Автор: Захарченко Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС-ИНТЕРНАТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» В г. МОРОЗОВСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Населённый пункт: г. Морозовск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Мир костюма Обломова"
Раздел: полное образование
Тема: «Мир костюма Обломова»
Цель работы:
рассмотреть роман И. А. Гончарова «Обломов с точки
зрения изображенного в нём предметного мира.
Задачи исследования:
1. Проанализировать произведения русских писателей XIX
века
Н. М. Языкова «К халату», П. А. Вяземского «Прощание с
халатом»,
И. А. Гончарова «Обломов» и показать, что образ халата,
ставший
символом характера Обломова, имеет свой собственный
первоисточник.
2. Проследить метаморфозы, связанные с «халатным» образом.
Введение
Иван Александрович Гончаров вошел в
историю русской литературы XIX века
как автор знаменитой трилогии о русском
дворянстве.
«Обломов» — единственное произведение,
которое породило такое емкое социальное
понятие как «обломовщина» и такой яркий
символ-артефакт как обломовский халат.
Он, возможно, является одной из основных
характеристик «обломовщины» вообще и
Обломова, в частности.
Это сквозной образ-символ романа, это не частная подробность
описаний и характеристик, а художественная деталь, становящаяся
центром композиции образа. Как и упомянутая выше «обломовщина»,
обломовский халат стал нарицательным понятием, употребляющимся
для обозначения личностного понятия «обломовщины», генетически
связанным с ней.
Портрет И.А.Гончарова.
И.Н.Крамской, 1874 г.
В отличие от «обломовщины», которая явилась особой творческой
находкой Гончарова, образ халата, ставший символом характера
Обломова, имеет свой собственный первоисточник. Судя по всему,
Гончаров ориентировался на опыт Н.М. Языкова (стихотворение
«К халату» 1823 г., опубликовано в 1859 г.), а тот, в свою очередь, —
на «Прощание с халатом» П.А. Вяземского (1817 г., опубликовано в
1821 г. ). Оба поэта тоже имеют предшественника в лице
П.-Ж. Беранже, автора песни-сатиры «Новый фрак» (1815 г.).
Н.М. Языков П.А. Вяземский П.-Ж. Беранже
1. Стихотворение Николая Языкова «К халату» как источник романа
И.А. Гончарова «Обломов» (источниковедческая гипотеза)
Обломовский халат — способ маркировки,
символ-эквивалент духовного состояния
героя, его генетический «код». Это «знак»,
который создается взаимосвязями текста и
контекста, а потому «конечен и бесконечен»
одновременно. Литературные источники
романа Гончарова показывают, в результате
каких творческих импульсов складывался и
формировался образ главного героя, который
является символом целого уклада жизни
(«всероссийского застоя»), целой «эпохи
развития», которую автор определяет понятием
«Сон».
Илья Обломов и Захар
(Иллюстрация к роману
«Обломов».
Художник Ю. С. Гершкович)
В нравственной позиции лирического героя
и Вяземского, и Языкова отчетливо
просматривается обломовская сущность.
«Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!...»
Н.М. Языков «К
халату»
Этот мотив оживает в описаниях первой главы романа Гончарова:
«Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он
мягок, гибок...».
Илья Обломов
(Иллюстрация к роману «Обломов»
Художник М. П. Клячко )
«Праздность и лень» — «нормальное состояние»
Обломова. но это, как и в стихотворениях
Вяземского и Языкова, лишь одна, видимая
ипостась героя. Анализ роли литературных
источников в реализации творческого замысла
Гончарова позволяет увидеть и другие качества,
стороны характера Обломова, а вместе с тем
способствует осмыслению авторской трактовки
поставленных проблем. Анализируя стихотворение
Языкова, мы найдем в нем немало внутренних черт
и образов, роднящих его с общей философией романа
Гончарова. Так, в эмоционально-оценочном
авторском освещении существенно противопостав-
ление халата ливрее:
Илья Обломов
(Иллюстрация
к роману «Обломов».
Художник В. М. Меншиков)
«…Пускай служителям Арея
Мила их тесная ливрея;
Я волен телом, как душой. …»
Н.М. Языков «К халату»
Смысл этого противостояния раскрывается, если
учесть, что по В.И. Далю «халат» — (татар.),
комнатная, домашняя широкая одежда восточного
покроя, ливрея же — одежда европейского типа.
Тема столкновения двух мощных культур, Востока
и Запада, каждая из которых со своей системой
взглядов на жизнь, ложится мощным пластом и в
роман. Гончаров описывает вид Обломова так: «На
нём был халат из персидской материи, настоящий
восточный халат, без малейшего намека на Европу,
без кистей, без бархата, без талии, весьма
поместительный, так что и Обломов мог дважды
завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской
моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя
халат этот и утратил свою первоначальную
свежесть и местами заменил свой первобытный,
естественный лоск другим, благоприобретенным, но
все еще сохранял яркость восточной краски и
прочность ткани».
Илья Обломов и
Андрей Штольц.
(Иллюстрация к роману
«Обломов».
Художник В. В. Морозов )
Резко расходились с этим описанием
нарисованные образы посетителей
Обломова — Волкова («Он был
причесан и одет безукоризненно,
ослеплял свежестью лица, белья,
перчаток и фрака. По жилету лежала
изящная цепочка, с множеством
мельчайших брелоков».),
Судьбинского («Это был господин в
темно-зеленом фраке, с гербовыми
пуговицами...»).
Художник К. Ольшевский с рисунка
К. Тихомирова «Обломов», 1883 г.
Налицо противостояние двух миров, Востока и Запада, двух полярно-
противоположных философий.
Запад — стремительный, прогрессивный, мыслительный, с бесконеч-
ными изменениями, Восток — отрицающий любые преобразования.
Обломов — сторонник восточной философии. Эта составляющая образа
героя оформилась отчасти в связи с приверженностью самого Гончарова
идеям ранних русских славянофилов.
2. Халат как сквозной образ-символ
Описание халата не случайно дано Гончаровым
столь подробно. Эта художественная деталь
становится центром композиции романа,
точкой, в которую проецируется «обломовщина».
Первый раз мы читаем о нём, знакомясь с
портретом Обломова. Вся его барская вальяжность,
природная лень удачно гармонировали с
просторной домашней одеждой: «Халат имел в
глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он
мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как
послушный раб покоряется малейшему движению
тела. Обломов всегда ходил дома без галстука и без
жилета, потому что любил простор и приволье.
Илья Обломов
(Иллюстрация к роману
«Обломов».
Художник Г. Мазурин)
Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя,
опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу».
В этих строках виден конфликт между внутренней натурой Обломова, его
стремлением к свободе и заточением им самого себя
в четырех стенах.
После приезда Штольца и знакомства Обломова с
Ольгой Ильинской в жизни последнего
произошел подъем душевных сил, он сбрасывает
«халат не только с плеч, но и с души, и с ума» —
атрибут его прежнего существования. Ольга
играла роль путеводной звезды, заставляла Илью
Ильича интересоваться светом, читать книги,
газеты. Мало-помалу ход его мыслей менялся, а
вместе с тем менялся и он сам: «Обломов сидит с
книгой или пишет в домашнем пальто; на шее
надета легкая косынка; воротнички рубашки
выпущены на галстук и блестят, как снег.
Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в
щегольской шляпе...».
Илья Обломов и
Ольга Ильинская
(Иллюстрация к роману
«Обломов».
Художник М. П. Клячко)
Это любовь к Ольге так преобразила его, заставила двигаться,
последовать строгому призыву Штольца «Теперь или никогда!».
И Обломов идет вперед, пытается найти себе место в окружающем
беспокойной мире. Но, увы, не находит.
Когда отношения с Ольгой заканчиваются, когда у
Ольги больше не остается сил терпеть слабоволие
и апатичность любимого человека, а Обломов
убеждается в собственной безнадежности, снова
появляется тот злополучный халат, который
Агафья Матвеевна нашла в чулане, вымыла и
почистила. Пшеницына своими неустанными
заботами о еде, уборке, полным отсутствием хоть
какой-то жажды знаний и, в целом, своей
примитивной, простой бабской натурой
способствовала возвращению Обломова в лоно
бесцельного прожиганию жизни, она же отдает ему
чистый халат, полагая, что совершает доброе дело.
Все снова встало на круги своя.
С помощью одной вещи гардероба Гончаров
показывает духовные вехи развития Обломова.
Агафья Пшеницына и
Илья Обломов
(Иллюстрация к
роману «Обломов» .
Художник
Ю. С. Гершкович)
Обломов осознает свое падение, то, что он живет
бездумно. В разговоре со Штольцем он признается: «
Да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан». Снова
упоминание одежды, причем той, которая по своим
функциям вроде бы противопоставляется
обломовскому халату. Но если обратиться к
этимологическому словарю, то можно выяснить
весьма любопытную вещь, что слово «халат»
тюркского происхождения и обозначает кафтан с
исходным значением «почётная одежда». Этот факт
возможно интерпретировать по-всякому, но наиболее
подходящая трактовка кроется в том, почему
Обломов не желал сближаться со светом, следовать
моде, читать то, от чего в восторге петербургское
Илья Обломов и
Андрей Штольц
(Иллюстрация
к роману «Обломов».
Художник Г. В. Щеглов)
общество, а по сути является пустым и низкопробным. Ему претили «вечная
беготня взапуски, вечная ига дрянных страстишек, особенно жадности,
перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу».
И в итоге, кафтан, олицетворяющий собой свет, ничем не лучше старого
обломовского халата, который, как мы видим, почётен!
Вывод:
И.А. Гончаров продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина,
уделяя внимание описанию не только характеров своих героев, но и
деталям интерьера, предметов обихода, их костюму. Через них автору
удается добиться создания более яркого, красочного образа и
заключить в элементы платья и декора свои философские идеи.