Автор: Егунов Артём Сергеевич
Должность: Преподаватель химии
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии во внеурочное время как необходимое условие для творческой самореализации и повышение качества образования
Раздел: среднее профессиональное
«Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии во
внеурочное время как необходимое условие для творческой
самореализации и повышение качества образования»
Егунов Артём Сергеевич
г. Белгород,
ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»
преподаватель химии I категории
Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и запомню
Вовлеки меня и я научусь.
Китайская мудрость
Каждое
время
выдвигает
свои
требования
к
образованию.
Взятый
Россией курс на инновационное развитие ставит в качестве приоритетной
задачу
модернизации
образования
как
о снову
ф о рм и р о ва н и я
интеллектуального
капитала
нации.
Стратегическая
цель
государственной
политики в области образования сегодня – повышение качества образования,
соответствующего
требованиям
инновационного
развития
экономики,
современным
потребностям
общества.
Общество
заинтересовано
в
специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать
решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому
перед образовательной организацией встает задача подготовки выпускников
соответствующей
запросам
общества:
способных
грамотно
работать
с
информацией
(собирать
факты,
анализировать,
обобщать
их,
выдвигать
гипотезы,
предлагать
способы
решения
проблемы,
сопоставлять
с
аналогичными
или
альтернативными
вариантами
решения
и
т.д.),
коммуникативных, умеющих работать в группе.
Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать
реальные
условия
для
качественного
решения
этой
задачи.
Внимание
современного преподавателя должно быть направлено на вовлечение каждого
обучающегося в активную познавательную деятельность.
Инновации, вызванные кризисом образования, и являются реакцией на
него, призваны предложить способы решения накопившихся проблем. Можно
выделить
и
конкретные
противоречия,
которые
присущи
отечественному
образованию
и
до
настоящего
времени
не
только
не
разрешены,
но
и
обостряются. Это противоречия между:
стандартизированным
обучением
всех
обучающихся
и
индивидуальными способностями, и интересами;
бурным
развитием
науки
и
реальными
познавательными
возможностями обучающихся;
тенденциями
к
специа лизации
обучения
и
з а д ач е й
разностороннего развития личности;
го с п од с т ву ю щ и м
в
о б р а з о в ат е л ь н ы х
у ч р е ж д е н и я х
репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми
творческими способностями.
В
инновационном
обучении
все
несколько
сложнее,
чем
в
традиционном.
Идет
поиск
инструментария
учебно-исследовательской
деятельности и форм ее организации, изучение ролевого и имитационного
моделирования,
которое
направлено
на
формирование
творческого
и
критического мышления и формирование компетенции.
Итак, инновации с одной стороны – необходимость, а с другой – зона
риска из-за отсутствия критериев их оценки. Смысл инноваций: с одной
стороны, как способ формирования позиции образования, как социальной
практики и ее позиционирование относительно других социальных практик, а
с другой стороны, как способ изменения ценностно-смыслового назначения
образования
и
превращение
его
в
технологию
формирования
личности
нового типа. Последняя цель вполне укладывается в рамки инновационного
обучения. В практике педагогической инноватики, по крайней мере, в России,
пока сосуществуют два этих не имеющих ничего общего подхода. Первый
направлен в прошлое и является реакцией на выявленные в ходе развития
проблемы, а второй устремлен в будущее, к поиску точек роста.
Это
возможно
при
использовании
новых
образовательных
и
информационных
технологий
в
условиях
новой
парадигмы
образования,
подразумевающей взаимосвязи обучающийся - предметно-информационная
среда – преподаватель.
Одна из таких технологий метод проектов. В его основе лежит развитие
критического
мышления
обучающихся,
умение
с амо стоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
анализировать
полученную
информацию,
самостоятельно
выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков
познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
При
работе
над
проектом
преподаватель
помогает
обучающимся
подобрать
информацию,
выбрать
визуальную
форму
подачи
материала,
определить
логику
его
изложения.
Он
является
координатором,
но
первоначальную идею предлагает обучающийся. Подобный вид деятельности
приводит к повышению уровня учебной мотивации, способствует развитию
познавательного
интереса
к
химии,
позволяет
обучающимся
осознать
практическую значимость изучаемого материала.
По утверждению ряда исследователей, в настоящее время человечество
находится в состоянии системного кризиса. Одна из причин этого кризиса
состоит в том, что в этических учениях прошлого предполагалось, что при
любой деятельности человека природные системы остаются неизменными:
действие, направленное на человеческий мир должны оставаться этически
нейтральными. Антропогенное загрязнение окружающей среды, истощение
природных ресурсов, рост населения планеты привели к внедрению в сферу
нравственных отношений человек – человек нового типа отношений человек
– природа.
В данных условиях состояния общества актуализируется такое понятие
как компетенция. Это связано с его системно-практическими функциями и
интеграционной
межпредметной
ролью
в
образовании.
При
этом
формирование
компетенции
предполагает
не
только
усвоение
знаний
и
развития
умений,
но
и
выработку
способности
извлекать
на
основе
усвоенного материала новые знания из лавинообразно нарастающих объемов
различных потоков информации и сознательно их использовать. Человек не
должен
относиться
к
природе,
как
к
чему-то
неизменному:
необходимо
оценивать
свои
действия,
просчитывать
последствия
вмешательства
в
природу.
Компетентный человек должен не только знать и уметь, но и выражать
свое личное отношение к объектам окружающего мира, в том числе и к
природным
системам
преломленное
через
призму
социальных
норм
и
ценностей. В связи с этим следует структурировать учебные дисциплины на
основе
компетентностного
подхода.
Но
при
этом
возникает
проблема
разработки соответствующих методических приемов и отбора содержания в
учебных дисциплинах.
Например,
для
формирования
межпредметной
компетенции
“Применение
полученных
знаний,
умений
и
навыков
для
осознанного
соблюдения
правил
экологического
поведения”
необходимо
определить
возможные
объекты,
методы
формирования
личностную
и
социальную
составляющие компетенции в тех учебных дисциплинах, в которых данная
компетенция реализуется. В данном случае следует разрабатывать отдельные
задания на межпредметной основе, а также межпредметные интегрированные
учебные мероприятия.
К курсу общей и неорганической химии для обучающихся может быть
предложен курс практических занятий на основе обобщающего химического
эксперимента
экологической
направленности.
Он
выполняет
следующие
функции:
Эвристическую,
связанную
с
установлением
новых
фактов,
формирующих экологические понятия;
Мотивационную
(стимулирует
активную
познавательную
деятельность);
Обобщающую (умение делать различного рода обобщения);
Исследовательскую
(развитие
умений
по
конструированию
экспериментальной
установки,
анализу
и
синтезу
веществ,
освоение
доступных
для
образовательной
организации
научно-исследовательской
деятельности);
Ко н т р о л ь н о - ко р р е к ц и о н н у ю
( д и а г н о с т и р о в а н н у ю
преподавателем
хода
и
результатов
процесса
обучения,
преодоление
трудностей в усвоении теоретического материала, внесение необходимых
поправок в формировании экспериментальных умений).
Предложенный
курс
занятий
помогает
выстроить
систему
эколого-
краеведческого
образования
и
воспитания
обучающихся
на
всех
этапах
обучения включает три ступени.
Первую ступень составляют работы, объединенные общей целью – дать
обучающимся более глубокие химико-экологические знания, сформировать у
них
умения
обозначать,
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
оценивать
основные
идеи
исследуемой
экологической
проблемы,
в
частности
регионального
характера,
на
теоретическом
уровне,
проводить
экспериментальную проверку выдвинутых гипотез.
Вторая
и
третья
ступени –
осуществление
экологического
мониторинга.
Обучающиеся
подбирают
информацию
о
состоянии
окружающей природной среды, моделируют различные объекты окружающей
среды, анализируют результаты наблюдений и прогнозируют экологическую
ситуацию.
Результаты
такой
деятельности
могут
стать
хорошей
мотивационной основой для получения обучающимися знаний по предметам
естественнонаучного
цикла
и
формирования
экологически
разумного
поведения.
Предложенный курс занятий объединен общими целями и задачами:
1.
Образовательные:
o
формирование
цело стного
научного
м и р о в о з з р е н и я ,
экологического мышления обучающихся и гуманистической направленности
обучения;
o
теоретическое
и
практическое
обучение
учащихся
основам
исследовательской деятельности в лабораторных и полевых условиях;
o
обучение
основам
экологических
знаний
и
понимания
их
взаимосвязи
с
основными
естественнонаучными
и
гуманитарными
дисциплинами.
1.
Развивающие:
личностное развитие обучающихся;
развитие
познавательных
интересов
обучающихся
в
области
экологии и мотивации к исследованию экологических проблем региона на
основе экологических знаний.
1.
Воспитательные:
совершенствование нравственных основ культуры обучающихся;
воспитание бережного отношения к природе родного края;
вовлечение
учащихся
в
значимую
общественно-полезную
деятельность.
Примером может служить интегрированный урок – конференция по
теме:
«На
перекрестке
трех
наук
–
биологии,
химии
и
физике»;
интегрированный
обобщающий
семинар
по
теме:
«Кислород»;
аналитический семинар «Вода в природе и в жизни человека»; внеурочное
мероприятие
в
рамках
«Недели
химии»
под
названием
«Автомобиль
и
природная
среда»
или
разработка
внеурочного
комплекса
занятий
–
путешествий в рамках формирования компетенции «Применение полученных
знаний,
умений
и
навыков
для
осознанного
соблюдения
правил
экологического поведения».
Главный
результат,
к
которому
должна
привести
модернизация
образования – готовность и способность молодых людей, оканчивающих
образовательное
учреждение,
нести
личную
ответственность,
как
за
собственное
благополучие,
так
и
за
благополучие
общества.
Участие
и
непосредственная
самостоятельная
исследовательская
работа
позволяет
удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические
особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового
кризиса.
Если образовательное учреждение не предложит подростку способов
реализации
его
чувства
взрослости,
оно
может
проявиться
в
виде
рискованного поведения, уверенности в несправедливости и необъективности
взрослых. Именно работа в исследовательском проекте позволяет проявить
собственное
творческое
видение
процесса
и
результата
работы,
создать
продукт
(презентацию),
которым
смогут
воспользоваться
другие
(на
творческом
предметном
вечере,
предметной
неделе,
внеклассном
мероприятии).
Следует
также
отметить,
что
творчество
и
креативность,
способствует
развитию
адаптивности
обучающихся,
позволяет
отойти
от
шаблонов
и
стереотипов
привычного
восприятия,
овладевать
новыми
ст ратегиями
деятельно сти.
При
ре а лизации
и н д и в и д у а л ь н о -
дифференцированного
подхода,
преподаватель
учитывает
не
только
особенности
интеллекта,
но
и
психомоторики
и
степени
тревожности
обучающегося, а это основополагающий фактор создания организационных
форм здоровьесбережения.
«Здоровье – это не все, но без здоровья все ничто!»
Сократ
Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
душевного
и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
дефектов.
Задача
преподавателя
в
обеспечении
таких
условий
обучения,
воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на
здоровье всех субъектов образовательного процесса. Творческий характер
обучения – крайне необходимое условие здоровьесбережения.
Нельзя
не
заметить,
что
содержание
нашего
образования
всегда
включало и включает много избыточных знаний, с обывательской точки
зрения
кажущихся
ненужными.
Но
именно
эти
кажущиеся
лишними
и
избыточными знания делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Они указывают на то,
что мир сложен, многослоен и мало нами изучен, на то, что человеку опасно
пребывать в наивной уверенности в том, что он может проектировать жизнь,
ему
следует
быть
готовым
к
непредвиденному
развитию
событий,
к
творчеству.
Наша культура призывает человека не бояться нового и неожиданного,
не прятаться от творчества в убежищах проектирования, а на вызов нашего
динамичного времени призвано ответить непроектное обучение, а то, что
сейчас именуют исследовательским обучением.
Список литературы
1.
Гудерман А.Н. Загрязнение воздушной среды. – М.: 1986.
2.
Журнал «Химия в школе» № 4, № 6, № 7, № 9 2006г.
3.
Журнал «Химия в школе» № 4, № 7 2007г.
4.
Журнал «Химия в школе» № 6 2008г.
5.
Ливчак И.С. «Охрана окружающей среды». М.: 2001.
6.
Смирнов
Н.К.
«Здоровьесберегающие
образовательные
технологии в современной школе». М.: Академия. 2002.