Автор: Подоляка Лариса Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГБУДО "Камчатский дворец детского творчества"
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: методическая записка
Тема: Самоанализ занятия "Введение в программу"
Раздел: дополнительное образование
Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Камчатский дворец детского творчества»
(отдел художественного творчества)
Методическая записка
Самоанализ занятия «Введение в программу»
Приложение к дополнительной общеобразовательной программе
«Танцуем вместе»
Составил: педагог дополнительного образования
Подоляка Л.И.
г.Петропавловск-Камчатский
2019
1
Самоанализ занятия «Введение в программу»
Данное занятие стоит первым в моей программе обучения хореографии. Тема
занятия – «Введение в программу». Его целями были: познакомиться с детьми,
определить уровень их физических возможностей и природных данных (чувство
ритма, профессиональные данные – выворотность, шаг, подъем, гибкость, умение
сосредоточится) с тем, чтобы использовать их при построении следующих занятий,
определении
степени
нагрузки,
направлений
работы
с
группой.
Кроме
того,
пробудить у детей интерес к занятиям хореографией. Исходя из этого, я ставила
перед собой следующие задачи:
познакомить детей со спецификой работы объединения;
дать первые навыки общения в коллективе;
дать элементарное представление о языке танца, как о языке тела;
создать непринужденную атмосферу (вызвать у детей доверие к педагогу);
создать
атмосферу
радости
от
знакомства
с
новым
видом
творчества
–
хореографией.
Группа детей была набрана произвольно, все они оказались в танцевальном
классе впервые. Возраст детей – 6-7 лет, он был выбран не случайно, именно в
таком возрасте дети начинают занятия по программе детского ансамбля танца
«Смешинки». Продолжительность занятия – 35 минут.
Исходя
из
психофизиологических
особенностей
детей
этого
возраста,
основной формой проведения занятия стала игровая. Во время проведения занятия
я опиралась на визуальное восприятие детьми нового материала. Мною были
использованы наглядно-демонстрационные методы подачи нового материала
видеозапись выступлений коллектива «Смешинки»;
карточки с изображениями предметов и животных в игре «День – ночь»;
все движения детям предварительно демонстрировала я сама.
На занятии мною в основном использовался репродуктивный метод
обучения – в силу того, что дети пришли на занятие впервые, но даже на этом
занятии
я
попыталась
использовать частично-поисковый метод
–
в
беседе
в
начале занятия, используя знания детей, полученные ими на других занятиях.
2
Тип
занятия
определяется
как
«сообщение
новых
знаний»,
форма
проведения
–
групповая,
на
начальном
этапе
обучения
нецелесообразно
использование индивидуальной формы проведения.
Вид занятия – практическое. Дальнейшие занятия предполагают увеличение
в их структуре времени, отведенного на приобретение практических навыков. На
вводном же теоретический этап занятия
был необходим, чтобы ввести детей в
атмосферу занятий хореографией, объяснить их специфику.
Содержание занятия и его структура были выдержаны в соответствии с его
целями: упражнения разминки и партерной гимнастики, а так же ритмические игры
помогли мне выяснить уровень физических и природных данных учащихся.
Коллективные
игры
были
предусмотрены
для
того,
чтобы
детям
легче
было
освоиться в новом коллективе, создать непринужденную атмосферу на занятии.
Интерес
к
занятиям
хореографией
у
детей
появился
еще
и
благодаря
просмотру видеоряда на вводном этапе занятия. Показ видеофрагмента записи
выступлений старшей, средней и младшей групп ансамбля преследовал и другую
цель – повышение уровня мотивации детей к занятиям хореографией.
Посмотрев отрывок исполнения танца «Колокольчики», а потом, исполнив
его
самостоятельно,
дети
поняли,
что
они
тоже
смогут
научиться
танцевать,
ощутили видимый результат своей деятельности «здесь и сейчас».
Обещания детям такого возраста, что «когда-нибудь и вы, если будете много
работать,
научитесь
танцевать
хорошо»
несколько
некорректны,
поскольку
не
имеют должной силы убеждения, такой долгосрочный прогноз еще непостижим
для них.
Показать,
чего
смогли
достичь
воспитанники
старшей
и
средней
групп,
конечно, необходимо, но акцент следует сделать именно на выступлении младшей
группы, как наиболее близкой им по возрасту.
Попробовав
исполнение
простейших
танцевальных
комбинаций
из
просмотренного фрагмента, дети учатся верить в свои силы и возможности, а это
на
данном
этапе
наиболее
актуально.
Здесь
мне,
как
педагогу,
важно
было
подобрать
для
изучения
такой
танцевальный
отрывок,
исполнение
которого
заведомо удалось бы детям.
3
Во время занятия, кроме того, я постаралась ознакомить детей со спецификой
построения занятий в объединении. Изначально я не стала заострять внимание
детей на названиях этапов структуры занятия – разминка и партерная гимнастика,
сказала это лишь после их проведения, чтобы в сознании у учащихся сложился
зрительно-ассоциативный образ этих этапов.
В дальнейшем на занятиях я широко практикую ассоциативный метод
запоминания, например, позиций ног в экзерсисе – изначально дети запоминают
позиции не по номерам, а через ассоциации (1 позиция – бантик, 2 позиция –
ворота,
3
позиция
–
молоток),
но
одновременно
ввожу
и
профессиональные
названия
позиций,
а
так
же
специальные
французские
термины
и
названия
движений.
Слыша
их
названия
на
каждом
занятии,
дети
привыкают
к
ним,
запоминают, и к концу первого этапа обучения знают, правильно понимают и
реагируют.
Для подведения итогов занятия я выбрала игровую форму, причем игра
проводиласть
достаточно
произвольная
–
дети
могли
выбрать
движения
под
музыку, какие захотят. Во время проведения этой игры я выяснила для себя, умеют
ли дети слышать музыку, реагировать на смену ритма и темпа, как в движении они
могут
показать
образ
того
или
иного
предмета.
Предметы,
изображенные
на
карточках и демонстрируемые детям, помогали им сосредоточиться на том или
ином образе. Все предлагаемые образы были заимствованы из игр и упражнений,
использованных на занятии, поэтому детям зачастую достаточно было вспомнить
некоторые
движения
и
применить
их.
В
этой
игре
многие
дети
смогли
продемонстрировать свою фантазию, нестандартность мышления, что тоже было
мною отмечено, и в дальнейшем на занятиях может быть использовано. На этом
этапе занятия дети смогли творчески переосмыслить и применить полученные
ранее знания.
Как основные этапы занятия, я могу выделить:
1.
Оргмомент.
2.
Целеполагание.
3.
Вводная (теоретическая) часть.
4.
Разминка.
5.
Партерная гимнастика.
4
6.
Разучивание фрагмента танца «Колокольчики»
7.
Упражнения на развитие чувства ритма.
8.
Подведение итогов занятия.
Для реализации каждого из этапов мною были выбраны различные методы и
способы обучения, исходя из целей, достижению которых посвящался каждый из
этапов.
На всех занятиях во всех группах для достижения собранности и дисциплины,
быстрого погружения в атмосферу хореографии, внутреннего настроя группы мною
используется «поклон», который мы выучили с детьми в начале занятия. Им же оно
и завершилось.
Обязательным
с
этической
точки
зрения
я
считаю
так
же
знакомство
с
концертмейстером, который будет сопровождать учащихся на всех занятиях, и
выражение ему благодарности в виде «поклона» в конце занятия.
Удачным мне кажется и использование карточек – наклеек на полу («домик»)
для определения места в классе для каждого учащегося, время не было потеряно на
построение
детей
в
три
линии
в
шахматном
порядке,
как
требовалось
для
проведения занятия.
Целеполагание – такой же важный элемент занятия, как и оргмомент. На нем
дети получают представление, чем будут заниматься сегодня.
Большую роль при проведении занятия играют зеркала – дети учатся элементам
самоконтроля, видят, как выполняют движения они сами и их соседи, а так же
насколько слаженно и синхронно работает вся группа.
Целостность занятия достигалась мною путем использования общей сюжетной
игровой
линии:
путешествие
по
волшебному
лесу.
Все
игровые
моменты
и
упражнения
были
подчинены
одной
тематике,
и
вытекали
одно
из
другого.
Благодаря такому решению занятие прошло «на одном дыхании», не было резких
переходов, и, хотя смена деятельности присутствовала (от упражнеий к играм, от
теории к практике), дети воспринимали занятие как единое целое.
Говоря про смену видов деятельности, необходимую при планировании занятия
с детьми такого возраста, нельзя не отметить запланированную мною и смену
положения детей в танцевальном зале. Изначально выстроенные в три линии в
5
шахматном порядке, они перестраивались в круг, произвольно расходились по залу
– однообразие обстановки и угла зрения утомительно для них.
После того, как учащиеся были организованы в начале занятия, работать с
группой
было
несложно.
Необходимым
было
лишь
постоянное
внимание
к
каждому индивидуально, не выпуская при этом из внимания всю группу. Мною
использовались
поощрение,
подсказки,
помощь
в
выполнении
элементов
упражнений, вызывающих затруднения у детей. Важно было дать каждому ребенку
почувствовать, что педагог «видит» именно его, в этом очень помогли бейджи с
именами детей.
Мною намеренно не был запланирован большой объем нового материала на
занятии – новый вид творчества сам по себе вызывает большой эмоциональный
отклик у детей, и перенасыщенность новым материалом на первом занятии может
вызвать усталость и даже негативную реакцию со стороны ребенка.
Запланированный объем нового материала детьми был изучен. Хотя я, как
педагог, оставляла за собой право менять местами этапы занятия, видоизменять и
даже
отменять
некоторые
–
все
зависит
от
группы
детей,
степени
их
восприимчивости,
подготовки,
психоэмоциональных
особенностей
и
даже
настроения.
Цели, поставленные мною при планировании занятия, были достигнуты в том
объеме, как и предполагалось.
6