Автор: Мурзагалина Крестина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования №159" (структурное подразделение "Детский сад")
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкорстостан
Наименование материала: Проект
Тема: " Горы Башкортостана"
Раздел: дошкольное образование
Проект на тему: «Горы Башкортостана»
Автор проекта: Воспитатель Мурзагалина К.С.
Уфа – 2019г.
Проект на тему: «Горы Башкортостана»
Автор проекта
: Мурзагалина К.С
Характеристики проекта:
По доминирующей деятельности
:
творческий, познавательный, исследовательский.
По времени проведения: краткосрочный, двухнедельный.
По характеру контактов: внутри ДОУ.
Участники проекта
:
младшие дошкольники, родители.
Актуальность темы: Ознакомление детей с родным краем, имеет большое значение в
воспитание патриотических чувств младших дошкольников, проявление любви к
родной природе. Развивается творческий и интеллектуальный потенциал детей,
расширяет их кругозор. Уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте
процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине,
чувство национальной гордости не возникает само по себе, его нужно формировать с
самого раннего детства. Дошкольники должны расти с пониманием где они родились и
выросли, о родном крае, земле о том, что близко и дорого – с любовью к родителям,
своим близким, своему дому, родным местам.
Цель проекта:
Познакомить детей с родным краем. Дать понятие детям, что такое
горы. Ознакомить детей с горами нашего родного края, посредствам бесед и показом
слайдов с изображением гор Башкортостана.
Задачи:
- способствовать приобщению детей дошкольного возраста к природе родного края.
- создать условия для ознакомления детей с горами родного края.
- воспитывать интерес и любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться
им.
- воспитывать чувство прекрасного, видеть многообразие мира.
- развивать творческое воображение в совместной и самостоятельной изобразительной
деятельности, в лепке, конструировании.
-активизировать и обогащать речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Реализация данного проекта будет способствовать расширению представления о
многообразие гор на территории Башкортостана, посредствам наглядно-
иллюстрированного материала.
- Развитию у детей познавательного интереса.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
.
Подбор и изучение литературы по теме проекта, произведений устного народного
творчества по теме: «Горы Башкортостана»
подборка картин, иллюстраций гор и горных
ландшафтов, фотографий,
рассматривание открыток «гора Большой Иремель», горными
породами. Проведение выставки рисунков совместно с родителями «Горы».
2 этап. Основной.
- Осуществление работы в соответствии с планом
- Изготовление макета «Гора Торатау»
- Чтение легенд и преданий о горах Башкирии: «Сердце-гора», «Сопка-тюбетейка»,
«Тураташ», «Уктау».
- Знакомство с иллюстративным, фотоматериалом по теме «горы Башкортостана»
.
3.Этап. Заключительный.
- Презентация детских работ «Горы»
- Выставка рисунков «Гора самоцветов»
План реализации проекта
Первая неделя
Д/н
Образовательные
области по ФГОС
Образовательная
деятельность
Совместная
деятельность взрослого
и детей с учетом ОД
Понедельник
6.05.2019
Познавательное
развитие,
Художественно-
эстетическое развитие,
Речевое развитие,
Социально-
коммуникативное
развитие.
Познание: ФЦКМ
«Моя республика –
Башкортостан»
Беседа на тему: «Что
такое горы?»
Д\и: «Покажи горы»
Вторник
7.05.2019
Познавательное
развитие,
Художественно-
эстетическое развитие,
Речевое развитие,
Социально-
коммуникативное
развитие.
Речевое развитие
«Моя малая Родина»
Рассматривание
фотографий: «Горы
Башкортостана»
Чтение сказки: П.П.
Бажова «Хозяйка
Медной горы»
Среда
8.05.2019
Познавательное
развитие,
Художественно-
эстетическое развитие,
Речевое развитие,
Социально-
коммуникативное
развитие.
Художественное
творчество. Рисование
Раскраска «Горы»
Просмотр слайдов:
«Горы Башкортостана
(Инзерские зубчатки,
Большой Иремель,
Шиханы и др.)
Чтение башкирской
легенды: «Сердце-гора»
Четверг
9.05.2019
Праздничный день
Пятница
10.05.2019
Праздничный день
Вторая неделя
Д\н
Образовательные
области по ФГОС
Образовательная
деятельность
Совместная
деятельность взрослого
и детей с учетом ОД
Понедельник
13.05.2019
Познавательное
развитие,
Художественно-
эстетическое развитие,
Речевое развитие,
Социально-
коммуникативное
развитие.
Познание: ФЦКМ
«Путешествие в горы»
Рассматривание альбома:
«Горы Башкортостана»
Чтение башкирской
легенды «Тураташ»
Вторник
14.05.2019
Познавательное
развитие,
Художественно-
эстетическое развитие,
Речевое развитие,
Социально-
коммуникативное
развитие.
Речевое развитие:
Чтение потешки: «Из-за
леса, из-за гор едет
дедушка Егор»
Рассматривание
картинок: «Полезные
ископаемы
Башкортостана»
Познакомить детей с
горами Б. Иремель и
Янгантау
Среда
15.05.2019
Познавательное
развитие,
Художественно-
эстетическое развитие,
Речевое развитие,
Социально-
коммуникативное
развитие.
Художественное
творчество. Рисование
« Рисуем гору для
батыра»
Совместно с родителями
организовать фото
выставку: «Горы
Башкортостана»
Чтение башкирской
легенды: «Сопка-
тюбетейка»
Четверг
16.05.2019
Познавательное
развитие,
Художественно-
эстетическое развитие,
Речевое развитие,
Социально-
коммуникативное
развитие.
Художественное
творчество. Лепка
«Гора самоцветов»
Создание макета: гора
«Торатау»
Предложить родителям
совместно с детьми
посетить музеи:
«Геологии и полезных
ископаемых Республики
Башкортостан»;
«Национальный музей
Башкортостана»
Пятница
17.05.2019
Познавательное
развитие,
Художественно-
эстетическое развитие,
Речевое развитие,
Социально-
коммуникативное
развитие.
Конструирование:
«Строим гору»
Консультация для
родителей на тему:
«Горы Башкортостана»
Чтение башкирской
легенды: «Уктау»
Заключение:
- У детей повысился интерес к конструктивной деятельности;
- Расширились знания детей о неживой природе Башкортостана, его заповедных зонах;
- Повысился уровень экологической культуры детей;
- Повысился уровень положительной мотивации к обучению.
Используемая литература:
1.
Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под
общ. Ред. Т.И. Оверчук, 2004
2.
Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Башкортостан: Учебная хрестоматия. Издательство БИРО,
Уфа, 2006
3.
Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» /
Под редакцией И.Г. Акманова – Уфа: Китап, 2001
4.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.
Ярославль,2002
5.
Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа руководства по ознакомлению с материальной и
духовной культурой башкирского народа на основе опыта работы ДОУ № 99 г. Уфы – Уфа:
БИРО, 204, - 50 с.
6.
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов учреждений / Н.Е.
Веракса – М: Мозаика – Синтез, 2008 г.
7.
Н.П. Посвянская. Неживая природа. Камни Земли. / М: ООО «Издательство Скрипторий 2000»,
2005 г.
Приложение:
Познание. ФЦКМ: «Моя республика – Башкортостан»
Образовательные:
- Расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте,
где родился и живет, и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;
- Закреплять знания о флаге, гербе Республики Башкортостан, продолжать знакомить
детей с башкирскими народными играми. Продолжать знакомить детей с башкирскими
народными музыкальными инструментами, с народными традициями.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном
крае; Развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной
Родине.
Воспитательные: Воспитывать у детей уважение, гордость и любовь к Родине, к
традициям башкирского народа.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных
инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок,
прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;
Материалы и оборудование: Карта, герб, флаг Башкортостана, фонограммы мелодий
Гимна РБ, курая, аудиозапись песни «Салават батыр», иллюстрации на
тему «Башкортостан», курай, цветная бумага, клей.
Взаимодействие с родителями. Рассматривание герба и географической карты РБ,
заучивание, рассматривание символов РФ и РБ; просмотр альбома
достопримечательностей г. Уфы.
ХОД.
Воспитатель.
- Здравствуйте дети.Сегодня я хочу вам рассказать много интересного про нашу
Республику. Наша Республика? Какой город самый главный? Какой знаменитый
памятник есть в Уфе? Кто может рассказать о Салавате Юлаеве? (высказывания
детей).
Воспитатель. Обратите внимание, вот на этой статуэтке, скульптурной фигурке,
изображен знаменитый Салават Батыр. Это – маленькая копия большого памятника.
Вы живете в Уфе, наверное, видели настоящий, большой памятник. Посмотрите на
картину, вот он какой. (показ картины – памятник Салавата Юлаева). А теперь
давайте послушаем песню «Салават батыр» в исполнении детей из
ансамбля «Сулпан».
Слушание В Аудиозаписи Песни «Салават Батыр» А. Зиннуровой в исполнении
Детского Образцового Вокального Ансамбля «Сулпан».
Воспитатель. Каждый человек на свете имеет свое имя, фамилию, поэтому не
спутаешь одного человека с другим. Как и люди, и деревни, и города, и республики, и
страны имеют свои названия. Их тоже невозможно перепутать. А чтобы еще больше
отличались они друг от друга, для них придумали отличительные знаки или символы –
флаги, гербы. А еще у них есть собственная музыка, которая восхваляет силу и
богатство этой страны. Она бывает очень торжественная, и слушают такую музыку
стоя, гордо подняв голову и гордясь своей родиной. Называется такая музыка гимном.
Давайте сейчас послушаем гимн нашей республики Башкортостан.
СЛУШАНИЕ ГИМНА БАШКОРТОСТАНА.
Воспитатель. А теперь обратим внимание на картину и познакомимся поближе с
башкирским флагом.
КАРТИНА- ФЛАГ БАШКОРТОСТАНА.
Воспитатель. Башкирский флаг – это прямое полотнище с эмблемой, состоящее из
горизонтальных полос зеленого, белого, синего цветов.
Что означает каждый цвет? Зеленый – свобода, вечность жизни. Белый – миролюбие,
готовность к сотрудничеству. Синий – цвет неба, ясность, чистоту помыслов народов
республики.
В центре – цветок курая – символ дружбы. Семь его лепестков, расположенных в
центре белой полосы, символизируют единство всех племен и народов Башкортостана.
Воспитатель. Познакомимся с еще одним символом нашей республики – с гербом.
Смотрим на картину.
КАРТИНА – ГЕРБ БАШКОРТОСТАНА
Воспитатель. Про герб стихотворение нам расскажет Кириллова Варввара.
ГЕРБ.
Герб Башкортостана у нас на стене:
Салават Юлаев на лихом коне.
Храброго героя солнце освещает.
И герой народный к миру призывает.
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам поиграть. Становитесь в круг.
Физкультминутка по стихотворению А. Игебаева «Сама сшила».
Кукле маленькой моей
Справила обнову я:
Платьице я сшила ей
Новое, лиловое.
Приметала рукава я,
Воротник приладила…
Может час, а может, два
Это платье гладила.
Кукла платьице надела,
Долго в зеркальце глядела.
Ей обновка нравится:
В ней она красавица.
Ладонью показать на уровне колена;
- Руки внизу в стороны, ладони раскрыты;
- «Пружинки» вправо, влево;
- Пальцами показать иголочку, движения у плеч правой руки, затем – у левой;
- Двумя руками круговые движения у шеи;
Правой рукой показать один палец вверх, левой показать два пальца;
- Движение «утюжок»;
- Руками движение от головы вниз;
- Ладонью изобразить зеркальце;
- Руки на пояс, «пружинки» вправо, влево.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ФЛАГ БАШКОРТОСТАНА».
Цель игры: расширение представлений детей о национальной символике, ее
историческом происхождении; воспитывать уважение к геральдическим знакам своей
Республики, своего государства.
Задание: Собрать флаг Башкортостана по образцу и объяснить, что каждый цвет
обозначает.
Ответы детей: - Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: верхняя полоса синего
цвета, средняя – белого, нижняя – зеленого.
Воспитатель. Ребята, а кто знает, как называется самый
знаменитый башкирскиймузыкальный инструмент? (Ответы детей). Давайте
посмотрим, где и как растет курай.
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «КУРАЙ».
(настоящего курая)
Воспитатель. Мы с вами говорили уже о том, что курай все лето растет, к осени
высыхает, затем его срезают, сушат в тени и из него изготавливают духовой
музыкальный инструмент курай.
Курай (А. Игебаев)
Когда я слушаю Курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез, -
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песни звонкие пою.
Воспитатель. Поиграем? Игра «Юрта, юрта»
Юрта, юрта, круглый дом.
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки!
(Дети шагают на месте, показывают руками полукруг, затем выставляют руки
вперед. Повороты туловища влево-вправо, прыжки на месте. Хлопки в ладоши,
приседание, опять хлопки в ладоши. На левой руке указательным пальцем правой руки
делаем круговые движения, прослеживаем глазами). Нам тоже нравится делать юрты.
Ребята, мы с вами сегодня попробуем себя в роли мастеров художников, мы будем
работать в мастерской, занимайте рабочие места. Сейчас мы с вами будем украшать
юрты для башкирского народа
Аппликация «Украсим юрту».
Задачи: Развивать интерес к аппликации, учить украшать юрту
элементами башкирского орнамента; закрепить навык наклеивания, развивать чувство
цвета, радостное настроение;
Воспитатель. На этом занятие, посвященное приближающемуся празднику – Дню
Республики Башкортостан, окончено.
Беседа на тему: «Что такое горы?»
Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть
объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение
сопереживать.
Д/и: «Покажи гору»
Ход игры: Предоставить детям различные картинки природы (горы, реки, озера, лес,
поле и т.д.) на доске, и предложить выбрать горы из предоставленных картинок.
Речевое развитие: «Моя малая Родина»
Цель: создание условий для воспитания у детей звуковой культуры речи,
обогащения словаря детей, формирование грамматического строя речи, ее связности
при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к
художественному слову.
Задачи:
1.Способствовать развитию речи;
2.
Формировать у детей чувство любви к России;
3.Способствовать активизации словарного запаса детей.
Материал:
Аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» (музыка Вениамина Баснерана
слова Михаила Матусовского исполнитель — Марк Бернес).
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуйте, гости! ( руки к гостям)
Здравствуй, небо (руки вверх)
Здравствуй, земля (приседают)
Здравствуйте, мои друзья ( руки вперёд)
Воспитатель читает стихотворение:
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья.
Воспитатель: Ребята, о чём говорится в стихотворении? (О родине.)
2.Основная часть.
А что же такое Родина? С чего она начинается? (Ответы детей.)
Ответы детей:
-
Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка,
дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Это место, по которому люди скучают находясь в далёком краю, на чужой стороне.
У каждого человека есть Родина – это место, где он родился, провёл своё детство, рос,
учился. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе,
саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад.
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Ребята, как называется республика, в которой мы живём?
А вы, наверное, знаете, как называется наш родной город? (Уфа)
А вы любите свой город? (Ответы детей)
Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам
задаю вопрос: наш город, какой?
Игра «Наш город, какой?»
Наш город …. (красивый , чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный,
цветущий, великолепный, гостеприимный, прекрасный, замечательный).
А сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию по нашей фотовыставке.
А теперь внимательно посмотрите на фотографии нашего города и назовите те места,
которые вам знакомы.
ИГРА: «Где это находится?»
Вос – ль: Молодцы ребята! Отлично справились с этим заданием.
А теперь давайте немного отдохнём и покажем, какими вы были маленькими и как
теперь выросли.
Физминутка:
Сначала буду маленьким (присесть)
К коленочкам прижмусь (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим (встать)
До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки)
Для нас республика Башкортостан – это малая Родина
Также у каждого человека кроме малой Родины есть большая Родина
А что значит большая Родина? Это определённое государство (или страна), в котором
человек проживает.
Наша большая Родина – это страна, которая называется Россия.
Самая большая страна в мире наша Родина Россия.
Воспитатель: Вот сколько хорошего, нам подарила Родина. А теперь, ребята, я хочу
предложить вам поиграть.
3 .Итог:
Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали, с чем познакомились? ( о малой и большой
Родине) Сегодня мы узнали о родине много нового, (выкладываю на фланелеграф модель
Родины)
- А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Абакане.
(красный маленький круг)
- Город Абакан находится – В Республике Хакасия
(желтый круг среднего размера)
- А Республика Хакасия – в России.
(зеленый большой круг).
Как вы думаете, ребята, что надо делать, чтобы и, дальше наша малая и большая Родина
оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года?
- Любить своё село, заботиться о нём, не мусорить, не ломать деревья, благоустраивать
его, сажать цветы, деревья, ухаживать за ними.
Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о
её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради
её блага.
Художественное творчество. Рисование
Раскраска «Горы»
Цель: Расширять представление детей о горах. Научить детей раскрашивать фигуру
внутри контура. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитывать аккуратность
при работе с восковыми мелками. Формировать у детей познавательный интерес к
природе; развивать наблюдательность, мыслительную деятельность; побуждать
детей экспериментировать; развивать творческие способности и коммуникативные
навыки детей;
Материал: Заготовки: раскраски «Горы»; восковые мелки, салфетки.
Познание: ФЦКМ
«Путешествие в горы»
Формировать первоначальные представления об образе жизни людей в горах, о
зависимости образа жизни людей от климатических условий.
Учить подбирать предметы, соответствующие той или иной ситуации (что нужно взять
с собой, если отправляешься в поход).
Воспитывать эстетические чувства детей, учить видеть красоту гор; уважать культуру
других народов, отличную от их собственной.
Предварительная работа. Знакомство детей с животными и растениями гор на
предыдущем занятии по ознакомлению с природой.
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в горы. Во время путешествия
разрешается фотографировать.
- Горы бывают низкими и высокими. Если горы низкие, то летом снег в таких горах
тает, и увидеть высокие заснеженные вершины летом в таких горах мы не можем. В
нашей стране это Уральские горы.
Горы состоят из огромных скал. Незабываем фотографировать.
Вот работы мастеров. Так же из камней делают подделки.
- Посмотрите на картинку. Что за белые пятна на вершине гор?
- На вершинах гор лежит снег.
Получается, что чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится вокруг.
Если подняться очень высоко, окажемся рядом с облаками! А вот внизу, у подножья
многих гор бывает тепло. Поэтому там обитает больше животных и растений, чем
наверху. Чем выше мы поднимаемся, тем меньше деревьев встречаем.
Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные
опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой
проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником
буду я.
Эти горы далеко,
К ним добраться нелегко:
Через горы и овраги
(Ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги
(Прыжки на двух ногах)
Под еловыми кустами
( В полуприсяде)
Да сосновыми мостами
(Приставным шагом)
Вот и горы впереди –
На природу посмотри.
Поиграем в игру «Пастух и стадо». Сначала выберем пастуха считалочкой
Кто, пастух, кричит тебе: бе, бе, бе
На овец наводит страх
Волк в горах
Кто прогонит волка вон?
Это он!
Пастуху мы завяжем глаза, а остальные ребята – овцы, находятся в овчарне.
Выбирается пастух, остальные игроки – овцы. Пастуху завязывают глаза, он становится
недалеко от овчарни и произносит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно
подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?».
Пастух называет какое-либо число в пределах 10, овцы отсчитывают соответствующее
число шагов и останавливаются. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где
мое стадо?». Овцы отзываются: «Бе, бе, бе». Пастух начинает искать овец, которые
стоят неподвижно, когда пастух дотрагивается до кого-то рукой, он говорит: «Овечка,
овечка, где ты?». Овца отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен назвать имя ребенка. Если
он угадал, овечка уходит в овчарню, если ошибся, все овцы блеют, а пойманная овечка
спрашивают: «Сколько шагов?» и уходит от пастуха, игра продолжается до тех пор,
пока большинство овец не будет поймано.)
Спасибо за игру. Вставайте.
Заключительная часть.
«Вот и окончилось наше путешествие! Сейчас мы спускаемся вниз и проявим ваши
фотоплёнки, напечатаем снимки всего того, что вы видели». Дети по выбору - кто что
«сфотографировал».
А наше занятие закончено, спасибо за внимание.
Речевое развитие
:
Чтение потешки
:
«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»
Цель: Познакомить детей с потешкой; обогащать словарь детей за счет устного
народного творчества; формировать грамматический строй устной речи детей;
развивать эмоциональную отзывчивость на произведение устного народного
творчества; воспитывать интерес к фольклору.
Чтение потешки воспитателем.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Вопросы по тексту:
- Скажите, на ком ехал дедушка Егор? На ком ехала жена дедушки Егора?
- А разве на корове ездят, ребята? Она же молочко дает. А на ком ездят?
- А на ком ехали детки?
- А на ком ехали внуки? А разве на козлятках ездят? А разве на козлятках ездят? Коза
дает шерсть, молоко, на ней не ездят. Это же шутка, небылица.
Повторное чтение потешки и проговаривание отдельных фраз.
Художественное творчество. Лепка
«Гора самоцветов»
Цель: Дать представление о свойствах пластилина – мягкий материал, легко
раскатывается, сминается; упражнять в лепке приемом раскатывания круговыми
движениями ладони, использовать приемы лепки: отщипывание, скатывание,
надавливание; развивать сообразительность, мышление.
Материал: Пластилин различных цветов, доска для лепки, стека, салфетки.
Фото выставка: Горы Башкортостана»
Чтение башкирских легенд:
Цель: обогащать словарь детей за счет устного народного творчества; формировать
грамматический строй устной речи детей; развивать эмоциональную отзывчивость на
произведение устного народного творчества; воспитывать интерес к фольклору.
С е р д ц е - г о р а
(Юряк-тау)
Много-много
лет
тому
назад
в
одном
из
аулов,
расположенных
неподалеку
от
этой
горы,
жила
прекрасная
девушка
по
имени
Айхылу
и
молодой
батыр
Ханбулат,
которому
в
силе
и
удальстве
не
было
равных
во
всей
округе.
С
детства
играли
они
вместе,
вместе
и
подрастали,
а
потом
полюбили
друг
друга.
Когда
девушка
выросла
и
расцвела
во
всей
своей
удивительной
красе,
один
за
другим
повалили
сваты
в
ее
дом.
Но
девушка
отказывала
всем
подряд.
Однажды
прислал
своих
сватов
и
самый
богатый,
самый
злой
и
коварный
и
самый
обидчивый
бай
аула
Типтегул,
и
тогда
отец
Айхылу
наконец-то
переломил
упорство
дочери
и
заставил
ее
дать
согласие
пойти
за
бая
пятой
женой.
Накануне
свадьбы
Ханбулат
похитил
Айхылу
и
увез
неведомо
куда.
В
страшном
гневе
Типтегул
воскликнул:
«Еще
не
родился
на
свет
батыр,
который
посмел
бы
пойти
против
меня,
Типтегула,
который
держит
в
своих
руках
всю
округу.
Имя
мне
не
будет
Типтегул,
если
я
дам
жить
на
земле
этому
негодяю.
Я
вырву
сердце
у
этого
голодранца.
Вырву
и
брошу
на
съедение
собаке.
Как
сказал
—
так
и
будет.
Я
не
люблю
повторять
дважды!»
Все
лето
джигит
и
девушка
жили,
скрываясь
в
горах
и
лесных
чащах.
Когда
начались
страшные
холода,
они
тайком
вернулись
ночью
в
свой
аул.
Однако
об
этом
донесли
Типтегулу.
Тот
решил
нанять
людей.
В
одну
из
темных
ночей
прислужники
бая
схватили
джигита
и
привели
его
на
ту
самую
гору.
Типтегул-
бай
огромным
ножом,
которым
режут
скотину,
сам
вырезал
сердце
из
груди
связанного
по
рукам
и
ногам
Ханбулата.
Только
было
бросил
он
его
собакам,
как
откуда
ни
возьмись
упал
с
неба
беркут,
схватил
своими
могучими
когтями
сердце джигита и унес его в свое гнездовье — высоко в горы.
Бай
старался
сохранить
в
глубокой
тайне
свое
преступление.
Но
обмануть
чуткое
сердце
Айхылу
он
не
мог.
Девушка
отыскала
тело
Ханбулата,
упав
на
него, проплакала три дня и три ночи.
—
Раз
возлюбленный
мой
мертв,
для
чего
мне
мое
сердце?
Я
отдам
тебе
свое
сердце,
мой
Ханбулат,
отомстишь
и
за
меня
тоже,
—
воскликнула
она,
вырвала
свое
сердце
и
вложила
его
в
грудь
Ханбулата.
Сама
же
тотчас
умерла.
Ханбулат
ожил.
Увидев
мертвое
тело
своей
возлюбленной,
все
сразу
понял.
А
сердце
—
сердце
девушки
—
пылало
в
его
груди
жгучей
ненавистью
к
тем,
кто
причинил
им
столько
страданий.
С
того
дня
Ханбулат
стал
мстить
за
обоих.
Один
за
другим
сгорали
байские
дома,
облака
пепла
и
золы
поднимались
к
небу.
А самих баев он поднимал на вершину той горы, где жил сам, и бросал оттуда в
пропасть.
Вот
почему
народ
назвал
ту
гору
«Сердце-гора»
—
Юряк-тау.
С о п к а - т ю б е т е й к а
(Такыя-сусак)
Напротив
деревни
Галиакбарово
есть
гора.
Она
напоминает
голову,
на
которую
надета
набекрень
тюбетейка.
У
подножья
горы
—
о з е ро.
Сказывают,
что
оттуда,
мол,
выходил
змей-аждаха.
Сюда
ближе,
извиваясь,
протекает
река
Нугуш.
Прежде
у
человека
по
имени
Кужмухамед
медведь
задрал
корову.
Люди
всем
скопом
пустились
вдогонку
за
медведем,
но
тот
успел
сбежать.
Все
равно
вернется
туда,
куда
повадился,
решили
люди,
мы
его
еще
поймаем.
Один
старик
устроил
засаду
и
всю
ночь
поджидал
медведя.
И
вот
однажды
стало
приближаться
что-то
большое
и
черное.
Взял
старик
да
и
выстрелил
из
своего
кремневого
ружья.
Все
в
ауле
слышали
выстрел.
Смотрят
утром
—
а
старик,
оказывается,
подстрелил
не
медведя,
а
черную
корову.
И
пошли
после
этого
по
аулу
шутки-смешки.
Даже
такмак
успели
сочинить:
Нет его шустрей на свете —
Уложил
медведя
залпом.
То,
что
принял
за
медведя,
Лишь
коровой
оказалось.
У к т а у
(Гора
стрельбы)
Здесь
проходили
войска
Пугачева.
Башкиры
выступали
на
стороне
Пугачева.
Под
натиском
солдат
Белой
царицы
башкиры
вынуждены
были
отступить
к
реке
Зилим,
а
затем
сгруппировались
в
пещере
одной
из
скал,
возвышавшейся
у
той
реки.
Они
выстругивали
ядра
из
дуба
и
стреляли
с
нынешней
горы
Магаш
в
сторону
табынских
бояр.
Прежде
всего
они
сносили
крыши
церквей.
Однако
табынцы
не
сдавались.
Потерпев
поражение,
башкиры
вернулись
в
свои пещеры и жили там долгое время.
Эту
гору
называют
Горой
стрельбы
(Уктау).
Там
и
до
сих
пор
на ходят
наконечники
стрел
.
Консультация для родителей на тему: «Горы Башкортостана»