Автор: Левенкова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические сопровождение лиц с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в
психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в
обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с
отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой
современной педагогики и психологии.
Психолого-педагогическое
сопровождение -
комплексная
технология,
особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития,
обучения, воспитания, социализации.
Психолого-педагогическое
сопровождение
ребенка
с
ОВЗ
в
условиях
инклюзивного
образования
рассматривается
как
междисциплинарная
деятельность специалистов образовательной организации, направленная на
развитие и оптимальное включение ребенка с особыми образовательными
потребностями в образовательную деятельность и взаимодействие с другими
учениками. В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет
собой
комплекс
различных
диагностических,
коррекционно-развивающих
профилактических, организационных и просветительских технологий.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование
и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-
адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является
образовательная
инклюзия,
которая
рассматривается,
прежде
всего,
как
средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи.
Кроме
этого,
развитие
инклюзивного
образования
обеспечивает
равные
права,
доступность,
возможность
выбора
подходящего
образовательного
маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других
возможностей.
Семьи,
воспитывающие
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
сталкиваются
с
серьезными
проблемами,
которые
носят
комплексный
характер:
восприятие
отклонений
в
развитии
ребенка
как
трагедии
всей
жизни,
стойкий
конфликт
между
ожиданиями
и
реальной
ситуацией,
комплекс
психоэмоциональных
проблем,
общая
семейная
неудовлетворенность, комплексы неполноценности, снижение самооценки и
т.д.
У родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному
ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе
формируется определенный стиль родительского отношения – гиперопека.
Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его
прихотям
и
желаниям.
В
результате
возникает
искажение
личностного
развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки).
Воспитателю
в
процессе
сотрудничества
с
такими
родителями
необходимо
обращать
их
внимание
на
наличие
больших
возможностей
развития ребенка,
создавать
у
них
соответствующие
педагогические
установки.
Родители
должны
знать,
что
их
ребенку
в
данный
момент
посильно, а что без посторонней помощи он сделать не сможет.
Еще один тип родительского отношения к детям с проблемами в развитии
– неприятие ребенка (открытое или скрытое). Это приводит к невротическим
реакциям ребенка, отягощая тем самым имеющийся у него психофизический
дефект. Таких родителей нужно убеждать в том, что необходимым условием
эффективного продвижения ребенка в развитии является их любовь, ласка и
внимание к нему.
Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с
отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего
ребенка
таким,
какой
он
есть.
Родители
объективно
его
оценивают,
не
завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у
ребенка адекватной
самооценки,
личностных
установок
и
прогнозов
на
будущее.
Таким образом, взаимоотношения ребенка с родителями, родительская
позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие
личности
ребенка.
В
этой
связи
огромное
значение
приобретает
целенаправленная работа педагога по оптимизации отношений родителей и
детей.
Инклюзивное
образовательное
пространство
предполагает
активное
вовлечение
детей,
родителей
и
специалистов
в
развитие
деятельности
детского
сада,
проведение
общих
мероприятий,
составление
планов
семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели
реального социума.
С каждым годом в дошкольные учебные учереждения приходит все
больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В
результате чего назрела острая необходимость в понимании проблем детей с
ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность
включить их в детское сообщество.
Учеными установлена прямая связь между наличием социально-
эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его
успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология
социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с
педагогами, «нормально» развивающимися учащимися и их родителями в
системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление
отрицательных установок, формирование приятия «особых» детей,
понимание их особых потребностей, организатором которой также является
координатор. В этих условиях у детей с особенностями психофизического
развития формируется социальная компетентность, навыки общения с
окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются
возможности произвольного взаимодействия со сверстниками, у других же
детей формируется определенная степень социальной зрелости и понимание
факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что
ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.
Таким
образом, можно
выделить
следующие
принципы
психолого-
педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном
учреждении:
1) непрерывность;
2) системность;
3) индивидуальный подход;
4)
обеспечение
положительного
эмоционального
самочувствия
всех
участников образовательного процесса;
5)
междисциплинарное
взаимодействие
в
команде
специалистов
сопровождения.
Современные исследования показывают, что не для всех детей с
ограниченными возможностями здоровья интегрированное обучение
предпочтительнее специального. Интегрированное обучение может быть
эффективным для части детей с отклонениями в развитии. Это дети,
имеющие функциональные нарушения, уровень психофизического развития
которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Однако оно
оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной
недостаточностью, особенно, если речь идет о тяжелых формах умственной
отсталости. Для них подходят такие формы интеграции, как совместное
пребывание в образовательном учреждении, проведение досуга и различных
внешкольных мероприятиях.
В нашем дошкольном учереждение на сегодняшний день находятся
много детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированной образовательной
программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК).
Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие
их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и
воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического
сопровождения.
Среди психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающей
работы с обучающимися с ОВЗ наиболее актуальны следующие технологии:
• информационные, через применение которых формируются знания, умения
и навыки.
• операционные технологии обеспечивают формирование способов
умственных действий.
• технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих
механизмов личности.
• эвристические – на развитие творческих способностей личности.
• прикладные развивают действенно – практическую сферу личности
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, недостатки в
развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и
др.), применяются специальные методы и приемы коррекционного
воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:
- игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых
признаков предметов, позволяют развивать у детей произвольность
психических процессов, таких как внимание, восприятие, память;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и
зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
- песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение
к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;
- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие
личности ребенка;
- динамические упражнения и пальчиковые игры - способствуют развитию
пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного
восприятия, воображения;
Таким образом, применение специальных методов и приемов
коррекционного воздействия повышает познавательную активность
учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает
обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную
деятельность учащихся с ОВЗ.
Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня
развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей
является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны
сверстников.
Проведение игр в группах, где обучаются дети с ОВЗ, способствует
развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся,
как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения
межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В
процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать
и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать
конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге,
они учатся признавать право любого человека быть «другим».
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных
путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в
общество – это задача всех и каждого.
Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с
ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной
образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых
компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности
вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в
дошкольных учебных учереждений, своих нуждах и правах в организации
обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-
пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Литература
1.
Актуальные
проблемы
интегрированного
обучения:
материалы
международной
научно-практической
конференции
по
проблемам
интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, 29-
31 янв.2001г. – М.: Права человека, 2001.
2.
Интегрированное
обучение:
проблемы
и
перспективы:
материалы
международного семинара/ Под ред. Л.М.Шипицыной.-Спб,1196
3. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития:
материалы международной научно-практической конференции27-29 нояб.2013.-
СПб.
4. Гончарова Е.Л. и др. Проект Программы создания единой
государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с
отклонениями в развитии / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Ю.А. Разенкова,
Н.А. Урядницкая, Н.Д. Шматко // Дефектология. 2000. № 6. С. 3–8.
5. Ковригина Л.В. Современные подходы к подготовке специалистов для
работы с детьми с особыми образовательными потребностями //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2009. № 3. С. 90–92.
6. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как
социальнопедагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. Вып. № 1. С.112–
115.
7. Кузьмина О.С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях
инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. № 5.1 (53). С.
365–371.
8. Любавина Н.В. Инклюзивное и итегрированное обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования.
2013. № 9. С. 64–69.