Напоминание

«Ознакомление с северными сказками как метод воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника»


Автор: Тимофеева Анна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 508
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Проект
Тема: «Ознакомление с северными сказками как метод воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ознакомление с северными сказками как метод воспитания

положительных нравственных качеств личности дошкольника»

Содержание.

1. Введение

Актуальность темы.

Цели и задачи работы по воспитанию нравственных качеств дошкольников

через ознакомление со сказками северных народов.

Практика сказкотерапии.

2. Основная часть

- Методы и этапы работы.

- Беседы.

- Работа с родителями.

- Дидактические игры.

- Народные игры.

3.Заключение

1. Введение. Актуальность темы.

Введение

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Приобщение к традициям особенно значимо в современном мире, ведь

молодому поколению предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать

дальше культурное наследие своего народа. Национальные традиции,

сложившиеся на основе длительного опыта и прочно укоренившиеся в жизни

людей, не только развивают национальную культуру, но и сохраняют

самобытность народа, жизненный, практический опыт, морально-этические

нормы.

Сказки народов Севера плотно переплетаются с мифологией и религией.

Точное время их возникновения неизвестно, как и авторы. Собираясь вечером

у костра, старшее поколение рассказывало младшим поучительные истории.

Восприимчивая ко всему новому, молодёжь охотно запоминала и старалась

подражать героям этих сказок. Без грубого назидания, ненавязчиво, старики

учили детей добру, мужеству и противостоянию злым силам. От поведения

юного поколения во многом зависела не только жизнь отдельного человека,

но и выживание целого народа. Так, в сказке «Мальчик Идэ» бабушка, решив,

что её внук недостаточно самостоятельный, оставила его одного в лесу,

резонно ответив на его справедливое возмущение: «Разве ты не хочешь

храбрым быть?». В этом и есть вся квинтэссенция народной правды и

мудрости.

Сказка скрашивала досуг людей, вынужденных ежедневно существовать в

суровых условиях. Недаром героями многих историй являются бедняки –

бесстрашные, ловкие и сообразительные персонажи, которые в итоге

преодолевают все трудности. Другие истории повествуют о быте охотников,

рыболовов и оленеводов – причём довольно подробно. Третьи расскажут нам

об обычаях и верованиях народов Севера. Большое внимание уделяется миру

животных – внешний вид и повадки зверей северные жители объясняли по-

своему. Например, откуда у зайца расщелина в губе? Оттого, что смеялся

много над глупым песцом!

Элементам волшебства, вещим духам и потусторонним силам также нашлось

место в сказках народов Севера. Богатыри-великаны, злые духи, йомы

(ведьмы) сражаются с шаманами и положительными персонажами, причём

добро в конце обязательно побеждает – а как же иначе! Хоть и надумал

болотный дух Комполэн поссорить человека с животными, однако звери и

люди всё же оказались умнее. А хаос в природе недопустим: северные

народы считают её священной, берегут первозданную красоту и сызмала

учатся понимать и трактовать знаки природы.

Главным пороком в условиях Севера была лень. Ленивые герои сказок

обычно наказывались за своё поведение – их превращали в зверей или птиц.

Так случилось с надменной и завистливой девочкой Айогой, не желавшей

помогать матери: она стала гусыней. В сказке «Хвастливая лягушка»

высмеивается зазнайство – несчастное земноводное было посрамлено и

вынуждено прятаться в гнилостной болотной воде. Народы Севера считали

главным качеством не физическую силу, а ловкость, находчивость. Пример

тому – сказка «Медведь и Чалбача». Косолапый решил помериться силами с

охотником, но, разумеется, позорно проиграл.

Сказки народов Севера обладают философией, тождественной системе

общечеловеческих ценностей. Все мудрые искренне хотят сделать мир

чуточку лучше, а для этого надо воспитывать в детях такие качества, как

смелость, доброта и умение достойно справляться со сложностями.

Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего

поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с

дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения

духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие

нравственные принципы. Художественная литература служит могучим

действенным средством нравственного и духовного воспитания детей.

Северные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей

отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их

быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в

играх детей. Они с удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков.

С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие

зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется

словарь, формируется творческая активность.

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек

по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа

природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой,

непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился

к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о

жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о

растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование,

продолжение своего рода они выработали своеобразные законы жизни в

гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей,

разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из

поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых

условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Народы севера, живя в экстремальных условиях северного края, успешно

занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами,

владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты,

выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных

продуктов.

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое

самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый

народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим

для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и

обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и

обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может

сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы

народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить

и передать их будущим поколениям.

Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре народов Севера.

Основной целью данного проекта является воспитание у детей нравственно –

положительных качеств через привлечение интереса к сказкам коренных

народов Севера.

В старшей группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я

сделала вывод: у большинства детей практически полностью отсутствуют

знания о северном крае, о коренных жителях севера, их традициях, обычаях.

Поэтому я поставила перед собой цели:

сформировать у детей старшего дошкольного возраста представлений

о северном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях

народов, проживающих на Севере, через восприятие сказок северного

народа как средства развития познавательной и творческой активности,

интереса к детской художественной литературе.

приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре

народов Севера, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим

ценностям;

формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру

коренных народов Севера;

воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов

Севера, интерес к истории.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка.

Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его

отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное

становление детей происходит в экстремально сложных условиях,

обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в

короткое лето.

На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов Севера

является средством формирования у них патриотических чувств и развитие

духовности.

Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего с нами в одной

стране, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо

развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к

народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов

Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о

дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Для реализации поставленных целей мне необходимо было решить

следующие задачи:

- расширять представления детей о народах, проживающих на территории

России;

- формировать уважение к их традициям и обычаям;

-знакомить с устным народным творчеством;

- формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло,

послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие

- жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения

произведений сказочного жанра.

-воспитывать интерес к северному краю;

-прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные

обычаи;

- приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в

реализации проекта.

Практика сказкотерапии.

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не

просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с

ней. Он может путешествовать по сказкам, переживать удивительные

приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.

Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и

правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями

и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в

соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Постоянно

поддерживаем контакт с воспитателями и родителями. Наша работа еще

продолжается, и мы надеемся на хорошие результаты.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать

определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания, или

сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или

развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-

поведенческих реакций и др. Дети должны почувствовать, что они не просто

играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый

им Мир. Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои

ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя

свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный

сценарий путешествия по сказке.

2. Основная часть

Использование разнообразных методов работы.

Для решения поставленных задач я использовала сказки народов Севера.

Данное направление работы, по моему мнению, способствует развитию и

обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет

эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности.

Поэтому наиболее оптимальной формой работы с дошкольниками, я считаю

сказкотерапию через северные сказки. Так как именно она позволяет

интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Цель создания проекта– сформировать у детей интерес и уважение к культуре

и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного

познания. Именно здесь, в рамках проектной деятельности, мои

воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к культуре

народов Севера.

Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный

материал по сказкам. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы

и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги,

иллюстрации.

Использование наглядного художественного материала помогает мне

развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение

анализировать.

Этапы работы.

Подготовительный.

Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы;

знакомство родителей с проектом; подборка и оформление книжного уголка

для детей совместно с родителями; обогащение развивающей среды в

пространстве групп ДОУ.

Основной.

Чтение сказок коренных народов севера; беседы о героях сказок коренных

народов севера, их поступках; оформление консультации в родительском

уголке по теме «Значение сказки для развития ребенка»; экскурсия в

городскую библиотеку c родителями с целью ознакомления с материалом

«Детские писатели Севера»; выставка рисунков «Сказки народов Севера»

Заключительный.

Показ инсценировки сказки «Айога» для младших детей ДОУ и родителей.

Сегодня под сказкотерапией понимаются способы передачи знаний о

духовном пути и социальной реализации человека. Поэтому для меня

сказкотерапия является воспитательной системой. Предметом сказкотерапии

является процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души.

Поэтому в своей работе особое внимание хочу уделить сказкотерапии,

которая поможет мне решать следующие задачи:

В первой задаче рассматривается видение обратной стороны проблемы (какие

проблемы у ребенка, почему он такой агрессивный, подвижный или

замкнутый?) Потому что под агрессивностью может скрываться миролюбие,

под страхом – бесстрашие, под глупостью – ум.

Как же растить созидателя в агрессивном ребенке? В этом мне помогает

сказкотерапия.

Работа с родителями.

Современные родители постоянно заняты своими проблемами, жизненными

трудностями, поэтому мало общаются с детьми, мало уделяют внимание

совместному детскому чтению.

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.

Консультация родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»,

«В гости к северным сказкам», «Сказка – это серьёзно»

Создание предметно-развивающей среды, атрибутов к сказкам Севера.

Оформление и шитье одежды для показа сказок.

2 этап Основной

- оформление выставки на тему «Герои сказок Севера»

- изготовление папок-передвижек , мини – музей «Сказки народов Севера»

-проведение мастер-класса по изготовлению кукол;

-привлечение родителей к изготовлению разного вида театра;

- привлечение родителей к сочинению сказок и изготовлению иллюстраций к

ним.

Работа с детьми.

Чтение сказок народов Севера.

Рассматривание иллюстраций.

Обсуждение содержания, поступков героев.

Рассмотрение разного видения проблемы с точки зрения детей, выводы,

умозаключения.

Работа с педагогами.

Консультации «Отличительные особенности сказок народов Севера»

«Сказкотерапия, как средство развития нравственно - эмоциональной сферы

детей дошкольного возраста»

Совместное создание лэтбуков, поделок, панорам, оформление выставки

детских рисунков и поделок.

Оформление альбома «Сказки народов Севера»

3 этап Заключительный

Итоговая диагностика детей на предмет понимания особенностей северных

сказок.

Обобщение опыта работы.

Беседа с детьми по теме «Чему нас учат северные сказки?»

Распространение опыта работы.

Беседы.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и

речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной

формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками.

Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить

наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать.

В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь:

связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется

умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно

слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о северном крае и о

сказках Севера, на занятия приходит кукла с предметами быта, сувенирами,

фотографиями, книгами, в национальном костюме. Дети с интересом

рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем

наряде. «Я девочка - Северяночка». Я живу на Севере. На мне северный

костюм: платье – малица с орнаментом. На голове у меня украшение, а на

ногах - ….. Я буду знакомить вас с северными сказками…»

Знакомство детей со сказками я начинаю со старшей группы. В начале года

знакомлю детей с северными сказками, чем они отличаются от русских

народных сказок. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные

народы Севера», «Север – загадочный и неповторимый», «Жители Севера»,

«О природе и жизни людей на Севере», «Почему вы считаете, что это сказки

Севера?», «Назовите различия в картинках», «Почему у них разная одежда?»,

«Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д.

Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям

стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северных сказках.

Вот пример рассказа Паши С.: «Основные занятия жителей Севера в сказках

– это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди

питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и

в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь.

Украшают одежду очень красивым орнаментом».

Целью бесед по ознакомлению детей со сказками Севера является

обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада

жизни представителей народов севера, умение устанавливать закономерности

между климатическими условиями и образом жизни людей.

На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации,

различную атрибутику. Наличие иллюстративного материала делают

рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с

использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и

речь.

Беседа о сказках:

- Какие бывают сказки? Дети: «Бытовые, волшебные, сказки о животных».

- Какова мораль сказки, в чем суть? Дети: «Надо думать о других, а не только

о себе».

- Почему нельзя поступать так, как поступил сказочный герой?

- Можно ли было герою поступить по – другому? Как?»

- Как бы ты поступил на его месте? И т.д.

Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь,

обогащается словарь, дети постепенно усваивают нормы поведения, учатся

оценивать поступки героев.

Затем можно предложить детям сочинить собственную сказку, опираясь на

полученный опыт и представления.

Приведу в пример рассказы детей своей группы:

Матвей Б. – об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога.

У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень – вожак в стае.

Они питаются ягелем и лишайником. Олень – сильное и красивое животное.

Он помогает людям выжить в сложных условиях».

Игорь П. – о труде взрослых: «На Севере живут оленеводы – пастухи .

Они заботятся об оленях, охраняют и защищают от волков. Я хочу быть

похожим на них, быть таким же смелым».

Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом

и бытом жителей Севера: оленеводов, охотников, рыбаков.

На занятиях по сказкотерапии вношу устное народное творчество: сказки,

пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает

рассказы детей более выразительными.

Сочетание рассказов, бесед, через сказки позволило решить в комплексе

познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый

интерес, приобретают навыки поведения в природе и в жизни через сказки,

заповеди и народные обычаи.

Дидактические игры.

В ходе режимных моментов:

Беседа «Коренные жители Севера»; «Быт и традиции народов Севера»;

«Животный мир Севера» Просмотр мультфильмов «Про Умку», презентаций

«Белый медведь», «Пингвины», «В упряжке-северный олень»

Организация среды:

Выставка детской литературы (сказок, рассказов) про Север, лэтбуки,

рисунки сказочных героев, рассматривание костюмов и атрибутики.

В самостоятельной деятельности детей:

п/и «Оленеводы », «Попади в цель», «Поймай оленя», «Хейро», « Ловкая

упряжка» и т.д.

Игровые ситуации:

«Что нам нужно для путешествия на Север?», «Едем в край морозный»,

«Помоги оленеводу», «На пастбище» и т.д.

Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о сказках

предлагаю детям дидактические игры «Путешествие в страну сказок»,

«Узнаем, из какой сказки персонаж», «Зашифрованная сказка, угадай-ка»

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда в сказках,

предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, в

какой сказке, где эти предметы используются, какую пользу они приносят

людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним.

Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает

интерес к сказкам северных народов.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание загадок, разыгрывание мини –

сценок, викторины «Угадай сказку», «В гости к героям северных сказок» и

т.д.

В старшей группе дети самостоятельно решают разнообразные

мыслительные задачи: описывают сказку, выделяя характерные признаки;

отгадывают по описанию.

Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок

запоминает многое из окружающей действительности. В результате я

отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности

умственной работы ребенок преодолевает с легкостью.

Заключение.

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества.

Самое уникальное и многогранное творение не Земле – Человек. Чтение –

метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для

расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром.

Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности

ребенка, забота о его Душе. Так как мы используем простую и понятную

ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик.

Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может

усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит

что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать. То, как

человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его

внутреннего мира.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому

ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во

взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы

взаимодействия с миром и другими людьми.

Вывод.

Применив методику «Сказкотерапии» в работе с детьми старшей группы, мы

получили следующие результаты:

1.

Появился интерес к познанию окружающего мира.

2.

Проявление эмоционально – положительного отношения детей к

культуре и традициям народов Севера.

3.

У детей появилась потребность в чтении художественной литературы.

4.

Значительно улучшился словарный запас детей, произошло развитие

монологической, диалогической и связной речи.

5.

Дети стали более общительными, дружелюбными, любознательными.

6.

Раскрылись творческие способности детей через разнообразные виды

детской деятельности.

7.

Возникновение у родителей ощущение личной сопричастности к

образованию и воспитанию своего ребёнка, формирование более

высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.

Таким образом, я сделала вывод о том, что именно такой подход

поможет подвести детей к убеждению в том, что знание сказок не

просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не

может жить современный человек, и что это есть приобщение к

красоте.

Заключение.

Ценное культурное наследие – северные сказки представляют собой яркие

образцы художественного творчества, отражающего лучшие традиции в

передаче производственного и духовного опыта предшествующих поколений.

Существует «золотое правило» этнографии, приобретающее особенный

символический смысл именно в острые кризисные, быть может, даже

трагические периоды человеческой истории. Это правило в общем виде

формулируется следующим образом: без исторической памяти - нет

традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без

воспитания нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности -

нет народа как исторической личности.

Список литературы:

«Сказки народов Севера» //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л.,

Просвещение, 1991.

Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера,

2008

«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»/ Под ред.

Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.

Доронова Т.Н. «Играем в театр» М.: Просвещение, 2000.

Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных

малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

Интернет – ресурсы.

«Антология северной сказки» Журнал «Северные просторы, № 6, 1989,

стр.17.

«Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки» М. 1980.

«Звездные мгновения Арктики» Пасецкий В. М. СПб., 1995



В раздел образования