Автор: Франк Евгения Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 22 "Планета детства"
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гласные звуки и буквы А, О, У, И"
Раздел: дополнительное образование
Конспект НОД по подготовке к обучение грамоте
«Гласные звуки и буквы А, О, У, И»
Цель: Закрепление пройденного материала по гласным звукам и буквам.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить понятие «гласный звук», дать представление о том, что гласные звуки
будут обозначаться красным цветом (фишкой);
Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове, определять
позицию звука в слове;
Познакомить детей с новыми словами по теме «Цирк»;
Продолжать учить определять количество слогов в слове;
Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы;
Учить составлять предложение.
Коррекционно-развивающие:
Развивать речевой выдох, зрительное восприятие, фонематический слух,
слуховой внимание;
Развивать навыки звукового анализа слов;
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать внимание, интерес к занятию посредством включения игровых и
занимательных моментов;
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Ход деятельности:
1. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются). Ребята,
сегодня я вас приглашаю в цирк, но цирк не обычный – это Буквацирк, мы с вами не
только увидим представление, но и станем настоящими артистами. На арене сказочного
Буквацирка выступают шуты – акробаты: Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ирлекин.
Давайте повторим их имена (дети повторяют имена акробатов).
- У каждого акробата есть любимая буква. Назовите любимую букву каждого артиста?
Почему вы так думаете?
- Акробаты очень любят петь песенки без слов, давайте и мы с вами пропоем песенки
акробатов.
2
. Упражнение «Песенки гласных звуков»
Открываем мы глаза,
Вдох и тянем долго А-А-А…
________
(произнесение звука ровно, без изменения
высоты голоса)
Утром солнышко взошло
Снизу вверх мы тянем О-О-О…
(произнесение звука с повышением
интонации)
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы…
(произнесение звука с повышением и
понижением интонации)
Ночью смотрим на звезду-
Сверху вниз слетает У-У-У…
(произнесение звука с понижением
интонации)
Завывает пурга и невидно не зги И-И-И
________
(произнесение звука ровно, без изменения
высоты голоса)
- Какие звуки мы сейчас пропели? (А, О, У, И).
Какие это звуки? (гласные). Почему?
(их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает
преграды). Каким цветом обозначаются гласные? (красным).
3
.
«Определи позицию звука»
– В Буквацирке веселые жанглеры подбрасывают обручи, а обручи не простые, с
картинками. Посмотрите внимательно на картинки, определите, какой гласный звук в
данном слове и закрасьте тот квадратик, где звук находится – в начеле, середине, конце
слова.
4. Игра «Найди пару»
- Мы сейчас тоже пожанглирум, только мячиками (дети выходят на ковер). Возьмите по
одному мячу. Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке
соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
- А сейчас мы потанцуем с мячиками под музыку, но как только музыка закончится, вы
должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что
и у вас. Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с
мячиками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако, и.т.д)
5. «Определи количество слогов»
-Следующими на нашей арене выступают дрессированные животные. Каждое животное
должно занять свое место, на первой ступеньке – животное в названии которого один
слог, на второй – в названии которых два слога, на третьей в названии которых три слога
(медведь, лиса, кенгуру, крокодил, слон, лев).
6. «Звуковой анализ слова»
- Отгадайте загадку: На арене я стою. Всех людей я веселю (клоун). Клоун смешит
людей, а мы должны развеселить его. Давайте сделаем слово КЛОУН цветным,
выложим из фишек его схему.
-Сколько слогов в слове? Какой первый звук, второй, и т.д. ? Назовите гласные звуки в
этом слове? Назовите согласные звуки?
7. Упражнение «Выложи букву».
- А сейчас время волшебства, наши шуты-акробаты загрустили, давайте сделаем для
них подарок и выложим их любимые буквы на бархатных листочках
из природного и
бросового материала, который вы видите на столе
(на тарелочке лежат пуговицы,
шерстяные нитки, арбузные семечки, пуговицы и т. д.).
-Ребята, давайте вспомним правило: Звук мы произносим и слышим, а букву видим и
пишем.
8. «Придумай предложение»
- Ребята предлагаю каждому взять по нашему красивому мячику с картинкой.
Придумайте предложение, чтобы в вашем предложении было данное слово. Что такое
предложение? (Предложение это законченная мысль). Дети придумывают
предложения.
9. Итог занятия.
- Ребята, мы сегодня с вами побывали в Буквацирке. С каким новым словом
познакомились? Какие звуки мы вспомнили? Какие это звуки? Почему? Чем звуки
отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
10. Рефлексия.
- Ребята, в корзине лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите
радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть -
задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.