Автор: Михалкина Анастасия Геннадьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская республика
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Домашние животные и птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
по теме: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ
Программное содержание:
Коррекционно - образовательные задачи:
- Учить детей понимать и объяснять значение выражений.
-
Закреплять
знания
и
представления
детей
о внешнем
виде
домашних
животных и птиц, о том, где они живут, их повадках, детёнышах, пище,
пользе, приносимой людям;
-
Уточнять
и
расширять предикативный словарь
по
теме:
«Домашние
животные и птицы» (ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться,
лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться
,
перевозить (людей и
грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках)
,
давать (молоко и мясо),
кукарекать, клевать, бегать, летать, драться
,
крякать, клевать, бегать, ходить,
летать,
плавать,
пить
,
охранять,
защищать,
искать,
спасать
(раненого,
утопающего), лаять, бегать, бросаться);
-
Совершенствовать
грамматический
строй
речи
(образование
существительных в
форме
категории
творительного
падежа
прошедшего
времени, употребление предлога «в», деление слов на слоги);
- Закреплять у детей умение работать с предложениями; отвечать на вопросы
полным предложением, аргументируя свой ответ;
- Закреплять правила и навыки плавной речи в элементарных её формах.
Коррекционно - развивающие задачи:
- Продолжать развивать логическое мышление, внимание, фонематические
представления, творческое воображение;
-
Развивать
чувство
ритма,
мелкую
моторику,
координацию
слова
и
ритмизованного движения.
Коррекционно - оздоровительные задачи:
- Совершенствовать длительный нижне-диафрагмальный и речевой выдох,
прослеживающие функции глаз.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать бережное
отношение к природе; навыки взаимопонимания,
доброжелательности,
инициативности;
интерес
ребенка
к
использованию
различных
форм
речевой
активности
в
совместной
деятельности
со
взрослыми и детьми.
Методы и приемы:
Практический – упражнения
Игровой – игры
Наглядный – предметные картинки, муляжи
Словесный – рассказ, беседа
Оборудование: аудиозапись «Узнай по голосу», звоночек, перышко, картина
«Сельский
двор», муляжи
по
теме
«Домашние
животные
и
птицы»,
предметные
картинки
по
теме,
мяч,
волшебный
мешочек,
мольберт,
музыкальный
центр,
ПК,
сюжетные
картины
с
изображением домашних
животных и птиц.
Предварительная работа:
Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями домашних
животных
и
птиц;
разучивание
логоритмических
упражнений
«Барбос»,
«Цыплята», «Барашки и овечки»; беседы и занятия по теме; чтение рассказов.
Индивидуальная работа:
совершенствовать навык владения плавной речью с помощью отраженного
проговаривания с элементами «дирижирования» на слог.
Ход занятия
1. Рефлексия.
Ритуал начала: «Кружочек».
Встанем вместе, встанем в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко ладошку к ладошке прижмем
И с пожеланий день свой начнем:
Я желаю вам удачи, и здоровья, и добра.
Мы хотим, чтоб на планете
1 ребенок
Никто не плакал никогда.
Пусть нам солнце ярче светит,
2 ребенок
Мы хотим большими стать,
Будем счастливы на свете,
3 ребенок
Много, много будем знать
А гостям мы пожелаем
4 ребенок
С пользой время провести.
Интересное увидеть 5 ребенок
И с собою унести.
1a) Психотерапевтическая беседа:
Логопед:
Перед
тем
как
я
приглашу
вас
вместе
со
мной отправиться
попутешествовать, мы с вами вспомним наш девиз: «Говорим меньше —
думаем больше» (дети произносят хором); и основное правило:
Сказать тебе нужно немало,
Спокойно подумай сначала,
Но с этим не надо спешить
Потом начинай говорить.
(Дети
хором
произносят
стихотворный
текст,
сопровождая
его
пантомимой)
Логопед:
ОЙ-ой-ой
Прозвенел звоночек веселый
Мы путешествие начать готовы
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
(Дети садятся на стульчики)
2. Основная часть.
Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в деревню Сосновку, к
бабушке и дедушке. У них большой двор и много животных и птиц. За ними
они хорошо ухаживают, и животные и птицы благодарны своим хозяевам. А
как же, как же…. я забыла…, называются те животные и птицы, которые
приносят человеку пользу, а человек за ними ухаживает?
Дети: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ!
(Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись «Узнай по голосу», В это
время логопед готовит картину «Сельский двор»).
Логопед: Вот мы и приехали! Ребята, давайте поспешим посмотреть и
назвать, животных и птиц, которые живут у бабушки с дедушкой?
Дети: Корова, лошадь, свинья, кролик, коза, … .
Логопед:
Почему
их
всех
можно
назвать
одним
словом
- животные?
(Ответы детей: тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть
туловище, морда, хвост; выкармливают детёнышей молоком и т.д.)
(Дети рассказывают, опираясь на сюжетную картинку «Сельский двор»)
Дети: Гусь, курица, петух, утята, цыплята, ... .
Логопед: А как вы думаете, как эти животные благодарят своего хозяина?
Дети: Корова даёт молоко и мясо; лошадь перевозит грузы и катает людей;
овца даёт шерсть; коза даёт шерсть и молоко; свинья даёт мясо, сало и кожу;
собака охраняет человека и его дом; кошка ловит мышей.
Логопед: Правильно ребята! А это что??? Посмотрите, какое чудо у меня в
руке! (Логопед показывает детям маленькое пёрышко). Это пёрышко. Откуда
оно??? Кто дают нам перья?
Дети: Домашние птицы.
Логопед: Да, домашние птицы, ребята, ценятся за мягкий пух и прочное
перо.
Упражнение на развитие дыхания.
Логопед: А ещё мы знаем, что перышко легко может «улететь», если на
него дунуть. Давайте представим, что наше легкое пёрышко упало к нам на
левую ладошку, подуйте на него и оно улетит, … (на правое плечо, на правую
ладошку и т.д.).
Дети
стоя
выполняют
упражнение
на
развитие
дыхания
(Вдох
носом;
выдох ртом (губы трубочкой)).
Логопед: Молодцы! Вы порадовали меня!
Логопед: У всех домашних животных есть свой дом. Назовите его?
Дети:
1 ребенок: Корова живёт в коровнике.
2 ребенок: Лошадь живёт в конюшне.
3 ребенок: Овца живёт в хлеве.
4 ребенок:Свинья живёт в свинарнике.
5 ребенок: Собака живёт в конуре.
1 ребенок: Кошка живёт вместе с хозяином в доме.
2 ребёнок: Курица живёт в курятнике.
3 ребенок: Гуси и утки живут в птичнике.
Логопед:
Вы справились с этим заданием. А чтобы отправиться дальше,
путешествовать, мы с вами немного отдохнём.
Логоритмическое упражнение, направленное на согласование речи с
движением:
(Дети
выходят
на
ковер и сопряженно со взрослым на каждый слог
синхронно совершают движения руками, ногами, ладонями.
Дети
выполняют знакомое
упражнение).
- скандируют, согласовывая речь с движением кулачка:
У-чил о-вец ба-ран
Ша-гать под ба-ра-бан.
Пер-вым он ша-га-ет сам,
Ба-ра-ба-нит — трам-там-там!
-
руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие
движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко:
Под кры-лом хох-лат-ки
Пря-чут-ся цып-лят-ки.
Ну-ка, дет-ки, вы-ле-зай-те!
Бы-стро лап-ки раз-ми-най-те.
- руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук
дирижера в оркестре:
Жил на у-ли-це Бар-бос,
Был Бар-бос бро-дя-чий пес,
Он по у-ли-цам хо-дил
И из лу-жи во-ду пил.
Как хорошо мы отдохнули, и с новыми силами продолжаем путь. А сейчас
я хочу вам предложить другую игру.
Д/и «Подбери слово» (игра с мячом)
Логопед: Цыплятки прячутся, Барбос ходит, воду пьёт. Ребята, а что ещё
могут делать животные?
Логопед: Что может делать кошка?
Дети: Ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать,
царапаться, мурлыкать, облизываться.
Логопед: Что может делать лошадь?
Дети:
Перевозить
(людей
и
грузы),
пастись,
выступать
(в
цирке,
на
скачках).
Логопед: Что могут делать корова и коза?
Дети: Давать молоко, пастись.
Логопед: Что может делать утка?
Дети: Крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Логопед: Что может делать собака?
Дети: Охранять, защищать, искать, спасать (раненого, утопающего), лаять,
бегать, бросаться.
Логопед: Великолепно! Вы порадовали меня!
(Логопед показывает сюжетную картину, с изображением собаки).
Логопед: Недовольна мама – Жучка: дождик капает из тучки,
И, наверно, весь промок где-то бегающий щенок.
Логопед: А вы, я знаю, очень любите играть. Я предлагаю вам помочь маме
Жучке остановить дождик и поиграть в игру «Весёлые капельки».
Ф/и «Весёлые капельки»
Логопед предлагает детям встать около стульчиков вблизи ПК и закрыть
глаза.
(Дети повторяют заданный ритм синхронно совершая движения руками,
ногами: хлопки в ладоши, шаги на месте).
Логопед: Подошло время знакомиться с новой игрой.
Д/и «Подели слова на слоги»
На мониторе появляются предметные картинки домашних животных.
Дети делят слова на слоги.
Логопед:
Какие
вы
молодцы!
Всё
у
вас
получилось! Очень
хорошо
выполнили задание.
- Мы уже дошли!!! Самое время вернуться в наш двор и посмотреть, что
же там изменилось!
Гимнастика для глаз «Конь »
Гоп-гоп-гоп
– конь
живой (вытянуть перед собой указательный палец,
зафиксировать взгляд на кончике. Прослеживать взглядом движение пальца
влево-вправо.
Голова
неподвижна).
Гоп-гоп-гоп –
он
качает
головой
(прослеживать
движение
пальца
вверх-вниз).
Гоп-гоп-гоп –
вот
какой
красивый он! (Описать в воздухе круг, проследить взглядом).
(Дети сидя выполняют гимнастику для глаз)
Логопед: Во дворе бабушки с дедушкой вас ожидает ещё один сюрприз.
Д/и «Кто кем был? »
Логопед: У меня в руках волшебный мешочек. Мы сейчас с вами поиграем
в игру «Кто кем был?».
Лошадь была жеребенком.
Овца была ягненком.
Коза была козлёнком.
Корова была теленком.
Свинья была поросенком, … .
Логопед: Вы отлично отвечали. Я горжусь вами. А что же ещё интересное
вы можете рассказать о животных?
Р/и «Это интересно»
Логопед: Я, например, знаю, что у лошадей на каждой ноге по одному
пальцу, или копыту.
Ответы детей: А мне читали, что раньше на лошадях воевали; …, что
гусиные семьи очень дружные, и маленькие гусята не уходят от своих
родителей целый год; а я знаю, что домашние утки ценятся за мягкий пух и
прочное перо; …, что коровы прежде чем начать есть траву тщательно
обнюхивают землю, и если на этом участке были раскиданы удобрения,
корова отказывается там пастись; …, что кошки очень хорошо видят в
темноте.
Логопед: Очень было интересно узнать что-то новое от друзей. Пора нам
продолжить путешествие.
Д/и «Объясни значение выражений»
Логопед:
Выберите
из
коробочки картинку–загадку.
Сейчас
мы
с
вами
попробуем объяснить то, про что здесь написано.
Логопед: Что значит выражение «как корова языком слизала» (значит очень
быстро исчез, будто совсем и не было), «как кошка с собакой» (это означает
жить в постоянной ссоре, вражде), «покупать кота в мешке» (это означает
приобретать что-то, не видя, не зная заранее), «носиться как курица с
яйцом» (то есть уделять много внимания тому, кто не заслуживает такого
внимания), «пишет,
как
курица
л а п о й » (значит
пишет
т а к
неразборчиво, что нельзя понять).
3. Заключительная часть.
Логопед: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Пора
возвращаться.
Скажем дружно: «Ах! Как нам понравилось путешествовать!».
Дети: Вдох носом; на выдох – «Ах! Как нам понравилось
путешествовать!» (весело).
4. Итог занятия: (оценка педагогом и детьми)
1.
Как называются те животные, которые приносят человеку пользу,
а человек за ними ухаживает?
2.
Что нового вы узнали во время нашего путешествия?
3.
Что, придя, домой расскажите маме и папе?
4.
Кто сегодня в путешествии тебе понравился? Почему?
5.
В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?
(Анализ учителем - логопедом).
Спасибо вам ребята, желаю вам хорошей и интересной прогулки.