Напоминание

Актуальность патриотического воспитания в дополнительном образовании с одаренными детьми


Автор: Бабаева Галина Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Университетский казачий кадетский корпус
Населённый пункт: г.Морозовск
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность патриотического воспитания в дополнительном образовании с одаренными детьми
Раздел: дополнительное образование





Назад




Введение

Задачи

современной

школы

обусловлены

требованиями,

которые

выдвигаются

обществом

к

молодому

поколению,

призванному

соответствовать

веяниям

времени.

Общество

же

заинтересовано

в

выпускниках с развитыми познавательными потребностями, способных

адаптироваться

к

различным

социальным

условиям,

стремящихся

к

саморазвитию и самореализации, умеющих свободно ориентироваться в

современном

информационном

пространстве.

Именно

поэтому

чрезвычайно актуальна организация работы с одаренными детьми.

Цель:

создание

необходимого

потенциала

организационных,

методических

условий

для

комплексного

решения

проблемы

развития

личности

ребёнка,

его

интеллектуальных

возможностей

и

творческих

способностей.

Одаренность (талант) — это системное, развивающееся в течение

жизни качество личности, которое определяет возможность достижения

ч е л о ве ком

н а

о с н о ве

е го

и н т е л л е ктуа л ь н ы х ,

к ул ьт у р н ы х ,

психофизиологических

особенностей

более

высоких,

незаурядных

результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с

другими людьми. Одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой

человек

выделяется

яркими,

очевидными,

иногда

выдающимися

достижениями

(или

имеет

внутренние

предпосылки

для

таких

достижений) в том или ином виде деятельности.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности

(таланта)

определяется

сложным

комплексом

природных

задатков

и

социокультурной

среды,

опосредованного

деятельностью

ребенка

(игровой, учебной, творческой, трудовой). В связи с этим особое значение

3

для проявления и развития способностей имеют условия для собственной

активности одаренных (талантливых) детей и молодежи.

4

1.

Творчество как высшая форма человеческой деятельности

«Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг», -

говорил более трехсот лет назад французский философ и ученый Рене

Декарт. Знаем ли мы сегодня себя «как мозг» не хуже, чем Декарт знал себя

«как мысль»? В новом подходе или, вернее, в новом пути, открывшемся

перед учеными, исследующими деятельность мозга, начали проступать

сквозь

туман

фрагменты

того

знания,

о

котором

говорил

Декарт.

Эти

фрагменты уже складываются в цельную картину, и тесная определенная

связь

между

мозгом

и

мыслью

обнаруживается

на

всех

уровнях

-

от

простейшей реакции до акта творчества. Открытия, сделанные в науках о

мозге за последние годы, позволяют нам взглянуть на проблему творчества

с новых позиций. О творчестве написано много; его рассматривали в

психологии, психиатрии, генетике и других науках, но одна его сторона

осталась вне рассмотрения. Это проблема связи между творческой жилкой

(«Божьим даром») и мозгом как таковым.

«Философский

словарь»

определяет

творчество

как

создание

«качественно новых материальных и духовных ценностей». Новизна - вот

что

отличает

творчество

от

ремесла,

творец

не

может

не

быть

ремесленником - не может не владеть всеми навыками своего ремесла,

ремесленник может и не быть творцом, может и не иметь творческой

жилки.

Чтобы

творить,

надо

иметь

творческие

способности.

Проблема

творческих

способностей

рассматривалась

нами

в

работе

«Творческие

способности

и

индивидуально-психологические

особенности

личности

будущего специалиста».

Определение творчества говорит нам больше о результатах, чем о

мотивах.

Что

заставляет

поэта

писать

стихи,

композитора

-

сочинять

музыку,

инженера

-

создавать

новую

технику?

«Искусству,

-

говорил

Стендаль, - нужны люди меланхоличные и достаточно "несчастные"». У

5

этой идеи во все века находилось немало сторонников. Человека тяготит

груз психических конфликтов, точит червь неудовлетворенности, он на

грани

невроза,

но,

на

его

счастье,

у

него

есть

творческая

жилка,

способность превращать все его тяготы в живопись, музыку, стихи. Сами

творцы, например, Гете, Бетховен, Брукнер, Малер, говорили о творчестве

как об освобождении. Хемингуэю принадлежит знаменитая фраза: «От

многого я уже освободился - написал про это»,

В этом, безусловно, есть доля правды. Разве может быть безмятежен

и

д о вол е н

ж и зн ь ю

и с т и н н ы й

т во р е ц ?

Тво р е ц

-

э то

с а м а

неудовлетворенность!

В

количественном

преобладании

отрицательных

эмоций над положительными современная наука видит глубокий смысл:

да, радость от достигнутого вдохновляет на новые дела, но и страдания не

бесплодны - у сильных духом они удесятеряют силы.

Но

мотивы

творчества

не

могут

исчерпываться

давлением

вытесненных в подсознание конфликтов и стремлением освободиться от

них. Хемингуэй не был бы Хемингуэем, если бы не обладал уникальным

литературным

даром,

избытком

жизненных

сил,

трудолюбием,

артистичностью,

восприимчивостью

к

урокам

европейских

мастеров.

Кроме

«стендалевской

доминанты»

есть

еще

очень

много

мотивов

-

стремление реализовать свой дар, часто угадываемый очень рано, желание

испытать

себя

во

всем

(мотив,

сильно

выраженный

у

Пушкина),

потребность откликнуться на «вечные темы», на запросы того общества, к

которому творец ощущает свою принадлежность, на веления времени;

есть, наконец, удовлетворение первичной своей любознательности.

Словом, творчество - это самовыражение в самом широком значении

этого слова; это процесс, в котором человек выступает как сложное и

нерасторжимое единство биологического и социального, где любой порыв

- лишь фрагмент в многоцветной картине мотивов и потребностей.

6

2. Актуализация вопроса о работе с одаренными детьми

Одаренные

дети

-

национальная

гордость.

Выявление

способных

детей и работа с ними является актуальной задачей школы.

Различают

общую

и

специфическую

одаренность.

Общая

одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые

лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах

деятельности.

От

специфической

одаренности

(математической,

музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо

конкретном виде деятельности.

Интересны проблемы, связанные с художественной одаренностью,

выявлением

и

обучением

таких

детей.

На

развитии

художественных

способностей специализируются, как известно, школы искусств, изостудии

и кружки по рисованию.

За

рубежом

накоплен

немалый

опыт.

Разработана

система

диагностирования

одаренных

детей.

Существует

огромное

количество

специальных

учебных

программ

для

детей

с

повышенными

интеллектуальными и творческими возможностями. В нашей стране этим

вопросам тоже уделяется большое внимание. В развитие отечественной

психологии

по

проблеме

способностей

внесли

большой

вклад

фундаментальные работы Л. С. Выготского «Избранные психологические

исследования», «Развитие высших Функций», «Психология искусства»; Б.

М. Теплова «Способности и одаренность», «Проблемы индивидуальных

различий»; Н. С. Лейтеса «Об умственной одаренности», «Умственные

способности и возраст», «Способности и одаренность в детские годы»; Л.

А. Венгера «Педагогика способностей», Э. А. Голубевой «Способности и

индивидуальность»,

А.

А.

Мелик-Пашаева

«Педагогика

искусства

и

творческие способности» и др.

7

Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, работы с

ними нужна психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и

диагностировать

таких

детей,

разрабатывать

специализированные

программы.

Какого же ребенка считать художественно одаренным? В 1972 г.

Комитет

по

образованию

США

опубликовал

следующее

определение:

«Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по

оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют

высокие достижения в одной или нескольких сферах:

• интеллектуальной;

• академических достижений;

• творческого и продуктивного мышления;

• общения и лидерства;

• художественной деятельности;

• двигательной сфере».

Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. В сфере

художественной деятельности, касающейся изобразительного искусства,

«ребенок

обладает

следующими

признаками: проявляет

очень

большой

интерес

к

визуальной

информации,

в

мельчайших

деталях

запоминает

увиденное, проводит много времени за рисованием или лепкой, весьма

серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них

большое

удовольствие».

Также

«демонстрирует

опережающую

свой

возраст

умелость,

оригинально

использует

средства

художественной

выразительности,

экспериментирует

с

использованием

традиционных

материалов, осознанно строит композицию картин или рисунков». Кроме

того, «его произведения включают множество деталей, его работы отличает

отменная

композиция,

конструкция,

и

цвет,

работы

оригинальны

и

отмечены печатью индивидуальности». Когда же начинает проявляться

художественная

одаренность?

Сложно,

конечно,

говорить

о

8

художественной

одаренности

маленьких

детей.

Говоря

о

ней,

считает

российский исследователь А. А. Мелик-Пашаев, «мы в сущности имеем в

виду не особый дар, присущий конкретному ребенку, имеющему свое лицо

и имя, а скорее некую «возрастную талантливость», которая накатывает,

как волна, едва ли не на всех детей и как волна уходит, хотя и может

оставить добрый след в душевном мире растущего человека».

Английский исследователь Г. Ревеш считает, что раньше всего в

ребенке просыпаются и развиваются способности к музыке, затем - к

математике.

А

что

касается

изобразительного

искусства,

то

«время,

отделяющее

наиболее

рано

развивающегося

художника,

т.

е.

период

примитивных художественных опытов, от настоящего искусства, относится

к концу периода зрелости и началу второй половины юношеского возраста,

т.

е.

к

возрасту

между

17

и

20

годами».

И

вообще,

«исследование

одаренности в детстве не может иметь особого значения, но тем важнее

оно в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не

только проявляются, но и развиваются. Период между 13 и 20 годами

имеет

наибольшее

значение

для

проявления

одаренности.

Даже

способности,

которые

проявляются

в

детстве,

развертываются

лишь

в

юности в действительную одаренность». Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет

(условное ограничение) речь должна вестись, скорее всего, не о выявлении

художественной одаренности, а о развитии художественных склонностей, а

затем

и

способностей,

которые

в

дальнейшем

могут

перерасти

в

«одаренность

-

высокий

уровень

развития

способностей

человека,

позволяющий

ему

достигать

особых

успехов

в

той

или

иной

сфере

деятельности» - по определению Большой Советской Энциклопедии.

Процесс

выявления

способных

детей

достаточно

сложный.

Как

известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в

основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные

9

достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их

склонностям и интересам.

В этой связи нам представляется наиболее значимым трехэтапный

комплекс мероприятий для работы со способными детьми, предложенный

челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских.

«На

первом,

анамнестическом,

этапе

учитываются

сведения

о

высоких

успехах

ребенка

в

какой-либо

деятельности,

полученные

от

родителей и педагогов. Могут быть использованы результаты групповых

тестирований, социальных листов».

Авторами

разработан

опросник

для

выявления

художественных

способностей у детей, который предлагается родителям:

• В каком возрасте Ваш ребенок впервые взял карандаш в руки?

Фломастер? Кисточку?

• Что Вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать?

В

каком

возрасте

ребенок

стал

изображать

маму,

папу?

Воображаемых героев, животных?

Предлагаете

ли

Вы

ребенку

кроме

карандашей,

фломастеров,

красок другие художественные материалы?

• Какое занятие любимое у Вашего ребенка: рисовать, вырезать из

бумаги, лепить (другое)?

• Как часто Ваш ребенок занят любимым делом?

• Что нравится Вашему ребенку больше - раскрашивать готовый

рисунок

внутри

контура

или

работать

с

чистым

листом

бумаги

и

выдумывать самому рисунок?

• Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?

• Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?

• Отведено ли ребенку специальное место для рисования?

• Устраиваете ли Вы дома выставки работ Вашего ребенка? Где?

10

Высказываете

ли

Вы

ребенку

свое

мнение

о

его

работах?

Не

допускаете ли Вы критику в адрес его работ?

• Какими методами Вы поддерживаете интерес к художественному

творчеству

у

ребенка?

Оказываете

ли

Вы

ему

помощь

в

освоении

изучаемого материала?

• Принимал ли Ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по

рисованию? Какие имел результаты?

После

проведения

опроса

родителям

объясняется

роль

семьи

в

развитии

творческого

роста

ребенка:

при

поддержке

родителей

способности развиваются, без нее - нивелируются. Поэтому главная задача

родителей - не оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные

рассматривать как перспективные.

После прохождения первого этапа подводятся итоги - кто из детей,

по мнению родителей, обладает художественными способностями?

На

втором

этапе

проводится

диагностика

ребенка

с

помощью

психологических

тестов.

На

занятиях

можно

предложить

тест

американского

психолога

П.

Торренса.

Этот

тест

предназначен

для

выявления

творческих

способностей

у

детей

6-18

лет

как

одного

из

главных

показателей

творческой

одаренности.

Уникальные

задания

П.

Торренса

позволяют

оценить

спо собно сти,

не

в ы я вл я е м ы е

интеллектуальными, академическими и другими тестами.

П.

Торренс,

а

также

большинство

психологов

считают,

что

«творческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их

способностью к обучению.

Творчество

может

стимулироваться

не

столько

многообразием

имеющихся знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим

устоявшиеся стереотипы». Однако, как считает П. Торренс, «высокие

показатели

теста

не

гарантируют

творческих

достижений,

а

лишь

свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. При отсутствии

11

творческой

мотивации

высокий

уровень

творческих

способностей

не

может гарантировать творческих достижений в искусстве. И, наоборот,

наличие

соответствующей

мотивации

и

овладение

необходимыми

знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может

привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское

мастерство».

В

дальнейшем

на

занятиях

предлагаются

тесты

на

определение интеллектуального уровня, так как большинство психологов

включают в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное

развитие ребенка выше средневозрастного уровня (только такой уровень

обеспечивает основу для творческой продуктивности).

По

определению

итальянского

исследователя

Дж.

Рензулли,

«одаренность

-

это

результат

сочетания

трех

характеристик:

интеллектуальных способностей, творческого подхода и настойчивости».

После прохождения ребенком второго этапа вырабатывается определенное

мнение

о

ребенке.

Конечно,

результаты

теста

еще

не

дают

полного

определения способностей ребенка, потому что в наши дни не существует

общепринятого

научного

определения

одаренности.

В

то

же

время

опубликовано немало тестов по определению уровня интеллектуального

развития

человека,

например

тесты

профессора

Г.

Айзенка.

Законно

возникает вопрос: можно ли измерить то, что неизвестно? Тот же Айзенк

ответил на этот вопрос, ссылаясь на классическую науку: термометр был

изобретен

до

появления

научного

определения

теплоты,

а

результаты

измерений помогли обогатить наши знания и открыть фундаментальные

законы термодинамики.

Если

воспользоваться

аналогией,

предложенной

Г.

Айзенком,

то

проблема

измерения

и

исследования

одаренности,

на

первый

взгляд,

упрощается:

достаточно

указать

на

ту

феноменологию,

в

которой

проявляет себя одаренность. В качестве такого внешнего проявления для

одаренности

выступает

творчество.

Именно

в

этом

сказывается

12

привилегированное

положение

одаренности

среди

других

свойств

человеческой психики. Доктор психологических наук Д. Б. Богоявленская

считает, что научная недифференцированность феноменологии творчества

создает иллюзию, что ее можно измерить одним «градусником». И эти

попытки, по ее мнению, приводят к результатам, похожим на «среднюю

температуру по госпиталю».

Тем

не

менее

энергетическая

модель

одаренности,

несмотря

на

множество фактов, ей противоречащих, продолжает «работать» в силу

инерционности

нашего

мышления

и

отсутствия

убедительной

альтернативы.

Немало

способствовали

этому

методология

факторного

анализа,

востребованная

тестологией,

и

метод

проблемных

ситуаций,

позволивший в свое время представить мышление как самостоятельную

функцию, а затем подвергнуть его научному анализу как продуктивный

процесс.

Своей вершины анализ продуктивного процесса достиг в работах С.

Л. Рубинштейна. В его научной школе были впервые выявлены реальные

детерминанты (определители) инсайта - внеземного озарения, мгновение

которого в принципе невозможно прогнозировать. Ведь инсайт («загадка»)

традиционно

рассматривался

как

явление,

не

обусловленно е

предшествующим ходом мысли.

Многолетняя

практика

тестирования

за

рубежом

и

реальные

достижения в науке, технике и искусстве показали, что творческая отдача

человека и показатели умственных способностей не всегда коррелируют.

Поэтому в середине XX в в науке сформировалась тенденция, которую

отличало стремление выделить некоторую специфическую способность к

творчеству, не сводящуюся лишь к интеллекту. Эта тенденция нашла свое

последовательное воплощение в методологическом подходе Дж. Гилфорда,

выделившего

специальный

фактор,

соответствующий

собственно

13

творческой

способности,

обеспечивающей

«боковое»,

латеральное

(по

Гилфорду - дивергентное) мышление.

Такой подход к явлениям оказался полярным по отношению к ранее

сложившемуся:

творческие

способности

существуют

параллельно

и

независимо от общих и специальных способностей, как самостоятельный

фактор, имеющий свою локализацию. В таком представлении творческая

одаренность теперь как бы противопоставляется общим способностям.

В

последние

два

десятилетия

дивергентность

как

синоним

творчества превратилась в «символ веры» не только зарубежных, но и

отечественных

психологов.

Ее

понимают

как

«способность

мыслить

в

разных направлениях». В то же время Гилфорд стал подвергать критике

тестирование

на

интеллект

и

проблемные

ситуации,

не

дающие

возможности в исследовании выйти в область «около».

В

Европе

и

США

теперь

очень

редко

используют

тесты

типа

«Дорисуй...», «Допиши сказку...» для определения креативности, так как в

них

нет

четко

обозначенного

критерия

ответа,

а

в

оценках

ответов

присутствует откровенный субъективизм психолога.

Ревизия, предпринятая Гилфордом, оказалась лишь реформой, но не

революцией, так как вся методическая реконструкция осталась в рамках

существующей тестовой модели.

В

связи

с

размытостью

границ

творческой

личности

в

мире

не

существует

четкой

статистики

одаренных.

Б.

Блум

(США)

определяет

число

одаренных,

обучающихся

в

очень

быстром

темпе,

в

5%

от

списочного состава.

Академик РАО профессор А. М. Матюшкин, считая, что в нашей

стране

творческий

потенциал

снижается,

советует

всячески

беречь

таланты. Его мнение подтверждается параллельной статистикой: уровень

интеллекта IQ у выпускников российских школ ежегодно снижается на 1,5-

3,0%.

14

В журнале «Завуч» (2000, № 1) Ю. К. Завельский, рассказывая о

работе

Московской

гимназии

1543

с

одаренными

детьми,

дает

следующее «рабочее» определение одаренных детей: имеют более высокие

по

сравнению

с

большинством

остальных

гимназистов-сверстников

интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие

возможности

и

проявления;

имеют

доминирующую,

активную,

ненасыщаемую

познавательную

потребность:

испытывают

радость

от

умственного труда.

В

дополнение

к

этому

он

отмечает,

что

для

одаренных

детей

характерны высокая скорость развития интеллектуальной и творческой

сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по ряду причин на

определенном

этапе

могут

быть

проявлены

далеко

не

все

признаки

одаренности. Он условно выделяет три категории одаренных детей:

дети

с

необыкновенно

высоким

общим

уровнем

умственного

развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в

дошкольном и младшем школьном возрасте);

дети

с

признаками

специальной

умственной

одаренности

-

одаренности

в

определенной

области

науки

(такие

учащиеся

чаще

обнаруживаются в подростковом возрасте);

• учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в

учении,

но

обладающие

яркой

познавательной

активно стью,

оригинальностью

психического

склада,

незаурядными

умственными

резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем

школьном возрасте).

15

3.

Диагностика одаренности

Признаки одаренности ребенка в познании:

- может сразу заниматься несколькими делами;

- любопытен;

- обладает отличной памятью;

- имеет склонность к систематизации и коллекционированию;

- владеет большим словарным запасом;

-

может

прослеживать

причинно-следственные

связи

и

делать

собственные выводы;

- легко абстрагирует мышление;

- любит сам решать трудные задачи;

- имеет хорошие математические способности;

- проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо или

упорство.

Психосоциальные аспекты одаренного ребенка:

- сильно развито чувство справедливости;

- имеет личную систему ценностей;

- легко переплетает реалии и фантазии;

- наделен ярким воображением;

- имеет развитое чувство юмора;

- склонен к преувеличению страха;

- способен к экстрасенсорному восприятию;

- многое понимает и чувствует без лишних слов;

- легко уязвим.

Физические характеристики одаренности:

- высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна;

- рост слишком маленький или слишком большой;

- нередки дефекты зрения (до 8 лет);

- часто страдает отсутствием практических навыков.

16

4. Стратегия работы с одаренными детьми

На

сегодняшний

день

хорошо

зарекомендовал

себя

комплекс

мероприятий

для

работы

со

способными

детьми,

предложенный

челябинскими

исследователями

Н.

Буториной

и

В.

Григорьевских.

Комплекс состоит из трех этапов:

1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов,

групповых тестирований, социальных групповых листов.

2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, с учетом

их склонностей и интересов.

3. Работа педагогов с детьми по специализированным программам,

направленным на развитие и углубление их способностей.

Большое

внимание

должно

уделяться

подготовке

учителей

для

работы

со

способными

и

одаренными

детьми.

Необходимы

целевое

финансирование и специальная подготовка для такой работы. Педагоги

должны

научиться

работать

нестандартно,

заниматься

разработкой

авторских

программ,

уроков,

находить

индивидуальный

подход

к

способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант.

А. Пассов (1982) выделил 3 стратегии обучения одаренных:

• ускорение обучения,

• стимулирование одаренных детей на углубленное проникновение в

изучаемый материал при более широком его охвате;

качественно

иное,

принципиально

новое

содержание,

не

являющееся ни продолжением, ни более широким изложением материалов,

включаемых в общепринятые учебные программы.

Эта стратегия полностью оправдала себя в Ростовской СШ № 2,

являющейся базовой школой Ростовской академии архитектуры и искусств

и школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук.

Пассов предложил 7 принципов специализации учебных программ

применительно к одаренным детям разного возраста.

17

1.

Содержание

учебной

программы

должно

предусматривать

детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем,

которые интегрируют знания со структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных детей должна предусматривать

развитие

продуктивного

мышления

и

навыков

его

практического

применения, что позволяет учащимся переосмыслить имеющиеся знания и

генерировать новые.

3.

Программа

должна

давать

детям

возможность

постоянно

приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации,

прививать им стремление к приобретению знаний.

4.

Программа

должна

предусматривать

наличие

и

свободное

использование соответствующих источников.

5. Программа должна поощрять инициативу и самостоятельность

детей в учебе и развитии.

6.

Программа

должна

способствовать

развитию

сознания

и

самосознания

детей,

пониманию

связей

с

другими

людьми,

природой,

культурой.

7.

Особое

внимание

следует

уделять

сложным

мыслительным

процессам

детей,

их

способностям

к

творчеству

и

исполнительскому

мастерству.

18

5. Работа с одаренными детьми

С.

Callahan

(1978)

рекомендует

следующие способы

стимуляции

творческой активности:

• Доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы.

• Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми

для него предметами и стимулами для развития его любознательности.

• Поощрение высказывания оригинальных идей.

• Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое

использование

вопросов

дивергентного

типа

мышления

(быстрота,

гибкость,

оригинальность

и

точность)

применительно

к

самым

разнообразным областям (пример: «Назовите самые разные варианты ...»).

• Использование личного примера творческого подхода к решению

проблем.

• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Наш

собственный

многолетний

опыт

показывает

реальность

и

высокую эффективность следующих педагогических приемов работы с

одаренными детьми:

- использование авторских программ по курсам Базисного учебного

плана,

учитывающих

реальный

индекс

интеллекта

учащихся

и

особенности их психики;

- методы взаимного обучения;

- методы учебно-исследовательской работы;

- введение элективных курсов и факультативов за счет школьного

компонента Базисного учебного плана.

Эти

направления

можно

отнести

к

вертикальному

обогащению

интеллекта

учащихся.

К

горизонтальной

линии

обогащения

(линия

социального

развития)

следует

относить

развитие

коммуникативных

способностей, преподавание психологии.

19

Все это относится к случаю обучения одаренных в массовой школе.

Так

как

отечественная

система

образования

не

может

позволить

себе

открытие множества школ для одаренных детей, это и есть наши реальные

педагогические

возможности.

К

тому

же,

на

наш

взгляд,

нет

никакой

необходимости

открывать

специальные

школы

для

одаренных.

Они

неизбежно

превратятся

в

очередной

постсоветский

«питомник»

исключительных людей. Следует помнить и о законе больших чисел: если

сформировать

класс

из

одних

лишь

отличников,

через

полгода

в

нем

появятся

свои

двоечники.

Мы

убеждены

в

том,

что

в

каждой

школе

обнаружатся

таланты,

если

создать

соответствующую

образовательную

среду, сформировать хороший психологический климат, увидеть в каждом

ребенке

личность.

«Каждый

человек

самоценен»,

-

утверждал

Ф.

М.

Достоевский. Следуя этой позиции, мы обнаруживаем таланты в любой

школе

-

будь

то

провинциальное

образовательное

малокомплектное

учреждение

или

академическая

школа-лаборатория.

Остается

одно

-

пестовать эти таланты, одухотворяя и морально поддерживая их.

Развитию творческого потенциала личности может способствовать

не только учебная, но и воспитательная работа с детьми. В этом глубоко

убеждены авторы «Петербургской концепции воспитания», созданной под

научным руководством профессора И. А. Колесниковой в 1993 году. Они

призывают педагогов в работе с воспитанниками стимулировать у них

формирование системы творческих отношений к миру, с миром, к людям, с

людьми, к себе, с самим собой. Это произойдет, по их мнению, если будут

созданы педагогические условия для:

- осознания личностью своей неповторимости, самоценности при

адекватности

самооценки,

умении

посмотреть

на

себя

со

стороны,

способности к саморефлексии, самодиагностике;

20

- выработки воспитанником круга жизненных ценностей, лежащих в

гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за

выбор жизненного пути;

-

развития

самостоятельности

и

креативности

мышления,

формирования

когнитивных

характеристик,

обеспечивающих

свободу

ориентации в различных жизненных ситуациях;

- развития и совершенствования индивидуальных каналов и способов

восприятия

мира,

овладения

внутренними

ресурсами

физического,

психического, нравственного самосовершенствования;

-

раскрытия

творческих

задатков

и

способностей,

овладения

креативными формами самовыражения во всех сферах бытия.

Задачей

воспитателя

становится

оказание

помощи

ребенку,

подростку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в освоении

новых социальных ролей в органичной для каждого форме; в создании

имиджа: своего стиля поведения, общения, манеры одеваться, в выборе

социально

приемлемых

способов

индивидуальных

проявлений,

в

отыскании своих тем, своих вопросов в области человеческой культуры,

определении

своих

специфических

функций

в

семье,

школе,

кругу

сверстников.

Взрослый

призван

обеспечивать

и

поддерживать

целостность

субъектных проявлений воспитанника, выражающуюся: в умении увидеть

и

сформировать

жизненную

перспективу,

поставить

перед

собой

долгосрочные

и

сиюминутные

цели,

проявить

ответственность

и

самостоятельность в деятельности, осуществляемой на основе интересов и

свободы

выбора,

дать

критическую

оценку

результатов

и

хода

деятельности, проявить волевые усилия в достижении целей.

Формирование

творческой

индивидуальности

невозможно

без

обеспечения

защищенности,

устойчивости

позиции

воспитанника,

21

гарантий сохранения его чести и достоинства со стороны окружающих, без

приобретения им умения переживать неудачи, преодолевать препятствия.

Проявлению

творческой

индивидуальности

может

сопутствовать

появление таких качеств, как индивидуализм, эгоизм, самовлюбленность,

поэтому

воспитателю

следует

постоянно

помнить

о

необходимости

индивидуальной

и

групповой

рефлексии,

целью

которой

будет

предупреждение или коррекция личностных деформаций такого плана.

Кроме того, помочь в этом отношении может формирование креативно-

творческого

отношения

к

другим

людям,

интереса

к

проявлениям

их

индивидуальности,

умения

оценить,

признать

успех,

достижение,

приоритет того, кто находится рядом.

Результативными в деле воспитания творческой индивидуальности

могут стать такие направления, как:

-

проведение

комплексной

диагностики

психофизиологических,

социальных,

нравственных

и

других

особенностей

учащихся,

уровня

развития отдельных личностных сфер, доминантности какой-либо из них;

этому

сопутствуют

соблюдение

профессиональной

тайны

и

передача

необходимой и возможной информации воспитанникам или их родителям;

знакомство с многообразием способов самопознания и самодиагностики;

- введение в учебные программы курсов типа «Познай самого себя»,

«Твои возможности, Человек», «Человековедение» и др.;

-

проведение

тренингов

по

развитию

креативных

характеристик

мышления,

эмоционально-волевой

сферы,

по

самопрезентации,

саморефлексии и т. д.;

- организации занятий по ТРИЗу (теории решения изобретательских

задач),

развитие

различных

форм

урочной

и

внеурочной

творческой

деятельности;

- создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности

с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций;

22

-

знакомство

с

жизнью

и

деятельностью

замечательных

людей,

проявивших

себя

в

истории

отечества,

в

мировой

истории

как

яркие

индивидуальности;

- проведение совместно со сверстниками, учителями, родителями

дел,

позволяющих

проявить

положительные

результаты

творческой

деятельности

и

приобрести

опыт

индивидуального,

группового,

коллективного творчества (фестивали, работа школьных театров, студий,

ансамблей,

кружков,

объединений;

тематические

вечера,

выставки,

олимпиады, соревнования, презентаций), в том числе в сфере общения и

отношения с людьми;

-

включение

учащихся

в

деловую

сферу,

в

самостоятельную

предпринимательскую

деятельность,

связанную

с

цивилизованным

бизнесом.

Заключение

Итак, организация работы с одаренными детьми очень актуальна в

наше время, так как это вызвано объективной необходимостью, реалиями

современности.

23

Литература

1.

Батурина Г. И., Байер У.Цели и критерии эффективности обучения

// Сов. педагогика, 1975, № 4.

2.

Богоявленская Д. Б.Одаренность: предмет и метод // Магистр,

1994, № 2.

3.

Бодалев А. А. Об одаренности человека как субъекта общения //

Мир психологии, 1998, № 4.

4.

Бондаревская Е. В., Кульневич С. В.Педагогика. - Москва - Ростов

н/Д: Учитель, 1999.

5.

Горбатюк А. Н. Творчество как наивысшая форма человеческой

деятельности

//

Человек:

его

сущность,

развитие

и

проблемы.

Вып. 12. - Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

6.

Личностно-ориентированный

образовательный

проце сс:

сущность, содержание, технологии / Под ред. Е. В. Бондаревской.

- Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.

7.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С.

Лейтеса. - М.: Академия, 1996.

8.

Талант нужно беречь // Мир психологии, 2000, № 1.

9.

Тэкэкс К. Одаренные дети / Под, ред. Г. В. Бурменской и B. М.

Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.

10. Ховард Д. Школа завтрашнего дня. - М.: МЦМСО, 1992.

11. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренов А. В. Развитие школы

как инновационный процесс. - М.: Новая школа, 1994.

24



В раздел образования