Напоминание

Психолого-педагогические сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования


Автор: Левенкова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогические сопровождение лиц с ОВЗ в условиях

инклюзивного образования

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в

психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в

обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с

отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой

современной педагогики и психологии.

Психолого-педагогическое

сопровождение -

комплексная

технология,

особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития,

обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое

сопровождение

ребенка

с

ОВЗ

в

условиях

инклюзивного

образования

рассматривается

как

междисциплинарная

деятельность специалистов образовательной организации, направленная на

развитие и оптимальное включение ребенка с особыми образовательными

потребностями в образовательную деятельность и взаимодействие с другими

учениками. В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет

собой

комплекс

различных

диагностических,

коррекционно-развивающих

профилактических, организационных и просветительских технологий.

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными

возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование

и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-

адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является

образовательная

инклюзия,

которая

рассматривается,

прежде

всего,

как

средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи.

Кроме

этого,

развитие

инклюзивного

образования

обеспечивает

равные

права,

доступность,

возможность

выбора

подходящего

образовательного

маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других

возможностей.

Семьи,

воспитывающие

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

сталкиваются

с

серьезными

проблемами,

которые

носят

комплексный

характер:

восприятие

отклонений

в

развитии

ребенка

как

трагедии

всей

жизни,

стойкий

конфликт

между

ожиданиями

и

реальной

ситуацией,

комплекс

психоэмоциональных

проблем,

общая

семейная

неудовлетворенность, комплексы неполноценности, снижение самооценки и

т.д.

У родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному

ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе

формируется определенный стиль родительского отношения – гиперопека.

Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его

прихотям

и

желаниям.

В

результате

возникает

искажение

личностного

развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки).

Воспитателю

в

процессе

сотрудничества

с

такими

родителями

необходимо

обращать

их

внимание

на

наличие

больших

возможностей

развития ребенка,

создавать

у

них

соответствующие

педагогические

установки.

Родители

должны

знать,

что

их

ребенку

в

данный

момент

посильно, а что без посторонней помощи он сделать не сможет.

Еще один тип родительского отношения к детям с проблемами в развитии

– неприятие ребенка (открытое или скрытое). Это приводит к невротическим

реакциям ребенка, отягощая тем самым имеющийся у него психофизический

дефект. Таких родителей нужно убеждать в том, что необходимым условием

эффективного продвижения ребенка в развитии является их любовь, ласка и

внимание к нему.

Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с

отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего

ребенка

таким,

какой

он

есть.

Родители

объективно

его

оценивают,

не

завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у

ребенка адекватной

самооценки,

личностных

установок

и

прогнозов

на

будущее.

Таким образом, взаимоотношения ребенка с родителями, родительская

позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие

личности

ребенка.

В

этой

связи

огромное

значение

приобретает

целенаправленная работа педагога по оптимизации отношений родителей и

детей.

Инклюзивное

образовательное

пространство

предполагает

активное

вовлечение

детей,

родителей

и

специалистов

в

развитие

деятельности

детского

сада,

проведение

общих

мероприятий,

составление

планов

семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели

реального социума.

С каждым годом в дошкольные учебные учереждения приходит все

больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В

результате чего назрела острая необходимость в понимании проблем детей с

ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность

включить их в детское сообщество.

Учеными установлена прямая связь между наличием социально-

эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его

успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология

социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с

педагогами, «нормально» развивающимися учащимися и их родителями в

системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление

отрицательных установок, формирование приятия «особых» детей,

понимание их особых потребностей, организатором которой также является

координатор. В этих условиях у детей с особенностями психофизического

развития формируется социальная компетентность, навыки общения с

окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются

возможности произвольного взаимодействия со сверстниками, у других же

детей формируется определенная степень социальной зрелости и понимание

факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что

ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.

Таким

образом, можно

выделить

следующие

принципы

психолого-

педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном

учреждении:

1) непрерывность;

2) системность;

3) индивидуальный подход;

4)

обеспечение

положительного

эмоционального

самочувствия

всех

участников образовательного процесса;

5)

междисциплинарное

взаимодействие

в

команде

специалистов

сопровождения.

Современные исследования показывают, что не для всех детей с

ограниченными возможностями здоровья интегрированное обучение

предпочтительнее специального. Интегрированное обучение может быть

эффективным для части детей с отклонениями в развитии. Это дети,

имеющие функциональные нарушения, уровень психофизического развития

которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Однако оно

оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной

недостаточностью, особенно, если речь идет о тяжелых формах умственной

отсталости. Для них подходят такие формы интеграции, как совместное

пребывание в образовательном учреждении, проведение досуга и различных

внешкольных мероприятиях.

В нашем дошкольном учереждение на сегодняшний день находятся

много детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированной образовательной

программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании

рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК).

Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие

их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и

воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического

сопровождения.

Среди психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающей

работы с обучающимися с ОВЗ наиболее актуальны следующие технологии:

• информационные, через применение которых формируются знания, умения

и навыки.

• операционные технологии обеспечивают формирование способов

умственных действий.

• технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих

механизмов личности.

• эвристические – на развитие творческих способностей личности.

• прикладные развивают действенно – практическую сферу личности

У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень

познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,

сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, недостатки в

развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и

др.), применяются специальные методы и приемы коррекционного

воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:

- игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых

признаков предметов, позволяют развивать у детей произвольность

психических процессов, таких как внимание, восприятие, память;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и

зажимы, особенно в области лица и кистей рук;

- песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение

к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;

- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции

личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие

личности ребенка;

- динамические упражнения и пальчиковые игры - способствуют развитию

пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного

восприятия, воображения;

Таким образом, применение специальных методов и приемов

коррекционного воздействия повышает познавательную активность

учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает

обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную

деятельность учащихся с ОВЗ.

Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня

развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей

является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны

сверстников.

Проведение игр в группах, где обучаются дети с ОВЗ, способствует

развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся,

как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения

межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В

процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать

и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать

конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге,

они учатся признавать право любого человека быть «другим».

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных

путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в

общество – это задача всех и каждого.

Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с

ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной

образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых

компетенций:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и

ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности

вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского

сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в

дошкольных учебных учереждений, своих нуждах и правах в организации

обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-

пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих

возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Литература

1.

Актуальные

проблемы

интегрированного

обучения:

материалы

международной

научно-практической

конференции

по

проблемам

интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, 29-

31 янв.2001г. – М.: Права человека, 2001.

2.

Интегрированное

обучение:

проблемы

и

перспективы:

материалы

международного семинара/ Под ред. Л.М.Шипицыной.-Спб,1196

3. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития:

материалы международной научно-практической конференции27-29 нояб.2013.-

СПб.

4. Гончарова Е.Л. и др. Проект Программы создания единой

государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с

отклонениями в развитии / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Ю.А. Разенкова,

Н.А. Урядницкая, Н.Д. Шматко // Дефектология. 2000. № 6. С. 3–8.

5. Ковригина Л.В. Современные подходы к подготовке специалистов для

работы с детьми с особыми образовательными потребностями //

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.

2009. № 3. С. 90–92.

6. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как

социальнопедагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. Вып. № 1. С.112–

115.

7. Кузьмина О.С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях

инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. № 5.1 (53). С.

365–371.

8. Любавина Н.В. Инклюзивное и итегрированное обучение детей с

ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования.

2013. № 9. С. 64–69.



В раздел образования