Автор: Тележникова Ксения Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Солнечный круг" детский сад № 3
Населённый пункт: Свердловская область, город Нижний Тагил
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные формы приобщения дошкольников к художественной литературе
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные формы приобщения дошкольников к художественной
литературе
Современное образование переживает новый этап своего развития. В
соответствии
с
законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
дошкольное
образование
является
первой
ступенью
общего
образования.
Организация
образовательной
деятельности
на
каждой
ее
ступени
предполагает
обеспечение
преемственности
целей
и
задач,
содержание
образования программ различных уровней: дошкольного, начального общего,
основного общего образования.
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного,
чуткого
читателя,
любящего
книгу,
которая
помогает
ему
познавать
окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки,
развивать
восприятие
художественного
слова.
Это
возраст,
в
котором
наиболее
ярко
проявляется
способность
слухом,
зрением,
осязанием,
воображением
воспринимать
художественное
произведение;
искренне,
от
полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.
Знакомство дошкольников с художественной литературой в детском
саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого
развития
детей
и
способствует
обогащению
активного
словаря
дошкольников,
связной
диалогической
и
монологической
речи,
развитии
речевого творчества.
Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем
личности. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать
его
мир,
делать
его
интересным,
полным
необычных
открытий.
Всё
последующее
знакомство
с
огромным
литературным
наследием
будет
опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с
ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем.
Слово
«читатель»
по
отношению
к
дошкольному
возрасту
условно.
В
действительности
это
слушатель,
чья
встреча
с
книгой
полностью
определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и
кончая
продолжительностью
общения
с
книгой.
Вкус,
интерес
к
произведению,
его
трактовка,
умение
ориентироваться
в
круге
детского
чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого
в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным
читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным,
ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Одним из
интереснейших
способов
привлечения
дошкольников
к
художественной
литературе, является метод «СТОРИСЕК – пусть сказки оживают». Что же
такое «сторисек»?
«Сторисек» в
переводе
с
английского
языка
означает «мешок
историй».
Изобретатель «сторисека» -
Н е й л
Гр и ф ф и т с ,
д о к т о р
филологических наук, английский писатель, автор книг по обучению детей
дошкольного возраста. Сторисек – это своего рода комплект, сопутствующих,
взаимосвязанных
и
взаимодополняющих
материалов,
направленных
на
развитие
интереса
к
чтению,
способствующих
всестороннему
развитию
личности детей. Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в
несколько этапов.
Первый этап
- Отбора книги: серьезное художественное произведение, качественные
иллюстрации,
произведение
удобное
для
громкого
чтения,
доступный
и
интересный уровень книги для детского восприятия, любимая книга детей,
книга, рекомендуемая родителями (педагогами, книжными магазинами).
-
Подготавливается
«Волшебный
мешок».
Возможные
варианты
по
украшению
мешка
пуговицами,
бисером
можно
вышивать
имена
детей,
участвующих в подготовке мешка, приклеить к мешку бумажные элементы,
использовать роспись по ткани и др.
- Подбираются остальные компоненты:
игрушки:
мягкие,
от
киндер-сюрпризов,
резиновые
фигурки,
пальчиковые и перчаточные куклы, маски, являющиеся прообразами героев
выбранного произведения;
научно-популярная
книга
на
тему,
близкую
к
художественному
произведению;
аудиокнига по выбранному произведению;
DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению (при наличии).
-
Разрабатываются
литературные
игры,
задачами
которых
должны
стать: расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного
чтения,
связной
речи
в
форме
формирования
навыков
обсуждения
художественного произведения, социальных навыков, самоуверенности.
В итоге в каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных
литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
- Разрабатываются «Шпаргалки» (для родителей, педагогов). В виде
малых
печатных
форм
подготавливаются:
списки
дополнительной
литературы; примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-
автора книги в интересных фактах; рекомендации.
- Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Второй этап
Раздаются буклеты, дайджесты и листовки, оформляется мобильная
библиотечка,
осуществляется
электронная
рассылка
пользователям
библиотеки.
Третий этап
Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.
Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги.
При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе
с детьми) во время чтения книги или после.
Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть
игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
Попросите детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда
нужно их использовать.
Заостряйте внимание на буквах. Спрашивайте детей, с каких букв
(звуков) начинаются конкретные слова.
Почитайте
книгу
по
ролям.
Заострите
внимание
на
навыках:
изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
Развивая связную речь и коммуникативные навыки детей, а также
способность
к
программированию
самостоятельных
высказываний,
предложите детям поделиться своими впечатлениями о названии, обложки,
иллюстрациях книги.
Прочитайте часть книги и спросите детей, что они смогли понять.
Попросите рассказать о своих знаниях по теме.
Выпишите
понравившиеся
детям
факты,
красиво
оформите
их
и
раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.
Составьте с детьми список вопросов, на которые хотелось бы, чтобы
ответили их друзья
Используйте
другие
формы
работы
с
научно-популярными
изданиями.
Ребенок в дошкольном возрасте еще не обладает слишком широким
кругозором, поэтому наглядность очень важна. Она помогает донести детям
важную мысль художественного произведения.
-
Научно-популярная
книга
входит
в
набор
с
целью
развития
всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она
соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее
научно- познавательными фактами на доступном детском языке.
- Аудиокнига позволяет детям прослушать произведение несколько раз.
Многократное
прослушивание
и
проговаривание
развивает
навыки
осмысления
звучащей
речи,
а
также
навыки
пересказа
и
рассказывания.
Дидактические игры подбираются для расширения кругозора детей, развития
навыков осмысленного чтения, связной речи, для формирования навыков
обсуждения художественного произведения, социальных навыков.
-
Разноплановые
дидактические
игры.
Все
игры
также
необходимо
соотнести
с
книгой.
Игрушки
и
дополнительные
реквизиты
помогают
оживить художественную книгу. Игрушки изображают главных героев книги;
они развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и
образы главных героев.
Используя
художественные
произведения
как
готовый
культурный
материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры,
создаваемые
книгой,
и
в
то
же
время
не
остаются
безучастными
исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются,
огорчаются, сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.
Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна
из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.