Напоминание

Нетрадиционные формы приобщения дошкольников к художественной литературе


Автор: Тележникова Ксения Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Солнечный круг" детский сад № 3
Населённый пункт: Свердловская область, город Нижний Тагил
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные формы приобщения дошкольников к художественной литературе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные формы приобщения дошкольников к художественной

литературе

Современное образование переживает новый этап своего развития. В

соответствии

с

законом

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

дошкольное

образование

является

первой

ступенью

общего

образования.

Организация

образовательной

деятельности

на

каждой

ее

ступени

предполагает

обеспечение

преемственности

целей

и

задач,

содержание

образования программ различных уровней: дошкольного, начального общего,

основного общего образования.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного,

чуткого

читателя,

любящего

книгу,

которая

помогает

ему

познавать

окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки,

развивать

восприятие

художественного

слова.

Это

возраст,

в

котором

наиболее

ярко

проявляется

способность

слухом,

зрением,

осязанием,

воображением

воспринимать

художественное

произведение;

искренне,

от

полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

Знакомство дошкольников с художественной литературой в детском

саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого

развития

детей

и

способствует

обогащению

активного

словаря

дошкольников,

связной

диалогической

и

монологической

речи,

развитии

речевого творчества.

Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем

личности. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать

его

мир,

делать

его

интересным,

полным

необычных

открытий.

Всё

последующее

знакомство

с

огромным

литературным

наследием

будет

опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с

ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем.

Слово

«читатель»

по

отношению

к

дошкольному

возрасту

условно.

В

действительности

это

слушатель,

чья

встреча

с

книгой

полностью

определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и

кончая

продолжительностью

общения

с

книгой.

Вкус,

интерес

к

произведению,

его

трактовка,

умение

ориентироваться

в

круге

детского

чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого

в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным

читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным,

ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Одним из

интереснейших

способов

привлечения

дошкольников

к

художественной

литературе, является метод «СТОРИСЕК – пусть сказки оживают». Что же

такое «сторисек»?

«Сторисек» в

переводе

с

английского

языка

означает «мешок

историй».

Изобретатель «сторисека» -

Н е й л

Гр и ф ф и т с ,

д о к т о р

филологических наук, английский писатель, автор книг по обучению детей

дошкольного возраста. Сторисек – это своего рода комплект, сопутствующих,

взаимосвязанных

и

взаимодополняющих

материалов,

направленных

на

развитие

интереса

к

чтению,

способствующих

всестороннему

развитию

личности детей. Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в

несколько этапов.

Первый этап

- Отбора книги: серьезное художественное произведение, качественные

иллюстрации,

произведение

удобное

для

громкого

чтения,

доступный

и

интересный уровень книги для детского восприятия, любимая книга детей,

книга, рекомендуемая родителями (педагогами, книжными магазинами).

-

Подготавливается

«Волшебный

мешок».

Возможные

варианты

по

украшению

мешка

пуговицами,

бисером

можно

вышивать

имена

детей,

участвующих в подготовке мешка, приклеить к мешку бумажные элементы,

использовать роспись по ткани и др.

- Подбираются остальные компоненты:

игрушки:

мягкие,

от

киндер-сюрпризов,

резиновые

фигурки,

пальчиковые и перчаточные куклы, маски, являющиеся прообразами героев

выбранного произведения;

научно-популярная

книга

на

тему,

близкую

к

художественному

произведению;

аудиокнига по выбранному произведению;

DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению (при наличии).

-

Разрабатываются

литературные

игры,

задачами

которых

должны

стать: расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного

чтения,

связной

речи

в

форме

формирования

навыков

обсуждения

художественного произведения, социальных навыков, самоуверенности.

В итоге в каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных

литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

- Разрабатываются «Шпаргалки» (для родителей, педагогов). В виде

малых

печатных

форм

подготавливаются:

списки

дополнительной

литературы; примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-

автора книги в интересных фактах; рекомендации.

- Красочно оформляется опись готового «сторисека».

Второй этап

Раздаются буклеты, дайджесты и листовки, оформляется мобильная

библиотечка,

осуществляется

электронная

рассылка

пользователям

библиотеки.

Третий этап

Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.

Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги.

При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе

с детьми) во время чтения книги или после.

Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть

игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.

Попросите детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.

Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда

нужно их использовать.

Заостряйте внимание на буквах. Спрашивайте детей, с каких букв

(звуков) начинаются конкретные слова.

Почитайте

книгу

по

ролям.

Заострите

внимание

на

навыках:

изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.

Развивая связную речь и коммуникативные навыки детей, а также

способность

к

программированию

самостоятельных

высказываний,

предложите детям поделиться своими впечатлениями о названии, обложки,

иллюстрациях книги.

Прочитайте часть книги и спросите детей, что они смогли понять.

Попросите рассказать о своих знаниях по теме.

Выпишите

понравившиеся

детям

факты,

красиво

оформите

их

и

раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.

Составьте с детьми список вопросов, на которые хотелось бы, чтобы

ответили их друзья

Используйте

другие

формы

работы

с

научно-популярными

изданиями.

Ребенок в дошкольном возрасте еще не обладает слишком широким

кругозором, поэтому наглядность очень важна. Она помогает донести детям

важную мысль художественного произведения.

-

Научно-популярная

книга

входит

в

набор

с

целью

развития

всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она

соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее

научно- познавательными фактами на доступном детском языке.

- Аудиокнига позволяет детям прослушать произведение несколько раз.

Многократное

прослушивание

и

проговаривание

развивает

навыки

осмысления

звучащей

речи,

а

также

навыки

пересказа

и

рассказывания.

Дидактические игры подбираются для расширения кругозора детей, развития

навыков осмысленного чтения, связной речи, для формирования навыков

обсуждения художественного произведения, социальных навыков.

-

Разноплановые

дидактические

игры.

Все

игры

также

необходимо

соотнести

с

книгой.

Игрушки

и

дополнительные

реквизиты

помогают

оживить художественную книгу. Игрушки изображают главных героев книги;

они развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и

образы главных героев.

Используя

художественные

произведения

как

готовый

культурный

материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры,

создаваемые

книгой,

и

в

то

же

время

не

остаются

безучастными

исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются,

огорчаются, сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна

из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.



В раздел образования