Автор: Семенякина Надежда Евгеньевна
Должность: учитель изобразительного искусства, технологии, педагог дополнительного образования детей
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №166
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: рабочаа программа внеурочной деятельности для 5 класса
Тема: "УРОКИ ВДОХНОВЕНИЯ"
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Уроки вдохновения»
для 5 класса
на 2017–2018 учебный год
Направление внеурочной деятельности:
духовно-нравственное
Воронова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования,
педагог-организатор;
ГБОУ гимназия №166
Семенякина Надежда Евгеньевна,
учитель изобразительного искусства,
педагог дополнительного образования;
ГБОУ гимназия №166
Санкт-Петербург
2017 год
1.
Пояснительная записка.
Направление внеурочной деятельности – духовно-нравственное. Программа внеурочной деятельности
«Уроки
вдохновения»
по
содержанию
является
художественно-эстетической,
по
уровню
освоения
-
общекультурной, по времени реализации - годичной, по форме организации - индивидуально-групповой.
Новизна программы состоит в том, что в ходе ее реализации учащиеся познают в интеграции литературно-
художественное творчество и изобразительное искусство. Программа позволяет детям попробовать себя в роли
писателя, поэта, редактора, художника-иллюстратора, чтобы создать в процессе коллективного творчества
иллюстрированную художественную книгу.
1.1 Актуальность программы:
Почему маленьких детей называют «почемучками»? Потому что они задают много вопросов. А почему они
задают не мало, а много вопросов? Потому что их интересует абсолютно все, что существует в окружающем
мире.
Взрослея,
многие
школьники
либо
совсем
перестают
замечать
происходящее
вокруг,
либо
теряют
способность видеть в окружающем мире прекрасное и интересное. Занятия творчеством по программе «Уроки
вдохновения» вырабатывают у детей привычку быть внимательным к природе, предметному миру, человеку, к
самому
себе.
В
процессе
литературного
и
изобразительного
творчества
школьники
открывают
красоту
и
разнообразие окружающего и внутреннего мира, приобретают желание творить и созидать. Всё это способствует
формированию активной жизненной позиции у детей, помогает понимать себя, вырабатывает навыки ставить
перед собой задачи и находить способы их решения.
Мы опираемся на традиционные источники нравственности:
1.
патриотизм (любовь к России, к своему народу, своей малой родине; служение Отечеству);
2.
нравственные традиционные ценности, добродетели, воспитание которых имеет решающее значение для
становления личности;
3.
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота
о продолжении рода);
4.
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
5.
гражданственность
(правовое
государство,
гражданское
общество,
долг
перед
Отечеством,
старшим
поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
6.
труд
и
творчество
(творчество
и
созидание,
целеустремлённость
и
настойчивость,
трудолюбие,
бережливость);
7.
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
8.
традиционные
российские
религии
(системные
культурологические
представления
о
религиозных
идеалах);
9.
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,
эстетическое развитие);
10.
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
11.
человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное
сотрудничество);
1.2 Цель:
Создать условия для творческого и духовно-нравственного развития школьников, для формирования у
младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных
и
религиозных
традиций
многонационального
народа
России,
а
также
к
диалогу
с
представителями других культур и мировоззрений.
1.3 Задачи
Образовательные:
- знакомить с особенностями художественных текстов;
- познакомить с профессией художника-иллюстратора;
- познакомить с художественными особенностями создания иллюстрации;
- формировать умения работать над созданием стихов, малой прозы;
- совершенствовать умения оформлять речь по типу описания, повествования и рассуждения;
- показывать возможности изобразительно-выразительных средств языка;
- учить литературному редактированию текстов;
- знакомить со структурой текста и искусством построения сюжета;
- формировать умения собирать и обрабатывать информацию;
Воспитательные:
- формировать активную жизненную позицию;
- воспитывать нравственных качеств личности;
- развивать познавательный интерес;
- формировать эстетический вкус;
-воспитывать интерес к художественному слову и литературному творчеству, к изобразительному искусству;
- повышать языковую культуру;
- воспитывать потребность создавать прекрасное,
- воспитывать потребность сопереживать, сочувствовать,
- воспитывать потребность совместно творить, обсуждать, анализировать (коллективное творчество).
Развивающие:
- развивать умения эффективной самоорганизации;
- развивать логическое и образное мышление;
- развивать творческие способности;
- развивать умения понимать себя и происходящие вокруг события;
- развивать умения формировать самостоятельное суждение;
- развивать умения работать в коллективе;
1.4. Планируемые результаты
Обучающиеся отдела «Я пишу» должны
Знать:
- специфику стилей и типов речи;
- признаки лирики, эпоса, драмы;
- особенности жанров малой прозы;
- составляющие сюжета и композиции;
- литературоведческие термины: тема, идея, персонаж.
- основы стихосложения;
- изобразительно-выразительные средства языка;
- типы грамматических ошибок в тексте;
Уметь:
- сочинять стихи и малую прозу;
- применять в тексте изобразительно-выразительные средства языка;
- править и редактировать текст;
- искать, сохранять, анализировать и систематизировать информацию;
- сотрудничать в коллективе при выполнении совместных проектов;
Обучающиеся отдела «Я иллюстрирую» должны
Знать:
- художников – иллюстраторов (классиков и современных), их творчество.
- средства выразительности в книжной графике (линия, штрихи, тушевка, штриховка, пятно, точка);
- графические изобразительные материалы (простой карандаш – мягкий и твердый, цветные карандаши,
фломастеры, уголь, цветные мелки, пастель, сангина);
- живописные изобразительные материалы (гуашь, акварель);
- что такое художественный образ;
- различные техники иллюстрирования.
Уметь:
- создавать иллюстрации к книгам, образы природы, героев;
- применять средства выразительности в книжной графике;
- самостоятельно выявлять ошибки, корректировать работу, исправлять ошибки;
- искать, сохранять, анализировать и систематизировать информацию;
- сотрудничать в коллективе при выполнении совместных проектов;
Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
- концентрировать внимание,
- адаптироваться к определённой социальной среде,
- развивать коммуникабельность и общаться с людьми,
- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными.
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся могут быть сформированы следующие
способности:
- ставить цели;
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения других);
- рефлексировать (анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
Второй уровень результатов
Третий уровень результатов
Предполагает приобретение
пятиклассниками новых
знаний, опыта решения
проектных задач. Результат
выражается в понимании
обучающимися сути проектной
деятельности, умении
поэтапно решать проектные
задачи.
Предполагает формирование
позитивного отношения
обучающихся к базовым
ценностям общества, в частности
к образованию и
самообразованию. Результат
проявляется в активном
использовании обучающимися
метода проектов,
самостоятельном выборе тем
(подтем) проекта, приобретении
опыта самостоятельного поиска,
систематизации и оформлении
интересующей информации
Предполагает получение школьниками
самостоятельного социального опыта.
Проявляется в участии школьников в
реализации социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.
Итоги реализации программы могут
быть представлены через презентации
проектов, создание иллюстрированной
художественной книги, участие в
конкурсах по разным направлениям, в
выставках, конференциях, фестивалях и
пр.
1.5 Формы и режим занятий
Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю (1 часа в неделю – занятия художественного отдела, 1 час в неделю
– занятия литературного отдела), т.е. 68 часов в год.
2. Результативность
2.1. Форма представления коллективного результата
Коллективным результатом является создание иллюстрированной художественной книги и презентация ее
перед общественностью.
2.2. Критерии оценки индивидуальных результатов
Оценивание результатов обучающихся производится путем сравнения результатов, зафиксированных педагогом в
начале
обучения
и
в
конце
учебного
года
на
основании
наблюдения
за
ребенком
в
процессе
групповой
проектной
деятельности,
оценки
его
личного
вклада
в
реализацию
различных
этапов
проекта.
Предметные
и
метапредметные
компетенции оцениваются по трем уровням: высокий, достаточный, средний. Личностные результаты ребенка не подлежат
оцениванию при помощи шкалы. Отмечается только приращение учащихся по следующим характеристикам:
- осознание гражданской идентичности на основе осознания «Я» как гражданин России;
- осознание культурной идентичности;
- нравственно-этическая ориентация;
- знание и применение основных моральных норм;
- выделение нравственных содержательных поступков;
- сформированность моральной самооценки;
- развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям.
2.3. Критерии эффективности внеурочной деятельности:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных
способностей, рефлексивных навыков;
качественное
изменение
в
личностном
развитии,
усвоении гражданских и нравственных норм, духовной
культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
2.4. Основные направления мониторинга эффективности внеурочной деятельности:
востребованность занятий внеурочной деятельности по данной программе;
сохранность контингента обучающихся;
анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости занятиями
внеурочной деятельности по данной программе;
вовлеченность обучающихся других ОУ во внеурочную образовательную деятельность по данной программе;
развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
результативность участия обучающихся в проектах различного уровня.
3.Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отдела «Я пишу»
№
Раздел, тема
Количество часов
Формируемые УУД
Теор
ия
Практ
ика
Всег
о
1.
Раздел 1.Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ. Составление плана
работы на учебный год.
1
0
1
Ставить цель. Планировать.
2
Раздел 2.Уроки вдохновения.
Писатель, поэт и литературное творчество.
Вдохновение и самоорганизация.
1
-
1
Работать
с
информацией (сбор,
с и с т е м а т и з а ц и я ,
х р а н е н и е ,
использование).
Организовывать
свое
время
и
мыслительную
д е я т е л ь н о с т ь .
Делать волевые усилия. Составлять
п л а н
и
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
действий. Саморегуляция.
3
Раздел 3. Жанры малой прозы.
Жанры малой прозы.
Автор, персонаж,
тема,
идея,
сюжет,
композиция
в
литературном
произведении.
Сказки
авторские и народные.
5
16
21
Определять
причины
явлений,
событий.
Анализировать,
делать
выводы
на
основе
обобщения
знаний.
О с у щ е с т в л я т ь
коммуникацию
в
сотрудничестве.
Давать
нравственно-этическую
оценку. Ставить задачу и ее решать.
Точно
выражать
свои
мысли.
С т р о и т ь
л о г и ч е с к у ю
ц е п ь
рассуждений.
4
Раздел 4. Основы стихосложения.
Ритм, размер, стих, строка, строфа, рифма.
2
6
8
Точно
и
выразительно
передавать
свои мысли и чувства. Сравнивать
работу с образцом. Устанавливать
причинно-следственные
связи.
Нравственно-этическая
оценка.
Личностное самоопределение.
5
Раздел 5. Изобразительно-выразительные
средства языка.
Тропы и стилистические фигуры.
1
-
1
С р а в н е н и е ,
к л а с с и ф и к а ц и я
о б ъ е к т о в
п о
в ы д е л е н н ы м
признакам. Анализ. Осознанное и
произвольное построение речевого
в ы с к а з ы в а н и я
в
у с т н о й
и
письменной форме.
6
Раздел 6. Составление
иллюстрированной книги.
Работа над составлением книги.
-
2
2
Анализировать,
структурировать
информацию.
К о н т р о л и р о в а т ь
–
интерпретировать
полученный
р е з у л ь т а т ,
с о о т н о с и т ь
с
имеющимися
данными
с
целью
установления
соответствия
или
несоответствия
(обнаружения
ошибки), оценка, коррекция
ИТОГО
10
24
34
Календарное планирование отдела «Я пишу»
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Составление плана работы на учебный год.
1
2.
Писатель, поэт и литературное творчество. Вдохновение и самоорганизация.
1
3.
Жанры малой прозы.
1
4.
Я в мире, мир во мне. Тема, идея произведения.
1
5.
Описание (интерьер, природа, портрет).
1
6.
Автор. Персонажи. Диалог.
1
7.
Сюжет и фабула. Композиция.
1
8.
В человек всё должно быть прекрасно. Цветные сказки.
2
9.
Вера и мечта. Сказки о предметах и явлениях. Сказки Е. В. Клюева.
2
10.
Изобразительно-выразительные средства языка
1
11.
Одолеет дух добра. Волшебные сказки.
2
12.
Вражда и зависть. Волшебные сказки.
2
13.
Хитрость и коварство. Сказки о животных. Сказки Г. Х. Андерсена.
2
14.
Смелость и сила духа. Сказки бытовые.
2
15.
Сказки авторские и народные.
2
16.
Не позволяй душе лениться. Сказки И. Рогалевой.
2
17.
Основы стихосложения.
2
18.
Написание стихов. Стихи о природе.
2
19.
Написание стихов. Стихи о дружбе.
2
20.
Написание стихов. Зарыты в нашу память навсегда и даты, и события, и лица…
2
21.
Составление иллюстрированной книги.
2
ИТОГО 34
Учебно-тематический план отдела «Я иллюстрирую»
№
Раздел, тема
Количество часов
Формируемые УУД
Теори
я
Практи
ка
Всего
1.
Раздел 1.Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ.
Вдохновение и самоорганизация.
План работы на учебный год.
1
-
1
Ставить цель. Организовывать свое
время
и
творческую
деятельность.
Делать волевые усилия. Составлять
п л а н
и
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
действий. Саморегуляция.
2
Раздел 2. Профессия: Художник-
иллюстратор.
Художник – иллюстратор. Кто он?
1
-
1
Анализировать, делать выводы на
основе обобщения знаний. Работать
с
и н ф о р м а ц и е й (сбор,
с и с т е м а т и з а ц и я ,
х р а н е н и е ,
использование).
3
Раздел 3. Книжная графика
Душевное тепло книги.
Многообразие книжной графики.
Зачем в книжках нужны картинки?
Художественный образ иллюстрации.
Художники, иллюстрирующие сказки (И.Я.
Билибин, Н.М. Кочергин, В.Г. Сутеев, В.В.
Лебедев, В.М. Конашевич, В.А. Милашевский,
Ю.А. Васнецов и др.).
Удивительный мир сказки
Сказки о Добре.
Сказки о Душе.
Иллюстрация прозы.
Иллюстрация стихотворения.
4
8
12
Анализировать,
делать
выводы
на
о с н о в е
о б о б щ е н и я
з н а н и й .
Осуществлять
коммуникацию
в
сотрудничестве. Давать нравственно-
этическую оценку. Ставить задачу и
ее решать.
Точно
и
выразительно
передавать
с в о и
м ы с л и ,
ч у в с т в а
ч е р е з
художественную
изобразительную
деятельность.
4
Раздел 4. Средства выразительности в
книжной графике.
3
9
12
Точно
и
выразительно
передавать
с в о и
м ы с л и ,
ч у в с т в а
ч е р е з
№
Раздел, тема
Количество часов
Формируемые УУД
Теори
я
Практи
ка
Всего
Волшебные сказки
Средства выразительности: линия, штрихи,
тушевка, штриховка, пятно, точка.
Графические изобразительные материалы:
простой карандаш – мягкий и твердый,
цветные карандаши, фломастеры, уголь,
цветные мелки, пастель, сангина.
Техника рисунка.
Живописные изобразительные материалы
(гуашь, акварель), Живописные техники.
«Волшебный взгляд художника»
Сказки о животных
Построение изображения на странице.
Рисунок – пространственная характеристика
образа.
Цветные сказки
Цвет как средство передачи эмоционального
состояния героев, настроения, сезонных и
временных изменений в природе.
Цветовая согласованность – колорит.
«Цвет моего настроения»
Сказки бытовые
Использование средств выразительности в
собственной деятельности.
Народные традиции
художественную
изобразительную
деятельность.
Р а б о т а т ь
н а д
р а з в и т и е м
художественного восприятия.
Развивать
видение
особенностей
книжной графики, выразительности
ее языка.
Сравнивать
работу
с
образцом.
Ус т а н а в л и в а т ь
п р и ч и н н о -
следственные
связи.
Нравственно-
этическая
оценка.
Лично стное
самоопределение.
5
Раздел 5. Визуальная коммуникация и
художественно-развивающие игровые
занятия.
Сказки авторские и народные
Мудрость сказки
(нравственные традиционные ценности,
добродетели)
4
-
4
А н а л и з .
Р а з в и т и е
в н и м а н и я ,
цветового ощущения, чувства стиля
и гармонии.
6
Раздел 6. Составление иллюстрированной
книги.
Искусство создания книги.
1
3
4
Анализировать,
структурировать
информацию.
Контролировать
–
интерпретировать
полученный
результат, соотносить с имеющимися
данными
с
целью
установления
соответствия
или
несоответствия
(обнаружения
ошибки),
оценка,
коррекция
ИТОГО
14
20
34
Календарное планирование отдела «Я иллюстрирую»
№
раздела
№
заняти
я
Тема
Кол-
во
часов
Дата
1.
1
Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ. Вдохновение и самоорганизация. План
работы на учебный год.
1
начало сентября
2.
2
Профессия: иллюстратор.
Художник – иллюстратор. Кто он?
1
1 неделя сентября
3.
3, 4
Душевное тепло книги.
Многообразие книжной графики.
2
2, 3 неделя сентября
5, 6
Зачем в книжках нужны картинки?
Художественный образ иллюстрации.
2
4 неделя сентября
1 неделя октября
7, 8
Художники, иллюстрирующие сказки (И.Я. Билибин, Н.М.
Кочергин, В.Г. Сутеев, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, В.А.
Милашевский, Ю.А. Васнецов и др.).
Удивительный мир сказки.
2
2, 3 неделя октября
9, 10
Сказки о Добре.
Добро и зло. Свет и Тьма.
2
4 неделя октября
2 неделя ноября
11, 12
Сказки о Душе.
«Цвет моей души».
2
3 неделя ноября,
4 неделя ноября
13
Иллюстрация прозы.
1
1 неделя декабря
14
Иллюстрация стихотворения.
1
2 неделя декабря
4.
15, 16,
17, 18
Цветные сказки.
«Цвет моего настроения».
«Я думаю о…».
«Мой мир».
4
3, 4 неделя декабря
2, 3 неделя января
19, 20, 21,
22
Волшебные сказки.
Волшебный взгляд художника.
4
4 неделя января,
конец января - начало
февраля,
1, 2 неделя февраля
23, 24
Сказки о животных.
Добро и зло. Справедливость.
2
3 неделя февраля,
конец февраля –
начало марта
25, 26
Сказки бытовые
Народные традиции
2
1, 2 неделя марта,
5.
27, 28, 29,
30
Сказки авторские и народные
Мудрость сказки
(нравственные традиционные ценности, добродетели)
4
3 неделя марта,
1, 2, 3 неделя апреля
6.
31, 32, 33,
34
Составление иллюстрированной книги.
Искусство создания книги.
4
1,2,3,4 неделя мая
ИТОГО 34
Методическое и материальное обеспечение программы
Программа реализуется при наличии:
- учебного кабинета;
- копилки методических игр;
- наглядных дидактических таблиц, карточек;
- журналов, художественной литературы для детей;
- литературы по литературоведению, литературному творчеству;
- методических разработок по темам;
- набора методик и упражнений;
- материально-технических средств (компьютера, принтера, диктофона, мультимедийного проектора, сканера);
- канцелярских и художественных принадлежностей (карандаши, краски, кисти, ручки, блокноты, бумага для
художественных работ, цветная бумага).
Информационно-методическое обеспечение:
Л.А.Васильева. Делаем новости. – Москва, Аспект-пресс,2002.
С.И.Галкин. Уроки макетирования /Статья/. –Москва,1991.
Е.И.Журбина. Теория и практика художественно-публицистических жанров /Статья/. - Москва, 1999.
Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов. – Кострома, 2000.
Большая книга русских сказок. – М., 2013.
Былинский К. И., Розенталь Д. Э. Литературное редактирование. - М., 2011.
Введение в литературоведение / под ред. Л. М. Крупчанова. - М., 2005.
Гарбер Н. М. Как писать в XXI веке? – Ростов н/Д., 2013.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 2010.
Джанни Родари. Грамматика фантазии. – М.1978.
Николаев А. И. Основы литературоведения. М., - 2011.
Пропп В. Я. Русская сказка. – М., 2000.
Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. – М., 2001.
Розенталь Д. Е. Говорите и пишите по-русски правильно. - М., 2007.
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2012.
Синицына Е. И., Умные стихи. – М., 1997.
Тумина Л. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве // Школьная библиотека. 2001. - № 8.
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. - М., 2004.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1988.
А. Копейкин «Душевное тепло в детской книге — самая драгоценная субстанция» (статья главного
редактора
сайта
детской
книги «Библиогид», заведующего отделом рекомендательной библиографии
Российской государственной детской библиотеки - fairyroom?p=18179)
И. Буторина «Учим ребенка основам медиакультуры: «Для чего нужны иллюстрации»
«Большие книжки для маленьких: иллюстрация детской книги» (Little Big Books: Illustrations for Children’s
Picture Books) Мария Попова (Перевод Татьяна Латышева)
«Детские иллюстрированные книги: Искусство визуального повествования» (Children’s Picturebooks: The
Art of Visual Storytelling) Мария Попова (Перевод Татьяна Латышева fairyroom?p=7862
Программные средства:
Операционная система Windows, пакет Microsoft Office 2007;
Программное обеспечение к мультимедийному проектору, сканеру.