Напоминание

Воспитание гражданственности и патриотизма на занятиях в объединениях туристско-краеведческой направленности МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара


Автор: Поршин Александр Сергеевич
Должность: Директор
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья из опыта работы Центра
Тема: Воспитание гражданственности и патриотизма на занятиях в объединениях туристско-краеведческой направленности МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание гражданственности и патриотизма на занятиях в

объединениях туристско-краеведческой направленности

МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара

Автор-составитель: Поршин Александр Сергеевич,

директор МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара

Туристско-краеведческая

направленность

в

МБУ

ДО

ДЮЦ

«Пилигрим»

г.о.

Самара в 2019-2020 учебном году представлена тремя объединениями:

Пешеходный туризм

Школа юного экскурсовода

Фототурист

В них занимаются 225 учащихся.

3.1 Объединение «Пешеходный туризм» работает по программе «Пешеходный

туризм», которая рассчитана на 4 года.

Актуальность программы заключается

в

том,

что

туристские

походы

и

экскурсии очень привлекательны для учащихся, так как в них есть возможность

постоянного

совершенствования

спортивного

мастерства

и

через

туристскую

деятельность изучение природного, культурного и исторического наследия своей

малой

родины.

Программа

носит

образовательно-развивающий

характер.

Содержание

программы

направлено

на

создание

условий

для

укрепления

и

сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Занятия формируют

у

учащихся

простейшие

туристские

навыки

по

пешеходному

туризму

(установка

палатки,

вязка

узлов,

ориентирование

на

местности и по картам с помощью компаса и по местным признакам, разные

способы переправ через преграды, типы костров и т. д.). Занятия туризмом и

краеведением

помогают

в

становлении

личности,

так

как

развивают

волевые

качества,

целеустремленность,

настойчивость,

упорство,

самостоятельность

и

инициативу,

решительность

и

смелость,

выдержку

и

самообладание.

Данные

занятия помогают в формировании общей культуры личности, учат правильному

поведению

в

природе

и

обществе,

способствуют

профессиональному

самоопределению учащихся.

При реализации данной программы предполагается получение следующих

результатов:

решится проблема свободного времени у учащихся;

сформируются практические навыки бережного отношения к природе, как

составной части экологической культуры студентов;

укрепится здоровье и повысится спортивное мастерство в таких видах

Учебный план и программа первого года занятий предусматривают обучение

учащихся азбуке туризма – сообщение им начальных сведений по организационным

вопросам

подготовки

и

проведения

походов,

основных

сведений

о

своем

крае,

элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии,

общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при

заболеваниях и травмах.

Учебный план и программы второго, третьего и четвертого годов обучения

направлены

на

совершенствование

полученных

знаний,

умений

и

навыков,

приобретенных в курсе начальной туристской подготовки. Обучающиеся участвуют

в

районных

соревнованиях

по

технике

пешеходного

туризма

и

спортивному

ориентированию, выполняют нормативы, на присвоение юношеских разрядов по

туристскому многоборью и спортивным походам.

Итогом являются участие в зачетном походе, районных и областных туристских

соревнованиях.

На каждом этапе реализации программы используется широкий спектр методов,

обеспечивающих

максимально

эффективное

усвоение

материала

каждым

обучающимся. Конкретные методы работы выбираются согласно составу данной

группы,

ее

обученности,

личностным

возможностям.

Теоретические

занятия

проводятся в форме бесед, лекций-консультаций, семинаров, используя наглядные

материалы, сочетая теорию с практикой, полевые занятия - семинары, практикумы (в

том числе индивидуальные), творческие, экспериментальные практические работы

на местности.

Обучение строится по принципу «от простого к сложному» и по принципу

расширения кругозора по данным темам. Занятия проходят с группой в целом,

однако

акцент

ставится

на

индивидуальный

подход

к

каждому

обучающемуся

внутри группы.

3.2 Объединение «Школа юного экскурсовода» занимается по программе

«Связь поколений».

Данная программа предназначена для обучения учащихся музееведению с

использованием

инновационных

педагогических

технологий,

а

именно

дистанционного

обучения,

что

позволит

вывести

на

новый

уровень

учебно-

познавательный интерес, разнообразить процесс обучения, повысить активность и

мотивацию детей к обучению

По

каждой

теме

учащимся

предоставляется

необходимый

объем

информационных материалов в виде лекций, презентаций, ссылок на нужные

электронные

ресурсы,

а

также

вопросов

для

проверки

усвоения

материала,

творческих

и

тестовых

заданий.

Предусмотрены

задания

по

поиску

нужной

информации в сети интернет, интернет-экскурсий по городам страны и зарубежья,

интернет-викторины

на

знание

главных

достопримечательностей,

составление

совместного

электронного

журнала

музейного

фонда,

а

также

рефлексия

результативности на тематических сайтах.

Современное образование нуждается в новых методах передачи знаний и

технологий обучения. Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии.

Базой для реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Связь поколений» является музей Боевой и Трудовой Славы «Крылья

Родины»,

а

фундаментальной

основой становится

краеведение. Занятия

предполагают многообразие информации.

Дополнительная общеразвивающая программа «Связь поколений» построена с

учётом следующих концептуальных идей:

развитие личности ребёнка;

формирование его интеллекта и общей культуры;

получение им углублённых знаний по истории и культуре России;

формирование у него навыков учебно-исследовательской

деятельности;

Программа «Связь поколений» создана для того, чтобы обеспечить

духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей

с музейным пространством, привить любовь к школе, родному городу, к Родине.

Данная программа предполагает обучение детей основам экскурсионного

дела в процессе обеспечения деятельности музей Боевой и Трудовой Славы

«Крылья Родины».

Музей Боевой и Трудовой Славы «Крылья Родины» является одной из форм

дополнительного образования, развивающей творчество, познавательную

деятельность и интерес детей.

Музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями

эмоционального воздействия в нравственном воспитании.

Музей

Боевой и Трудовой Славы «Крылья Родины»

предназначен

для

проведения комплекса игр и занятий, творческих мастерских и праздников.

Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия

ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно

научить детей среднего школьного возраста не только слушать, но и слышать, не

только смотреть, но и видеть, наблюдать. Кроме того данная программа

призвана научить подростка трудиться, кропотливо подбирая материалы для

будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда.

Экскурсоводом может быть

обучающийся, заинтересованный работой в

музее, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.

Изучение

истории

родного

края,

музееведение

предполагает

широкое

использование

активных

методов

самостоятельной

работы,

в

том

числе

с

разнообразными источниками.

Основными методами следует считать:

словесный

передача

необходимой

для

дальнейшего

обучения

информации;

метод демонстраций (использование схем, карт);

частично- поисковый ( метод работы с дополнительной литературой);

метод упражнения (вопросы по пройденным темам, отработка и сдача

экскурсий).

наглядный

посещение

экспозиций,

выставок

музеев,

просмотр

альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;

исследовательский

изучение

документальных

и

вещественных

предметов

из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-

познавательной деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она

определяет широкий

круг

изучения

краеведческих

тем,

предусматривает

формирование навыков правильной речи, освоение методики

исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.

Программа направлена на интеграцию различных видов деятельности детей,

охватывает основные направления развития ребенка (познавательное,

художественно – эстетическое и др.)

Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно

музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей

неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую

ребенок

получает

возможность

узнать

прошлое

своих

предков,

оценить

свое

настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить

свои впечатления, свое понимание окружающей действительности обучающийся

может

через

формирование

собственных

экспозиций

в

коллективном

долгосрочном образовательном проекте – музей Центра. Предметом комплексного

рассмотрения

на

занятиях

будет

социальный

объект,

изучая

который

ребята

овладеют основами музееведения.

3.3 Объединение «Фототурист» работает по программе «Мир через объектив».

В последние годы фотография становится всё актуальнее и стремительно

развивается,

входит

в

каждый

дом.

И

действительно,

невозможно

сегодня

представить современное общество без фотографии: она широко используется в

журналистике, с её помощью ведется летопись страны и каждой семьи.

В настоящее время фотография является широко доступной, как никакой

другой вид визуального искусства, и в то же время, именно фотография имеет

средства и возможности научить изобразительному мышлению.

Изучение фотографии, её истории, неотрывно от истории искусства XIX-XX

века,

что

позволяет

учащимся

в

ходе

занятий

познакомиться

с

основными

направлениями искусства XX века, течениями современного искусства, осознать

место

фотографии

среди

других

визуальных

искусств,

роль

фотографии

в

современной жизни.

Актуальность

программы

«Мир

через

объектив»

заключается

в

том,

что

многие

подростки

интересуются

фотографией,

возможностью

путешествовать,

познавать

свой

край

и

с

помощью

фотоснимков

выражать

своё

отношение

к

окружающей действительности. Они ищут себя, пробуют свои силы в разных

областях деятельности, поэтому очень важно предоставить им наиболее широкий

спектр возможностей.

Также

ребята

помогают

своим

одногруппникам

с

ограниченными

возможностями,

которые

в

силу

своих

заболеваний

не

могут

полностью

самостоятельно

заниматься

в

объединении,

принимать

участие

в

выездных

мероприятиях. Это дает возможность успешной социализации детей, пониманию и

принятию мира таким, какой он есть со всеми его плюсами и минусами, а также

учит состраданию и помощи людям, нуждающимся во внимании и поддержке.

Для

обычного

ребёнка

социализация

это

естественный

процесс,

но

для «особого» ребёнка

погружение

в

общество

это

процесс

кропотливый

и

длительный,

требующий

создание

определённых

условий.

Наиболее

успешное

обучение и развитие

детей

с ограниченными возможностями здоровья происходит в

виде практической деятельности. Такой подход позволяет детям увидеть результаты

своего труда, порадоваться ему вместе с другими.

Занятия фотографией формируют побуждение к творчеству, поддерживают

живой

эстетический

интерес

к

природе.

Посредством

фотографии

в

детях

обнаруживается способность художников и творцов, потому что всякий художник

«начинается» с восприятия природы, с поэтического мироощущения и умения его

выразить. Фотография является незаменимым средством для наиболее полного

развития у детей эстетического восприятия.

Занятия фотографией способствуют приобщению учащихся к прекрасному,

помогают

адаптироваться

в

сложной

обстановке

современного

мира.

Данная

программа позволяет многим учащимся найти своё место в жизни, развить в себе

способности

творческого

самовыражения

или

просто

заняться

интересным

и

полезным делом. В настоящее время фотография является широко доступной, как

никакой другой вид визуального искусства, и в то же время, именно фотография

имеет средства и возможности научить изобразительному мышлению.

Фотографии, сделанные в поездках, на экскурсиях всегда были популярны в

молодежной среде, они – воспоминание и о походной туристической романтике, и о

занимательных экскурсиях, и о близких друзьях и теплом дружеском общении.

Форма

организации

курса

-

кружок,

что

позволяет

объединить

разных

подростков на основе интереса к фотоделу и туризму.

Программа курса построена таким образом, что обучающиеся попробуют себя

в разных ролях, приобретут различные навыки, будут разрабатывать и проводить

социально-значимые мероприятия для сверстников, ребят с ОВЗ, детей младшего

возраста и ветеранов, смогут принять участие в конкурсах и смотрах.

Объединение

«Фототурист»

пользуется

популярностью,

поскольку

на

сегодняшний день человеку трудно представить свою жизнь без

фотографии

, она

сопровождает каждого из нас с момента рождения, по всей жизни и до самой

старости. Особенность занятий в нашем объединении - в возможности объединить

несколько

групп,

различных

по

уровню

подготовки

и

возрасту,

а

также

физическим, интеллектуальным и умственным возможностям. Младшие учатся на

примере

старших,

а

те

в

свою

очередь

поддерживают

новичков.

Принцип

взаимопомощи – основополагающее направление данной программы.

На

занятиях

дается

минимум

теории,

все

сводится

к

практической

деятельности,

что

обусловлено

особенностями

детей

с

ограниченными

возможностями.

В результате обучения дети смогут получить опыт проектной деятельности,

создания,

редактирования,

оформления,

сохранения,

передачи

фотографий

с

помощью современных цифровых средств. Узнают, какие режимы фотосъемки

существуют,

какой

они

дают

эффект.

Научатся

редактировать

изображения

в

графическом редакторе. Эта программа позволяет многим учащимся развивать в

себе способности творческого самовыражения и просто заниматься интересным и

полезным делом.



В раздел образования