Напоминание

Рекомендации для родителей по предупреждению нарушения слоговой структуры слова у дошкольников.


Автор: Мартышкина Наталья Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д.с. № 1
Населённый пункт: г. Верхнеуральск Челябинская обл.
Наименование материала: Из опыта работы учителя-логопеда
Тема: Рекомендации для родителей по предупреждению нарушения слоговой структуры слова у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для родителей по предупреждению

нарушения слоговой структуры слова у дошкольников.

Уважаемые родители! Если в речи Ваших детей Вы замечаете

следующие признаки:

Мама, дай МОКО!

Какое высокое ДЕВОРЕ!

Какая зеленая ТАРАВА!

Это ЛИМОНТ, а это

АПЕЛЬСИНТ.

Меня зовут НАТЯ.

Мама, смотри ГЕБЕМОТ!

Сокращение количества слогов;

Пропуск слогов;

Увеличение количества слогов;

Перестановка слогов в слове;

Сокращение стечений согласных;

Добавление согласного в слог;

Уподобление одного слога другому;

Многократное повторение одного слога в слове;

Соединение частей двух слов.

Наличие одного или нескольких таких признаков говорит о том, что у Вашего

ребенка имеются нарушения слоговой структуры слова.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении

слов сложного слогового состава.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям,

но его не стоит оставлять без внимания. У детей с нормальным речевым

развитием такое нарушение проходит к 3 годам.

В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение

слушать, чувствовать и воспроизводить ритм.

Это способствует усвоению

ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему

развитию речи.

Для профилактики и устранения подобного рода нарушений полезно играть в

такие игры:

«Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент», «Сколько раз

ударили в барабан?», «Кто позвал?».

«Веселые

инструменты»:

Берется

музыкальный

инструмент

и

задается

ритмический

рисунок.

Ребенку

нужно

воспроизвести

услышанное

с

помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Движения животных»: Ребенку нужно воспроизвести движения животного

в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку,

медленно, зайчик – быстро с подскоками).

«Доскажи

словечко»:

Используя

отрывки

из

детских

стихов,

известных

ребенку,

взрослый

не

дочитывает

строчку

до

конца.

Задача

ребенка

-

подсказать слово, которое не сказал взрослый («В африке акулы, в африке

гориллы, в африке большие, злые…»)

«Подбери рифму»: ложка- кошка, танки- санки.

«Сравни»

:

Предложите

ребёнку

показать

длинную

полоску,

когда

он

услышит большое слово (машина, учительница, библиотекарь) и короткую

полоску, когда маленькое слово (кит, дыня, ком).

«Паровозик» :выделить

последний

звук

и

подобрать

на

него

следующее

слово-вагончик.

«Мяч передавай — слово называй» : Играющие выстраиваются в круг.

Взрослые называет слово из двух (трех, четырех и т. д) частей. Следующий

игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей.

«Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»: Взрослый

говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар,

са — ни. Затем поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог,

игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.

«Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»: Взрослый бросает мяч,

называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший

мяч,

определяет

количество

слогов,

произносит

слово

по

слогам,

одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.

«Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»: Взрослый бросает мяч, при

этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок,

поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так,

чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики).

При

нарушении

слоговой

структуры

слова

у

ребенка

полезно

сочетать

упражнения артикуляционной гимнастики с движениями рук или ног, а так

же проговаривание слов по слогам с прохлопыванием или протопыванием.

Если у вашего ребенка вызывает затруднение произношение какого-либо

слова, сначала медленно, по слогам несколько раз проговорите («заучите»)

это слово, а потом нарисуйте предмет, характеризующий это слово. Во время

рисования

пусть

ребенок

многократно

проговорит

данное

слово.

В

заключение рисования ребенок уже легко будет выговыривать и данное слово,

и слова со сходной слоговой структурой.

Желаю успехов!



В раздел образования