Автор: Савенкова Венера Расимовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: РТ г.Казань
Наименование материала: "Характерные особенности гуцульского наподного танца.Основные положения корпуса и рук.
Тема: Народный танец ,как средство воспитания детей школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГУЦУЛЬСКОГО НАРОДНОГО
ТАНЦА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОРПУСА И РУК
Савенкова Венера Расимовна,
педагог дополнительного образования
Центра детского творчества «Детская академия»
Советского района г.Казани
Народный танец - прежде всего, душа народа, его радость и печаль,
победы и поражения. Большое количество украинских народных обрядов,
обычаев и традиций способствовали появлению новых танцев, эмоционально
насыщенных, наполненных национальным колоритом.
Существуют
специфические
особенности
в
народном
искусстве
различных регионов Украины, таких как, Центральная Украина, Полесье,
Подолье и Карпаты. Карпаты самая богатый регион в этнографическом плане,
культура его богата и своеобразна. Яркими представителями этого региона
являются гуцулы, которые имеют свою танцевальную культуру, свой костюм,
обычаи и традиции.
Рис.1. Юный танцоры хореографического коллектива «Калейдоскоп»
Гуцульский танец - яркий, самобытный, задорный. Разнообразие форм
и сюжетов поражает. Например, гуцульский танец "Кругляк" - ритуальный
танец, исполняют его женатые мужчины при освещении пасеки. Топорики
кладут
по
кругу,
зерно
освещают
в
шапках,
затем
высыпают
хозяйке
в
запаску.
Освещенным
зерном
хозяева
будут
посыпать
ульи,
при
первом
выпуске пчел. Этот ритуальный танец способствует, по народному поверью,
богатому медосбору и здоровью пчел.
Самый
известный
танец
"Аркан"-
народный,
мужской
танец,
по
преданию, танец богатырей, спустившихся с гор. В центре сюжета обряд-
посвящение парня в воины. После участия в нем он получал право исполнять
танцы,
носить
бартку
и
подпоясываться
широким
поясом.
Весь
танец
исполняется по кругу, участники лишь меняют положения рук и корпуса.
Для
создания
музыкального
материала
используют
уникальные
музыкальные инструменты: трембита, сопилка, варган, дуда.
Традиционный
костюм
очень
похож
на
одежду
карпатских
горцев.
Гуцулы носят меховые безрукавки из овчины, в основном преобладают яркие
цвета и геометрический орнамент.
Рис.2. Традиционный гуцульский костюм
Основные положения рук.
В гуцульском танце используются три основные положения рук:
подготовительное положение – руки свободно опущены вниз;
первое – руки раскрыты в стороны ладонями вверх, пальцы собраны и
вытянуты;
второе – руки вытянуты в локтях и раскрыты в стороны на высоте
между I и II позициями. Ладони повернуты вверх.
Основные позиции рук в гуцульском танце.
1)
Обе руки согнуты в локтях, локти приподняты вверх, кисти
придерживают жилетку. Локти могут приподниматься во время
исполнения движения, корпус отклоняться в сторону.
Рис.3. «Руки согнуты в локтях»
2)
Обе руки поднимаются вперёд, локти вытянуты, пальцы сжаты в
кулак, либо руки отводятся назад.
Рис. 4а, 4б. «Руки вперед и назад»
3)
Обе руки подняты наверх, ладони смотрят наверх, пальцы собраны и
натянуты. Плечи отпущены вниз.
Рис. 5. «Руки наверх»
4) Обе руки убраны за спину.
5) Руки вытянуты в локтях, правая раскрыта во 2 позицию, левая в 3
позицию рук.
Рис.6. «Вторая и третья позиции рук»
Положения рук в паре.
1)
Руки подняты в сторону, локти вытянуты, кисти опущены на плечи
партнёра.
Рис.7. «Руки на плечи партнера»
2) Руки опущены вниз, локти вытянуты, партнёры берутся за кисти рук,
корпус поворачивает по ходу против часовой стрелки.
Рис. 8а, 8б. «За руки»
2)
Руки согнуты в локтях, партнёры держатся за кисти рук, могут
исполнять "пружинку», отпускать или поднимать руки.
Рис.9а, 9б. «Руки согнуты»
4)
Партнёры стоят левым плечом друг к другу, правая рука поднята в 3
позицию, левая лежит на талии у партнёра.
Рис. 10. «Плечом к плечу»
Очень часто можно услышать, что руки для танцора – что крылья для
птицы. И пусть взлететь они не помогут, но именно руки создают грацию,
плавность и манеру движения. Руки должны быть способны выражать всю
палитру эмоций – от печали до радости, от гнева до удивления. Характер
танца, настроение -
все это можно понять по особенным движениям рук.
Однако достигнуть правильных позиций, положений рук, вдохнуть в них
чувства
можно
только
трудоемкими
наработками,
тренировками
и
репетициями.