Автор: Скворцова Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Россошанская СОШ
Населённый пункт: село Россошь Репьевского района Воронежской области
Наименование материала: Методическая раработка
Тема: Применение технологии ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни» в преподавании русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Применение технологии ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских
Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни» в преподавании
русского языка и литературы
Цель проведения мастер-класса: представить опыт «Технологии ТРИЗ
(Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к
творчеству в жизни» в преподавании русского языка и литературы.
Задачи:
показать
преимущества
Технологии
ТРИЗ
над
традиционным
подходом
провести рефлексию мастер-класса
увидеть
возможности
применения
данной
технологии
в
преподавании русского языка
Ожидаемый результат:
в конце мастер-класса
педагоги смогут оценить преимущества
Технологии ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) в
преподавании
предметов
по
сравнению
с
традиционным
подходом.
Оборудование мастер-класса (ресурсы)
Мультимедийный проектор
Презентация
Таблицы для работы с приемами ТРИЗ технологии
(слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Скворцова Ирина
Васильевна , я учитель русского языка и
литературы МКОУ Россошанская СОШ
Стаж работы 28 лет.
1
В данной школе работаю 21 год. (слайд 2)
-Я прошу вас послушать
слова Л. Н Толстого и слова Джона Дьюи и
подумать,
что
объединяет
цитаты
известных
людей,
живущих
в
разные
времена? «... так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и
совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны».
Л. Н. Толстой.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей
завтра».Джон Дьюи
- А если это применить к современности, то речь пойдет о новых стандартах.
Современное образование в России перешло на Федеральный
государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В
основу
ФГОС
нового
поколения
положена
новая
идеология.
Перед
образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает
воспитание гражданина современного общества, человека, который будет
учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие
учащегося как субъекта познавательной деятельности
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер,
который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное
образование
отказывается
от
традиционного
представления
результатов
обучения
в
виде
знаний,
умений
и
навыков;
формулировки
стандарта
указывают
на
реальные
виды
деятельности.
Возникает
проблема.
Школа
вынуждена уделять все большее внимание формированию творческого стиля
мышления в процессе обучения и воспитания учащихся.
«Учиться – все равно, что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло
назад», - учит одно мудрое изречение. Имеется в виду, что учиться всегда
было
трудно,
но
необходимо,
чтобы
не
отставать
от
времени.
Поэтому
учитель
должен
постоянно
следить
за
современными
педагогическими
2
технологиями
и
осваивать
их.
Можно
поставить
в
школах
какие
угодно
интерактивные доски и компьютеры, но это всего лишь удобный сервис.
Впереди
технологий
информационных
должны
идти
технологии
педагогические. При традиционном обучении и воспитании на материале,
лишенном образности и эмоций, возникает опасность потери способности
детей открывать, творить, создавать, изменять окружающий мир.
-Согласны ли вы с этими рассуждениями?
(слайд 3)
Поэтому
тема
моего
мастер-класса:
«Технология
ТРИЗ
(Теория
Решения
Изобретательских Задач): от творчества на уроке - к творчеству в жизни».
А моя цель - представить опыт применения технологии ТРИЗ в преподавании
русского языка и литературы.
Что же такое ТРИЗ? Кто знаком с этим понятием? (слайд 4)
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных
технологий,
способных
повысить
эффективность
образования,
а,
следовательно, и успешность обучения школьников. (Слайд)
ТРИЗ-педагогика включает методы активного и интерактивного обучения,
являясь
технологией
обучения
творчеству
и
оценивания
метапредметных
компетенций
(слайд 5) Историческая справка.
Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский
изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним
Генрих Альтов) и его научная школа. Первая публикация о ТРИЗ в 1956 г.
была представлена в журнале «Вопросы психологии». Первоначально ТРИЗ
был
создан
для
применения
в
инженерной
деятельности,
но
те
3
закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в
других
областях,
в
том
числе
и
в
педагогике.
Использование
ТРИЗ
в
общеобразовательной
школе
началось
в
1989г.
Продолжателем
и
разработчиком ТРИЗ - педагогики является Анатолий Александрович Гин.
Именно он начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире
методы нахождения новых идей для развития креативности детей школьного
возраста.
В современной педагогике ТРИЗ - уникальный инструмент для: (слайд 6)
-поиска идей,
-выявления и решения многих творческих проблем,
-выбора перспективных решений,
-развития
творческого
мышления,
формирования
творческой
личности.
(Слайд)
Конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ — дидактическое средство,
предназначенное для проектирования урока методом «сборки» из отдельных
«стандартных деталей» (методов/приемов ТРИЗ), которые выбирает учитель
в соответствии с целями каждого этапа в виде планируемых метапредметных
и личностных образовательных результатов.
Цели и задачи ТРИЗ - технологии: (слайд 7)
целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого
воображения;
•
обучение способам решения творческих задач;
•
обучение способам коллективной познавательной деятельности;
•
формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;
•
формирование познавательной активности и интереса;
•
воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой
•
зрения;
4
•
воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей
действительности.
(слайд
8) Актуальность применения ТРИЗ - технологий в преподавании
русского языка и литературы.
Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно -
деятельностный
подход,
который,
в
свою
очередь,
является
одним
из
механизмов реализации данной технологии. (слайд 9)
Применение
ТРИЗ
способствует
формированию
универсальных
учебных
действий:
•
регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
•
познавательных
УУД:
анализ
и
синтез
объектов,
сравнения,
поиск
информации;
•
коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов,
умение выражать свои мысли;
•
личностных УУД:самоопределение, смыслообразование.
Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт
противоречий, поиск оптимального решения.
Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности,
т.к.
каждая
идея
проверяется
на
нравственность
и
на
возможность
воплощения в реальных условиях.
Систематическое
изучение
тризовских
методик
и
использование
их
на
практике
способствует
разностороннему
развитию
личности
школьника.
Ребята,
умеющие
применять
методы
и
приемы
ТРИЗ,
обладающие
нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных
видах деятельности. (слайд 10)
ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика
сотрудничества.
5
Методики ТРИЗ - идеальные инструменты для проблемного, развивающего
обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
ТРИЗ
-
педагогика
помогает
воспитать
у
детей
стремление
к
самосовершенствованию
(слайд 11)
Хочу
поделиться
приемами
и
методами
ТРИЗ
-
технологий
на
уроках
русского языка и литературы, которые я использую на разных этапах урока.
Приемы, применяемые на мотивационном этапе: (слайд 12)
Приём «Нестандартный вход в урок».
Универсальный
приём
ТРИЗ,
направленный
на
включение
учащихся
в
активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок
с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся
знаний. (Слайд)
Планируемые УУД.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение
логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (слайд 13)
«Нестандартный вход в урок» Урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего
времени»
я
начинаю
с
противоречивого
факта,
который
трудно
объяснить на основе имеющихся знаний: «В предисловии к роману М.Ю.
Лермонтова сказано, что в Печорине собраны все пороки людей тех лет.
Почему же он назван «героем того времени»? (Слайд)
6
- Как вы думаете, что дает применение этого приема на данном этапе урока?
Вывод: Применение данного приема позволило учащимся с первых минут
урока
включиться
в
активную
мыслительную
деятельность.
Ребята
высказывали
свое
мнение,
выдвигали
различные
гипотезы,
указывая
на
противоречивость
характера
Печорина,
особенности
эпохи
30-х
годов
19
века.
«Удивляй! Отсроченная отгадка». (слайд 14 -15 )
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой
(ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым
материалом.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует
работу ума, как удивительное. Необходимо найти такой угол зрения, при
котором даже обыденное становится удивительным.
Например, в 6 классе при изучении темы «Безличные глаголы.» учащиеся
пытаются
определить
через
предположения,
значения
нового
для
них
понятия- безличные, опираясь на значения этих слов и на языковой материал
на
доске.
Они
удивлены,
что
не
все
глаголы
обозначают
действия,
выполненные кем-то. Учащиеся заинтересованы.
При изучении романа «Обломов». (слайд 16 )
Почему главный герой все время лежит, разве он больной, старый? Это
нормально, когда мужчина в расцвете лет все время лежит на диване?
Вопрос: имя этого явления? Обломовщина.
(слайд 17 )
На уроке русского языка в 5 классе при определении темы:
Старушка волновалась о сестре, дочери. О сестре – сущ. ж.р., окончание
-е;
дочери
-
сущ.
ж.р.,
окончание
-и.
Что
вас
удивило?
Почему
у
7
существительных окончания разные? Сегодня мы ответим на этот вопрос.
Тема нашего урока…
(слайд 18 )
На
уроке
«Значение
творчества
А.С.
Пушкина»
легко
заставить
ребят
удивляться.
«Знаете ли вы, что некоторые ученые – исследователи творчества Пушкина
считают: многие свои произведения великий русский поэт посвятил полётам
в космос? Например, в «Сказке о царе Салтане» описанием острова Буяна
поэт
хотел
доказать
нам
существование
инопланетных
цивилизаций,
а
путешествие в бочке символизирует первый одиночный космический полёт.
(слайд 19 )
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и
удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
Например, при первом знакомстве с творчеством А.И. Солженицына можно
привести такой факт.
На
приеме
в
кремле
Н.С.
Хрущев
назвал
Александра
Исаевича
Солженицына Иваном Денисовичем. В чем причина? Отгадку узнаем в
конце урока.
- На что направлен этот прием?
-
Итак,
это
универсальный
приём,
направленный
на
активизацию
мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Формирует:
•
умение анализировать и сопоставлять факты;
•
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
8
- А сейчас рассмотрим приёмы ТРИЗ, применяемые мной на операционно-
деятельностном этапе урока: (слайд 20 )
«Ассоциативный ряд»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-
ассоциации. Выход будет следующим:
Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание
составить
определение,
используя
записанные
слова;
затем
выслушать,
сравнить
со
словарным
вариантом,
можно
добавить
новые
слова
в
ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце
урока вернуться, что-либо добавить или стереть (слайд 21)
Пример. Сентиментализм. 10 класс.
Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа.
(
щелчок)
Выводится
определение:
сентиментализм
-
литературное
направление, возводящее в культ чувство.
Прием «Морфологический ящик» (слайд 22)
Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах: на
русском языке - сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор
лексических значений многозначных слов; составление синонимических и
антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов,
содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов
- При изучении каких разделов русского языка или литературы возможно
применение этого приема? (слайд 23)
Этот
прием
формирует
УУД:
Познавательные:
установление
причинно-
следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение
гипотез.
9
-
Обучать
серьезному
надо
увлекательно.
ТРИЗ-
технология
-
преимущественно игровая, а поскольку она еще и предполагает реализацию
дифференцированного
и
индивидуального
подхода,
каждый
ребенок
выполняет задание на своем уровне развития, чувствует себя комфортно и
развивается в соответствии со своими возможностями. Если игра интересна,
увлекательна, разнообразна - энергия ребенка неиссякаема.
Приведу примеры игр, которые использую на уроках в 5-6 классах (слайд
24)
Игра «Путаница».
Класс
делится
на
две
группы.
Одна
группа
записывает
на
отдельных
листочках имена существительные, другая - глаголы. Затем учитель наугад
берет
листочки
из
каждой
группы
и
записывает
полученное
сочетание.
Например:
«дом
прыгает»,
«чайник
фыркает»,
«ветер
поёт»
и
т.д.
Дети
пытаются:
а) объяснить последствия получившихся нелепиц;
б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное
значение слов и аналогии.
Например: объяснить, как ветер может петь - сильные порывы ветра мы
слышим, эти звуки напоминают нам песню.
Благодаря данной игре дети хорошо усваивают, что такое метафора.
(слайд 25)
В
традиционной
педагогике
работа
с
метафорами
сводится
к
общим
рекомендациям типа «пробуждать детей делать сложные сравнения», «учить
детей
раскрывать
смысл
метафор»
и
т.д.
Основная
цель
педагога,
использующего ТРИЗ-технологию: создание условий для усвоения детьми
алгоритма составления метафоры.
10
Последовательность сочинения метафор может выглядеть так: (слайд 26)
1.
Что? (выбрать объект).
2.
Что делает? (назвать действие объекта).
3.
На
что
похож?
(выбрать
другой
объект,
совершающий
такое
же
действие).
4.
Где?
(назвать
место,
где
обычно
находится
первый
объект
или
происходит его действие).
5.
Пункт 4 (прилагательное) + Пункт 3 (существительное) = метафора.
Пример:
1.
Котёнок.
2.
Играет.
3.
Ребёнок.
4.
Дом.
5.
Котёнок - домашний ребёнок
С огромным интересом дети решают лингвистические задачи.
(слайд 27, два раза)
Посмотрите на экран .Может быть и такой вариант задачи (слайд 28)
Рефлексивный этап урока (слайд 29)
Прием «анаграмма или собери слово».
ЛОЫЦДОМ ЕМАТЕЛЬЗАЧОН)
«Бином фантазии» (слайд 30)
Возьмём любые два слова. Например, пёс и шкаф. Возникают такие
варианты соединения слов: пёс со шкафом, шкаф пса, пёс на шкафу, пёс
в шкафу и т. д. Каждая из этих картин служит основой для придумывания
истории
11
В 6 классе
ребята сами предложили две пары несовместимых, на первый
взгляд, слов: вертолет-самовар, клубника-корректор. Затем мы стали сочетать
эти слова с предлогами, получались нелепые словосочетания, из которых
потом
нужно
было
составить
тексты.
Учащиеся
с
удовольствием
придумывали истории, работая и в парах, и в группах, и индивидуально. Вот
что из этого получилось: (слайд 31)
-
Некоторые
фантастические
рассказы
я
предлагаю
вам
прослушать
в
авторском исполнении ( щелчок)
Такие
задания
развивают
речь
и
воображение
учащихся,
формируют
предметные и метапредметные компетенции. : (слайд 32)
Прием «Рюкзачок» также используется на этапе рефлексии. Кармашек —
«секретик» для ребят, которые что-то не поняли, но устно задать вопрос не
могут, зато могут написать и вложить в кармашек. А задача учителя —
помочь этим детям. (слайд 33)
Таким образом, уроки с использованием моделей ТРИЗ-технологии являются
средством
формирования
успешности
учения
школьников.
Данная
технология
представляет
собой
действенный
инструмент
для
поиска
нетривиальных
идей,
развития
системного,
творческого
мышления,
формирования
творческой
личности,
позволяет
детям
самостоятельно
находить выход из сложившейся ситуации. Одним из критериев успешности
обучения является доступность и посильность образовательных технологий.
В ТРИЗ - технологии разработаны модели, использование которых позволяет
сделать сложный материал более простым для усвоения. Овладев тем или
иным алгоритмом, дети легко могут применять его в последующей работе.
Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно -
12
деятельностный
подход,
который,
в
свою
очередь,
является
одним
из
механизмов реализации данной технологии.
Применение
ТРИЗ
способствует
формированию
универсальных
учебных
действий:
•
регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
•
познавательных
УУД:
анализ
и
синтез
объектов,
сравнения,
поиск
информации;
•
коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов,
умение выражать свои мысли;
•
личностных УУД:самоопределение, смыслообразование.
Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт
противоречий, поиск оптимального решения.
Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности,
т.
к.
каждая
идея
проверяется
на
нравственность
и
на
возможность
воплощения в реальных условиях.
(слайд 34) - А сейчас я предлагаю вам поработать с некоторыми приемами по
технологии ТРИЗ:
Организует работу групп.
- Прошу вас разделиться на группы и выбрать задание с одним из приемов
технологии ТРИЗ.
Задание: (слайд 35)
1. На каком этапе урока можно применить этот прием?
2. Выполнить предложенное задание (различное для каждой группы).
1 группа: получает задание с приемом «Круги Эйлера» (Приложение №2).
13
2 группа – с приемом «Решение лингвистических задач».
З группа – с приемом «Круги на воде».
4 группа: «Бином фантазии».
-
А
пока,
наши
группы
работают
,
я
предлагаю
вам
решить
несколько
лингвистических задач.( решение лингвистических задач)
- Вы творчески поработали, применяя приемы технологии ТРИЗ.
- Понравилась ли вам такая работа? (слайд 36)
А еще один прием, с которым вы уже познакомились, сами используйте,
оценив наш мастер-класс. Это прием ТРИЗ - «Рюкзачок», т.к. этот прием
используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Я
прошу вас зафиксировать свои продвижения в знакомстве с технологией
ТРИЗ.
Учитель- мастер символически передает макет рюкзака участникам.
- Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».
Пример фраз при передаче рюкзачка:
•
я узнала;
•
я разобралась;
•
я наконец-то поняла;
14
•
меня удивило;
•
я буду применять в своей педагогической деятельности.
Последним рюкзак берет мастер:
- А я буду долго помнить интересное общение с вами. (слайд 37)
- Спасибо за сотрудничество! С вами было очень приятно работать!
- Я предлагаю вам банк некоторых приемов технологии ТРИЗ
- Вы можете взять эти распечатки, если нужно дополнить, использовать в
своей работе.
Мастер раздает печатные листы с
приемами ТРИЗ участникам мастер-
класса.
15