Автор: Киндирова Любовь Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 102
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Управление личностным развитием ребенка в рамках парциальных программ социально-коммуникативной, познавательной и художественно-творческой направленности
Раздел: дошкольное образование
Управление личностным развитием ребенка
в рамках парциальных программ социально-коммуникативной,
познавательной и художественно-творческой направленности
Глубокие преобразования в социальной, экономической и социокультурной
сфере жизнедеятельности нашего общества оказывают большое влияние на
развитие педагогической науки. Инновационные процессы в сфере образования
побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой
личности, её индивидуальности уже в дошкольном детстве.
А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев отмечают, что сегодня осуществляется
переход от накопления детьми знаний
к «социокультурной активной
педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребёнка».
Признание того факта, что раскрытие личностного потенциала, разносторонняя
самореализация и развитие человека являются решающим условием развития
общества,
требует
принятия
в
качестве
основной
задачи
педагогического
процесса создание условий максимальной реализации личности как субъекта
деятельности.
Для решения данной задачи Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в
будущее»
в
2016
году
в
рамках
направления
«Современное
образование»
инициировал
разработку
образовательной
программы
«Социальное
и
эмоциональное
развитие
детей».
Авторами
концепции
программы
стали
отечественные
ученые
под
руководством
доктора
психологических
наук,
профессора Е. А. Сергиенко. За несколько лет работы по данному направлению
расширился круг решаемых задач, что привело к
созданию программы
«Развитие личностного потенциала», опирающейся на концепцию личностного
потенциала Д. А. Леонтьева. Данные разработки отвечают актуальным задачам,
требованиям, сформулированным ФГОС (утверждён приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155).
Модель формирования универсальных компетенций 21 века активно
внедряется
в
сферу
образования
в
нашей
стране.
А
благодаря
проекту
Благотворительного
фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и в Калужской
области. Наша образовательная организация МБДОУ № 102 «Терем-теремок»
города Калуги уже в этом проекте.
Административная группа нашего дошкольного
учреждения после
курсовой
переподготовки
под
руководством
заведующего
Степановой
Е.В.
разработала
проект
«Создание
в
ДОО
среды,
обеспечивающей
творческое
самовыражение детей». Они опирались на то, что во власти конкретных школ и
образовательных
систем
–
обогащение
образовательной
среды,
среды
возможностей.
Рабочая команда администрации провела диагностику и анализ среды
ДОУ, используя технологию диагностики образовательной среды В.А.Ясвина,
определила
стратегию
и
тактику
создания
ЛРОС.
Сделали
вывод,
что
предметная
среда,
социальное
окружение
способствуют
творческому
самовыражению
детей,
но
она
не
совершенна
и
частично
соответствует
требованиям ЛРОС.
Учитывая
вышеизложенное,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
администрация оценивает среду больше, как карьерную, чем творческую.
В
результате
проведенной
диагностики
рабочая
группа
отметила,
что
наблюдается
снижение
творческого
потенциала
детей.
Наблюдается
неправильное
отношение
воспитателя
к
творческой
деятельности
детей
(критика, наказание - ограничение), это порождает в них нежелание учиться и
действует разрушающе на развитие их творческого потенциала.
Работая в единой системе ДОО, мы поддерживаем основную линию проекта
администрации. На современном этапе актуальным для нас, как воспитателей,
является задача: «Меняя себя, помочь детям в процессе их развития выйти на
осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность во всех
видах детской деятельности».
Команда
Государственного
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного
профессионального
образования
Калужской
области
«Калужский
государственный
институт
развития
образования»
под
руководством Распоповой Светланы Николаевны разработала
Дополнительную
профессиональную
программу
(повышения
квалификации)
«Социально-
эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка в условиях реализации ФГОС».
Обучаясь
в
рамках
этой
программы
в
августе-ноябре
2019
года,
педагоги
нашего ДОУ Голик О.В., Горяйнова Н.А., Киндирова Л.А. смогли повысить
свою
квалификацию
в
области
содержания
и
технологий
социально-
эмоционального и когнитивного развития дошкольников. Итогом по внедрению
новых, освоенных в ходе обучения на КПК техник, стал проект «Управление
личностным
развитием
ребенка
в
рамках
парциальных
программ
социально-коммуникативной, познавательной и художественно-творческой
направленности».
Цель и задачи методического проекта
Ц е л ь : способствовать
созданию
ЛРОС
(личностно
ориентированной
образовательной
среды)
творческой
направленности,
позволяющей
каждому
ребенку
наиболее
полно
реализовать
собственные
возможности
в
познавательно-исследовательской,
коммуникативной
и
продуктивной
деятельности.
Задачи:
изучить,
проанализировать
современные
условия,
требования
к
изменениям в современной системе образования;
выделить
свою
роль
в
системе
преобразования
педагогической
деятельности в ДОО;
внедрять личностно-ориентированные формы образовательного процесса;
привлекать родителей к созданию условий для личностного развития
детей.
Ожидаемые результаты
Важной задачей в деятельности ДОУ (а значит и нашей, как
воспитателей) станет осмысление особенностей развивающей среды, которая
должна через свое содержание и свойства обеспечить:
творческую деятельность каждого ребенка;
воспитание
духовно
богатой,
физически
и
психически
здоровой,
эстетически
развитой
личности,
способствующей
проявлению
и
развитию
творческих
способностей
ребенка,
позволяющей
проявить
собственную
активность.
В настоящее время возникло противоречие между необходимостью с
раннего
возраста
формировать
творческую
личность,
развивать
эмоциональный интеллект и отсутствием соответствующей технологии. На
разрешение данного противоречия и нацеливает нас проект «Вклад в будущее».
Для того чтобы выпускники школ и вузов были готовы к работе, жизни и
самореализации
в
21
веке,
необходимо
совершенствовать
образовательные
системы,
ставить
новые
задачи
развития
детей
и
п од р о с т ко в .
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» видит свою задачу в
поддержке системы российского образования с учётом вызовов времени. В 2016
г.
в
рамках
направления
«Современное
образование»
он
инициировал
разработку образовательной программы «Социально-эмоциональное развитие
детей».
После
прохождения
курсовой
переподготовки
мы
уже
получили
парциальную
программу
«Социально-эмоциональное
развитие
детей
дошкольного
возраста»
(5-6
лет:
методическое
пособие/
И.
А.
Дворецкая,
Е.В.Горинова, Н.Е.Рычка. - М.: Дрофа, 2019. – 152с.: ил.- (Российский учебник)
и приступили к её реализации.
Для более полного раскрытия потенциала детей, развития их личностной
сферы,
формирования
универсальных
способов
познания
и
освоения
мира
необходима система психолого-педагогического сопровождения, начинающаяся
уже с дошкольного возраста.
В мире, где нет готовых ответов, где традиционные формы социальной
интеграции уже не гарантируют успешность, всё большее значение приобретает
развитие личностного потенциала детей, их способности понимания себя,
самоорганизации
и
саморегуляции.
Все
вышеперечисленные
качества
дают
неоспоримые преимущества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми,
в усвоении социальных норм и правил, в активной самореализации в обществе.
Поэтому
задача
организации
учебного
процесса,
включающего
в
себя
социально-эмоциональное развитие, становится весьма актуальной, и решать её
можно двумя путями:
перестраивая среду, то есть саму школьную жизнь, создавая такие условия
обучения,
в
которых
эмоциональный
мир,
опыт
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми
обладают
ценностью
и
заслуживают
внимания
независимо
от
достигнутого
результата,
где
всё
это
становится
предметом
рефлексии и органично вплетается в учебный процесс;
организуя
специальные
занятия
с
детьми,
в
ходе
которых
социально-
эмоциональное развитие становится педагогической задачей. В этом случае
необходимо создание особой программы работы, которая будет проводиться в
отдельное специальное выделенное для этого время.
Эффективность подобной программы будет выше, а её результаты устойчивее,
если принятые на занятиях ценности и правила взаимодействия между детьми и
педагогом, освоенные приёмы и техники будут переноситься за рамки занятий
по
программе
в
повседневное
общение,
интегрироваться
в
предметное
преподавание.
Разработанная при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад
в
будущее»
программа
отвечает
запросам
времени.
Она
позволяет
целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к
миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при
выстраивании взаимодействия. В то же время результаты обучения в группе
изменяют детей и педагогов, переносятся и в образовательную среду в целом,
изменяя отношения детей со сверстниками и взрослыми. Программа, с одной
стороны, чувствительна к среде в образовательной организации, а с другой
стороны, она сама трансформирует образовательную среду, оказывая влияние
на детей, родителей, педагогов.
Важным
принципом
является
междисциплинарный
подход,
который
позволяет
рассматривать
развитие
личности
ребёнка в
единстве
его
эмоционально-личностных, познавательных и поведенческих качеств.
Подобный
подход
к
построению
взаимодействия
с
детьми
в
образовательном
процессе
делает
реальным
разворот
к
ребёнку
всей
педагогической
системы,
позволяет
педагогам
взаимодействовать
с
ребёнком
как
субъектом
деятельности,
соответствующим
образом
выстраивать образовательное пространство.
В настоящее время и программа развития, и образовате6льные программы
педагогов в нашем дошкольном учреждении написаны с учётом принципов
интеграции и комплексно-тематического планирования. Поэтому реализация
образовательных областей может проходить через различные виды детской
деятельности и с использованием разных методов и средств. Естественно, что
все
эти
виды
детской
деятельность
важны
для
гармоничного
развития
дошкольника и являются базой для формирования универсальных компетенций
21 века, которые находятся в фокусе учебного процесса (креативность (или
креативное мышление), критическое мышление, коммуникация и кооперация
(сотрудничество)
–
«4К»
и
умение
управлять
собой,
т.е.
самоконтроль
и
самоорганизация).
Использование
педагогических
практик,
позволяющих
включить развитие компетенций 4К в учебный процесс, а также разработка
методик формирующего оценивания и мониторинга развития этих компетенций
на всей протяженности образования в дошкольном учреждении, обучения в
начальной и основной школе представляется важной задачей, решение которой
полностью
соответствует
международной
образовательной
повестке
и
требованиям
ФГОС.
Опираясь
на
целевые
ориентиры
и
требования
современности ещё раз отметим, что в качестве важных учебных результатов
следует
рассматривать
развитие
у
детей способности
самостоятельно
мыслить, решать проблемные и творческие задачи, сотрудничать. Эти
компетенции являются навыками «высокого» порядка и стимулируют развитие
человеческого
капитала
страны
в
долгосрочной
перспективе.
Возможность
адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует
реализации человеком своей индивидуальности и тем самым - творческому
развитию.
Задача педагога ДОУ, меняя себя, помочь детям в процессе их развития
выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в
деятельности.
В итоге:
Мы приобретём возможность:
более гибко и динамично включить ребенка в активную
целенаправленную и разнообразную деятельность;
знать и умело использовать его индивидуально-личностные
особенности;
анализировать содержание субъектного опыта детей в процессе
самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество,
независимо от их способностей;
среда откроет возможности для его позитивной социализации,
личностного развития (индивидуализации), развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Вместо распространённого в массовой практике занятия,
представляющего собой набор различных форм работы,
объединённых чаще всего по тематическому принципу, ЛООС
(личностно ориентированная образовательная ситуация) будет
представлять собой структуру, в рамках которой ребёнок:
может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную
(игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.)
задачу, свою роль в решении;
будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом
определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребёнка
собственной цели, личностного (мотивационного) компонента
деятельности, активности;
получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить
её результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются
новые знания и умения, вычленить общие способы действий;
научится осуществлять контроль за своими действиями, способами
их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта,
знаний, умений, приобретённых личностных качеств для
достижения поставленных целей.
Будут установлены доверительные отношения между детьми,
родителями и педагогами, способствующие творческой
самореализации детей. Родители активные участники
образовательного процесса.