Авторы: Кумукова Мадина Ильясовна, Грузинова Ирина Сергеевна
Должность: студент кафедры ГМУ, старший преподаватель кафедры ГМУ
Учебное заведение: Северо-Кавказский Федеральный Университет
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: КОММУНИКАЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Раздел: высшее образование
КОММУНИКАЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Кумукова
Мадина
Ильясовна
– автор
статьи,
студент
института
Экономики
и
управления,
кафедры
государственного
и
муниципального
управления,
специальность
управление
персоналом
38.03.03,
Северо-
Кавказский Федеральный Университет г. Ставрополь
Грузинова
Ирина
Сергеевна
–
соавтор,
старший
преподаватель
института
Экономики
и
управления,
кафедры
государственного
и
муниципального управления, Северо-Кавказский Федеральный Университет
г. Ставрополь
Аннотация. В общении люди создают представление о вас, пытаются
понять ваши мысли и чувства. Не забывайте, что ваше поведение может
повлиять на поведение других людей. Как брошенный в озеро камешек,
который вызвал круги на воде, вы с помощью общения выражаете свое
отношение к окружающим.
Ключевые
слова:
лично сть,
во сприятие,
ком м у н и ка ц и я ,
идентификация, эмпатия.
Восприятие – это умственно-познавательный процесс, заключающийся
в
целостном
отражении
в
психике
человека
предметов,
явлений,
действующих непосредственно на его органы чувств.
Социальное
восприятие
–
изучение,
понимание,
оценка
людьми
социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных единств
и т. д.); процесс формирования в общественном и индивидуальном сознании
образов социальных объектов в результате восприятия, познания, понимания
людьми друг друга.
Восприятие человека человеком в процессе межличностного общения
основано на законах социального восприятия и включает в себя восприятие,
понимание
и
оценку
людьми
друг
друга,
что
позволяет
сформировать
1
адекватный образ собеседника и выбрать соответствующий стиль общения и
взаимодействия. В общем, в ходе социального восприятия, эмоциональная
оценка другого является попыткой понять причины действий собеседника и
предсказать его поведение.
В
процессе
общения
происходит
познание
другого
человека.
Это
подразумевает восприятие не только физических характеристик объекта, но и
его
поведенческих
характеристик,
формирование
представления
о
его
намерениях,
мыслях,
способностях,
эмоциях
и
т.д.
На
основе
внешней
стороны
объекта.
Собеседник
как
бы
«читает»
другого
человека,
расшифровывает смысл его внешних данных, от меры «чтения» другого
человека зависит успех взаимодействия с ним.
Поскольку
межличностное
восприятие
является
одной
из
сторон
общения, особую роль играют ожидания, желания, намерения и прошлый
опыт человека, как особые воспоминания конкретной жизненной ситуации.
Все
это
необходимо
учитывать,
когда
знания
другого
человека
рассматриваются как основа не только для понимания партнера, но и для
согласованных действий с ним. В ходе познания другого человека также
решается ряд задач: эмоциональная оценка партнера по общению, попытка
понять совокупность его действий и основанная на этом стратегия изменения
его поведения и, соответственно, построение его собственной стратегии. При
построении
собственной
стратегии
взаимодействия
коммуникатор
должен
учитывать не только потребности, мотивы и ценности собеседника, но и то,
как он понимает эти потребности, мотивы и ценности партнера. Знание
механизмов
процесса
восприятия
и
понимания
другого
человека
(идентификация, рефлексия, эмпатия, обратная связь и т.д.). Помогает понять,
как коммуникаторы иногда пропускают очевидные сигналы информации в
процессе общения. Рассмотрим эти механизмы.
Идентификация – это процесс бессознательного определения субъектом
себя с другим человеком (группой, людей, образом), когда предположение о
2
внутреннем состоянии собеседника основано на попытке поставить себя на
его место.
Эмпатия – качество личности, способность проникать через чувства в
эмоциональные
переживания
других
людей,
сочувствовать
им,
делиться
своим опытом, реагировать.
Рефлексия
–
это
внутренняя
психическая
деятельность
человека,
направленная
на
понимание
его
собственных
действий
и
состояний;
самопознание своего духовного мира; осознание человеком того, как его
воспринимает партнер по общению.
Обратная связь основана на отзывах партнера по коммуникации.
Обратная
афферентация
–
это
процесс
коррекции
поведения,
основанный
на
информации,
получаемой
извне
от
мозга
о
результатах
текущей деятельности.
Причинная
атрибуция
является
объяснением
действий
другого
человека, когда информация об этих причинах отсутствует. Чаще всего это
происходит
неосознанно,
либо
на
основе
идентификации,
либо
путем
направления
партнера
при
общении
с
определенной
категорией
лиц,
в
отношении которых были разработаны некоторые стереотипные идеи. Дж.
Келли
выделяет
три
типа
атрибуции:
личностный,
стимулирующий
и
косвенный.
Учеными
было
выявлено,
что
наблюдатель
чаще
использует
личную атрибуцию.
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как
субъекта, так и объекта восприятия, поскольку они включены в определенное
взаимодействие, имеющее две стороны: оценивать друг друга и изменять
некоторые характеристики друг друга в силу самого факта присутствия. Здесь
необходимо
добавить,
что
в
процессе
взаимодействия
решается
ряд
коммуникативных задач: процесс обмена информацией, уточнение неясных
данных,
что
позволяет
получить
более
точную
характеристику
объекта
восприятия.
3
На процесс понимания человека человеком также влияют некоторые
искажения понятия другого человека. Это эффекты первого впечатления,
новизны. Наличие этих эффектов особенно важно учитывать в условиях
неискреннего убедительного воздействия.
Стереотипы – это обобщения о группах, которые применяются к лицам,
которые являются членами этой группы. Стереотипы по своей природе не
являются «плохими» – скорее, они являются системами классификации, и
они могут быть очень полезны при встрече с новыми людьми. Мы должны
быть осторожны со стереотипами в том, чтобы чрезмерно обобщать, потому
что люди не всегда обладают всеми характеристиками их предполагаемого
членства
в
группах.
Проблема
со
стереотипами
возникает,
когда
мы
относимся
к
индивидуумам
как
к
обобщениям
групп,
к
которым
они
принадлежат,
и
присваиваем
индивидуальные
характеристики
группы,
не
давая индивидууму возможности действительно быть личностью, отдельным
от характеристик группы.
Первые впечатления важны, потому что они задают тон для будущих
взаимодействий. Это важно, потому что именно так люди склонны помнить
нас. Как первые впечатления, так и последние впечатления имеют тенденцию
быть более важными, чем любые впечатления, которые люди формируют.
Перцептивный набор – это идея, что мы воспринимаем только то, что
хотим
или
ожидаем.
Это
ограничивает
нашу
способность
точно
воспринимать
то,
что
есть
на
самом
деле.
Примером
этого
является
предубеждение, которое мы формируем, когда видим ребенка, завернутого в
голубое. Тогда нам становится трудно представить, что этот ребенок может
быть девочкой. Люди склонны видеть то, что они привыкли видеть.
Идея
эгоцентризма
означает
неспособность
принять
чужую
точку
зрения. Как вы можете себе представить, это мешает нашей способности
точно воспринимать других. Хотя это часто встречается у детей, большинство
из нас перерастают это, но не всегда. В эгоцентризме мы предполагаем, что
4
другие
должны
реагировать
на
ситуации
так,
как
мы
этого
хотим
и
предполагаем.
Как
позитив,
так
и
негатив
влияют
на
нашу
способность
точно
воспринимать
невербальные
сообщения
от
других
людей.
Смещение
позитива означает тенденцию в значительной степени фокусироваться на
положительных качествах другого человека при формировании восприятия
этого человека. Смещение отрицательности означает обратное: склонность
концентрироваться
на
негативных
качествах
другого
человека
при
формировании восприятия этого человека. При смещении негатива даже одна
часть информации может отрицательно повлиять на ваше восприятие этого
человека.
Эти
типы
предубеждений
особенно
влияют
на
коммуникацию
долгосрочных отношений, таких как брак. Удовлетворенные пары склонны
подчеркивать
позитивные
признаки
своих
отношений,
в
то
время
как
недовольные пары склонны подчеркивать негативные.
Характеристики
в
этом
разделе
–
стереотипность,
первичность,
восприятие,
эгоцентризм,
позитивные
и
негативные
акценты
–
все
это
оказывает
сильное
влияние
на
коммуникацию.
Это
может
привести
к
ошибкам в восприятии. Чем больше мы знаем об этих типах ошибок, тем
больше возможностей для их устранения в коммуникациях.
5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асташина, О.В. Коммуникативные стратегии в организации / О.В.
Асташина // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2015. - №
4. - С. 151 - 156.
2.
Бабосов,
Е.М.
Особенности
коммуникации
в
организационных
моделях различных типов / Е.М. Бабосов, А.А. Трусь // Вестник Московского
университета. Серия 18: Социология и политология. - 2015. - № 3. - С. 95 -
114.
3.
Данилова
А.С.
Развитие
корпоративной
культуры
посредством
эффективных коммуникаций организации / А.С. Данилова, О.М. Федорова,
С.В.
Здрестова-Захаренкова
//
Вестник
Северо-Кавказского
федерального
университета. - 2016. - № 2. - С. 42 - 47.
4. Деловые коммуникации / Под. ред. Т.Ю. Анопченко. - М.: КноРус,
2018. - 248 с.
5.
Доронина,
Е.Б.
Повышение
эффективности
создания
и
функционирования сложных систем на основе анализа коммуникативных
процессов / Е.Б. Доронина // Science Time. - 2016. - № 4. - С. 244 - 254.
6. Егоричев, В.А. Системный подход в исследовании организационных
коммуникаций / В.А. Егоричев, П.И. Малярчук, Н.К. Семенова // Молодой
ученый. - 2016. - № 10. - С. 686 - 688.
7. Егоршин, А.П. Деловые коммуникации / А.П. Егоршин. - М.: НИМБ,
2015. - 320 с.
6
8.
Конушкина,
А.О.
Современные
коммуникации:
организационный
подход / А.О. Конушкина, А.В. Федорова // Инновационная наука. - 2015. - №
3. - С. 247 - 252.
9. Кравец, М.А. Алгоритм и методология стратегической диагностики
организационных коммуникаций / М.А. Кравец // Современная экономика:
проблемы и решения. - 2015. - № 4. - С. 55 - 65.
10. Кравец, М.А. Оценка эффективности развития организационных
коммуникаций
/
М.А.
Кравец
//
Современная
экономика:
проблемы
и
решения. - 2015. - № 9. - С. 56 - 62.
11. Лещукова, И.В. Эффективность коммуникаций в организации / И.В
Лещукова // Инновационная наука. - 2016. - № 12-3. - С. 139 - 141.
12. Лисс, Э.М. Деловые коммуникации / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук. -
М.: Дашков и Ко, 2018. - 342 с.
13.
Магулаева,
А.А.
Роль
организационных
коммуникаций
в
эффективности управления предприятием / А.А. Магулаева // Мир науки,
культуры, образования. - 2015. - № 5. - С. 291 - 292.
14.
Мансурова,
Т.Г.
Влияние
внутренних
коммуникаций
на
эффективность деятельности предприятия / Т.Г. Мансурова, Г.Р. Гумерова,
Н.В. Руднева // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6. - С. 1084 -
1089.
15. Никитина, Е.С. Социология коммуникации / Е.С. Никитина. - М.:
Palmarium Academic Publishing, 2014. - 636 с.
7