Напоминание

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через взаимодействие с семьёй


Авторы: Калмыкова Татьяна Михайловна, Черемных Татьяна Константиновна
Должность: Старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Урай
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через взаимодействие с семьёй
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников

через взаимодействие с семьёй

Задачи

по

духовно

нравственному

воспитанию

детей

3-4

лет

мы

решаем

через

реализацию

парциальной

воспитательной

программы

«Социокультурные

истоки»

под

редакцией

профессора,

члена-

корреспондента РАЕН Кузьмина И.А.. Главной целью программы является

объединение усилий детского сада и семьи в духовно-нравственном развитии

дошкольников, создание единого пространства для воспитания и развития на

основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Работа

с

родителями

является

важным

ключевым

элементом

в

реализации данной программы. Решающую роль в духовно-нравственном

развитии

ребенка

играет

его

семья,

поэтому,

недостаточно

формировать

систему ценностей у детей в детском саду. Необходимо формировать единую

систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. С этой

целью в программе предусмотрены совместные с родителями мероприятия,

организуется взаимодействие по книгам для развития.

В

группе

с

детьми

3-4

лет

мы

проводим

работу

по

первичному

восприятию детьми социокультурных категорий Слово, Образ, Книга.

В

начале

учебного

года

мы

познакомили

родителей

с

книгами

для

развития детей.

Это книги для чтения «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга» и

альбомом для рисования. Договорились с родителями о сотрудничестве в

процессе ознакомления детей с основными произведениями, предложенными

в книгах, и о совместной деятельности в процессе подготовки и проведения

совместных занятий и мероприятий.

Представили

родителям

тематический

план

на

учебный

год

по

программе

«Социокультурные

истоки»,

основой

которого

является

обращение к семье и ближайшему окружению ребёнка, семейным ценностям

и традициям, что для ребёнка 3-4 лет является значимым и самым ценным в

восприятии окружающей действительности.

В

приемной

нашей

группы

мы

оформили

папку-передвижку

с

информацией

по

программе,

где

предусмотрены

сменные

странички

для

размещения информации по мероприятиям на предстоящий месяц.

2-3

раза

в

месяц

в

соответствии

с

темой

и

содержанием

книг

для

развития мы размещаем в приемной и выдаем родителям копии страниц из

книг для развития с потешками, песенками, сказками и иллюстрациями к ним

и предлагаем вместе с детьми читать их дома в свободное время, обсуждать и

выполнять предложенное домашнее задание к прочитанным произведениям.

Большой популярностью пользуется как в группе, так и дома альбом для

рисования,

где

дети

имеют

возможность

раскрасить

картинки

к

уже

знакомым им сказкам.

В результате такой работы в нашей группе появились альбомы: свой, у

каждого ребёнка,

под названием «Мои истоки». В альбом вошли работы,

созданные родителями и детьми, как дома, так и в детском саду.

Содержание книг для развития направлено на ознакомление детей с

основными

духовно-нравственными

категориями,

такими

как

любовь

к

близким людям, ласковое и теплое отношение к членам семьи, забота о

близких и др.

Из бесед с родителями мы выяснили, что дети охотно слушают сказки,

стихи, подпевают знакомые песенки, т.к. они им знакомы. В детском саду в

специально

отведённое

время,

во

второй

половине

дня

мы

с

ребятами

ежедневно обращаемся к произведениям из книг для развития, используем их

в

других

видах

деятельности:

коммуникативной,

игровой,

в

качестве

художественного слова в изобразительной и

музыкально-художественной

деятельности.

В театрализованной деятельности часто обращаемся к различным видам

театра,

при

помощи

которых

дети

принимают

на

себя

роли

сказочных

персонажей и с удовольствием воспроизводят содержание уже знакомых им

сказок.

В

начале

учебного

года

(сентябрь

октябрь)

для

успешной

социализации детей в новой группе и в новом для многих коллективе, мы

предложили родителям оформить альбом «Я и моя семья», где размещены

семейные фотографии. Этот альбом был и остается очень популярным, дети

сейчас

уже

самостоятельно

часто

обращаются

к

нему,

с

удовольствием

рассказывают о том, кто изображен на фото, как могут, стараются рассказать

о

событиях,

запечатлённых

на

фотографиях,

кроме

коммуникативного

развития это позволяет детям еще раз приобщиться к семейным ценностям,

вспомнить ласковые слова, обращённые к близким людям, прочувствовать

трепетное отношение к любимым маме, папе, бабушке, сестрёнке и т.д.

Из

страничек

альбома

для

рисования

мы

сделали

книги

с

иллюстрациями уже прочитанных нами сказок «Репка», «Теремок», впереди

работа над книгой «Маша и Медведь».

Совместные

занятия

с

родителями

мы

начали

с

традиционных

мероприятий, и первое занятие было приурочено к празднику День Матери в

ноябре.

В течение месяца мы планомерно готовились, была организована работа

с детьми и родителями. Мы вместе с детьми вспоминали, как ласково мамы

называют своих деток, какие ласковые слова говорят они друг другу. Мамы

готовили

колыбельные

песенки,

которые

поют

своим

деткам

на

ночь.

В

результате

получилась

интересная

встреча

в

группе,

где

дети

с

мамами

играли, пели песенки, танцевали, и в альбомах появились первые странички.

В

преддверии

Новогодних

праздников

мы

вместе

с

родителями

оформили альбом «Семейные традиции встречи Нового года и Рождества».

Рассматривание этого альбома вместе с детьми позволило каждому ребёнку

вспомнить и ещё раз приобщиться к приятным воспоминаниям и чувствам,

которые возникают у них в праздничные дни, когда вся семья собирается

вместе, все испытывают положительные эмоции, поддерживаются традиции,

существующие в каждой семье.

Для альбомов «Мои истоки» в процессе подготовки к Новому году мы с

ребятами

сделали

тематические

странички

со

стихами

и

песенками

и

картинкой-раскраской с изображением нарядной новогодней елки.

В феврале в группе прошло итоговое занятие совместно с родителями по

теме

«Образ

Свет а»

«У

Солнышка

в

го стях».

Мамы

с т а л и

непосредственными участниками совместной деятельности, исполняли роли

персонажей

Цыплёнка

и

Зайчика

(Би-Ба-Бо).

Дети

охотно

включились

в

совместную игру, с удовольствием принимали участие в игровых заданиях,

особенно

интересно

прошли

игровые

моменты

с

участием

родителей.

Ключевым моментом на занятии стало определение роли Солнышка, его

тепла и света для всего живого на земле, для животных, растений и для

людей, тёплый солнечный свет сравнили с теплыми мамиными руками и

каждый ребёнок подарил свое тепло мамам и другим детям.

Одной

из

задач

программы

«Социокультурные

истоки»

является

приобщение детей к чтению. Для решения этой задачи в группе традиционно

оформляется книжная полка с русскими народными сказками, тематическими

книгами по лексическим темам, в режимных моментах в течение дня дети

имеют возможность самостоятельно и вместе с воспитателем рассматривать

книги,

составлять

сказки

по

сюжетным

картинкам

по

знакомым

литературным произведениям.

На

родительском

собрании

в

январе

мы

с

родителями

обсудили

возможность совместного участия в мероприятиях, организованных на базе

детской

библиотеки.

Родители

с

удовольствием

откликнулись

на

это

предложение.

И

уже

2

февраля

мы

посетили

воскресное

семейное

мероприятие

«Громкие чтения с бабой Капой «Сказки на подушках». Ребята и родители

совершили увлекательное путешествие с пингвинёнком По-ро-ро, приняли

участие в изготовлении картинки по сказке, а самое главное – узнали, что

нужно обязательно помогать друг другу, не оставлять близких людей в беде.

С

родителями

и

организаторами

мероприятия

д о с т иг ну т а

договоренность, что подобные мероприятия наша группа будет посещать

ежемесячно, с предварительным обсуждением тематики в соответствии с

содержанием программы «Социокультурные истоки».

При организации и проведении совместных с родителями мероприятий

мы столкнулись с проблемой, которая заключается в том, что дети 3-4 лет по-

разному реагируют на присутствие родителей в группе, кто-то перестает

слышать воспитателя, кто-то просто может сидеть на коленках у мамы, не

отпуская ее от себя. Но мы думаем, что в процессе дальнейшей активной

совместной работы это можно преодолеть, мы планируем чаще приглашать

родителей в группу для участия не только в совместных занятиях, но и в

режимных

моментах,

это

позволит

детям

адаптироваться

к

присутствию

родителей в группе и более продуктивно взаимодействовать на совместных

занятиях.

Реализация

программы

«Социокультурные

истоки»

в

группе

компенсирующей

направленности

имеет

особое

значение.

Подготовка

к

совместным мероприятиям с родителями дома, продуктивная деятельность

по

созданию

работ

для

оформления

альбомов,

восприятие

произведений

устного народного творчества, русских народных сказок, пение коротких

легко

запоминающихся

песенок

и

потешек,

повторение

танцевальных

движений и имитация поведения и звуков животных-сказочных персонажей,

все

это

способствует

формированию

речевой

активности,

устойчивости

внимания,

эмоционального

отклика

на

происходящие

события,

позволяет

развивать

мелкую

и

крупную

моторику,

слуховое

во сприятие,

звукоподражание.

В

результате

у

ребёнка

формируется

активный

и

пассивный

словарный

запас,

эмоционально-положительный

настрой,

складывается ситуация успеха, которая является условием для формирования

адекватной

самооценки,

предотвращает

возникновение

эмоциональной

отчуждённости, которая часто проявляется в тревожности, негативизме и

агрессии.

Активное взаимодействие родителей с ребёнком в условиях детского

сада,

возможность

наблюдать

опыт,

имеющийся

у

других

родителей,

в

дальнейшем

позволит

родителям

приобрести

новые

способы

общения

с

детьми,

корректировать

собственное

поведение

и

воспитать

доброго,

уважающего себя и свою семью человека, настоящего патриота своей страны.



В раздел образования