Напоминание

"УРОКИ ВДОХНОВЕНИЯ"


Автор: Семенякина Надежда Евгеньевна
Должность: учитель изобразительного искусства, технологии, педагог дополнительного образования детей
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №166
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: рабочаа программа внеурочной деятельности для 5 класса
Тема: "УРОКИ ВДОХНОВЕНИЯ"
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Уроки вдохновения»

для 5 класса

на 2017–2018 учебный год

Направление внеурочной деятельности:

духовно-нравственное

Воронова Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования,

педагог-организатор;

ГБОУ гимназия №166

Семенякина Надежда Евгеньевна,

учитель изобразительного искусства,

педагог дополнительного образования;

ГБОУ гимназия №166

Санкт-Петербург

2017 год

1.

Пояснительная записка.

Направление внеурочной деятельности – духовно-нравственное. Программа внеурочной деятельности

«Уроки

вдохновения»

по

содержанию

является

художественно-эстетической,

по

уровню

освоения

-

общекультурной, по времени реализации - годичной, по форме организации - индивидуально-групповой.

Новизна программы состоит в том, что в ходе ее реализации учащиеся познают в интеграции литературно-

художественное творчество и изобразительное искусство. Программа позволяет детям попробовать себя в роли

писателя, поэта, редактора, художника-иллюстратора, чтобы создать в процессе коллективного творчества

иллюстрированную художественную книгу.

1.1 Актуальность программы:

Почему маленьких детей называют «почемучками»? Потому что они задают много вопросов. А почему они

задают не мало, а много вопросов? Потому что их интересует абсолютно все, что существует в окружающем

мире.

Взрослея,

многие

школьники

либо

совсем

перестают

замечать

происходящее

вокруг,

либо

теряют

способность видеть в окружающем мире прекрасное и интересное. Занятия творчеством по программе «Уроки

вдохновения» вырабатывают у детей привычку быть внимательным к природе, предметному миру, человеку, к

самому

себе.

В

процессе

литературного

и

изобразительного

творчества

школьники

открывают

красоту

и

разнообразие окружающего и внутреннего мира, приобретают желание творить и созидать. Всё это способствует

формированию активной жизненной позиции у детей, помогает понимать себя, вырабатывает навыки ставить

перед собой задачи и находить способы их решения.

Мы опираемся на традиционные источники нравственности:

1.

патриотизм (любовь к России, к своему народу, своей малой родине; служение Отечеству);

2.

нравственные традиционные ценности, добродетели, воспитание которых имеет решающее значение для

становления личности;

3.

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота

о продолжении рода);

4.

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и

гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

5.

гражданственность

(правовое

государство,

гражданское

общество,

долг

перед

Отечеством,

старшим

поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

6.

труд

и

творчество

(творчество

и

созидание,

целеустремлённость

и

настойчивость,

трудолюбие,

бережливость);

7.

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

8.

традиционные

российские

религии

(системные

культурологические

представления

о

религиозных

идеалах);

9.

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,

эстетическое развитие);

10.

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

11.

человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное

сотрудничество);

1.2 Цель:

Создать условия для творческого и духовно-нравственного развития школьников, для формирования у

младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении

культурных

и

религиозных

традиций

многонационального

народа

России,

а

также

к

диалогу

с

представителями других культур и мировоззрений.

1.3 Задачи

Образовательные:

- знакомить с особенностями художественных текстов;

- познакомить с профессией художника-иллюстратора;

- познакомить с художественными особенностями создания иллюстрации;

- формировать умения работать над созданием стихов, малой прозы;

- совершенствовать умения оформлять речь по типу описания, повествования и рассуждения;

- показывать возможности изобразительно-выразительных средств языка;

- учить литературному редактированию текстов;

- знакомить со структурой текста и искусством построения сюжета;

- формировать умения собирать и обрабатывать информацию;

Воспитательные:

- формировать активную жизненную позицию;

- воспитывать нравственных качеств личности;

- развивать познавательный интерес;

- формировать эстетический вкус;

-воспитывать интерес к художественному слову и литературному творчеству, к изобразительному искусству;

- повышать языковую культуру;

- воспитывать потребность создавать прекрасное,

- воспитывать потребность сопереживать, сочувствовать,

- воспитывать потребность совместно творить, обсуждать, анализировать (коллективное творчество).

Развивающие:

- развивать умения эффективной самоорганизации;

- развивать логическое и образное мышление;

- развивать творческие способности;

- развивать умения понимать себя и происходящие вокруг события;

- развивать умения формировать самостоятельное суждение;

- развивать умения работать в коллективе;

1.4. Планируемые результаты

Обучающиеся отдела «Я пишу» должны

Знать:

- специфику стилей и типов речи;

- признаки лирики, эпоса, драмы;

- особенности жанров малой прозы;

- составляющие сюжета и композиции;

- литературоведческие термины: тема, идея, персонаж.

- основы стихосложения;

- изобразительно-выразительные средства языка;

- типы грамматических ошибок в тексте;

Уметь:

- сочинять стихи и малую прозу;

- применять в тексте изобразительно-выразительные средства языка;

- править и редактировать текст;

- искать, сохранять, анализировать и систематизировать информацию;

- сотрудничать в коллективе при выполнении совместных проектов;

Обучающиеся отдела «Я иллюстрирую» должны

Знать:

- художников – иллюстраторов (классиков и современных), их творчество.

- средства выразительности в книжной графике (линия, штрихи, тушевка, штриховка, пятно, точка);

- графические изобразительные материалы (простой карандаш – мягкий и твердый, цветные карандаши,

фломастеры, уголь, цветные мелки, пастель, сангина);

- живописные изобразительные материалы (гуашь, акварель);

- что такое художественный образ;

- различные техники иллюстрирования.

Уметь:

- создавать иллюстрации к книгам, образы природы, героев;

- применять средства выразительности в книжной графике;

- самостоятельно выявлять ошибки, корректировать работу, исправлять ошибки;

- искать, сохранять, анализировать и систематизировать информацию;

- сотрудничать в коллективе при выполнении совместных проектов;

Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

- концентрировать внимание,

- адаптироваться к определённой социальной среде,

- развивать коммуникабельность и общаться с людьми,

- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными.

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся могут быть сформированы следующие

способности:

- ставить цели;

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или

аргументировано отклонять точки зрения других);

- рефлексировать (анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

Предполагает приобретение

пятиклассниками новых

знаний, опыта решения

проектных задач. Результат

выражается в понимании

обучающимися сути проектной

деятельности, умении

поэтапно решать проектные

задачи.

Предполагает формирование

позитивного отношения

обучающихся к базовым

ценностям общества, в частности

к образованию и

самообразованию. Результат

проявляется в активном

использовании обучающимися

метода проектов,

самостоятельном выборе тем

(подтем) проекта, приобретении

опыта самостоятельного поиска,

систематизации и оформлении

интересующей информации

Предполагает получение школьниками

самостоятельного социального опыта.

Проявляется в участии школьников в

реализации социальных проектов по

самостоятельно выбранному

направлению.

Итоги реализации программы могут

быть представлены через презентации

проектов, создание иллюстрированной

художественной книги, участие в

конкурсах по разным направлениям, в

выставках, конференциях, фестивалях и

пр.

1.5 Формы и режим занятий

Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю (1 часа в неделю – занятия художественного отдела, 1 час в неделю

– занятия литературного отдела), т.е. 68 часов в год.

2. Результативность

2.1. Форма представления коллективного результата

Коллективным результатом является создание иллюстрированной художественной книги и презентация ее

перед общественностью.

2.2. Критерии оценки индивидуальных результатов

Оценивание результатов обучающихся производится путем сравнения результатов, зафиксированных педагогом в

начале

обучения

и

в

конце

учебного

года

на

основании

наблюдения

за

ребенком

в

процессе

групповой

проектной

деятельности,

оценки

его

личного

вклада

в

реализацию

различных

этапов

проекта.

Предметные

и

метапредметные

компетенции оцениваются по трем уровням: высокий, достаточный, средний. Личностные результаты ребенка не подлежат

оцениванию при помощи шкалы. Отмечается только приращение учащихся по следующим характеристикам:

- осознание гражданской идентичности на основе осознания «Я» как гражданин России;

- осознание культурной идентичности;

- нравственно-этическая ориентация;

- знание и применение основных моральных норм;

- выделение нравственных содержательных поступков;

- сформированность моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям.

2.3. Критерии эффективности внеурочной деятельности:

рост социальной активности обучающихся;

рост мотивации к активной познавательной деятельности;

сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных

способностей, рефлексивных навыков;

качественное

изменение

в

личностном

развитии,

усвоении гражданских и нравственных норм, духовной

культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

2.4. Основные направления мониторинга эффективности внеурочной деятельности:

востребованность занятий внеурочной деятельности по данной программе;

сохранность контингента обучающихся;

анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости занятиями

внеурочной деятельности по данной программе;

вовлеченность обучающихся других ОУ во внеурочную образовательную деятельность по данной программе;

развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

результативность участия обучающихся в проектах различного уровня.

3.Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отдела «Я пишу»

Раздел, тема

Количество часов

Формируемые УУД

Теор

ия

Практ

ика

Всег

о

1.

Раздел 1.Вводное занятие.

Инструктаж по ОТ. Составление плана

работы на учебный год.

1

0

1

Ставить цель. Планировать.

2

Раздел 2.Уроки вдохновения.

Писатель, поэт и литературное творчество.

Вдохновение и самоорганизация.

1

-

1

Работать

с

информацией (сбор,

с и с т е м а т и з а ц и я ,

х р а н е н и е ,

использование).

Организовывать

свое

время

и

мыслительную

д е я т е л ь н о с т ь .

Делать волевые усилия. Составлять

п л а н

и

п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь

действий. Саморегуляция.

3

Раздел 3. Жанры малой прозы.

Жанры малой прозы.

Автор, персонаж,

тема,

идея,

сюжет,

композиция

в

литературном

произведении.

Сказки

авторские и народные.

5

16

21

Определять

причины

явлений,

событий.

Анализировать,

делать

выводы

на

основе

обобщения

знаний.

О с у щ е с т в л я т ь

коммуникацию

в

сотрудничестве.

Давать

нравственно-этическую

оценку. Ставить задачу и ее решать.

Точно

выражать

свои

мысли.

С т р о и т ь

л о г и ч е с к у ю

ц е п ь

рассуждений.

4

Раздел 4. Основы стихосложения.

Ритм, размер, стих, строка, строфа, рифма.

2

6

8

Точно

и

выразительно

передавать

свои мысли и чувства. Сравнивать

работу с образцом. Устанавливать

причинно-следственные

связи.

Нравственно-этическая

оценка.

Личностное самоопределение.

5

Раздел 5. Изобразительно-выразительные

средства языка.

Тропы и стилистические фигуры.

1

-

1

С р а в н е н и е ,

к л а с с и ф и к а ц и я

о б ъ е к т о в

п о

в ы д е л е н н ы м

признакам. Анализ. Осознанное и

произвольное построение речевого

в ы с к а з ы в а н и я

в

у с т н о й

и

письменной форме.

6

Раздел 6. Составление

иллюстрированной книги.

Работа над составлением книги.

-

2

2

Анализировать,

структурировать

информацию.

К о н т р о л и р о в а т ь

интерпретировать

полученный

р е з у л ь т а т ,

с о о т н о с и т ь

с

имеющимися

данными

с

целью

установления

соответствия

или

несоответствия

(обнаружения

ошибки), оценка, коррекция

ИТОГО

10

24

34

Календарное планирование отдела «Я пишу»

Тема

Кол-во

часов

Дата

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Составление плана работы на учебный год.

1

2.

Писатель, поэт и литературное творчество. Вдохновение и самоорганизация.

1

3.

Жанры малой прозы.

1

4.

Я в мире, мир во мне. Тема, идея произведения.

1

5.

Описание (интерьер, природа, портрет).

1

6.

Автор. Персонажи. Диалог.

1

7.

Сюжет и фабула. Композиция.

1

8.

В человек всё должно быть прекрасно. Цветные сказки.

2

9.

Вера и мечта. Сказки о предметах и явлениях. Сказки Е. В. Клюева.

2

10.

Изобразительно-выразительные средства языка

1

11.

Одолеет дух добра. Волшебные сказки.

2

12.

Вражда и зависть. Волшебные сказки.

2

13.

Хитрость и коварство. Сказки о животных. Сказки Г. Х. Андерсена.

2

14.

Смелость и сила духа. Сказки бытовые.

2

15.

Сказки авторские и народные.

2

16.

Не позволяй душе лениться. Сказки И. Рогалевой.

2

17.

Основы стихосложения.

2

18.

Написание стихов. Стихи о природе.

2

19.

Написание стихов. Стихи о дружбе.

2

20.

Написание стихов. Зарыты в нашу память навсегда и даты, и события, и лица…

2

21.

Составление иллюстрированной книги.

2

ИТОГО 34

Учебно-тематический план отдела «Я иллюстрирую»

Раздел, тема

Количество часов

Формируемые УУД

Теори

я

Практи

ка

Всего

1.

Раздел 1.Вводное занятие.

Инструктаж по ОТ.

Вдохновение и самоорганизация.

План работы на учебный год.

1

-

1

Ставить цель. Организовывать свое

время

и

творческую

деятельность.

Делать волевые усилия. Составлять

п л а н

и

п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь

действий. Саморегуляция.

2

Раздел 2. Профессия: Художник-

иллюстратор.

Художник – иллюстратор. Кто он?

1

-

1

Анализировать, делать выводы на

основе обобщения знаний. Работать

с

и н ф о р м а ц и е й (сбор,

с и с т е м а т и з а ц и я ,

х р а н е н и е ,

использование).

3

Раздел 3. Книжная графика

Душевное тепло книги.

Многообразие книжной графики.

Зачем в книжках нужны картинки?

Художественный образ иллюстрации.

Художники, иллюстрирующие сказки (И.Я.

Билибин, Н.М. Кочергин, В.Г. Сутеев, В.В.

Лебедев, В.М. Конашевич, В.А. Милашевский,

Ю.А. Васнецов и др.).

Удивительный мир сказки

Сказки о Добре.

Сказки о Душе.

Иллюстрация прозы.

Иллюстрация стихотворения.

4

8

12

Анализировать,

делать

выводы

на

о с н о в е

о б о б щ е н и я

з н а н и й .

Осуществлять

коммуникацию

в

сотрудничестве. Давать нравственно-

этическую оценку. Ставить задачу и

ее решать.

Точно

и

выразительно

передавать

с в о и

м ы с л и ,

ч у в с т в а

ч е р е з

художественную

изобразительную

деятельность.

4

Раздел 4. Средства выразительности в

книжной графике.

3

9

12

Точно

и

выразительно

передавать

с в о и

м ы с л и ,

ч у в с т в а

ч е р е з

Раздел, тема

Количество часов

Формируемые УУД

Теори

я

Практи

ка

Всего

Волшебные сказки

Средства выразительности: линия, штрихи,

тушевка, штриховка, пятно, точка.

Графические изобразительные материалы:

простой карандаш – мягкий и твердый,

цветные карандаши, фломастеры, уголь,

цветные мелки, пастель, сангина.

Техника рисунка.

Живописные изобразительные материалы

(гуашь, акварель), Живописные техники.

«Волшебный взгляд художника»

Сказки о животных

Построение изображения на странице.

Рисунок – пространственная характеристика

образа.

Цветные сказки

Цвет как средство передачи эмоционального

состояния героев, настроения, сезонных и

временных изменений в природе.

Цветовая согласованность – колорит.

«Цвет моего настроения»

Сказки бытовые

Использование средств выразительности в

собственной деятельности.

Народные традиции

художественную

изобразительную

деятельность.

Р а б о т а т ь

н а д

р а з в и т и е м

художественного восприятия.

Развивать

видение

особенностей

книжной графики, выразительности

ее языка.

Сравнивать

работу

с

образцом.

Ус т а н а в л и в а т ь

п р и ч и н н о -

следственные

связи.

Нравственно-

этическая

оценка.

Лично стное

самоопределение.

5

Раздел 5. Визуальная коммуникация и

художественно-развивающие игровые

занятия.

Сказки авторские и народные

Мудрость сказки

(нравственные традиционные ценности,

добродетели)

4

-

4

А н а л и з .

Р а з в и т и е

в н и м а н и я ,

цветового ощущения, чувства стиля

и гармонии.

6

Раздел 6. Составление иллюстрированной

книги.

Искусство создания книги.

1

3

4

Анализировать,

структурировать

информацию.

Контролировать

интерпретировать

полученный

результат, соотносить с имеющимися

данными

с

целью

установления

соответствия

или

несоответствия

(обнаружения

ошибки),

оценка,

коррекция

ИТОГО

14

20

34

Календарное планирование отдела «Я иллюстрирую»

раздела

заняти

я

Тема

Кол-

во

часов

Дата

1.

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ОТ. Вдохновение и самоорганизация. План

работы на учебный год.

1

начало сентября

2.

2

Профессия: иллюстратор.

Художник – иллюстратор. Кто он?

1

1 неделя сентября

3.

3, 4

Душевное тепло книги.

Многообразие книжной графики.

2

2, 3 неделя сентября

5, 6

Зачем в книжках нужны картинки?

Художественный образ иллюстрации.

2

4 неделя сентября

1 неделя октября

7, 8

Художники, иллюстрирующие сказки (И.Я. Билибин, Н.М.

Кочергин, В.Г. Сутеев, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, В.А.

Милашевский, Ю.А. Васнецов и др.).

Удивительный мир сказки.

2

2, 3 неделя октября

9, 10

Сказки о Добре.

Добро и зло. Свет и Тьма.

2

4 неделя октября

2 неделя ноября

11, 12

Сказки о Душе.

«Цвет моей души».

2

3 неделя ноября,

4 неделя ноября

13

Иллюстрация прозы.

1

1 неделя декабря

14

Иллюстрация стихотворения.

1

2 неделя декабря

4.

15, 16,

17, 18

Цветные сказки.

«Цвет моего настроения».

«Я думаю о…».

«Мой мир».

4

3, 4 неделя декабря

2, 3 неделя января

19, 20, 21,

22

Волшебные сказки.

Волшебный взгляд художника.

4

4 неделя января,

конец января - начало

февраля,

1, 2 неделя февраля

23, 24

Сказки о животных.

Добро и зло. Справедливость.

2

3 неделя февраля,

конец февраля –

начало марта

25, 26

Сказки бытовые

Народные традиции

2

1, 2 неделя марта,

5.

27, 28, 29,

30

Сказки авторские и народные

Мудрость сказки

(нравственные традиционные ценности, добродетели)

4

3 неделя марта,

1, 2, 3 неделя апреля

6.

31, 32, 33,

34

Составление иллюстрированной книги.

Искусство создания книги.

4

1,2,3,4 неделя мая

ИТОГО 34

Методическое и материальное обеспечение программы

Программа реализуется при наличии:

- учебного кабинета;

- копилки методических игр;

- наглядных дидактических таблиц, карточек;

- журналов, художественной литературы для детей;

- литературы по литературоведению, литературному творчеству;

- методических разработок по темам;

- набора методик и упражнений;

- материально-технических средств (компьютера, принтера, диктофона, мультимедийного проектора, сканера);

- канцелярских и художественных принадлежностей (карандаши, краски, кисти, ручки, блокноты, бумага для

художественных работ, цветная бумага).

Информационно-методическое обеспечение:

Л.А.Васильева. Делаем новости. – Москва, Аспект-пресс,2002.

С.И.Галкин. Уроки макетирования /Статья/. –Москва,1991.

Е.И.Журбина. Теория и практика художественно-публицистических жанров /Статья/. - Москва, 1999.

Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов. – Кострома, 2000.

Большая книга русских сказок. – М., 2013.

Былинский К. И., Розенталь Д. Э. Литературное редактирование. - М., 2011.

Введение в литературоведение / под ред. Л. М. Крупчанова. - М., 2005.

Гарбер Н. М. Как писать в XXI веке? – Ростов н/Д., 2013.

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 2010.

Джанни Родари. Грамматика фантазии. – М.1978.

Николаев А. И. Основы литературоведения. М., - 2011.

Пропп В. Я. Русская сказка. – М., 2000.

Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. – М., 2001.

Розенталь Д. Е. Говорите и пишите по-русски правильно. - М., 2007.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2012.

Синицына Е. И., Умные стихи. – М., 1997.

Тумина Л. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве // Школьная библиотека. 2001. - № 8.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. - М., 2004.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1988.

А. Копейкин «Душевное тепло в детской книге — самая драгоценная субстанция» (статья главного

редактора

сайта

детской

книги «Библиогид», заведующего отделом рекомендательной библиографии

Российской государственной детской библиотеки - fairyroom?p=18179)

И. Буторина «Учим ребенка основам медиакультуры: «Для чего нужны иллюстрации»

«Большие книжки для маленьких: иллюстрация детской книги» (Little Big Books: Illustrations for Children’s

Picture Books) Мария Попова (Перевод Татьяна Латышева)

«Детские иллюстрированные книги: Искусство визуального повествования» (Children’s Picturebooks: The

Art of Visual Storytelling) Мария Попова (Перевод Татьяна Латышева fairyroom?p=7862

Программные средства:

Операционная система Windows, пакет Microsoft Office 2007;

Программное обеспечение к мультимедийному проектору, сканеру.



В раздел образования