Автор: Марина Константиновна Эверстова
Должность: Учитель биологии, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДО ЦДТ «Центр детского творчества и досуга»
Населённый пункт: п. Сангар, Кобяйского улуса, Республики Саха ( Якутия)
Наименование материала: Экологическое воспитание учащихся
Тема: Опыт работы экологического воспитания учащихся
Раздел: среднее образование
Из опыта организации работы по экологическому воспитанию
учащихся МБО ДО ЦДТ « Центра детского творчества и досуга» п. Сангар
Эверстовой М.К. - учителя биологии, высшей квалификационной категории, стаж
работы 38 года. Республика Саха (Якутия),п. Сангар, мкр «Геолог»дом 6, кв 12.
В
нашем
мире
огромное
количество
глобальных
проблем,
но
главной
из
них
является загрязнение окружающей среды. Беречь природу , обязанность человека, она
установлена статьей 58 Конституции Российской Федерации и раскрывается в целом ряде
законов:
Земельном,
Лесном
и
Водном
кодексах,
Федеральных
законах
"Об
охране
окружающей
среды",
"Об
особо
охраняемых
природных
территориях",
"О
животном
мире", "О недрах". Она предусматривает обязанность физических и юридических лиц
рационально
использовать
природные
ресурсы,
содержимое
недр,
соблюдать
экологическую безопасность и компенсировать причиненный природе и окружающей
среде ущерб.
Владея экологическим знанием, человек заново открывает мир, начинает понимать
значение многих, раньше казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе.
Знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной
природе. Мы начинаем понимать, что
этот порядок
не случаен, он необходим для
существования развития человека, для продолжения человеческого рода. Мы обязаны
считаться с ним в своей деятельности, не привносить в него нарушений. В свое время К.
Паустовский
заметил, что все наши чувства обостряются от общения с природой.
Естественное природное окружение, чистый воздух способствуют повышению уровня
экологической
культуры
и
экологического
сознания,
помогает
детям
развить
новые
навыки, раскрыть потенциал своей личности, происходит социализация личности.
К сожалению, окружающая нас среда становится грязнее с каждым днем.
Мы
привыкли к тому, что нас окружают растения, животные, и задумываемся , что они могут
не
выдержать
антропогенного
влияния
и
исчезнут
с
лица
Земли.
Мы
привыкли
использовать дары природы в своих целях. Для своей пользы и редко задумываемся о том,
какой вред и урон мы наносим природе.
Ухудшение окружающей среды влияет не только
на качество жизни, но на здоровье и продолжительность жизни людей.
«Загрязненная окружающая среда смертельно опасна, особенно для детей раннего
возраста, - заявила д-р Маргарет Чен, Генеральный директор ВОЗ. – Их развивающиеся
органы и иммунные системы, а также маленькие тела и дыхательные пути делают их
особо уязвимыми к грязному воздуху и воде».
Ежегодно от последствий загрязнения
окружающей среды в мире преждевременно умирают не менее девяти миллионов человек.
Исчезают ценные породы рыб,
и каждый час на Земле вымирает 3 вида растений и животных.
Они исчезают с лица Земли окончательно и никогда не восстановятся!
Ежегодно
учащиеся МБОУ «Сангарская гимназия»
совместно с работниками отдела
Охраны
Природы
объявляют
акцию
«Чистый
берег»,
«Чистый
поселок».
Организаторами
являются члены ДЭНИО.
С берега
вывозится не одна
грузовая машина мусора, в основном железо, бутылки
пластиковые. Железо попадая в воду увеличивает ее содержание в воде.
Удаление из воды железа
- без преувеличения одна из самых сложных задач в водоочистке.
Норма общего потребления
железа для взрослого человека - 25 миллиграмм в сутки. Оно попадает в организм с мясом,
помидорами,
гречневой
крупой
и
т.п.
Избыток
микроэлемента
откладывается
в
организме
и
становится
причиной
таких
болезней,
как
инфаркт
или
инсульт.
Самыми
первыми
от
перенасыщения
организма
железом
страдают
почки
и
печень.
Главной
причиной
появления
мочекаменной
болезни
является
вода,
перенасыщенная
железом.
Плохие
зубы,
кишечные
расстройства,
заболевания
желчного
пузыря
-
совсем
не
полный
список
последствий
использования
"железной"
воды.
Повышенная
концентрация
железа
может
стать
причиной
развития
дерматитов
и
аллергических
заболеваний.
Увеличение
содержания
железа
в
крови
увеличивает риск заболеть раком легких, толстой и тонкой кишки, мочевого пузыря и желудка. Мы
убираем берег в надежде, что эти вредные вещества не попадут в воду.
Именно в практической деятельности вырабатываются экологические нормы поведения в
природной среде. Воспитывается чувство личной ответственности за судьбу природы. Появляется
потребность каким-либо образом помочь ей.
В
сознании
человека
закрепляется
определенная
культурная
традиция.
Прививается
творческий подход к делу, вкус к естествознанию в целом, потребность в дальнейшем образовании
и росте профессионализма.