Напоминание

Использование современных педагогических технологий на уроках географии


Автор: Чендей Галина Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование современных педагогических технологий на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Современный урок географии с использованием

модульной технологии.

Слайд 1

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский, в учебном процессе главное

превратить деятельность ученика в его самодеятельность.

Слайд 2

Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью

самостоятельно или при консультационно-координирующей помощи учителя

может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет

возможность

выбора

индивидуального

пути

её

освоения

с

учетом

своих

способностей, возможностей и потребностей.

Слайд 3

Модульное

обучение

характеризуется

опережающим

изучением

теоретиче ского

материала

укрупнёнными

бл о к а м и - м од ул я м и ,

а лгорит миза цие й

уч е б ной

д е я т е льно с т и,

за ве рше нно с т ью

и

согласованностью

циклов

познания.

Модуль

рассматривается

как

функциональный

узел,

предназначенный

для

достижения

конкретных

дидактических

целей.

Эти

цели

достигаются

в

результате

организации

самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Слайд 4

Модульное обучение, его цели, содержание, методика организации строится

на

основании

следующих

принципов:

модульности,

структурирования

содержания на обособленные элементы, динамичности, метода деятельности,

гибкости,

сознательной

перспективы,

разносторонности

методического

консультирования, паритетности.

Слайд 5

В

соответствии

с

принципом

модульности,

определяющим

содержание,

методы и организационные формы обучения, модуль рассматривается как

основное средство модульного обучения, законченный блок информации,

включающий целевую программу действий и методическое руководство по

достижению поставленных дидактических целей.

Слайд 6

З а д а ч и

у ч е н и к а

п р и

р а б о т е

с

м о д у л е м :

Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ;

задания для выполнения разного сложности;

материалы для работы (ссылки на источники, приложения);

указания

на

вид

и

форму

работы

(как

овладеть

учебным

материалом:

выучить, составить конспект, решить задачу и пр.);

контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный

или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся).

Слайд 7

Задачи учителя при работе с модулем:

разработка инструкций модулей,

оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление

учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

уточнение модулей при практической работе с ними.

контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.

Слайд 8

На

слайде

представлена

типовая

схема

учебного

занятия.

Сейчас

более

подробно про каждый этап

Слайд 9

Первый этап

Проверка итогов предыдущей работы. Главная задача – установить связь

между обучением учителя и учением школьников, обеспечить готовность

школьников

к

очередному

этапу

работы,

включить

их

в

продуктивную

обучающую деятельность.

Сложность

работы

заключается

в

том,

что

процесс

обработки

новой

информации учеником определяется тем, что он помнит и знает по данной

проблеме. Поэтому, основные вопросы, которые решат учитель на этом этапе,

следующие:

«Как

включиться

в

работу

и

откликаются

на

информацию,

которая звучит в высказываниях учителя и учащихся? На сколько удалось

сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала, каков

общий уровень мотивации класса и можно ли уже приступать к изучению

нового материала?»

Основные действия учителя на этом этапе:

Помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на

повторение;

Организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего

уровня усвоенных знаний;

Создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.

Слайд 10

Второй этап

Презентация нового материала. Учительский монолог бывает необходим для

ведения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися

без помощи учителя, для ознакомления их с дополнительной информацией по

изучаемому

вопросу,

а

также

для

мотивации

учащихся

к

предстоящей

самостоятельной

познавательной

деятельности.

В

условиях

данной

технологии

обучения

время

на

объяснение

нового

учебного

материала

ограничено

необходимостью

как

можно

быстрее

переходить

к

самостоятельной

работе

школьников.

Действия

учителя

на

этом

этапе

работы:

·Выделение основной информации, структура которой будет служить базисом

для изучения темы;

·Поиск

приёмов,

способствующих

активизации

мысли

обучающихся

в

процессе освоения нового материала;

·Стремление при доведении информации к чёткости и простоте изложения;

·Готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Слайд 11

Третий этап – практика под руководством учителя, которая проводится с

целью

установления

«обратной

связи»

и

своевременного

исправления

ошибок

в

понимании

нового

материала

школьниками.

Практические

занятия:1)

первичное

понятийное

обучение;

2)

работа

с

учебником

и

с

опорным конспектом; 3) алгоритмическое освоение умений, навыков (работа

с таблицами, схемами).

Действия учителя:

Задаёт

вопросы

и

приглашает

учеников

отреагировать

на

них

(индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т. п.);

Останавливается и корректно исправляет ошибки или повторяет материал

заново, если чувствует, что школьники чего – то не поняли, стремится не

допускать недопонимания и неточности.

Слайд 12

Четвёртый

этап

независимая

самостоятельная

практика

обучаемых.

Независимая практика – это групповая дискуссия по изучаемой проблеме,

причём

не

детей

с

учителем,

а

между

детьми

по

поводу

изученного

материала.

Педагогу

отводится

роль

организатора

обмена

мнениями

Он

должен уметь вести дискуссию, организуя общение детей друг с другом

(развивающий тренинг – активный семинар, игра «круглый стол» и т. п.).

Слайд 13

Пятый этап – самоконтроль и самооценка результатов работы.

Первоочередной задачей является исключение откровенного принуждения.

Эта проблема решается главным образом

за счёт изменения оценочной

деятельности

учителя

и

учащихся.

В

оценочной

деятельности

учителя

главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов в

оценке труда школьников, а оценочная деятельность школьников связывается

с

обеспеченной

учителем

самооценкой

полученных

результатов

и

дальнейшей процедурой её согласования с педагогом. Этап самоконтроля и

самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на

уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Слайд 14

На

слайде

представлен

лист

учёта

контроля

успеваемости.

Он

может

меняться в зависимости от темы.

Слайд 15

Шестой

этап

подведение

итогов

учебного

занятия.

Подведение

итогов

работы

должно

быть

тесно

связано

с

целями,

поставленными

на

определённых этапах обучения, которые позволят достаточно точно сделать

диагностику

полученного

промежуточного

и

итогового

результатов.

Сравнение целей, поставленных учителем до начала работы с полученным

результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.

Слайд 16

Седьмой

этап

информация

о

домашнем

задании.

Активная

позиция

школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных

усилий

ученика

переносится

на

время

школьного

обучения.

Домашнее

задание чаще всего

приобретает творческий характер, может включать

несколько вопросов на повторение, занимая при этом непродолжительное

время.

Слайд 17

Восьмой этап – контроль усвоения знаний учащимися. Контрольные функции

в

ходе

учебного

занятия

выполняют

различного

рода

тесты,

которые

используются и для отдельных учащихся и для всего класса. Они выявляют

уровень успешности продвижения детей в ходе изучения нового материала, а

так

же

проблемы

и

затруднения,

которые

возникли

в

процессе

работы

школьников.

Контроль

систематический,

наглядный,

объективный.

За

каждый блок учащийся получает от четырёх до шести оценок. Итоговая

оценка складывается из полученных оценок. Таким образом, оценок при

использовании

блочно – модульной технологии много они объективны,

наглядны справедливы.



В раздел образования