Автор: Копытова Юлия Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГБОУ Всероссийский детский центр
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Реабилитация детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Ю.Ю. Копытова
Всероссийский детский центр «Океан»
Реабилитация детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования
Злободневность изучения реабилитации как важной части школьного и
дополнительного
образования
обусловлена,
прежде
всего,
тем,
что
в
последнее
время
происходят
важнейшие
трансформации
в
отношении
населения к людям, жизнедеятельность которых связана с их физическими
или социальными ограничениями. От отвержения и сегрегации людей, не
вписывающихся
в
обычное
значение
норм
развития,
мир
переходит
к
признанию
их
равноправия
в
полноценном
участии
в
социальной,
цивилизованной и культурной жизни. В связи с этим делается актуальной
проблема
в
поиске
и
применении
новых
педагогических
технологий
реабилитации и возможности их осуществления в системе дополнительного
образования.
Само
понятие
реабилитации
очень
простое.
Это
проце сс
восстановления способностей человека. И в связи с этим, реабилитация в
учреждении
дополнительного
образования
–
это
процесс
восстановления
способностей
детей
в
специально
организованном
восстановительном
пространстве. Это все хорошо знают и понимают, потому что, когда ребёнок
приходит в систему дополнительного образования, ему там легко, свободно,
он имеет право выбора, и он не так заорганизован, как это делается в других
структурах
образования.
И
в
самом
широком
смысле
учреждения
дополнительного образования и существуют.
И можно осветить специальные функции реабилитации, которые здесь
могут быть.
Первое
–
это
открытие
латентных
способностей.
Латентных
–
это
спрятанных.
Ребенок,
когда
приходит
в
учреждение
дополнительного
образования, тот самый непослушный подросток, тот самый двоечник, он
ведь к нам приходит за тем, чтобы самого себя познать, и увидеть, что у него
там внутри скрыто, и с помощью нас, взрослых людей, это в себе найти.
Это конечно и коррекция самодеформированных способностей. Один
раз ему учитель сказал: «Да какая у тебя физика!» А тут он пришёл на
робототехнику,
а
это
оказывается
и
есть
физика.
Таким
образом,
мы
корректируем их способности.
Кроме
того,
мы
может
даже
и
восстанавливаем
нарушенные
способности. У нас часто бывает в традиционных устойчивых коллективах:
ребёнок стал в 1 классе возглавлять редколлегию, и так до 11 класса это и
делает. Потому что это традиционно, потому что это у него получается. А
здесь мы можем ему помочь отказаться от того, от чего он там отказаться не
может.
Следующая
функция
–
это
актуализация
внутренних
возможностей
человека.
В
дополнительном
образовании
актуализация
внутренних
возможностей – это субъектно-деятельностный подход к ребёнку. Это не
компетенции, которые у него должны быть сформированы. Ну и что? До
конца жизни он может никогда не научится хорошо танцевать, и не выйдет ни
на один международный конкурс, и никогда не станет победителем ни в
одном танцевальном конкурсе. Но он вышел на сцену, и может быть ему
этого
достаточно,
чтобы
стать
потом
хорошим
врачом.
Вот
это
и
есть
актуализация! Ну и субъект-субъектные отношения, которые складываются в
дополнительном
образовании,
конечно,
реализуют
эту
функцию
реабилитации.
И
последняя
функция
–
это
интеграция
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
в
пространство
дополнительного
образования. Это и есть новый, не до конца понятый, необдуманный и редко
осуществляемый новый вектор развития дополнительного образования.
Реабилитация
в
учреждении
дополнительного
образования,
которая
может
сыграть
положительную
роль
в
отношении
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
–
это
фактор,
обеспечивающий
комплексность восстановления. Ребёнку же до центра детского творчества
нужно добраться. Ему нужно пообщаться, получить какие-то новые знания, и
много
чего
другого
в
дополнительном
образовании.
Дополнительное
образование – это еще условие стимулирования вот этого восстановительного
процесса. Конечно, трудно приводить единичные примеры, потому что они
еще не тенденция. Но всё равно… Например, в дополнительном образовании
у
слепых
детей
часто
бывают
отличные
рисунки.
Потому
происходит
стимулирование его других функций. А если ещё дети и без попечения
родителей, и им не рисунки в жизни нужны, им нужно гораздо большее, но
отношение
к
дополнительному
образованию,
возможность
в
этом
дополнительном образовании открыть то, что для слепого человека вообще
закрыто, позволяет ему еще и в жизни чувствовать себя совсем по-другому.
Реабилитация – это еще и способ раскрытия ребёнка, когда он сам не
знает, что с ним происходит. А с ним может произойти многое.
Реабилитацию можно рассматривать как средство включения ребёнка в
единое образовательное пространство детей с особыми образовательными
способностями.
Государственная
политика
сегодня
такая,
что
нужно
включить в общеобразовательную школу детей с особыми образовательными
потребностями.
Но
в
системе
дополнительного
образования
это
сделать
проще. В школу ребенок приходит к 8 утра и до 17 часов. А в дополнительное
образование они приходят по 2 раза в неделю на 2 часа.
На
практике
сегодня
уже
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья или с особыми образовательными потребностями в детских садах
уже
есть,
в
вузах
уже
есть,
в
некоторых
школах
и
в
дополнительном
образовании есть.
И сегодня педагогическое сообщество во всю кричит со всех трибун об
инклюзивном образовании.
Инклюзия
–
это
специальное
включение
в
детское
сообщество
определённого количества людей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия обозначает очень простую вещь. На каждые 10 условно здоровых
детей 1 с ОВЗ. Но при этом ни 1 или 2 на 250, для того чтобы не чувствовать
себя чужеродным человеком.
У
нас
дети-дауны
сегодня
уже
вырастают
до
кандидатов
педагогических наук.
Конечно,
без
дополнительных
каких-то
гарантий
инклюзия
в
дополнительном образовании практически невозможна.
И конечно нужны материальные ресурсы, чтобы это была доступная
среда.
Кадровое
обеспечение
должно
быть.
И
соответственно
–
общественный контроль.
А что в перспективе? В перспективе – не инклюзия, в перспективе –
интеграция.
Инклюзия
–
это
включение
двух-трех,
а
интеграция
–
это
создание
особой
общности
людей,
которые
друг
друга
очень
хорошо
понимают.
И важно ещё признать принцип «Не могу одним способом, но смогу
другим». Почему мы всегда думаем, что если у человека не работают руки,
значит, нужно обязательно его научить работать руками? Человек, у которого
не работают руки, он работает ногами. Мы должны допускать то, что я учу
так, а он взял и сделал по-другому. И стимулировать его, чтобы он это делал.
Так же есть право на новизну. Мама знает, что ребёнок больной, в
школе знают еще что-то, а в дополнительном образовании про него никто
ничего не знают. Но ребёнок знает, что все, как и он не знают, как начинать
рисовать. И он вместе с ними учится рисовать. И у него есть это право на
новизну.
Поэтому,
одним
из
перспективных
направлений
в
изменении
дополнительного образования может быть включение в это дополнительное
образование людей с ограниченными возможностями.
Нужно только понимать, что такой инклюзивной реабилитации нужно
точное и последовательное педагогическое сопровождение.
Обязательным
принципом
для
педагога
становится
выполнение
установки на внутреннюю, а не на внешнюю активность реабилитируемого
подростка. Педагогическая задача состоит и в том, чтобы поддержать ребёнка
в
сосредоточении,
прежде
всего,
на
личных
человеческих
ресурсах.
И
дополнительное
образование
имеет
большие
возможности
для
осуществления обозначенных проблем.
Библиографический список:
1. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов. М.: Академия,
2005.
2. Лаврентьева З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации.
Новосибирск: Светлица, 2008.
3. Ф и л о н о в
Л . Б.
Тех н ол о ги я
у с т а н о вл е н и я
ко н т а кт а
с
дезадаптированным
подростком
в
процессе
реабилитации
//
Проблемы,
методика и опыт социальной реабилитации в современных условиях. М.,
1981.