Автор: Функайтис Галина Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5 "Многопрофильная"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Конспект урока по изобразительному искусству для 3 классов коррекционной школы VII вида
Тема: "Мудрые птицы"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по изобразительному искусству для 3 классов
коррекционной школы VII вида.
Тема: «Мудрые птицы – ворон и ворона»
Задачи:
Закрепить навык последовательного рисования птиц, передавая правильно цвет, форму,
строение.
Прививать интерес, любовь и бережное отношение к птицам.
Развивать внимание, зрительную память, моторику, умение классифицировать.
Оборудование для учителя:
Презентация со слайдами.
Карточки «Дорисуй птицу».
Карточки (бумажный конструктор) «Собери изображение ворона».
Два крупных грецких ореха (для физкультминутки).
Карточки со словами (для прикрепления на доску магнитами).
Оборудование для детей:
Простой
карандаш,
ластик,
гуашь,
кисть
№
3
колонок,
бумага
для
рисования
А4,
стаканчики для воды, палитра, бумажная салфетка, клеёнка, мини-рефераты детей.
Ход занятия:
I
.
Организационный момент.
У. Ребята проверьте, все ли художественные принадлежности у вас приготовлены к уроку
и расположены правильно на парте?
А теперь посмотрите на доску.
На доске вразброс прикреплены карточки с разными словами. СЛАЙД 1
У. Прочитайте слова на карточках. Слева на доску прикрепите в столбик карточки со
словами, значения которых относятся и к птицам и к человеку. А справа, карточки со
словами, значение которых относятся только к птицам.
Желающие выходят к доске. Дети выполняют задание.
ГЛАЗА
ЛАПЫ
ШЕЯ
ХВОСТ
ГОЛОВА
КЛЮВ
УШИ
КРЫЛЬЯ
ТУЛОВИЩЕ
СЛАЙД 2
Ребята посчитайте, каких карточек больше? Какой вывод мы можем сделать?
Д. Между птицами и человеком много общего.
У. Конечно много общего. И есть птицы, которые любят жить рядом с человеком.
Появляется СЛАЙД № 3 птицы на фоне городского пейзажа.
На первый взгляд эти птицы могут показаться нам невзрачными и не привлекательными,
но они очень умные, мудрые и интересные.
Ребята, узнали этих птиц?
Д. Это вороны и сороки.
У. Правильно ребята, это представители семейства врановых, к ним относятся вороны и
галки, сойки и грачи, кедровки и сороки. А среди родни самый умный – ворон.
Появляется СЛАЙД № 4
II.Сообщение темы урока.
У. Ребята, вы наверно догадались, что сегодня на уроке вы будете рисовать птиц по
выбору, либо чёрного ворона, либо серую ворону.
Появляется СЛАЙД № 5
Но
перед
тем
как
рисовать
этих
интересных
птиц,
послушаем
сообщения,
которые
приготовили нам ребята.
III. Сообщения детей.
Звучат сообщения детей и появляется СЛАЙД № 6
Д. 1. Чёрные вороны самки и самцы живут в лесах, подальше от людей.. А серые вороны и
сороки наоборот селятся поближе к человеку.
Молоды птицы легко приручаются и могут воспроизводить человеческую речь.
2. У воронов выводятся 4 – 6 птенцов, они очень заботливые родители.
Птицы эти отличные летуны. Играя они стремительно носятся в воздухе.
3. Вороны в основном хищники и падальщики. Они уничтожают множество грызунов –
вредителей полей и лесов, а также очищают леса от трупов умерших животных, которые
могли бы стать источниками разных эпидемий.
4. Современная городская ворона очень умная и наблюдательная Она может распечатать
пакет молока, разбить грецкий орех, сбросив его на бетонную дорожку, размочить в луже
сухарь.
5. Ворон уничтожать нельзя, не только потому, что они санитары и истребители грызунов,
но и потому, что они часть нашей природы.
IV. Работа по карточкам «Собери изображение ворона».
У. Ребята, а теперь каждый из вас получает конверт, в котором лежат бумажные детали из
которых необходимо собрать изображение ворона.
Появляется СЛАЙД № 7
Вспомните с чего мы начинаем рисовать птицу?
Д. С туловища (в виде овала), потом подрисовываем голову, крыло, хвост, а потом мелкие
детали; глаз, клюв, лапки, пёрышки.
У. Правильно, вот так, как вы сейчас выкладываете ворона на парте из частей точно в
такой же последовательности вы будете рисовать ворона. но уже простым карандашом на
бумаге.
Проверочная работа. Появляется СЛАЙД № 8
А теперь ребята сравните то изображение ворона, которое вы выложили у себя на парте, с
изображением на доске и исправьте ошибки, если они есть.
V. Работа по карточкам «Дорисуй птицу».
Появляется СЛАЙД № 9. Учитель раздаёт карточки и объясняет задание.
У. А теперь ребята новое задание. Но прежде чем его выполнять, напишите на карточке
ваше имя, фамилию и класс, а затем дорисуйте изображение ворона простым карандашом.
Дети выполняют задание.
А теперь сдайте мне карточки, кто уже выполнил домашнее задание.
VI. Упражнение на развитие внимания и закрепление умения различать птиц по силуэту.
Появляется СЛАЙД № 10
У. Ребята, угадайте названия птиц и назовите под какими они номерами. Есть ли здесь
птицы, которые относятся к семейству врановые?
Дети перечисляют названия птиц и птиц семейства врановых.
А теперь ребята, прежде чем приступить к практической работе повторите ещё раз задание
и этапы работы над рисунком. А также перечислите цвета и оттенки, которыми вы будете
раскрашивать выбранную птицу.
Дети
проговаривают
задание,
этапы
работы
над
рисунком
и
последовательность
раскрашивания.
VII. Практическая работа.
На доске СЛАЙД № 11 как образец. Дети рисуют.
VIII. физкультминутка.
Дети делятся на две команды и встают вряд параллельно лицом друг к другу. Пальцы
правой руки расставляют так, чтобы получилось похоже на клюв птицы ( из 3-х пальцев).
Первому игроку в каждой команде даётся грецкий орех. Нужно как можно быстрее и не
обронив
и
только
тремя
пальцами
передать
орех
следующим
игрокам
по
цепочке.
Выигрывает команда, которая быстрее передаст орех последнему игроку и не обронит его.
IX. Практическая работа (продолжение).
X.Выставка рисунков.
Пока учитель прикрепляет рисунки ребят на доску, обращает внимание на СЛАЙД № 12
скороговорки.
У. Ребята, прочитайте вслух две скороговорки.
XI. Анализ выполненных работ.
Анализ работ происходит без критики. В каждом рисунке находятся положительные
моменты и указывается над чем ещё предстоит поработать.
Ребятам учитель предлагает отметить рисунки, которые имеют большее сходство по
цвету, форме и строению с реалистичным изображением вороны или ворона.
У. Ребята, я бы хотела закончить наш урок небольшим стихотворением, вдумайтесь в
содержание этих строк и сделайте для себя вывод.
Появляется СЛАЙД № 13. Урок заканчивается, дети убирают рабочие места. Берут
каждый свой рисунок и выходят из класса.