Напоминание

"Психологическая компетентность педагога, как один из аспектов современного дополнительного образования"


Автор: Дик Нина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г.Березники
Наименование материала: доклад
Тема: "Психологическая компетентность педагога, как один из аспектов современного дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДИК НИНА НИКОЛАЕВНА

Педагог дополнительного образования МАУДО «ДШИ им. Л. А. Старкова»

ДОКЛАД «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА, КАК

ОДИН

ИЗ

АСПЕКТОВ

СОВРЕМЕННОГО

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ».

В жизни современной России единственный способ преуспеть – это начать

жизнь

с

хорошим

образованием,

о

чём

свидетельствовал

бы

соответствующий

диплом.

Необходимость

повышения

конкурентоспособности

каждого

в

условиях

жёсткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности

личности,

к

адаптации

её

в

широком

смысле

слова,

к

её

функциональным

возможностям – это повседневная реальность, «заданный параметр» современной

цивилизации.

Государство выделяет средства на реформы в системе как в системе общего, так

и

д о п о л н и т е л ь н о г о

о б р а з о в а н и я ,

п о д р а з у м е в а я

о т д а ч у

в

в и д е

высококвалифицированных,

целеустремлённых

и

нестандартно

мыслящих

специалистах в любых областях. В рамках данных реформ, педагоги разрабатывают

новые методики преподавания, публикуют статьи о проблемах обучения. При этом,

большинство

из

тех,

кто

пишет

о

проблемах

современного

образования

не

затрагивают ключевого вопроса. Они слишком увлекаются обсуждением новаторских

идей и проблемам их реализации, в то время, когда необходимо разрабатывать методы

психологического общения педагога и обучающегося.

Сама

жизнь

бросает

всё

новые

и

новые

вызовы

педагогике:

невероятно

уплотняется

время

в

условиях

стремительной

эскалации

научно

технического

прогресса, быстро взрослеет молодёжь, всё острее проявляют себя кризисные точки

её самосознания и самовыражения, всё труднее даётся её моральное воспитание. Вот

почему

так

важно,

чтобы

дополнительное

образование

возродилось

как

психологически необходимый ребёнку институт, став местом, где дети могут открыто

выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях.

Педагогам сегодня необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления.

Педагоги

дополнительного

образования

напрямую

связаны

и

зависят

от

общеобразовательной школы. Мы даём дополнительное образование, и поэтому в

большинстве случаев нас воспринимают недостаточно серьёзно, как развлекательный

досуг для детей. Школа, как социальный институт, во многом продолжает оставаться

для ребёнка своего рода «холодным домом», поскольку в школьной практике учителя

часто как бы стоят над ребёнком, не снисходя до эмоционального контакта, им не

хватает личной заинтересованности, они не похожи в глазах ребёнка на человека, с

которым можно себя идентифицировать. Вот здесь и приходят на помощь педагоги

дополнительного образования. Особенно, если занятия индивидуальные.

Тема личных усилий, личной ответственности ребёнка, подростка за свой успех

в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда, в нашей педагогике во

многом звучала в духе жёсткой авторитарной установки.

Психологиче ская

компетентно сть

педагога

отно сится

к

р а з р я д у

основополагающих

в

структуре

педагогической

деятельности.

Понятие

психологической компетентности включает в себя совокупность знаний, умений и

навыков по психологии: умение использовать психологические знания в работе с

обучающимися, умение видеть за поведением ребёнка состояние его души, , уровень

развития

его

познавательных

процессов,

эмоциональной,

волевой

сфер,

черт

характера; способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в

отношениях с ребёнком или коллективом детей и избирать рациональный способ

общения; педагогически грамотно в течении долгого времени воздействовать на

психику ребёнка для его гармонического развития.

Принято считать, что потребность в любви должна удовлетворяться в семье, а не

в каком – либо общественном заведении. Но данная точка зрения ошибочна. Меня

буквально ошеломляет количество детей, которые явно нуждаются в душевном тепле

и ласке. Взрослому человеку, испытавшему дефицит любви в детском возрасте, очень

трудно научиться любить самому. Кардинальной потребностью человека является

потребность

осознать

себя

личностью,

то

есть

быть

уверенным

в

уважении

со

стороны окружающих, а также в собственной значимости.

Если ребёнок не может адекватно реализовать свои базовые потребности его

охватывают озлобленность и разочарование, причём он считает, что во всём виновато

общество, лишившее их. Они пытаются добиться своего силой или замыкается в

себе. Если личностные потребности детей не реализуются дома и в школе, они

должны

реализоваться

в

системе

дополнительного

образования.

Это

вовсе

не

означает,

что

педагоги

и

обучающиеся

должны

любить

друг

друга

по

специфическому

образцу

семейной

или

романтической

любви,

но

мы

должны

научиться не быть равнодушными и помогать друг другу в решении многих проблем.

Они

получают

у

нас

добрые

взаимоотношения

как

со

сверстниками,

так

и

со

взрослыми. Каждый обучающийся изначально имеет положительную мотивацию, её

лишь надо высвободить. Только там, где между педагогом и обучающимся сложились

дружеские отношения, когда и те и другие в равной степени заинтересованы в успехе

учебного

процесса,

когда

они

сообща

рассуждают

и

решают

вместе

проблемы,

образование

процветает,

-

образование,

подготавливающее

ребёнка

к

счастливой

жизни в нашем сложном, динамично развивающимся мире.

Никогда ещё не существовало такой отчуждённости между детьми и педагогами,

и в то же время никогда нельзя было с такой лёгкостью войти в мир детей, как сейчас.

Мы общаемся между собой на основе того, что нас объединяет, и одно из главных

мест в этом процессе принадлежит средствам массовой информации. Устремления

сегодняшнего ученика формируются под влиянием телевидения и интернета. Дети

открыто, с интересом воспринимают всё то, что предлагают им средства массовой

информации. Они с удовольствием обсуждают телесериалы, не подозревая, что таким

образом

раскрывают

себя

до

глубины

души.

Если

педагог

не

смотрит

эти

телепередачи, не пользуется интернетом и не обсуждает их с детьми, он упускает

благоприятную возможность постичь их внутренний мир.

Сегодня всё большее количество обучающихся неадекватно себя оценивают с

точки зрения потенциального жизненного успеха. Их реакция на неудачи носит

исключительно эмоциональный характер и лишена какой бы то ни было логики. Они

одиноки

и

потому

нуждаются

в

искреннем

участии

доброжелательных

и

неравнодушных педагогов, которые озабочены их сегодняшним поведением. Детям

нужны педагоги, которые будут терпеливо учить их сознательно отвечать за свои

действия. Только тогда они обретут зрелость, уважение и любовь окружающих,

смогут осознать себя полноценными личностями, что в своё время позволит им

избавиться от одиночества.

Список литературы.

1.

Беденко С. В. Влияние манипулятивной направленности личности

руководителя на социально – психологический климат группы: Автореф…

дис. Канд. Психолог. Наук:19.00.05. Ростов – на – Дону: южный

федеральный университет., 2008.

2.

Жичкина А. В., Кравец Е. А., Штукарева С. В., Негативные

психологические последствия обучения в массовой средней школе для

учащихся и их семей. Консультативная психология и психотерапия 2013.

№2. С. 178 – 192.

3.

Щеглова Э. А. Склонность к манипулированию и формы ее проявления в

профессионально – педагогической деятельности: автореф. Дис. ..канд.

психол. Наук:19.00.13. Томск: Томский государственный ун-т, 200.



В раздел образования