Автор: Мартышкина Наталья Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д.с. № 1
Населённый пункт: г. Верхнеуральск Челябинская обл.
Наименование материала: Из опыта работы учителя-логопеда
Тема: Рекомендации для родителей по предупреждению нарушения слоговой структуры слова у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей по предупреждению
нарушения слоговой структуры слова у дошкольников.
Уважаемые родители! Если в речи Ваших детей Вы замечаете
следующие признаки:
Мама, дай МОКО!
Какое высокое ДЕВОРЕ!
Какая зеленая ТАРАВА!
Это ЛИМОНТ, а это
АПЕЛЬСИНТ.
Меня зовут НАТЯ.
Мама, смотри ГЕБЕМОТ!
Сокращение количества слогов;
Пропуск слогов;
Увеличение количества слогов;
Перестановка слогов в слове;
Сокращение стечений согласных;
Добавление согласного в слог;
Уподобление одного слога другому;
Многократное повторение одного слога в слове;
Соединение частей двух слов.
Наличие одного или нескольких таких признаков говорит о том, что у Вашего
ребенка имеются нарушения слоговой структуры слова.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении
слов сложного слогового состава.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям,
но его не стоит оставлять без внимания. У детей с нормальным речевым
развитием такое нарушение проходит к 3 годам.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение
слушать, чувствовать и воспроизводить ритм.
Это способствует усвоению
ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему
развитию речи.
Для профилактики и устранения подобного рода нарушений полезно играть в
такие игры:
«Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент», «Сколько раз
ударили в барабан?», «Кто позвал?».
«Веселые
инструменты»:
Берется
музыкальный
инструмент
и
задается
ритмический
рисунок.
Ребенку
нужно
воспроизвести
услышанное
с
помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Движения животных»: Ребенку нужно воспроизвести движения животного
в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку,
медленно, зайчик – быстро с подскоками).
«Доскажи
словечко»:
Используя
отрывки
из
детских
стихов,
известных
ребенку,
взрослый
не
дочитывает
строчку
до
конца.
Задача
ребенка
-
подсказать слово, которое не сказал взрослый («В африке акулы, в африке
гориллы, в африке большие, злые…»)
«Подбери рифму»: ложка- кошка, танки- санки.
«Сравни»
:
Предложите
ребёнку
показать
длинную
полоску,
когда
он
услышит большое слово (машина, учительница, библиотекарь) и короткую
полоску, когда маленькое слово (кит, дыня, ком).
«Паровозик» :выделить
последний
звук
и
подобрать
на
него
следующее
слово-вагончик.
«Мяч передавай — слово называй» : Играющие выстраиваются в круг.
Взрослые называет слово из двух (трех, четырех и т. д) частей. Следующий
игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей.
«Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»: Взрослый
говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар,
са — ни. Затем поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог,
игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.
«Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»: Взрослый бросает мяч,
называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший
мяч,
определяет
количество
слогов,
произносит
слово
по
слогам,
одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.
«Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»: Взрослый бросает мяч, при
этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок,
поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так,
чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики).
При
нарушении
слоговой
структуры
слова
у
ребенка
полезно
сочетать
упражнения артикуляционной гимнастики с движениями рук или ног, а так
же проговаривание слов по слогам с прохлопыванием или протопыванием.
Если у вашего ребенка вызывает затруднение произношение какого-либо
слова, сначала медленно, по слогам несколько раз проговорите («заучите»)
это слово, а потом нарисуйте предмет, характеризующий это слово. Во время
рисования
пусть
ребенок
многократно
проговорит
данное
слово.
В
заключение рисования ребенок уже легко будет выговыривать и данное слово,
и слова со сходной слоговой структурой.
Желаю успехов!