Авторы: Калмыкова Татьяна Михайловна, Черемных Татьяна Константиновна
Должность: Старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Урай
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через взаимодействие с семьёй
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников
через взаимодействие с семьёй
Задачи
по
духовно
–
нравственному
воспитанию
детей
3-4
лет
мы
решаем
через
реализацию
парциальной
воспитательной
программы
«Социокультурные
истоки»
под
редакцией
профессора,
члена-
корреспондента РАЕН Кузьмина И.А.. Главной целью программы является
объединение усилий детского сада и семьи в духовно-нравственном развитии
дошкольников, создание единого пространства для воспитания и развития на
основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Работа
с
родителями
является
важным
ключевым
элементом
в
реализации данной программы. Решающую роль в духовно-нравственном
развитии
ребенка
играет
его
семья,
поэтому,
недостаточно
формировать
систему ценностей у детей в детском саду. Необходимо формировать единую
систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. С этой
целью в программе предусмотрены совместные с родителями мероприятия,
организуется взаимодействие по книгам для развития.
В
группе
с
детьми
3-4
лет
мы
проводим
работу
по
первичному
восприятию детьми социокультурных категорий Слово, Образ, Книга.
В
начале
учебного
года
мы
познакомили
родителей
с
книгами
для
развития детей.
Это книги для чтения «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга» и
альбомом для рисования. Договорились с родителями о сотрудничестве в
процессе ознакомления детей с основными произведениями, предложенными
в книгах, и о совместной деятельности в процессе подготовки и проведения
совместных занятий и мероприятий.
Представили
родителям
тематический
план
на
учебный
год
по
программе
«Социокультурные
истоки»,
основой
которого
является
обращение к семье и ближайшему окружению ребёнка, семейным ценностям
и традициям, что для ребёнка 3-4 лет является значимым и самым ценным в
восприятии окружающей действительности.
В
приемной
нашей
группы
мы
оформили
папку-передвижку
с
информацией
по
программе,
где
предусмотрены
сменные
странички
для
размещения информации по мероприятиям на предстоящий месяц.
2-3
раза
в
месяц
в
соответствии
с
темой
и
содержанием
книг
для
развития мы размещаем в приемной и выдаем родителям копии страниц из
книг для развития с потешками, песенками, сказками и иллюстрациями к ним
и предлагаем вместе с детьми читать их дома в свободное время, обсуждать и
выполнять предложенное домашнее задание к прочитанным произведениям.
Большой популярностью пользуется как в группе, так и дома альбом для
рисования,
где
дети
имеют
возможность
раскрасить
картинки
к
уже
знакомым им сказкам.
В результате такой работы в нашей группе появились альбомы: свой, у
каждого ребёнка,
под названием «Мои истоки». В альбом вошли работы,
созданные родителями и детьми, как дома, так и в детском саду.
Содержание книг для развития направлено на ознакомление детей с
основными
духовно-нравственными
категориями,
такими
как
любовь
к
близким людям, ласковое и теплое отношение к членам семьи, забота о
близких и др.
Из бесед с родителями мы выяснили, что дети охотно слушают сказки,
стихи, подпевают знакомые песенки, т.к. они им знакомы. В детском саду в
специально
отведённое
время,
во
второй
половине
дня
мы
с
ребятами
ежедневно обращаемся к произведениям из книг для развития, используем их
в
других
видах
деятельности:
коммуникативной,
игровой,
в
качестве
художественного слова в изобразительной и
музыкально-художественной
деятельности.
В театрализованной деятельности часто обращаемся к различным видам
театра,
при
помощи
которых
дети
принимают
на
себя
роли
сказочных
персонажей и с удовольствием воспроизводят содержание уже знакомых им
сказок.
В
начале
учебного
года
(сентябрь
–
октябрь)
для
успешной
социализации детей в новой группе и в новом для многих коллективе, мы
предложили родителям оформить альбом «Я и моя семья», где размещены
семейные фотографии. Этот альбом был и остается очень популярным, дети
сейчас
уже
самостоятельно
часто
обращаются
к
нему,
с
удовольствием
рассказывают о том, кто изображен на фото, как могут, стараются рассказать
о
событиях,
запечатлённых
на
фотографиях,
кроме
коммуникативного
развития это позволяет детям еще раз приобщиться к семейным ценностям,
вспомнить ласковые слова, обращённые к близким людям, прочувствовать
трепетное отношение к любимым маме, папе, бабушке, сестрёнке и т.д.
Из
страничек
альбома
для
рисования
мы
сделали
книги
с
иллюстрациями уже прочитанных нами сказок «Репка», «Теремок», впереди
работа над книгой «Маша и Медведь».
Совместные
занятия
с
родителями
мы
начали
с
традиционных
мероприятий, и первое занятие было приурочено к празднику День Матери в
ноябре.
В течение месяца мы планомерно готовились, была организована работа
с детьми и родителями. Мы вместе с детьми вспоминали, как ласково мамы
называют своих деток, какие ласковые слова говорят они друг другу. Мамы
готовили
колыбельные
песенки,
которые
поют
своим
деткам
на
ночь.
В
результате
получилась
интересная
встреча
в
группе,
где
дети
с
мамами
играли, пели песенки, танцевали, и в альбомах появились первые странички.
В
преддверии
Новогодних
праздников
мы
вместе
с
родителями
оформили альбом «Семейные традиции встречи Нового года и Рождества».
Рассматривание этого альбома вместе с детьми позволило каждому ребёнку
вспомнить и ещё раз приобщиться к приятным воспоминаниям и чувствам,
которые возникают у них в праздничные дни, когда вся семья собирается
вместе, все испытывают положительные эмоции, поддерживаются традиции,
существующие в каждой семье.
Для альбомов «Мои истоки» в процессе подготовки к Новому году мы с
ребятами
сделали
тематические
странички
со
стихами
и
песенками
и
картинкой-раскраской с изображением нарядной новогодней елки.
В феврале в группе прошло итоговое занятие совместно с родителями по
теме
«Образ
Свет а»
«У
Солнышка
в
го стях».
Мамы
с т а л и
непосредственными участниками совместной деятельности, исполняли роли
персонажей
Цыплёнка
и
Зайчика
(Би-Ба-Бо).
Дети
охотно
включились
в
совместную игру, с удовольствием принимали участие в игровых заданиях,
особенно
интересно
прошли
игровые
моменты
с
участием
родителей.
Ключевым моментом на занятии стало определение роли Солнышка, его
тепла и света для всего живого на земле, для животных, растений и для
людей, тёплый солнечный свет сравнили с теплыми мамиными руками и
каждый ребёнок подарил свое тепло мамам и другим детям.
Одной
из
задач
программы
«Социокультурные
истоки»
является
приобщение детей к чтению. Для решения этой задачи в группе традиционно
оформляется книжная полка с русскими народными сказками, тематическими
книгами по лексическим темам, в режимных моментах в течение дня дети
имеют возможность самостоятельно и вместе с воспитателем рассматривать
книги,
составлять
сказки
по
сюжетным
картинкам
по
знакомым
литературным произведениям.
На
родительском
собрании
в
январе
мы
с
родителями
обсудили
возможность совместного участия в мероприятиях, организованных на базе
детской
библиотеки.
Родители
с
удовольствием
откликнулись
на
это
предложение.
И
уже
2
февраля
мы
посетили
воскресное
семейное
мероприятие
«Громкие чтения с бабой Капой «Сказки на подушках». Ребята и родители
совершили увлекательное путешествие с пингвинёнком По-ро-ро, приняли
участие в изготовлении картинки по сказке, а самое главное – узнали, что
нужно обязательно помогать друг другу, не оставлять близких людей в беде.
С
родителями
и
организаторами
мероприятия
д о с т иг ну т а
договоренность, что подобные мероприятия наша группа будет посещать
ежемесячно, с предварительным обсуждением тематики в соответствии с
содержанием программы «Социокультурные истоки».
При организации и проведении совместных с родителями мероприятий
мы столкнулись с проблемой, которая заключается в том, что дети 3-4 лет по-
разному реагируют на присутствие родителей в группе, кто-то перестает
слышать воспитателя, кто-то просто может сидеть на коленках у мамы, не
отпуская ее от себя. Но мы думаем, что в процессе дальнейшей активной
совместной работы это можно преодолеть, мы планируем чаще приглашать
родителей в группу для участия не только в совместных занятиях, но и в
режимных
моментах,
это
позволит
детям
адаптироваться
к
присутствию
родителей в группе и более продуктивно взаимодействовать на совместных
занятиях.
Реализация
программы
«Социокультурные
истоки»
в
группе
компенсирующей
направленности
имеет
особое
значение.
Подготовка
к
совместным мероприятиям с родителями дома, продуктивная деятельность
по
созданию
работ
для
оформления
альбомов,
восприятие
произведений
устного народного творчества, русских народных сказок, пение коротких
легко
запоминающихся
песенок
и
потешек,
повторение
танцевальных
движений и имитация поведения и звуков животных-сказочных персонажей,
все
это
способствует
формированию
речевой
активности,
устойчивости
внимания,
эмоционального
отклика
на
происходящие
события,
позволяет
развивать
мелкую
и
крупную
моторику,
слуховое
во сприятие,
звукоподражание.
В
результате
у
ребёнка
формируется
активный
и
пассивный
словарный
запас,
эмоционально-положительный
настрой,
складывается ситуация успеха, которая является условием для формирования
адекватной
самооценки,
предотвращает
возникновение
эмоциональной
отчуждённости, которая часто проявляется в тревожности, негативизме и
агрессии.
Активное взаимодействие родителей с ребёнком в условиях детского
сада,
возможность
наблюдать
опыт,
имеющийся
у
других
родителей,
в
дальнейшем
позволит
родителям
приобрести
новые
способы
общения
с
детьми,
корректировать
собственное
поведение
и
воспитать
доброго,
уважающего себя и свою семью человека, настоящего патриота своей страны.