Автор: Лунева Альфия Нургаяновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ РМЭ
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Раздел: среднее профессиональное
ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей»
РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С
ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Учитель-дефектолог: Лунева Альфия Нургаяновна
Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) — это
нарушения нескольких функций организма одновременно:
• интеллектуальные нарушения;
• двигательные нарушения;
• нарушения зрения или слуха, нарушение сенсорной
интеграции;
• эпилепсия;
• расстройства аутистического спектра и эмоционально-
волевой сферы;
• соматические заболевания.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — привязанность к
близкому взрослому
Привязанность — установление близких отношений с
родителями или другим постоянно находящимся рядом
человеком. Привязанность необходима для развития ребенка
так же, как пища и тепло. Ребенку с ТМНР нужно уделять много
времени и внимания, чтобы он понял сигналы взрослого.
Нужно научиться замечать и поддерживать ответную реакцию
ребенка, даже если она очень слабая и замедленная.
.
Частая смена людей, ухаживающих за ребенком, не дает
ему выстроить постоянные доверительные отношения.
Если у ребенка нет близкого взрослого, его личностное,
психологическое и даже физическое развитие серьезно
страдают — возникает эмоциональная депривация
Депривация — лишение человека возможности
удовлетворять необходимые потребности в течение
длительного времени. Депривация может привести к
тяжелым нарушениям в поведении и развитии.
КОГНИТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — самостоятельная
исследовательская активность и адекватное обучение
Все дети, независимо от тяжести состояния, должны иметь
возможность играть и обучаться в доступной форме. У детей
с ТМНР мало опыта взаимодействия с предметами, им
сложно самим понять связи между объектами, событиями и
символами. Этим детям необходима специальная помощь,
чтобы сформировать представления об окружающем мире
В случаях, когда такой помощи у ребенка нет,
окружающая среда остается непонятной и
непредсказуемой, т.е. формируется когнитивная
депривация.
СЕНСОРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – достаточное количество и
разнообразие зрительных, слуховых, тактильных,
вкусовых ощущений
Ребенок с тяжелыми двигательными и сенсорными
нарушениями получает мало стимулов извне. Мы должны
обеспечить ему богатый и разнообразный сенсорный
опыт.
Среда, в которой мало сенсорных ощущений, замедляет
развитие ребенка и может привести к сенсорной
депривации, даже если первичные нарушения не
затронули сенсорную сферу.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — свободное и безопасное перемещение
Всем детям, даже детям с тяжелыми нарушениями
моторики и зрения, жизненно необходимо иметь
возможность перемещаться. Многим из них требуется
специальная помощь в передвижении.
Ограничение подвижности ребенка, отсутствие
возможности играть на полу, ползать, лазать и т.д., может
привести к двигательной депривации. Снижение
двигательной активности у маленьких детей часто влечет и
уменьшение количества сенсорных стимулов, которые они
получают.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — выход на улицу, общение,
участие в жизни общества
У каждого ребенка должна быть возможность регулярно
выезжать за пределы своего дома и посещать разные
места: парки, музеи, кафе и т.д.
Дети, не имеющие возможности выходить за пределы
ограниченной территории, сталкиваются с социальной
депривацией.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Книга: Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными
нарушениями развития, авторы сост. Ю.А. Ахтямова Ю.В. Липес.
Фото взяты из открытых источников.