые меняются с течением
времени
до
неузнаваемости,
не
потеряла
свою
актуальность,
а
только
дополнилась
теми
нравственными
вещами
и
высмеивании
тех
пороков,
которые
принёс
новый
век.
Если
задуматься,
то
некоторые
вещи,
рассматриваемые и поднимающиеся в сказках, стали извечными. И даже
наоборот, стали очень актуальными в современном обществе из-за наплыва
девиантного поведения в обществе и разных ресурсов, которые пробуждают
агрессивное поведение в людях. В современном мире литература тоже не
стоит на месте и претерпевает соответствующие изменения, но классика
остается как всегда неизменной и эталоном всего. С приходом технологий и
развития
литература
перешла
на
новый
уровень.
Тем-более,
когда
человечество
освоило
кинематограф
это
позвонило
многие
произведения
великих писателей экранизировать и показать всем со всех сторон и тот
смысл,
который
автор
в
него
внёс.
Мало
того,
что
они
неоднократно
экранизируют произведения своего народа, так благодаря социализации мы
можем насладиться режиссёрским талантом зарубежных произведений, что в
свою
очередь
сближает
людей
с
разных
краев
Земли.
Говоря
про
современные сказки, дети найдут много интересных мыслей и нравственных
поступков, которые будут полезны им в этом мире.
Если затрагивать тему влияния, оказанного сказками на современную
литературу, то можно с уверенностью сказать, что он ничуть не уступает
таким
жанрам,
как
романы
или
повести
с
рассказами.
Главное
условие,
которое должно выполняться, так это в функции сказок, чтобы не потерять ту
самую нить и особенность.
На наш взгляд, спустя долгие годы развития литературных жанров
основной смысл сказок остался неизменным даже с множеством изменений.
Мы считаем, что главный смысл остаётся одним: «Сказка – ложь, да в ней
намёк, добрым молодцам урок». Это говорит о том, что роль сказки — это
развлечь и научить нравственности юные умы.
Как мы уже выяснили дети именно в сказках познают этот мир, учатся
различать добро и зло, узнают о морали и приобретают правильные навыки
общения,
поэтому
перед
каждым
учителем
стоит
цель
вдохновить
и
заинтересовать ребенка на чтение сказок, посредством которых обогащается
словарный запас, развивается образное и логическое мышление, а также
творческие
способности
школьников.
С
первого
класса
дети
начинают
изучать
сказки
через
страницы
Азбуки.
По
картинкам
и
буквам
они
вспоминают названия сказок, главных героев, а по наводящим вопросам
учителя
вместе
со
школьниками
составляют
характеристики
каждого
персонажа, что позволяет еще сильнее углубиться в произведение и изучить
каждую задумку автора.
Литературоведческие основы помогают учителю глубже изучить этот
жанр,
понять
роль
сказки
на
начальном
этапе
развития
детей
младших
классов, выделить методы и приемы соответствующие определенной сказке
для
того,
чтобы
сформировать
необходимые
умения
при
анализе
произведений
такого
жанра,
как
сказка.
Данные
умения
способствуют
учителю разнообразить обучение детей, с целью формирования правильного
эмоционального тона восприятия и обучить тому, что не бывает одинаковых
сказок,
все
они
не
похожи
друг
на
друга
и
каждая
из
них
несет
свой
оригинальный
смысл,
а
также
может
быть
по-своему
интересна.
Таким
образом, мы видим, что при изучении сказок учитель должен опираться на их
особенности и поэтапно объяснять, какой смысл несет сказка и формировать
у детей правильные умения через нее [2, c. 45].
Русские народные сказки играют неотъемлемую роль в развитии и
воспитании детей. Как мы уже выяснили ранее, сказки относят к одному из
жанров
фольклора,
они
создавались
людьми
на
протяжении
долгих
лет,
пересказывались из поколения в поколение, дополнялись и изменялись, но
при этом все они несут в себе особенный смысл и мораль, которую каждый
человек выносит для себя и своего ребенка сам. Характерной и важной
чертой для сказки остается то, что она несет в себе традиции, обычаи и всю
культуру русского человека, поэтому сказка и является важным объектом для
изучения ее ребенком.
Сказка
оказывает
сильное
психологическое
влияние
на
ребенка.
Является хорошим средством для внутреннего восприятия, инструмент для
развития детей дошкольного и школьного возраста. Каждая сказка старается
погрузить ребенка в необыкновенный мир, самые обычные вещи превратить
в волшебные, изложить какую-то мораль и смысл. Они показывают чувства и
эмоции
людей,
стремление
к
лучшему,
учат
добру
и
злу,
полезным
привычкам. В сказках проявляется полный окрас всех чувств и переживаний
героя, которым сопереживает ребенок, он учится принимать трудности и
проблемы, справляться с ними или обходить их стороной, ведь это очень
важная составляющая в реальной жизни. В каждой сказке заложен особый
смысл, но для того, чтобы его понять правильно обязательно нужна помощь
взрослого человека, будь то учитель или родитель, которые смогут донести до
ребенка то, что необходимо вынести из этой сказки, потому что русские
народные
сказки
не
всегда
легки
для
детского
восприятия.
Качества
и
поступки плохих героев всегда нужно объяснять [3, c. 52].
Сколько бы жанров не было в литературном фольклоре, такие как
рассказы или басни, но именно в русских народных сказках сосредоточено
самое
важное
из
всего.
Другим
вопросом
является
то,
чтобы
грамотно
преподнести это ребёнку. Поэтому преподаватели или родители должны быть
ознакомлены со смыслом сказки с разных сторон и найти подход, чтобы не
только смочь объяснить доступным языком юному уму, но и заинтересовать
его в том, чтобы он сам начал думать и рассуждать над произведением, чтобы
научиться выделять смысл, который ему хотят преподнести. Всё это крайне
важно и является основой обучения.
Список использованных источников
1.
Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
2.
Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие
по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Современное слово. 2003.
3.
Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.:
Просвещение, 2003, №9.
4.
Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное
образование.- № 8-2008.
5.
Яничев П.И. Психологические функции волшебной
сказки.//Практический психолог.- № 10-11-1999.