Автор: Хамадуллина Ильмира Назмутдиновна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МАУДО Детская школа искусств
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход содержания образовательной программы хореографического отделения Детской школы искусств г. Набережные Челны
Раздел: дополнительное образование
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ
СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Важнейшим компонентом модели современного образования является
ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания,
реализовывать собственные проекты. В теории и практике образовательной
деятельности
такой подход принято называть компетентностным. Именно
такой
подход
сегодня
востребован
при
проектировании
дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
Содержание программ должно быть ориентировано
не на запоминание
энциклопедического
набора
знаний
в
области
искусств,
а
на
овладение
фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия
решений. Все это будет составлять общую и
исполнительскую культуру
обучающихся в детских школах искусств [2, с33].
Государственные
требования
к
предпрофессиональным
программам
определяются стандартами, которые обязывают обеспечивать:
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню
знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения)
картины мира;
- адекватный мировому уровню общей и профессиональной культуры
общества;
- интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
- формирование человека - гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого
общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [1].
Поэтому
в
ситуации
внедрения
стандартов
нового
поколения
повышаются
требования
к
профессиональной
подготовке
педагогических
кадров,
к
организации
методической
работы,
аттестации
педагогических
кадров, процессов программирования.
В настоящее время программы детского хореографического творчества,
как
правило,
используют
проверенный
опытом
поколений
комплексный
подход
к
учебному
танцевальному
материалу.
Приметой
времени
стало
включение
в
программы
элементов
современных
танцевальных
стилей
и
направлений,
джаз-танца,
модерн-танца,
степа,
акробатики
и
др.,
вызывающих в детях наибольший интерес. К важнейшим характеристикам
образовательных программ хореографического творчества на современном
этапе
относится
их
«открытость»,
гибкость,
внутренняя
подвижность
содержания
и
технологий,
направленность
на
развитие
общей
культуры
личности, связанные с личностной ориентацией, с учетом индивидуальных
способностей, интересов и запросов детей, их различного познавательного,
творческого потенциала.
Программа хореографического
отделения
школы
искусств
города
Набережные Челны направлена прежде всего на развитие исполнительской
культуры
обучающихся.
Рассматривая
проблему
формирования
исполнительской
культуры
в
детском
хореографическом
творчестве,
необходимо пояснить, что в самом общем смысле понятие «исполнительская
культура»
включает
в
себя
владение
хореографическим
языком,
его
необходимыми
техническими
навыками
и
приемами,
средствами
выразительности [3, с.26].
Вместе с тем, у педагогов формируется понимание, что недостаточно
лишь
освоение
техники
и
формы
танца,
важно
повышение
общего
художественного
уровня
детей,
развить
творческие
умения.
Поэтому
обучающиеся
изучают
историю
танца,
его
истоки,
знакомятся
с
от еч е с т ве н н о й
и
за рубе ж н о й
м у зы ко й ,
п о с е щ а ют
ко н ц е р т ы
профессиональных танцевальных коллективов, встречаются со знаменитыми
исполнителями,
певцами,
посещают
органный
зал,
картинную
галерею,
изучают
быт
и
обычаи
русского
и
татарского
народов,
знакомятся
с
героическим прошлым и настоящим страны, республики, города.
Все это
способствует
формированию
общей
культуры,
коммуникативных,
информационных
компетенций,
возрастанию
у
обучающихся
чувства
ответственности,
сознания
необходимости
серьезного
подхода
к
своему
творчеству.
Для педагогов важно формировать у обучающихся понимания того, что
особую
роль
в
формировании
исполнительской
культуры
играет
и
репетиционная
работа.
Именно
во
время
репетиций
формируются
необходимые социальные умения и навыки, за счет которых вырабатывается
чистота
и
техника
исполнения,
проектируется
художественный
стиль
коллектива, достигается то качество исполнения, без которого невозможно
достичь художественного воздействия на зрителя.
Благодаря такому подходу хореографические коллективы детской школы
искусств имеют высокий уровень достижений,
являются лауреатами и
дипломантами
различных
международных
и
всероссийских
конкурсов,
активно
участвуют
в
творческой
деятельности:
концертах,
фестивалях,
городских
массовых
мероприятиях.
Воспитанники
хореографических
коллективов
приобретают
высокий
уровень
общей
и
исполнительской
культуры.
Предпрофессиональные
общеобразовательные
программы
в
области
искусств
способствуют
решению
ключевых
задач
социально-культурного
развития
города
Набережные
Челны.
Они
способны
влиять
на
качество
жизни,
так
как
приобщают
юных
челнинцев
к
здоровому
образу
жизни,
раскрывает
творческий
потенциал
личности,
побуждает
к
достижению
общественно
значимого
результата.
Этот
вид
образования
способствует
развитию способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств,
жизненному
и
профессиональному
самоопределению
подрастающего
поколения.
Использованная литература
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации
2.Абдухакимова,
С.А. Изучение
потребностей
и
интересов
детей
–
первооснова
определения
приоритетов
развития
образовательного
учреждения /С.А.Абдухакимова, Т.В. Филина// Дополнительное образование
и воспитание.- 2007.- №4.- С.32-36
3. Искусство в образовании: методика, теория и практика художественного
образования
и
эстетического
воспитания/
под
ред.
Н.А.
Кушаева.-М.:
Искусство,2000.-496 с.