Автор: Плавинская Анастасия Александровна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГАПОУ МО
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: «Современные методы проведения досуга у подростков».
Раздел: среднее профессиональное
14 апреля 2020 г.
«Современные методы проведения досуга у подростков».
Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог.
Лев Толстой
Досуговое время - важное средство процесса социализации личности подростка - оно влияет на
многие сферы жизни: на трудовую, семейную, социализирующую, образовательную. Досуг является
важным еще и потому, что здесь происходят наиболее интенсивные реакционные процессы, которые
снимают физические и психологические нагрузки. По тому, как используется свободное время
молодежью, можно определить ее культурный уровень, круг духовных потребностей, интересы
личности и социальной группы.
Одной из актуальных проблем деятельности образовательных учреждений является организация
эффективного досуга молодежи. Необходимо всегда оперативно реагировать на изменяющиеся
запросы молодежи и быть с ними «на одной волне». Студенты характеризуются большей
открытостью в сфере досуга, что повышает эффективность влияния воздействий на их
мировоззрение и моральный облик. Отсюда следует, что правильно организованный досуг -
проводник личности в общество, либо, как показывает практика, наоборот - извлечение этой
личности из пагубных компаний и избавление ее от их негативного влияния.
Основываясь на личном опыте, хочется отметить, что самое главное – не стараться привлечь
студента к кажущемуся тебе важным способу времяпрепровождения, а найти то, что интересно
конкретно ребенку, и позволить ему открыть что-то новое, ранее неизведанное, для тебя. Педагогу
всегда приходится идти в ногу со временем и использовать современные методы работы со
студентами. Именно поэтому я выбрала две основные ниши, которые пользуются особенным спросом
у подростков.
Квизы как метод обобщения и систематизации полученных и накопленных знаний. Это
уникальная интеллектуально-познавательная викторина, в которой необходимо командой отвечать на
различные вопросы. В основном, это вопросы на логику и эрудицию. Формат квиза прост:
аудио/видео/текст, что не позволяет игре быть скучной и посредственной. Для привлечения внимания
студентов важно верстать вопросы из современного кино, брать известные песни, популярные цитаты
писателей и, безусловно, добавлять познавательные/обучающие элементы. Таким образом, время,
проведенное за игрой, пролетает незаметно, но интересно и познавательно. Дух соперничества
объединяет и сплачивает команду, а конкурс капитанов дает возможность проявить
индивидуальность. В среднем игра длится около 2 часов и состоит из 5-7 раундов на различную
тематику: кино, литература, музыка, спорт, экология, животные и многое другое. Большой выбор тем
также позволяет создавать квиз и на любую социальную проблему. Так в декабре 2019 года мой
сценарий профилактического мероприятия среди образовательных учреждений от управления
образования при Администрации г.Мончегорска на тему: «Профилактика правонарушений и
противодействие терроризма и экстремизму в городе Мончегорске» в формате квиза занял II место.
Это простая, удобная, интересная, а главное – современная форма работы с молодежью, которая не
оставит равнодушным ни одного студента. Для организации игры необходимо только помещение с
проектором, экраном и ноутбуком.
Следующая форма работы со студентами, о которой хотелось бы рассказать – это салонная
командная психологическая пошаговая ролевая игра «Мафия» с детективным сюжетом,
моделирующая борьбу информированных друг о друге членов организованного меньшинства с
неорганизованным большинством. Это одно из самых любимых занятий для студентов. Вот уже на
протяжении двух лет еженедельно на базе «Досугового Центра» Мончегорского Политехнического
колледжа проводится это мероприятие. Четыре часа в неделю с 18:00 – 22:00 подростки проводят за
игрой в «Мафию». Количество участников – не ограничено, но в среднем у нас собирается от 13-20
человек. В процессе игры студенты учатся думать дедуктивным методом и развивают метод анализа
транзакции - психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как
индивидуально, так и в составе групп, что очень помогает правильной балансировке. Аналитическое
мышление, развитие интуиции, логики и коммуникативной речи – это то немногое, что дает эта игра.
Самое главное в ней – грамотно продуманная стратегия и умение работать в команде, но, несмотря на
это, игра также позволяет проявлять лидерские качества и «вести за собой народ». Для игры «Мафия»
необходимо помещение, удобные пуфы, заранее купленные маски и карты. Эта игра уникальна.
Базируется, прежде всего, на общении, на обсуждениях между участниками. Обсуждение игрового
положения проходит путём столкновения мнений в беспрестанных спорах, при этом одни игроки
предпочитают отмалчиваться, другие — наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в
обсуждении, что является продуманной тактикой. Цель игры — выжить своей командой и сделать
так, чтобы добро победило зло. «Город» делится на мирных жителей и, так называемую, мафию.
Психологизм и «интересность» игры «Мафия» состоят в решении задачи, какая из команд добьётся
победы - мафиозная, где члены группировки, знают друг друга или команда незнакомых друг с
другом честных жителей, которые могут избавиться от мафиози только посредством всеобщего
голосования? Цель – выжить!
Таким образом, хотелось бы отметить, что современные формы культурно-досуговой деятельности
в молодежной среде способны наполнить ее и разумным, и приятным содержанием, влияющим на
формирование определенных качеств личности. Досуг может быть сильным стимулом для развития
личности - в этом есть прогрессивные возможности досуговой деятельности. А правильно
организованная досуговая инфраструктура позволяет предотвратить развращение личности,
приведение к ограничению духовного мира, асоциальность, пьянство и наркоманию, деформацию
сознания и поведения.
Плавинская Анастасия Александровна,
преподаватель иностранного языка ГАПОУ МО «МонПК».