Автор: Баранчук Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г.Иркутска "Дом детского творчества №1"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у детей 6-7 лет
Раздел: дополнительное образование
Т.В. Баранчук
Экспериментальная работа
по проблеме развития мыслительных операций у детей 6-7 лет.
Статья определяет значимость экспериментальной работы
по проблеме развития мыслительных операций для умственного развития
дошкольника, где главная роль отводится решению таких задач, которые
позволят ребенку лучше развить мыслительную деятельность и
адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.
Ключевые
слова:
мыслительные
операции,
формирование
умственных
действий, теоретические основы развития мышления дошкольников;
Изучение развития мыслительных операций у детей 6-7 лет проводилось в
группах
раннего
развития
Дома
детского
творчества
№1.
В
эксперименте
участвовала
группа
№6
–
10
человек,
где
обучение
осуществляется
по
двухгодичной
программе
и
группа
№10
–
10
человек,
где
обучение
осуществляется
по
одногодичной
программе.
Цель
экспериментального
исследования
заключается
в
определение
уровня
развития
мыслительных
операций посредством логических задач и упражнений. Для выявления уровня
развития мыслительных операций нами использовались:
- Методика Р.С. Немова;
- Методика Н.А. Бернштейна;
-Методика «Четвертый лишний».
Диагностика по первой методике включила задания «определи лишнее», по
методике Н.А. Бернштейна - «последовательность событий». Анализ методик
осуществлялся по критериям, представленным в таблице.
Таблица 1 - Критерии анализа содержания диагностирующих методик
Высокий уровень
Средний уровень Низкий уровень
Дети гр№6 с интересом и самостоятельно выполняют задания, действуя на
уровне
практической
ориентировки,
а
в
некоторых
случаях
и
на
уровне
зрительной ориентировки.
Решают задачу за время менее
0,5 до 1 минуты,
правильно,
называют
лишние
предметы
на
всех
картинках
и
стараются
объяснить, почему они являются лишними. Каждый ребенок заинтересован в
результатах своей работы, может найти последовательность событий и составить
логический рассказ.
Все 10 детей справились с заданиями, 8 детей показали
высокий уровень, 2 – средний.
Дети гр. №10 решают задачу за время от 1 до 2,5 минут. Часть детей понимают
условия
этих
заданий
и
стремятся
к
их
выполнению.
5
детей
допускают
незначительные
ошибки
в
названии
лишних
предметов,
самостоятельно
затрудняются выполнить задания.
После показа способа выполнения задания
педагогом четверо из них смогли самостоятельно справиться с заданием, проявив
большую
заинтересованность
в
результате
своей
деятельности,
3
ребенка
определили последовательность событий, но не смогли составить рассказ. Задачу
эти дети решили с трудом за 3,5 -4,5 минуты с помощью педагога. Показатели
этих
детей
свидетельствуют
о
неблагополучии
в
развитии
мыслительных
операций. Из 10 детей этой группы 2 ребенка показали высокий уровень, 5 детей
– средний и 3 детей – низкий.
Высокий уровень- 20-17 балла;
Средний уровень –16-12 балла;
Низкий уровень – меньше 12 баллов.
Таблица
2
-
Количественные
показатели
результатов
диагностики
на
констатирующем этапе эксперимента
№ п/п
Фамилия, имя ребенка Задание 1
Задание 2
Задание 3
Общее
кол-во баллов
Группа №6 (двухгодичное обучение)
1
Астапенков Слава А.
5
8
5 18
2
Овчинникова Лиза
5
7
5 17
3
Юбитская Софья
6
7
7 20
4
Вятчина Лиза
8
3
8 19
5
Зуева Вика 7 4 6 17
6
Бажанов Данил
8 8 4 20
7
Колотыгин Дима 5
4
6 15
8
Недорезова Арина
6
9
5 20
9
Пальчиков Максим
5
8
5 18
10
Полевик Поля
4
6
4 14
Средний балл по группе
17,8
Группа №10 (одногодичное обучение)
1
Кожевникова Ксения
5
5 4 14
2
Лесных Алеша 8 7 5 20
3
Ленская Алиса
3
3 5 11
4
Пашигоров Тимофей
5 6 3 14
5
Язовцев Алеша 9
2 9 20
6
Саламатова Варя 7
5 4 16
7
Гусева Руслана
4
4 7 15
8
Афанасьев Максим
3 4 5 12
9
Тигунцева Варя
4
6 6 16
10
Сиренова Арина 5
3 4 12
Средний балл по группе
14,2
Как видно из таблицы средний балл в группе двухгодичного обучения выше, чем
в группе одногодичного.
Анализируя качественные результаты, можно увидеть следующее.
Таблица 3 - Качественные результаты диагностика на констатирующем этапе
эксперимента
№ п/п Фамилия, имя ребенка. Общее кол-во баллов.
Уровень
сформированности.
Группа №6
1
Остапенков Слава
18
В
2
Овчинникова Лиза.
17
В
3
Юбитская Соня
20
В
4
Вятчина Лиза
19 В
5
Зуева Вика 17 В
6 Баженов Данил
20 В
7 Колотыгин Дима 15 С
8 Недорезова Арина 20 В
9 Пальчиков Максим 18 В
10 Полевик Поля 14 С
Группа №10
1
Кожевникова Ксения
14
С
2
Лесных Алеша 20 В
3 Ленская Алиса
11
Н
4
Пашигоров Тима
14
С
5
Язовцев Алеша
20
В
6
Саламатова Варя
16
С
7
Гусева Руслана 15
С
8
Афанасьев Максим 12 Н
9 Тигунцева Варя 16 С
10 Сиренова Арина 12 Н
Качественный анализ результатов констатирующего этапа исследования показал
следующее:
Методика №1 «Что здесь лишнее?»
В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 10 человек группы
№6 – 10 выполнили задание правильно (8 -высокий и 2- средний уровень), т.е.
способны
к
анализу
и
обобщению,
В
группе
№10
результат
хуже.
Из
10
испытуемых 7 детей выполнили задание правильно и затратили на выполнение
наименьшее количество времени (2 – высокий уровень, 5 -средний уровень).
Дети, которые правильно выполнили задание, обладают надлежащим уровнем
анализа и обобщения. 3 детей решили задачу более, чем за 3 минуты. В обеих
группах нет детей, которые совсем не справились с заданием.
Методика №2 .
«Последовательность событий»
При исследовании методики выяснилось, что из 10 человек
группы №6 – 10
детей выполнили задание правильно (7–высокий уровень и 3 -средний уровень),
т.е. дети, могут обобщать, выяснять причины, выявлять сходства и различия в
объектах.
3
человека
показали
низкий
уровень
развития
данных
операций
мышления.
В
группе
№10
7
детей
справились
с
поставленной
в
ходе
диагностики
задачей
(3
детей
на
высоком
уровне
и
4
на
среднем
уровне).
Результат
диагностики
говорит
о
способности
детей
к
обобщению,
умению
понимать
связь
событий
и
строить
последовательные
умозаключения.
Количество
детей,
не
справившихся
с
заданием
в
контрольной
группе
–
3
человека.
Из результатов данной методики, мы можем судить об уровне развития таких
мыслительных операций как обобщение, анализ и синтез у детей контрольной и
экспериментальной групп.
Методика № 3
«Четвертый лишний»
При проведении данной методики было выявлено, что результаты в группах
одинаковые, т.е. из 10 человек в группе – 8 детей справились с заданием (5 – на
высоком и 3 - среднем уровнях;) 2 детей показали низкий уровень способностей
детей к обобщению и классификации.
Результаты данной методики говорят о том, что большинство детей, в обеих
группах
обладают
такими
мыслительными
операциями
как
обобщение
и
классификация. Дети легко выделяли лишние слова. У детей с низким уровнем
способность к обобщению и классификации развита слабо.
Таким
образом,
анализируя
этапы
эксперимента,
мы
сделали
вывод
о
необходимости разработки программы. Актуальность данной программы будет
заключаться
в
создании
условий
для
повышения
мотивации
к
обучению
математики, стремлению развивать интеллектуальные возможности ребенка.
Список использованных источников:
1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления. - М.: Наука, 1986.-
178с.
2. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. – 2002.
– №3. – С.62 – 65.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
4. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений
о
натуральных
числах
//
Дошкольное
воспитание.
–
2002.
-
№8.
–
С.30-39
Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у
детей 6-7 лет. Дис. канд. психолог. наук МГУ.- 1978.-56с.
5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический
анализ- М.: Наука, 1979.-203с.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч.
Т.3/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1983.-423 с.