Напоминание

Реабилитация детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования


Автор: Копытова Юлия Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГБОУ Всероссийский детский центр
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Реабилитация детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ю.Ю. Копытова

Всероссийский детский центр «Океан»

Реабилитация детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования

Злободневность изучения реабилитации как важной части школьного и

дополнительного

образования

обусловлена,

прежде

всего,

тем,

что

в

последнее

время

происходят

важнейшие

трансформации

в

отношении

населения к людям, жизнедеятельность которых связана с их физическими

или социальными ограничениями. От отвержения и сегрегации людей, не

вписывающихся

в

обычное

значение

норм

развития,

мир

переходит

к

признанию

их

равноправия

в

полноценном

участии

в

социальной,

цивилизованной и культурной жизни. В связи с этим делается актуальной

проблема

в

поиске

и

применении

новых

педагогических

технологий

реабилитации и возможности их осуществления в системе дополнительного

образования.

Само

понятие

реабилитации

очень

простое.

Это

проце сс

восстановления способностей человека. И в связи с этим, реабилитация в

учреждении

дополнительного

образования

это

процесс

восстановления

способностей

детей

в

специально

организованном

восстановительном

пространстве. Это все хорошо знают и понимают, потому что, когда ребёнок

приходит в систему дополнительного образования, ему там легко, свободно,

он имеет право выбора, и он не так заорганизован, как это делается в других

структурах

образования.

И

в

самом

широком

смысле

учреждения

дополнительного образования и существуют.

И можно осветить специальные функции реабилитации, которые здесь

могут быть.

Первое

это

открытие

латентных

способностей.

Латентных

это

спрятанных.

Ребенок,

когда

приходит

в

учреждение

дополнительного

образования, тот самый непослушный подросток, тот самый двоечник, он

ведь к нам приходит за тем, чтобы самого себя познать, и увидеть, что у него

там внутри скрыто, и с помощью нас, взрослых людей, это в себе найти.

Это конечно и коррекция самодеформированных способностей. Один

раз ему учитель сказал: «Да какая у тебя физика!» А тут он пришёл на

робототехнику,

а

это

оказывается

и

есть

физика.

Таким

образом,

мы

корректируем их способности.

Кроме

того,

мы

может

даже

и

восстанавливаем

нарушенные

способности. У нас часто бывает в традиционных устойчивых коллективах:

ребёнок стал в 1 классе возглавлять редколлегию, и так до 11 класса это и

делает. Потому что это традиционно, потому что это у него получается. А

здесь мы можем ему помочь отказаться от того, от чего он там отказаться не

может.

Следующая

функция

это

актуализация

внутренних

возможностей

человека.

В

дополнительном

образовании

актуализация

внутренних

возможностей – это субъектно-деятельностный подход к ребёнку. Это не

компетенции, которые у него должны быть сформированы. Ну и что? До

конца жизни он может никогда не научится хорошо танцевать, и не выйдет ни

на один международный конкурс, и никогда не станет победителем ни в

одном танцевальном конкурсе. Но он вышел на сцену, и может быть ему

этого

достаточно,

чтобы

стать

потом

хорошим

врачом.

Вот

это

и

есть

актуализация! Ну и субъект-субъектные отношения, которые складываются в

дополнительном

образовании,

конечно,

реализуют

эту

функцию

реабилитации.

И

последняя

функция

это

интеграция

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

в

пространство

дополнительного

образования. Это и есть новый, не до конца понятый, необдуманный и редко

осуществляемый новый вектор развития дополнительного образования.

Реабилитация

в

учреждении

дополнительного

образования,

которая

может

сыграть

положительную

роль

в

отношении

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

это

фактор,

обеспечивающий

комплексность восстановления. Ребёнку же до центра детского творчества

нужно добраться. Ему нужно пообщаться, получить какие-то новые знания, и

много

чего

другого

в

дополнительном

образовании.

Дополнительное

образование – это еще условие стимулирования вот этого восстановительного

процесса. Конечно, трудно приводить единичные примеры, потому что они

еще не тенденция. Но всё равно… Например, в дополнительном образовании

у

слепых

детей

часто

бывают

отличные

рисунки.

Потому

происходит

стимулирование его других функций. А если ещё дети и без попечения

родителей, и им не рисунки в жизни нужны, им нужно гораздо большее, но

отношение

к

дополнительному

образованию,

возможность

в

этом

дополнительном образовании открыть то, что для слепого человека вообще

закрыто, позволяет ему еще и в жизни чувствовать себя совсем по-другому.

Реабилитация – это еще и способ раскрытия ребёнка, когда он сам не

знает, что с ним происходит. А с ним может произойти многое.

Реабилитацию можно рассматривать как средство включения ребёнка в

единое образовательное пространство детей с особыми образовательными

способностями.

Государственная

политика

сегодня

такая,

что

нужно

включить в общеобразовательную школу детей с особыми образовательными

потребностями.

Но

в

системе

дополнительного

образования

это

сделать

проще. В школу ребенок приходит к 8 утра и до 17 часов. А в дополнительное

образование они приходят по 2 раза в неделю на 2 часа.

На

практике

сегодня

уже

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья или с особыми образовательными потребностями в детских садах

уже

есть,

в

вузах

уже

есть,

в

некоторых

школах

и

в

дополнительном

образовании есть.

И сегодня педагогическое сообщество во всю кричит со всех трибун об

инклюзивном образовании.

Инклюзия

это

специальное

включение

в

детское

сообщество

определённого количества людей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия обозначает очень простую вещь. На каждые 10 условно здоровых

детей 1 с ОВЗ. Но при этом ни 1 или 2 на 250, для того чтобы не чувствовать

себя чужеродным человеком.

У

нас

дети-дауны

сегодня

уже

вырастают

до

кандидатов

педагогических наук.

Конечно,

без

дополнительных

каких-то

гарантий

инклюзия

в

дополнительном образовании практически невозможна.

И конечно нужны материальные ресурсы, чтобы это была доступная

среда.

Кадровое

обеспечение

должно

быть.

И

соответственно

общественный контроль.

А что в перспективе? В перспективе – не инклюзия, в перспективе –

интеграция.

Инклюзия

это

включение

двух-трех,

а

интеграция

это

создание

особой

общности

людей,

которые

друг

друга

очень

хорошо

понимают.

И важно ещё признать принцип «Не могу одним способом, но смогу

другим». Почему мы всегда думаем, что если у человека не работают руки,

значит, нужно обязательно его научить работать руками? Человек, у которого

не работают руки, он работает ногами. Мы должны допускать то, что я учу

так, а он взял и сделал по-другому. И стимулировать его, чтобы он это делал.

Так же есть право на новизну. Мама знает, что ребёнок больной, в

школе знают еще что-то, а в дополнительном образовании про него никто

ничего не знают. Но ребёнок знает, что все, как и он не знают, как начинать

рисовать. И он вместе с ними учится рисовать. И у него есть это право на

новизну.

Поэтому,

одним

из

перспективных

направлений

в

изменении

дополнительного образования может быть включение в это дополнительное

образование людей с ограниченными возможностями.

Нужно только понимать, что такой инклюзивной реабилитации нужно

точное и последовательное педагогическое сопровождение.

Обязательным

принципом

для

педагога

становится

выполнение

установки на внутреннюю, а не на внешнюю активность реабилитируемого

подростка. Педагогическая задача состоит и в том, чтобы поддержать ребёнка

в

сосредоточении,

прежде

всего,

на

личных

человеческих

ресурсах.

И

дополнительное

образование

имеет

большие

возможности

для

осуществления обозначенных проблем.

Библиографический список:

1. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов. М.: Академия,

2005.

2. Лаврентьева З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации.

Новосибирск: Светлица, 2008.

3. Ф и л о н о в

Л . Б.

Тех н ол о ги я

у с т а н о вл е н и я

ко н т а кт а

с

дезадаптированным

подростком

в

процессе

реабилитации

//

Проблемы,

методика и опыт социальной реабилитации в современных условиях. М.,

1981.



В раздел образования