Автор: Тимофеева Анна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 508
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Проект
Тема: «Ознакомление с северными сказками как метод воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника»
Раздел: дошкольное образование
«Ознакомление с северными сказками как метод воспитания
положительных нравственных качеств личности дошкольника»
Содержание.
1. Введение
Актуальность темы.
Цели и задачи работы по воспитанию нравственных качеств дошкольников
через ознакомление со сказками северных народов.
Практика сказкотерапии.
2. Основная часть
- Методы и этапы работы.
- Беседы.
- Работа с родителями.
- Дидактические игры.
- Народные игры.
3.Заключение
1. Введение. Актуальность темы.
Введение
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Приобщение к традициям особенно значимо в современном мире, ведь
молодому поколению предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать
дальше культурное наследие своего народа. Национальные традиции,
сложившиеся на основе длительного опыта и прочно укоренившиеся в жизни
людей, не только развивают национальную культуру, но и сохраняют
самобытность народа, жизненный, практический опыт, морально-этические
нормы.
Сказки народов Севера плотно переплетаются с мифологией и религией.
Точное время их возникновения неизвестно, как и авторы. Собираясь вечером
у костра, старшее поколение рассказывало младшим поучительные истории.
Восприимчивая ко всему новому, молодёжь охотно запоминала и старалась
подражать героям этих сказок. Без грубого назидания, ненавязчиво, старики
учили детей добру, мужеству и противостоянию злым силам. От поведения
юного поколения во многом зависела не только жизнь отдельного человека,
но и выживание целого народа. Так, в сказке «Мальчик Идэ» бабушка, решив,
что её внук недостаточно самостоятельный, оставила его одного в лесу,
резонно ответив на его справедливое возмущение: «Разве ты не хочешь
храбрым быть?». В этом и есть вся квинтэссенция народной правды и
мудрости.
Сказка скрашивала досуг людей, вынужденных ежедневно существовать в
суровых условиях. Недаром героями многих историй являются бедняки –
бесстрашные, ловкие и сообразительные персонажи, которые в итоге
преодолевают все трудности. Другие истории повествуют о быте охотников,
рыболовов и оленеводов – причём довольно подробно. Третьи расскажут нам
об обычаях и верованиях народов Севера. Большое внимание уделяется миру
животных – внешний вид и повадки зверей северные жители объясняли по-
своему. Например, откуда у зайца расщелина в губе? Оттого, что смеялся
много над глупым песцом!
Элементам волшебства, вещим духам и потусторонним силам также нашлось
место в сказках народов Севера. Богатыри-великаны, злые духи, йомы
(ведьмы) сражаются с шаманами и положительными персонажами, причём
добро в конце обязательно побеждает – а как же иначе! Хоть и надумал
болотный дух Комполэн поссорить человека с животными, однако звери и
люди всё же оказались умнее. А хаос в природе недопустим: северные
народы считают её священной, берегут первозданную красоту и сызмала
учатся понимать и трактовать знаки природы.
Главным пороком в условиях Севера была лень. Ленивые герои сказок
обычно наказывались за своё поведение – их превращали в зверей или птиц.
Так случилось с надменной и завистливой девочкой Айогой, не желавшей
помогать матери: она стала гусыней. В сказке «Хвастливая лягушка»
высмеивается зазнайство – несчастное земноводное было посрамлено и
вынуждено прятаться в гнилостной болотной воде. Народы Севера считали
главным качеством не физическую силу, а ловкость, находчивость. Пример
тому – сказка «Медведь и Чалбача». Косолапый решил помериться силами с
охотником, но, разумеется, позорно проиграл.
Сказки народов Севера обладают философией, тождественной системе
общечеловеческих ценностей. Все мудрые искренне хотят сделать мир
чуточку лучше, а для этого надо воспитывать в детях такие качества, как
смелость, доброта и умение достойно справляться со сложностями.
Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего
поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с
дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения
духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие
нравственные принципы. Художественная литература служит могучим
действенным средством нравственного и духовного воспитания детей.
Северные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей
отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их
быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в
играх детей. Они с удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков.
С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие
зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется
словарь, формируется творческая активность.
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек
по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа
природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой,
непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился
к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о
жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о
растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование,
продолжение своего рода они выработали своеобразные законы жизни в
гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей,
разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из
поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых
условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
Народы севера, живя в экстремальных условиях северного края, успешно
занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами,
владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты,
выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных
продуктов.
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое
самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый
народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим
для всего человечества.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и
обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и
обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может
сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы
народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить
и передать их будущим поколениям.
Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре народов Севера.
Основной целью данного проекта является воспитание у детей нравственно –
положительных качеств через привлечение интереса к сказкам коренных
народов Севера.
В старшей группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я
сделала вывод: у большинства детей практически полностью отсутствуют
знания о северном крае, о коренных жителях севера, их традициях, обычаях.
Поэтому я поставила перед собой цели:
сформировать у детей старшего дошкольного возраста представлений
о северном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях
народов, проживающих на Севере, через восприятие сказок северного
народа как средства развития познавательной и творческой активности,
интереса к детской художественной литературе.
приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре
народов Севера, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим
ценностям;
формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру
коренных народов Севера;
воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов
Севера, интерес к истории.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка.
Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его
отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.
Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное
становление детей происходит в экстремально сложных условиях,
обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в
короткое лето.
На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов Севера
является средством формирования у них патриотических чувств и развитие
духовности.
Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего с нами в одной
стране, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо
развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к
народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов
Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о
дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.
Для реализации поставленных целей мне необходимо было решить
следующие задачи:
- расширять представления детей о народах, проживающих на территории
России;
- формировать уважение к их традициям и обычаям;
-знакомить с устным народным творчеством;
- формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло,
послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие
- жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения
произведений сказочного жанра.
-воспитывать интерес к северному краю;
-прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные
обычаи;
- приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в
реализации проекта.
Практика сказкотерапии.
Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не
просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с
ней. Он может путешествовать по сказкам, переживать удивительные
приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.
Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и
правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями
и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в
соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Постоянно
поддерживаем контакт с воспитателями и родителями. Наша работа еще
продолжается, и мы надеемся на хорошие результаты.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать
определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания, или
сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или
развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-
поведенческих реакций и др. Дети должны почувствовать, что они не просто
играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый
им Мир. Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои
ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя
свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный
сценарий путешествия по сказке.
2. Основная часть
Использование разнообразных методов работы.
Для решения поставленных задач я использовала сказки народов Севера.
Данное направление работы, по моему мнению, способствует развитию и
обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет
эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности.
Поэтому наиболее оптимальной формой работы с дошкольниками, я считаю
сказкотерапию через северные сказки. Так как именно она позволяет
интегрировать самые различные виды детской деятельности.
Цель создания проекта– сформировать у детей интерес и уважение к культуре
и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного
познания. Именно здесь, в рамках проектной деятельности, мои
воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к культуре
народов Севера.
Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный
материал по сказкам. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы
и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги,
иллюстрации.
Использование наглядного художественного материала помогает мне
развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение
анализировать.
Этапы работы.
Подготовительный.
Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы;
знакомство родителей с проектом; подборка и оформление книжного уголка
для детей совместно с родителями; обогащение развивающей среды в
пространстве групп ДОУ.
Основной.
Чтение сказок коренных народов севера; беседы о героях сказок коренных
народов севера, их поступках; оформление консультации в родительском
уголке по теме «Значение сказки для развития ребенка»; экскурсия в
городскую библиотеку c родителями с целью ознакомления с материалом
«Детские писатели Севера»; выставка рисунков «Сказки народов Севера»
Заключительный.
Показ инсценировки сказки «Айога» для младших детей ДОУ и родителей.
Сегодня под сказкотерапией понимаются способы передачи знаний о
духовном пути и социальной реализации человека. Поэтому для меня
сказкотерапия является воспитательной системой. Предметом сказкотерапии
является процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души.
Поэтому в своей работе особое внимание хочу уделить сказкотерапии,
которая поможет мне решать следующие задачи:
В первой задаче рассматривается видение обратной стороны проблемы (какие
проблемы у ребенка, почему он такой агрессивный, подвижный или
замкнутый?) Потому что под агрессивностью может скрываться миролюбие,
под страхом – бесстрашие, под глупостью – ум.
Как же растить созидателя в агрессивном ребенке? В этом мне помогает
сказкотерапия.
Работа с родителями.
Современные родители постоянно заняты своими проблемами, жизненными
трудностями, поэтому мало общаются с детьми, мало уделяют внимание
совместному детскому чтению.
Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.
Консультация родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»,
«В гости к северным сказкам», «Сказка – это серьёзно»
Создание предметно-развивающей среды, атрибутов к сказкам Севера.
Оформление и шитье одежды для показа сказок.
2 этап Основной
- оформление выставки на тему «Герои сказок Севера»
- изготовление папок-передвижек , мини – музей «Сказки народов Севера»
-проведение мастер-класса по изготовлению кукол;
-привлечение родителей к изготовлению разного вида театра;
- привлечение родителей к сочинению сказок и изготовлению иллюстраций к
ним.
Работа с детьми.
Чтение сказок народов Севера.
Рассматривание иллюстраций.
Обсуждение содержания, поступков героев.
Рассмотрение разного видения проблемы с точки зрения детей, выводы,
умозаключения.
Работа с педагогами.
Консультации «Отличительные особенности сказок народов Севера»
«Сказкотерапия, как средство развития нравственно - эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста»
Совместное создание лэтбуков, поделок, панорам, оформление выставки
детских рисунков и поделок.
Оформление альбома «Сказки народов Севера»
3 этап Заключительный
Итоговая диагностика детей на предмет понимания особенностей северных
сказок.
Обобщение опыта работы.
Беседа с детьми по теме «Чему нас учат северные сказки?»
Распространение опыта работы.
Беседы.
Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и
речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной
формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками.
Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить
наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать.
В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь:
связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется
умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно
слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.
Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о северном крае и о
сказках Севера, на занятия приходит кукла с предметами быта, сувенирами,
фотографиями, книгами, в национальном костюме. Дети с интересом
рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем
наряде. «Я девочка - Северяночка». Я живу на Севере. На мне северный
костюм: платье – малица с орнаментом. На голове у меня украшение, а на
ногах - ….. Я буду знакомить вас с северными сказками…»
Знакомство детей со сказками я начинаю со старшей группы. В начале года
знакомлю детей с северными сказками, чем они отличаются от русских
народных сказок. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные
народы Севера», «Север – загадочный и неповторимый», «Жители Севера»,
«О природе и жизни людей на Севере», «Почему вы считаете, что это сказки
Севера?», «Назовите различия в картинках», «Почему у них разная одежда?»,
«Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д.
Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям
стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.
В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северных сказках.
Вот пример рассказа Паши С.: «Основные занятия жителей Севера в сказках
– это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди
питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и
в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь.
Украшают одежду очень красивым орнаментом».
Целью бесед по ознакомлению детей со сказками Севера является
обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада
жизни представителей народов севера, умение устанавливать закономерности
между климатическими условиями и образом жизни людей.
На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации,
различную атрибутику. Наличие иллюстративного материала делают
рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с
использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и
речь.
Беседа о сказках:
- Какие бывают сказки? Дети: «Бытовые, волшебные, сказки о животных».
- Какова мораль сказки, в чем суть? Дети: «Надо думать о других, а не только
о себе».
- Почему нельзя поступать так, как поступил сказочный герой?
- Можно ли было герою поступить по – другому? Как?»
- Как бы ты поступил на его месте? И т.д.
Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь,
обогащается словарь, дети постепенно усваивают нормы поведения, учатся
оценивать поступки героев.
Затем можно предложить детям сочинить собственную сказку, опираясь на
полученный опыт и представления.
Приведу в пример рассказы детей своей группы:
Матвей Б. – об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога.
У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень – вожак в стае.
Они питаются ягелем и лишайником. Олень – сильное и красивое животное.
Он помогает людям выжить в сложных условиях».
Игорь П. – о труде взрослых: «На Севере живут оленеводы – пастухи .
Они заботятся об оленях, охраняют и защищают от волков. Я хочу быть
похожим на них, быть таким же смелым».
Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом
и бытом жителей Севера: оленеводов, охотников, рыбаков.
На занятиях по сказкотерапии вношу устное народное творчество: сказки,
пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает
рассказы детей более выразительными.
Сочетание рассказов, бесед, через сказки позволило решить в комплексе
познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый
интерес, приобретают навыки поведения в природе и в жизни через сказки,
заповеди и народные обычаи.
Дидактические игры.
В ходе режимных моментов:
Беседа «Коренные жители Севера»; «Быт и традиции народов Севера»;
«Животный мир Севера» Просмотр мультфильмов «Про Умку», презентаций
«Белый медведь», «Пингвины», «В упряжке-северный олень»
Организация среды:
Выставка детской литературы (сказок, рассказов) про Север, лэтбуки,
рисунки сказочных героев, рассматривание костюмов и атрибутики.
В самостоятельной деятельности детей:
п/и «Оленеводы », «Попади в цель», «Поймай оленя», «Хейро», « Ловкая
упряжка» и т.д.
Игровые ситуации:
«Что нам нужно для путешествия на Север?», «Едем в край морозный»,
«Помоги оленеводу», «На пастбище» и т.д.
Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о сказках
предлагаю детям дидактические игры «Путешествие в страну сказок»,
«Узнаем, из какой сказки персонаж», «Зашифрованная сказка, угадай-ка»
Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда в сказках,
предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, в
какой сказке, где эти предметы используются, какую пользу они приносят
людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним.
Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает
интерес к сказкам северных народов.
Живой интерес у детей вызывает разгадывание загадок, разыгрывание мини –
сценок, викторины «Угадай сказку», «В гости к героям северных сказок» и
т.д.
В старшей группе дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: описывают сказку, выделяя характерные признаки;
отгадывают по описанию.
Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок
запоминает многое из окружающей действительности. В результате я
отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности
умственной работы ребенок преодолевает с легкостью.
Заключение.
В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества.
Самое уникальное и многогранное творение не Земле – Человек. Чтение –
метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для
расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром.
Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности
ребенка, забота о его Душе. Так как мы используем простую и понятную
ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик.
Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может
усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит
что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать. То, как
человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его
внутреннего мира.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому
ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во
взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы
взаимодействия с миром и другими людьми.
Вывод.
Применив методику «Сказкотерапии» в работе с детьми старшей группы, мы
получили следующие результаты:
1.
Появился интерес к познанию окружающего мира.
2.
Проявление эмоционально – положительного отношения детей к
культуре и традициям народов Севера.
3.
У детей появилась потребность в чтении художественной литературы.
4.
Значительно улучшился словарный запас детей, произошло развитие
монологической, диалогической и связной речи.
5.
Дети стали более общительными, дружелюбными, любознательными.
6.
Раскрылись творческие способности детей через разнообразные виды
детской деятельности.
7.
Возникновение у родителей ощущение личной сопричастности к
образованию и воспитанию своего ребёнка, формирование более
высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.
Таким образом, я сделала вывод о том, что именно такой подход
поможет подвести детей к убеждению в том, что знание сказок не
просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не
может жить современный человек, и что это есть приобщение к
красоте.
Заключение.
Ценное культурное наследие – северные сказки представляют собой яркие
образцы художественного творчества, отражающего лучшие традиции в
передаче производственного и духовного опыта предшествующих поколений.
Существует «золотое правило» этнографии, приобретающее особенный
символический смысл именно в острые кризисные, быть может, даже
трагические периоды человеческой истории. Это правило в общем виде
формулируется следующим образом: без исторической памяти - нет
традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без
воспитания нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности -
нет народа как исторической личности.
Список литературы:
«Сказки народов Севера» //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л.,
Просвещение, 1991.
Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера,
2008
«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»/ Под ред.
Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
Доронова Т.Н. «Играем в театр» М.: Просвещение, 2000.
Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных
малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
Интернет – ресурсы.
«Антология северной сказки» Журнал «Северные просторы, № 6, 1989,
стр.17.
«Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки» М. 1980.
«Звездные мгновения Арктики» Пасецкий В. М. СПб., 1995