Автор: Литовченко Татьяна Григорьевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Волгодонск,Ростовская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Закон Архимеда
Раздел: среднее образование
План-конспект открытого урока на тему
«Архимедова сила»
Ход урока
1.
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами не просто урок физики, а
урок-путешествие. Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, в III в. до н.э., в
Древнюю Грецию, г. Сиракузы. В то время правил царь Гиерон II. Вы спросите, «зачем мы
туда отправляемся?», так вот, наш путь лежит к одному ученому, другу царя Гиерона II.
(Включен слайд 1)
2.
Актуализация знаний
А как звали этого ученого, мы узнаем отгадав кроссворд. (Слайд 2)
Ребята, у каждого у вас есть список вопросов для кроссворда, а наши гости могут видеть
их на экране. (Кроссворд прикреплен на доске на ватмане)
1.
Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или
газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» (Паскаль)
2.
Каким прибором измеряют силу (динамометр)
3.
Куда направлена выталкивающая сила? (вверх)
4.
Наука о природе (физика)
5.
Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты (объём)
6.
Какая сила действует на опору или подвес? (вес)
7.
А ну-ка быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости… (давление)
3.
Проблемная ситуация
Учитель: Скажи, какой великий человек
Прославил свой далекий век?
Ученик: Архимед.
Учитель: Вот мы и узнали имя ученого, друга царя – Архимед. (Слайд 3)
Учитель: Ребята, а какой атрибут одежды является символом царской власти?
Ученик: Корона!
Учитель: Правильно, ребята, это корона. А как связаны Архимед, царь и корона мы сейчас
узнаем. (Слайд 4 – отрывок из мультфильма «Коля, Оля и Архимед»)
Учитель: Ребята, т.к. Архимед был ученым, то он смог найти ответ на вопрос царя, сделав
открытие. Но нам с вами, тех знаний, что мы усвоили на предыдущих уроках, не совсем
достаточно, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы, таким образом
мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа знаний о действии жидкости и газа
на погруженное в них тело. Тема нашего урока «Сила Архимеда» (Слайд 4, записывают в
тетрадь), цель нашего урока: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, узнать
формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения на практике.
(Слайд
5, записывают в тетрадь). Ребята, предлагаю сформулировать задачи, для достижения
цели нашего урока.
Примеры задач:
1.
Экспериментально определить величины, от которых зависит сила Архимеда;
2.
Вывести формулу для количественного расчёта силы Архимеда;
3.
Научиться
применять
полученные
знания
при
решении
простейших
задач
на
определение силы Архимеда.
Учитель: Тема урока определена, цели и задачи поставлены, приступим к их выполнению.
4.
Проблемное изучение нового материала
Учитель: На прошлом уроке мы изучали действие жидкости и газа на погруженное в них
тело (Стих: «Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч». Бросаю мяч в воду). Почему мяч всплыл на поверхность? (Ученики
отвечают)
Учитель: Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Будем называть её
выталкивающей. Опустим в тот же аквариум металлический шарик. Тело утонуло,
действует ли выталкивающая сила в этом случае? (ученики отвечают: на оба шарика
действует выталкивающая сила, но она разная по числовому значению, поэтому один
шарик находится на поверхности воды, а второй наполовину погружён в воду).
Учитель: Проведём опыт (учитель демонстрирует опыт):
Опыт: К пружине подвешивают тело цилиндрической формы. Растяжение пружины
отмечается стрелками на штативе. Она показывает вес тела в воздухе. Приподняв тело, под
него подставляем отливной сосуд, наполненный жидкостью до уровня отливной трубки.
После чего тело погружают целиком в жидкость. При этом часть жидкости, объём
которой равен объёму тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины
поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в жидкости. В
данном случае на тело, наряду с силой тяжести, действует ещё и сила, выталкивающая его
из жидкости.
Учитель: Из этого опыта мы видим, что вес тела уменьшается на величину, равную весу
вытесненной воды. Эту взаимосвязь заметил и Архимед.
Учитель: Теперь сформулируем закон Архимеда (работа с учебником)
Откроем учебник на стр.147 и найдём формулировку закона Архимеда.
На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу
жидкости в объёме погружённой части тела. (ребята записывают в тетрадь
формулировку закона, показана на слайде)
Учитель: Силу, выталкивающую погружённое в жидкость тело, Fвыт называют так же
архимедовой силой FА. (слайд – Fвыт = FА )
Fвыт = FА
(ребята записывают в тетрадь)
Физкультминутка (Видео Слайд 9)
Учитель: А теперь вам предстоит выяснить, от каких величин зависит архимедова сила.
(Слайд 10-11)
Работа в группах (по 4-5 ученика, уже рассажены по группам)
Учитель: Проведём работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на
поставленный вопрос эксперимента. Выберите капитана группы, распределите роли в
своих группах.
А перед началом выполнения заданий хочу вам напомнить технику безопасности на уроке
физики при работе со стеклянными приборами. (Слайд)
Задание первой группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема и разной плотности (алюминиевый и латунный
цилиндры), нить.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р
1
= _____ Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде. Р
2
=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр.
Р
1
- Р
2
=_____Н
2 ученик: Определить вес медного цилиндра в воздухе. Р
3
=_____Н
3 ученик: Определить вес медного цилиндра в воде. Р
4
=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на медный цилиндр.
Р
3
- Р
4
=______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от плотности тела.
Задание второй группе
Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, кусочек пластилина.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму куба и определить вес пластилина в воздухе. Р
1
=_____ Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р
2
=_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.
Р
1
– Р
2
= _____Н
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму шара и определить вес пластилина в воздухе. Р
3
= ______Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р
4
=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.
Р
3
- Р
4
=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от формы тела.
Задание третьей группе
Определите зависимость архимедовой силы от
объёма погружённой части.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, алюминиевый цилиндр.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес цилиндра в воздухе. Р
1
=_____ Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/4 объёма и определите вес.
Р
2
=_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.
Р
1
– Р
2
= _____Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/2 объёма и определить вес.
Р
3
=_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.
Р
1
– Р
3
=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила ………………………………….от объёма погружённой части
После получения результатов представители от каждой группы выходят к доске и свои
выводы записывают на доске на заранее приготовленной схеме. Планирую, если опыты
получаться, чтобы они по очереди вышли и записали, а потом сравнить с записью на
слайде
Архимедова сила
не зависит от:
зависит от:
1) формы тела
2) плотности тела
3) глубины погружения
1) объема тела
2) плотности жидкости
3) объёма погружённой части
Учитель: Молодцы! А теперь после выяснения, от чего же зависит архимедова сила, мы с
вами выведем формулу для расчёта этой силы.
Закон Архимеда гласит: Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ
тело, равна весу жидкости в объёме этого тела, т.е.
F
выт
= F
А
= Р
ж
= m
ж
g = ρ
ж
V
Т
gF
А
= ρ
ж
V
Т
g ребята записываю в тетрадь (Слайд 12)
производные формулы
ρ
ж
=
F
A
V
T
× g
V
T
=
F
A
ρ
ж
× g
g
=
F
A
V
T
× ρ
ж
Применение: 1. Плавание судов;
2. Водолазы;
3. Рыбы и все морские жители;
4. Воздухоплавание;
5. Птицы (Слайд 14)
Решение задач:
Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м
3
.
Дано: Решение:
VТ = 1,6 м
3
FА = ρж VТ g
g = 9,8 Н/кг FА = 9,8 Н/кг 1030 кг/м
3
1,6 м
3
= 16480 Н ≈ 16,5 кН.
ρж = 1030 кг/м
3
Ответ: FА = 16,5 кН
FА - ?
Задача 2: На болт, погруженный в машинное масло, действует выталкивающая сила F
А
=
18 мН. Определите объем болта. (плотность машинного масла – 900 кг/м
3
)
Дано: Решение:
FА = 18 мН
ρж = 900 кг/м
3
VТ =
F А
ρж g
VТ =
18∙ 10
900 ∙10
=
0,000002 м
g = 9,8 Н/кг
VТ - ?
Тест ______________________________
№ Вопрос
Варианты
ответов
Отве
т
1
На
какое
тело
действует
большая
архимедова сила?
А)
На
первое
Б)
На
второе
В) На оба тела
одинаковая
2
На
какое
тело
действует
меньшая
выталкивающая сила?
А)
На
третье
Б)
На
второе
В) На первое
3
На
какое
тело
действует
большая
архимедова сила?
А)
На
первое
Б)
На
второе
В) На третье
4
К
коромыслу
весов
подвешены
два
алюминиевых
цилиндра
одинакового
объема.
Нарушится
ли
равновесие
весов,
если
один
цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт?
(плотность воды – 1000 кг/м
3
,
плотность спирта – 800 кг/м
3
)
А)Перевесит
ц и л и н д р
в
спирте
Б)Перевесит
цилиндр в воде
В )
Н е
нарушится
5
Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в
воду тело объемом 0,001м
3
А )
1 0 Н
Б )
1 0 0 Н
В) 1000Н
6
Архимедова сила определяется формулой:
А ) FА = ρтVж
g Б) FА = ρжVТ
g
В) FА = ρV g
Учитель: А теперь обменяйтесь своими тестами и сделаем взаимопроверку. (Слайд)
Домашнее задание
§ 51 с.146
1.
кто любит читать – с.150
2.
кто не любит считать – упр.26 (2)
3.
кто любит считать – упр.26 (4)
4.
кто любит творчество – упр.26 (5)
5.
кто любит экспериментировать – упр.26 (6)
Рефлексия
Учитель: Наше путешествие подходит к завершению. Нам нужно возвращаться обратно, в
наш 21 век. Итак, …. (включаю зеркало). Благодаря методу исследования вы совершили
научное открытие. Вы по-другому взглянули на те предметы, которые мы часто используем
в жизни. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас
чувствовал себя по-разному, и сегодня мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько
внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и
понравилось ли то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Оцени работу: (раздаю каждому)
1.
Что вы узнали нового на уроке?
2.
Для меня это важно и интересно…
3.
Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?
4.
Для меня было не достаточно…
5.
Моя оценка атмосферы урока…
Итог урока: Итак,
1.
С какой силой мы сегодня познакомились на уроке? (Архимедовой)
2.
Какова формула для расчёта этой силы? (FА = ρжVТ g)
3.
От каких величин она зависит? (плотности жидкости, объёма тела)
Выставление оценок