Автор: Максимова Светлана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Ознакомление дошкольников с природой родного края, как фактор всестороннего развития личности (материал из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление дошкольников с природой родного края,
как фактор всестороннего развития личности
(материал из опыта работы)
Максимова С. П.
воспитатель
МАДОУ «ДС №362 г. Челябинска»
Аннотация: статья посвящена обзору экологической проблемы Челябинской
области. Данная проблематика имеет многогранный характер. В сложных
экологических условиях, во время промышленного бума, приведших к гибели
природных
ресурсов,
особое
значение
приобретает
работа
дошкольного
учреждения по формированию детей бережного отношения к окружающему
миру.
Введение.
Государственные
задачи
РФ, экологические
проблемы
Челябинской
области, законы Челябинской области об экологии, Челябинск в числе самых
промышленных городов области, все это привело нас к единой цели и задачам:
Цель:
становление
у
детей
научно-познавательного,
эмоционально-
нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и
к своему здоровью.
Задачи:
1) Развивать коммуникативные навыки: познавательный интерес, навыки
поисковой
и
экспериментальной деятельности,
умение
находить
выход,
из
проблемной
ситуации,
поддерживать
доброжелательное
общение
в
играх
и
продуктивной совместной деятельности.
2)
Развивать
творческие
способности
детей
через
п е н и е ,
художественную деятельность, создание поделок, рисунков, прививать навыки
правильного поведения на природе, учить понимать необходимость бережного
отношения к природным
ресурсам, научить ребят отражать впечатления в
продуктивных видах деятельности.
Детский
сад
расположен
в
Каштакском
бору,
вдали
от
оживленных
транспортных магистралей. Территория детского сада полностью благоустроена
и озеленена. Дети, посещающие ДОУ, проживают в Металлургическом районе.
Месторасположение нашего учреждения не оставляет нам выбор стать
значимым фактором в экологической ситуации Челябинской области.
Основным средством формирования экологического сознания является
непосредственное общение с живой природой.
Наш детский сад находится в окружении соснового леса. Каштакский
бор
-
ботанический
памятник
природы
в
6
км
от
Челябинска.
Несмотря
на
расположение
рядом
крупного
промышленного
города-
миллионника,
лесопарк
остается
местом,
где
можно
ощутить
настоящее
единение с природой. Высокие корабельные сосны, бурная река Миасс и звуки
диких птиц создают уникальную атмосферу противоположную городской суете.
Дошкольное
учреждение
востребовано
населением
района.
Родители
положительно
оценивают
работу
коллектива
по
созданию
благоприятных
условий
для
пребывания
своих
детей
в
детском
саду.
Создана
единая
сплоченная команда родителей и педагогов.
С
1
августа
2012
года
началась
работа
в
данном
направлении. В
образовательном учреждении созданы условия для экологического образования
детей
дошкольного
возраста.
Основным
средством
формирования
экологического
сознания
является
непосредственное
общение
с
живой
природой. Для этого в ДОУ есть все необходимые условия: на территории
детского сада расположен сад с плодово-ягодными насаждениями и лесной
массив,
где
посажены
разные
деревья,
кустарники;
огород,
цветники
с
многолетними
и
однолетними
растениями,
экологическая
тропа,
дорожка
здоровья, где дети имеют возможность изучать, наблюдать, наглядно познавать
окружающий мир. Была организованна поэтапная работа:
Первый шаг - благоустройство и озеленение территории (создания условий).
Рис.1
Второй
шаг -
реализация
различных
форм
работы
с
воспитанниками
по
экологическому воспитанию.
1) Нетрадиционные формы занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, “Что?
Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Экологический калейдоскоп” и т. п.
2) Создание «Экологического патруля», который контролирует экологическую
ситуацию
на
территории
и
в
здании
детского
сада,
напоминает
правила
поведения на природе всем участникам педагогического процесса! А также не
нарушают девиз детского учреждения.
Девиз:
«Мы
-
хозяева
нашей
природы, а она кладовая солнца со
всеми
сокровищами
жизни.
Рыбе
нужна
вода,
птицам
нужен
воздух,
животным
-
лес,
степи,
горы,
а
человеку нужна природа. И охранять
ее - наша главная цель. Давайте ее
беречь!»
Рис.2
3)
Каждый
квартал
воспитатели
с
воспитанниками
выпускают
газету
«Зеленые
ладошки»
посезонно.
И
рассказывают о своей деятельности
и
помощи,
которую
они
несут
природе!
Рис.3
4)В каждой группе имеется «Экологический уголок», «Природный уголок»,
где
выращиваем
с
детьми
различные
культуры «Огород на подоконнике».
Дети
очень
гордятся
результатами
своего
труда. Выращивая
отдельные
экземпляры
культурных
растений
на
окне,
дети
познают
их
характер,
потребности
на
разных
стадиях
роста
и
развития.
Результаты
своих
наблюдений дети фиксируют в дневник.
Рис.4
В каждой группе огород имеет своё название и свой стиль оформления! В
МАДОУ имеется огород с теплицей, куда потом воспитанники высаживают
свою рассаду, а по осени собирают урожай!
Рис.5
Плоды
Рис.6
5)Имеется кладовая, где дети изучают разнообразие и виды семян их структуру,
а также как можно с помощью природного материала создавать творческие
работы.
6)Трудовая деятельность на территории МАДОУ
Рис.7
7)
Созданная
руками
сотрудников
и
природой экологическая
тропа
непосредственно
на
территории
детского
сада,
позволяет
значительно
расширить
объекты
наблюдения.
Маршрут этой
тропы
предусматривает
следующие объекты:
1. Участок с хвойными и лиственными деревьями - «Уголок леса».
2. Цветник.
3. Огород. Теплица
4. Дорожка здоровья.
6. «Поляна сказок».
7. Метеостанция.
8. Вытоптанные
и
не
вытоптанные
участки
для
наблюдения
изменения
растительного покрова под влиянием вытаптывания.
9. Участки лекарственных трав «Зелёная аптека».
Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе,
наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами,
учатся ценить природу.
Наблюдения природы фиксируем в календаре природы.
8) А также такие формы как:
- Прогулки;
- Экологическим игры «Квест игры»;
- Дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные игры;
- Творческие выставки.
Незаметно и постепенно накапливаются у детей знания о природе, появляется
интерес к ней и любовь.
В результате проделанной работы за 2012-2017 год
в дошкольном
учреждении
педагоги
с
воспитанниками
принимали
участие
и
добивались
положительных успехов в конкурсах:
- на лучшее озеленение и благоустройство территорий ОУ «Цветущий город»;
- конкурсе на лучшее озеленение образовательных учреждений «Оазис»;
- Районной выставке Цветов и плодов;
- Областном конкурсе «Экологический десант»:
- Городской конкурс «Цифровой ветер Челябинска» в номинации «За нами
будущее»;
- разнообразные творческие конкурсы экологической направленности.
Где
представлены
знания,
опыт
работы
всех
участников
образовательного
процесса.
Считаем, что выбранная нами приоритетным экологическое направление в
работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе
решения этой задачи надеемся воспитать экологически грамотного человека,
способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Анализируя работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил
поведения в лесу, в парке, на участке детского сада,
пришли к выводу, что
необходим
тесный
контакт
с семьёй
по
данной
проблеме. Особенность
экологического
воспитания
состоит
в
большом
значении
положительного
примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это
сами,
но
и
значительное
внимание
уделяют
работе
с
родителями.
Здесь
необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что
нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если
взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что
надо беречь природу, если родители сами этого не делают.
Для качественной результативной работы по экологическому воспитанию
необходимо
разработать
авторскую
программу
«Зеленая
аксиома»
для
преемственности
ее
другими
образовательными
учреждениями
без
особых
материальных затрат, при поддержке социальных партнеров.
Только активное участие всех сторон
приведет нас к положительному
результату и будем двигаться дальше.
Список используемой литературы:
1. Кондрашова, М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и
в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
2.
Павлова,
Л.
Игры
как
средство
эколого-эстетического
воспитания.
Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.
3. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом
«Карапуз», 2001.
4. Тугушева, Г. П. Чистякова, А. Е: Методическое пособие: Экспериментальная
деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.
5. Маневцова, Л. М. «Листок на ладони» - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
2004г.
6. Бондаренко, Т. М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж. ТЦ-
Учитель. 2004г.
7.
Рыжова,
Н.
А.
Наш
дом
–
природа.
–
Дидактические
пособия
по
экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А.Рыжова // Дошкольное
воспитание. – 1994. - №7.
8. Кобзева, Т. Г. Холодова, И. А. Александрова, Г. С. Организация деятельности
детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] /– Волгоград: Учитель,
2011. – 329с.
9. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. Детство-Пресс; 2001.
10. Гончарова, Е. В. Моисеева Л.В. Технология экологического образования
детей
второй
младшей,
средней,
старшей,
подготовительной
групп.
Екатеринбург, 2002.
11. Маневцовой, М. М. Саморуковой, П. Г. Мир природы и ребёнок. Методика
экологического воспитания дошкольников. / С-П., 2000/
12. Кондратьева, Н. Н. «Мы» - программа экологического образования детей. /
Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-Пресс», 2000/
13.
Николаева,
С.
Н.,
Комарова,
И.
А.
Сюжетные
игры
в
экологическом
воспитании дошкольников. – М.,: Издательство ГНОМиД, 2003.
14. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.:
Мозаика-Синтез, 2000.
15. Николаева, С. Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. –
М., 1996.
16. Николаева, С. Н. Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: 1988 №№ 2,
6, 8, 12; 1996 № 7; 1998 № 1.
17.
Николаева,
С.
Н.
Воспитание
экологической
культуры
в
дошкольном
детстве. Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
– М.: Просвещение, 2002.
18. Николаева, С. Н. «Эколог в детском саду», Москва, 2003, Мозайка-Синтез.