Напоминание

"Дидактические материалы для развития экологической культуры на уроках русского языка"


Автор: Переудина Кристина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №73
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактические материалы для развития экологической культуры на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактические материалы для развития экологической культуры на

уроках русского языка.

В учебнике русского языка материал с экологической направленностью

представлен в небольшом количестве, поэтому можно использовать на уроках

русского языка дидактические материалы с экологической направленностью,

а так же разные формы работы:

1. Работа со словарными словами экологического содержания. Дети дома

находят материал или в библиотеке. Работа с этимологическим и толковым

словарями.

Например:

МЕДВЕДЬ – крупное хищное животное с большим, грузным, покрытым

шерстью телом и короткими лапами.

Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где мед можно найти в

лесу.

Медведь –мёд, ведающий – знающий, где есть мёд.

МАЛИНА – в основу названия положен признак плода, состоящий из малых

частей. Слово малина образовано от слова малый, маленький.

БЕРЕЗА – лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и пахучими

сердцевидными листьями.

Слово береза означает «светлый» и «белый».

2. Для развития орфографической зоркости используются скороговорки с

экологической направленностью. Например: « Лягушки любят лакомиться

ломтиками лососины и лавровыми листиками», «Жутко жуку жить на суку» и

т. д.

3. Для осуществления экологического образования на уроках русского языка

так

же

большую

роль

играет работа с текстом и заданиями учебника,

которые дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся

об

объектах

природы,

их

признаках,

свойствах.

В

процессе работы

с

текстовым

материалом

с

детьми

проводятся

беседы о

значении

леса,

о

правилах

поведения

в

лесу,

о

значении

диких

и

домашних

животных,

причинах сокращения или исчезновения того или иного растения. Работая с

текстом, ребята задумываются, о чем этот текст, отвечают на вопросы. После

беседы делается обобщение. Например:

Богатство природы

Быстрый ручей громко журчал в зарослях черемухи. Но вот выбежал он на

широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил. Со всех

сторон к шумному ручью стекались другие ручьи. Он становился шире и

глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле

поселились различные животные. На поверхности воды закачались белые

кувшинки. Птицы свили гнездо на высоком берегу. Быстрый ручей громко

журчал в зарослях черемухи. Но вот выбежал он на широкий луг. Заблестела

на утреннем солнце вода. Ручей спешил. Со всех сторон к шумному ручью

стекались другие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедли-

лось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различные животные.

На поверхности воды закачались белые кувшинки. Птицы свили гнездо на

высоком берегу. Вода несет жизнь растениям, птицам, животным. Чистая

вода - главное богатство природы. Берегите воду! (73 слова)

Словарная работа.

Запись

на

доске:

в

зарослях,

на

утреннем,

стекались,

замедлилось,

на

поверхности, богатство.

Анализ текста. Беседа. Откуда берет начало ручей? Почему он становится

шире и глубже? Почему замедлилось течение ручья? Чем стал ручей? Кого

приютила речка? Что несет в себе вода? Как нужно относиться к воде? В

каком предложении заключается главная мысль текста?

Задания. Определить характер текста: повествование, рассуждение описание.

Выписать глаголы, характеризующие действие предмета (журчал, выбежал,

спешил, становится). Подчеркнуть орфограммы в этих словах, объяснить их.

Назвать слова из текста с переносным значением (ручей выбежал; ручей

спешил; вода несет жизнь). Назвать восклицательное предложение. С какой

целью автор включил его в текст? Назвать предложение с однородными

членами.

Ориентировочный план 1. Путь ручейка. 2. Превращение ручья в речку. 3.

Речная жизнь. 4. Главное богатство природы.

4. Игры экологического содержания:

1. Игра «Найти описание природы в произведениях».

Одни дети читают текст, не сообщая, о какой теме идет речь. Другие

отгадывают тему.

Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях

дороги, посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся

поправлять свои старые растрепанные гнезда.

Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.

Увидели ребята первых скворцов. Все теплее, шумнее и краше весна.

На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие

пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. А над полянкой

раскрылись подснежники. Вспорхнула первая бабочка.

И. С. Соколов-Микитов. «Лесные картинки» (Весна).

2. Игра «Узнай животное».

Дети находят описания животных в произведениях. Читают отрывки из

произведений в классе или друг другу (работа в парах). По описанию нужно

узнать животное.

ДЯТЕЛ

Спинка у птички черная, крылья пестрые, а на голове красная шапочка. По

стволу дерева словно по лесенке бежит, такие коготки у него цепкие. Бежит, а

сам большим да острым клювом по стволу постукивает. Будто молоточком

стучит, разных жучков да личинок ищет. Язык у него длинный-длинный,

тонкий-тонкий, да еще липкий. Таким языком он из самой узкой дырочки

вредную личинку вытащит. Вытащит и съест, вытащит и съест. Много разных

вредителей леса уничтожает, не зря его лесным доктором называют.

В. В. Чаплина

ЗАЯЦ-БЕЛЯК

Днем он спит, а как начнет темнеть - бежит кормиться, на полянке, на лугу

зеленую травку щипать. А то заберется на огород - капустой лакомиться. Уши

у него длинные, чуткие. Он сразу услышит, если к нему враг крадется.

Убежит подальше от опасности - и вот начнет бегать, вот начнет бегать,

прыгать, следы путать. Это он всегда так делает, а пока волк или лиса следы

разбирают, - глядишь, и спастись он успеет.

В. В. Чаплина

3. Игра «Подбери слово».

Дети, познакомившись с признаками, отгадывают, о каком предмете идет

речь.

1. Серый, маленький, пугливый, шустрый, драчливый. (Воробей.)

2. Черная, серая, крикливая, хитрая, большая. (Ворона.)

3. Большой, лохматый, косолапый, неуклюжий, хищный. (Медведь.)

4. Игра «Подбери глаголы».

1. Морковь (сажают, выращивают, убирают, варят).

2. Сорока (стрекочет, скачет).

3. Сирень (цветет, благоухает, распускается).

5. Викторина по русскому языку «Что? Где? Когда?»

«Знаешь ли ты птиц?»

1. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

2. Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах. Герой

одной из басен Крылова. (Чиж)

3. Название, какой птицы составлено из звуков, которые издают эти

птицы? (Грач)

4. Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных

насекомых, подлежит охране. (Сыч)

На уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе,

почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения,

сочинения, так как главная цель наша не только проверить знания учащихся,

но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми

различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.



В раздел образования