Напоминание

"Формирование развития коммуникативной компетентности младших классов"


Автор: Позднякова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ Наримановский район "СОШ№2" в с. Барановка
Населённый пункт: с. Барановка
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование развития коммуникативной компетентности младших классов"
Раздел: начальное образование





Назад




Позднякова Людмила Николаевна

Филиал МБОУ Наримановский район «СОШ№2» в с. Барановка

учитель начальных классов

Формирование развития коммуникативной компетентности

младших школьников.

«Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу

обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет

нужных ему условии и, если не находит, создаёт их сам.»

Бернард Шоу

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что условия

современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а

коммуникабельность , которую нужно целенаправленно, последовательно

формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может

гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению

различного рода проблем.

Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни

ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром,

изменяется социальный статус и увеличивается потребность в

самовыражении. Проблема обусловлена активными инновационными

процессами в социально-экономической и политической жизни современного

общества, поставившими систему образования перед необходимостью

пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности

младших школьников, их разностороннему развитию и социальной адаптации в

современном обществе.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования

вопросы коммуникативного обучения приобретают особое значения, т. к.

коммуникативная компетенция выступает как интегративная,

ориентированная на достижении практического результата в овладении

языком, а также на образование, воспитании и развитие личности школьника.

Государственный образовательный стандарт определяет цель

современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е.

создание условия для оптимального развития способностей ребенка к

дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя

сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной

сферы, социально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели

возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной

деятельности, основой которой является познавательная деятельность

учащихся.

Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: он

начинает систематическое обучение в образовательном учреждении,

расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется

социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В этот

период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных

интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения

происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Период начального обучения в школе заключает в себе огромные

возможности для развития интеллектуальных и творческих умений младших

школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в

которой возможно максимальное развитие личности, способной к

самостоятельной творческой деятельности.

Модернизация образования на современном этапе предполагает в

качестве одного из основных критериев эффективности учебно-

воспитательного процесса в школе развитие познавательных и

коммуникативных способностей личности, воспитание участников открытого

педагогического процесса с развитыми коммуникативными умениями.

Младшему школьнику, чтобы стать образованным, легко

адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть не

только коммуникативными навыками, но и коммуникативной культурой.

Несовершенство коммуникативных умений не обеспечивают процесса

свободной коммуникации и, в свою очередь, не способствуют развитию

речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению

знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение

школьника.

Цель: показать как на уроках с помощью проблемно- диалогической

технологии через деятельность дети открывают новые знания и как

формируются коммуникативные компетентности.

Я работаю по программе УМК «Начальная школа 21 века »20 лет.

Сделала 5 выпусков по этой программе. Стараюсь чтобы, в каждом ребёнке

не угас огонёк стремления, деятельности. Сама принимаю участие во всех

семинарах и конференциях УМК Начальная школа 21 века. Полученные знания

стараюсь применять в практической работе. Ведь если успешен учитель то и

успешен ученик.

Главное вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в

достижении успеха.

Главная черта, характеризующая сущность коммуникативной

компетентности – это способность и готовность вступать в различного рода

(вербальные, невербальные, письменные, устные) коммуникации с целью

решения задач общения (поиска, передачи информации, быть понятым,

понимать и т.п.). Это проявляется в стремлении вступать в диалог,

обращаться к другому с вопросами, суждениями, высказываниями, в умении

представления себя, заполнения анкет, ведения диалога (письменного и

устного), дискуссии, способности задавать вопросы собеседнику,

конструировать ответы на заданный вопрос, находить вербальные и

невербальные средства формирования и формулирования мысли и т.д.

К целям и задачам в области формирования коммуникативных

компетентности у моих учащихся можно отнести:

учить умению логично и связно построить речевое высказывание;

учить умению выражаться по сути обсуждаемого вопроса;

расширять кругозор, пополнять словарный запас;

учить умению выражать мысль своими словами;

учить умению слушать своих одноклассников, считаться с мнением других

людей;

учить умению работать в группе;

воспитывать толерантность;

учить умению представлять результаты своего труда разными способами,

применять на практике умения, навыки, способы деятельности.

Коммуникативная компетентность детей младшего школьного возраста

развивается во времени и пространстве, это обусловлено социальными

условиями, возрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-

практической деятельностью, организацией эффективной творческой

деятельности школьников, спецификой пространства общения. Его

воспитательная ценность зависит от содержательной стороны,

нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности

структуры, разнообразия форм и методов, а также гибкости

коммуникативных умений педагогов.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она

формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого

общения. Основными источниками приобретения коммуникативной

компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения,

используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт

восприятия искусства. И приобретения эти осуществляются на уроках уже в

начальной школе.

Задачей педагога формирующего коммуникативную культуру, является

установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему

происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного

уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для

достижения этого, на мой взгляд, более всего подходит организация работы

малыми группами.

Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они

находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах

работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи

другого».. Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с

умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к каждый

ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога — это создание атмосферы доверия и

доброжелательности, свободы и взоимопонимания, сотворчество равных и

разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение

между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка

вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети

преодолевают страх.

Педагогическая школьная среда, в которой находится ребенок, обладает

потенциальными возможностями развития коммуникативной

компетентности, способна выполнить свою развивающую функцию в

рассматриваемом аспекте.

В своей работе я уделяю большое внимание развитию коммуникативных

компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения,

классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью

используются следующие задания:

разбор слов по составу;

выделение группы слов с одинаковым корнем;

нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение их

в группы;

нахождение слов с одинаковыми суффиксами;

объяснение лексического значения слов.

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию

высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения

каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем несколько учеников

читают свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как

сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям,

улучшают их структуру и содержание.

Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к

мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения

развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться,

распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат,

координировать различные мнения и приходить к одному, общему. Таким

образом, у учащихся появляется потребность в высказывании, достаточно

уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать

на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять. Учащиеся

умеют сотрудничать друг с другом и с учителем.

Большое значение для развития навыков общения младших школьников

имеет внеурочная деятельность. Она расширяет рамки школьной программы,

формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт

ситуацию успеха для всех учеников, и сильных и слабых. Виды используемых

мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы,

тематические классные часы, праздники. При подготовке этих мероприятий я

стараюсь использовать метод творческих проектов: в 1-2 классах составляю

сама или привлекаю родителей, 3-4 классах обучающиеся учатся выполнять

самостоятельно, а я только направляю. Творческие группы формируются в

зависимости от вида деятельности: артистическая, танцевальная, вокальная,

художественная.

Систематическая работа по формированию коммуникативных

компетенций приводит к тому, что:

Во – первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний

учащихся.

Во – вторых, возрастает интерес учащихся к учению. Ученики не просто

слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в том числе из

дополнительных источников.

В – третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им

приходится передвигаться с места на место, а активные формы обучения

играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении.

В – четвертых, увеличивается количество учащихся с высоким уровнем

коммуникативности.

В – пятых, улучшается память учащихся, внимание.

А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения

коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям,

интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

УМК «Начальная школа 21 века» соответствует стандартам нового

поколения и способствует повышению качества образования.

Основная идея данного УМК – оптимальное развитие каждого ребёнка на

основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста,

способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально

организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли

обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная

проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для

общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере

коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные

планы. Здесь он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации

жизненных планов.

Во-первых,она влияет на учебную успешность. Простой пример, если

ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную

тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной

компетентности) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно,

ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую

учебную деятельность\

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит

процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоционального благополучие в

классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками,

то испытывает психологический комфорт. И наоборот, неумение

конструировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение

дискомфорта, а в дальнейшем может спровоцировать асоциальные формы

поведения и даже агрессию.

В-третьих, коммуникативная компетенция может в образовательном

процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и

благополучия его будущей жизни.

УМК «Начальная школа 21 века» способствует формированию

коммуникативной компетенции. Всё начинается в беседе, когда ученики

отвечают на вопросы учителя, учатся сами задавать вопросы, запрашивать

недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают

выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.

Освоение школьниками жанров письменного общения (поздравить родных и

знакомых открыткой, написать им письмо) идёт на уроках русского языка с

использованием специально подобранной системы упражнений и

проработанной методики.

Главные условия, способствующие развитию коммуникативных умений:

Компетентность учителя. В традиционной школе 60-70% учебного времени

занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к

пассивной и незаинтересованной работе учащихся.

В УМК «Начальная школа 21 века» каждый урок начинается с постановки

проблемы. На уроках присутствует единая внешняя интрига и общие сквозные

герои. Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет

ребёнку применить свою точку зрения, своё мнение, свой жизненный опыт к

одной из них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и

уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений.

Таким образом, я считаю, что стремление внедрять приемы, методы

формирования коммуникативной компетенции в учебный процесс современной

школы, так как, сформированная коммуникативная компетенция гарантируют

рост качественной успеваемости, повышения прочности знаний, повышения

общей эффективности учебного процесса.

Развитие коммуникативных умений и навыков – непрерывный

педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика

и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они

выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с

сотнями учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с

элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи - это те

ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни.

Сформированные коммуникативные умения это уже новообразования

личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием.

Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться

переживаниями, но и сопереживать.

Выводы:

1.На начальном этапе исследования входящие диагностики показали, что

учащихся имеющих высокий уровень коммуникативного развития был очень

низкий процент. После введения упражнений по формированию

коммуникативных компетенций в уроки и во внеурочной деятельности

количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало

значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем

коммуникативного развития.

2. Подобранный комплекс упражнений и методических игр способствует

достижению положительных результатов в формировании коммуникативных

умений младших школьников

3. Значительно увеличился процент учащихся, победителей школьных конкурсов

различного уровня. Они активные участники и великолепные ведущие на

общешкольных праздниках.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению

положительной динамики уровня сформированности коммуникативных

компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна. Исходя их этого,

можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по

формированию коммуникативных компетенций младших школьников

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2002

Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. –

Таллинн, 1998

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:

Педагогика, 1995

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005

.Бурдина М.И. Организация учебного процесса по русскому языку в начальной

школе 2001.

Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения русскому языку в начальной школе.

М.: Изд-во Просвещение, 2006.

Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. возрастная и педагогическая

психология. М.: Изд-во Просвещение, 1992.

Государственный стандарт по русскому языку. 2006.

Денисенко О.А. Русский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005

Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном

образовании. («Управление современной школой. Завуч», №1, 2008г.

Мурзина Н.П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности

педагогов школы. («Начальная школа плюс до и после», №4, 2009г.)

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010

г. (Стандарты нового поколения).

Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития



В раздел образования