Автор: Федяев Александр Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Барятинская СОШ"
Населённый пункт: с.Барятино, Калужская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Обновление деятельности учителя физкультуры в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел: полное образование
Введение.
1. Методу круговой тренировки отдаётся большое предпочтение
уже на протяжении нескольких лет. Особенно хорошо он
зарекомендовал себя в сельской малокомплектной школе, где
количество учащихся в классе не превышает 8-10 человек. На таких
уроках в условиях жёсткого лимита учебного времени метод
круговой тренировки позволяет индивидуализировать нагрузку
каждого ученика с учеником достигнутого им уровня физического
развития, приучает к самостоятельному творческому участию в
освоении учебной программы при развитии физических качеств.
При этом активно используется весь арсенал стандартного и
нестандартного оборудования, установленного как в спортивном
зале, так и на спортивной площадке.
В третьей учебной четверти, когда проводятся занятия по лыжной
подготовке, рекомендую всем учителям использовать метод
круговой тренировки, так как он позволяет увидеть практически все
ошибки, которые допускают учащиеся, выполняющие
определённые задания учителя.
В настоящее время немного возрос интерес к лыжной
подготовке. Одна из причин этого – укомплектованность школ
лыжами. Но найдётся немного детей, желающих осуществлять
передвижение на лыжах кругами целый урок подряд, или пробегать
те же круги на время. А затем их, уставших, ждут следующие
уроки. К тому же и экипировка довольно обременительна: большое
количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые
надо нести в школу и обратно.
Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что
учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают
умения технически правильно передвигаться на лыжах, они
привыкли лишь бегать на них. Такие уроки превращаются в
самоистязание школьника. Поэтому детей надо учить технически
правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид
спорта. Кстати , техника таких движений сохраняется на всю жизнь,
а вот выносливость со временем теряется. Но работа над техникой
развивает и выносливость. Отсюда вытекает основная цель лыжной
подготовки в школе: научить детей владеть лыжами. Поэтому, метод
круговой тренировки наиболее подходит для занятий по лыжной
подготовке.
Занятия лыжной подготовкой.
В пятых классах абсолютно все занятия (за исключением
зачётных), необходимо проводить методом круговой тренировки,
так как учащиеся ещё учатся познавать азы лыжных ходов. Чтобы
учащиеся не мешались друг другу на станциях, места, где они
занимаются, ограничиваются разметкой, которая выполнена из
специально заготовленных палочек, воткнутых в снег. Это
позволяет учителю наблюдать границы того или иного объекта, за
который не разрешается выходить учащемуся до сигнала о
завершении работы на данной станции.
При изучении темы «Скользящий шаг», учащиеся работают со
специально подготовленными палочками длиной 40-50
сантиметров, которые крепятся на руках при помощи шпагата. Это
делается для того, чтобы учащиеся научились выполнять маховые
движения прямыми руками, где руки идут до отказа назад, что
облегчает передвижение лыжника. На другой станции учащийся
занимается уже без вспомогательных палочек, то есть уже
имитирует те движения руками, которые научился выполнять на
предыдущей станции. Сам же учитель постоянно находится в
движении и указывает на недочёты, которые совершает тот или
иной учащийся. Такая индивидуальная работа приносит
соответствующие плоды, так как ученики обращают внимание
только на работу на своей станции и поглощены учебным
процессом. Они не могут слышать того, что говорит учитель тому
учащемуся, к которому он подошёл, чтобы указать на недочёты.
Нередко приходилось слышать смех в адрес учащегося, у
которого что-то не получается со стороны его одноклассников.
Дабы избежать таких усмешек в среднем звене, я рекомендую
проводить занятия с индивидуальным подходом. Учащиеся
стараются выполнять то или иное задание учителя и при этом не
обращают внимание на своих товарищей, потому что они
выполняют совершенно другое задание и совершенно другие
элементы. В данном случае плотность урока увеличивается и 45
минут вполне достаточно, чтобы выполнит поставленные цели на
данный урок.
Но в любом классе есть учащиеся, которые лучше подготовлены и
этой категории учеников необходимо усложнить задание. При
работе с этой группой учащихся необходимо помнить и то, чтобы
учащиеся не перенапрягались, что может привести к различным
заболеваниям и потере интереса к уроку. Ученик должен уходить с
занятия довольным, получив массу приятного, а не «загнанным».
Переходя от станции к станции необходимо соблюдать временной
режим и давать возможность немного отдохнуть. Это делается для
того, чтобы ученик мог спокойно переключиться на выполнение
другого элемента.
Во время отдыха учащиеся проводят различные разминочные
упражнения (потягивания, наклоны в стороны, повороты на месте
переступанием), а также ходьба скользящим шагом.
Занятия лыжной подготовкой методом круговой тренировки
требует от учителя заранее подготовленной лыжной трассы. В
частности используется 5-6 кругов по 100-150 метров,
располагающихся в шахматном порядке, или внутри одного круга
длинной 550-600 метров. Второй вариант более подходит для
занятий, так как учитель может контролировать всех без
исключения учащихся. Но первый вариант хорош тем, что у
учеников появляется шанс на то, чтобы разнообразить свой отдых
во время перехода от одной станции к другой. Иногда
целесообразно, чтобы учащиеся освободились от лыж, отстегнув
крепления. Это делается для того, чтобы более качественно были
размяты ноги, которые находились определённое время в
напряжении. Упражнения самые разнообразные и довольно таки
простые: различные потягивания, растяжка ног, прыжки на месте,
короткие (до 10-15 метров) пробежки и т.д. Не надо забывать и о
том, что время работы на определённой станции строго ограничено
и не должно превышать 3,5-5 минут. За это время учащийся
выполняет 100-150 повторений одного и того же элемента, которые
автоматически погружаются в память ученика и он начинает
работать на подсознании. С переходом на другую станцию задание
должно усложниться, но не настолько, чтобы ученик, попробовав
выполнить данное упражнение, перестал заниматься. Такое в моей
практике уже случалось и поэтому пришлось заново продумывать
ход дальнейшего занятия. Следующая станция включает в себя тот
же самый элемент, которым занимались на предыдущей станции, но
с добавлением простого, нового элемента.
Например: на станции 1 ученик выполняет скользящий ход без
лыжных палок (так сказать имитирует его), на второй станции он
выполняет скользящий ход с помощью специально подготовленных
палочек, которые крепятся под мышки рук и создают рукам прямое
положение, что позволяет выполнять резкие маховые движения
вперёд-назад. За отведённое время ученик проходит 2-3
контрольных круга и если у него нет недостатков, то есть
замечаний, то он готов перейти на следующую станцию, но уже
усложнённую. Необходимо также помнить и о том, чтобы учащиеся
контролировали своё состояние (показания частоты сердечных
сокращений). Если учитель видит, что ученику очень тяжело даётся
данный этап, то необходимо его отправить на предыдущий и так
далее, чтобы организм не был переработан. Более сложные
станции - это заключительные, где необходимо показать те умения,
которые он приобрёл на предыдущих станциях – это скоростные
станции, где ученик пытается показать хорошее время. Это
позволяет ориентироваться учащемуся на конкретный результат и
по достоинству оценивать свои реальные возможности.
Рассмотрим это на примере.
При изучении темы «Стартовый разгон» учащийся должен
показать хорошее время во время разгона на дистанции 100 метров.
Заранее подготавливается 4 стартовых поля, которые являются
станциями. Первая станция – беговая. Учащиеся выполняют
ускорения без лыж 3-4 раза, последний забег на время. Возникает
вопрос: «Почему без лыж?». Ответ довольно таки простой – это
своеобразная разминка для каждого ученика, его группы мышц
разогреты полностью и готовы к выполнению поставленных задач
на урок и перед ним. Вторая станция – стартовый разгон без
лыжных палок. Это позволяет сконцентрироваться на этапе и
выиграть доли секунд при прохождении этапа. Третий этап –
стартовый разгон с лыжными палками, позволяет
усовершенствовать те навыки, которые были получены во время
прохождения второго этапа. Но на этой станции немного проще, так
как у ученика есть помощник – это палки. Четвёртая станция –
итоговая. Ученик должен показать лучшее время, используя всего
три попытки, здесь он выкладывается полностью. В этом случае мы
говорим о выносливости учащегося, который обязан показать все
свои знания, умения и навыки при изучении данных элементов. Не
надо забывать и о ловкости. Некоторые ученики имеют различные
дефекты и поэтому, приходится подготавливать индивидуальные
задания по различным группам здоровья. Это должен делать
каждый учитель во избежание перегрузок и травм. Задания
готовятся по группам: основная, подготовительная и специальная.
Рекомендуется следующая форма подготовки заданий. На
отдельных станциях разрешается проводить облегчённые
упражнения, такие как обычная ходьба на лыжах прогулочным
шагом, чтобы ученик понял, что он также является личностью и
звеном класса, что он не просто присутствует на занятии, но и
выполняет задания, данные ему учителем. При этом у него
постепенно начинает развиваться координация движений, которая
до этого момента практически отсутствовала, стремление показать
определённый результат типа такого: «А я сегодня на уроке проехал
пять кругов!». Круг равен пятистам метров. Для таких учеников это
своего рода уже победа и на следующее занятие он придёт с охотой,
и будет стремиться выполнить более сложное задание. Не беда в
том, что он опять же Работает на этой же станции, хотя её можно
заменить и добавить немного усложнённую станцию, такую как
передвижение скользящим шагом с поочерёдным отталкиванием
лыжными палками на четыре счёта. Конечно, будет получаться
немного «коряво», но он будет стараться. В этот момент его
необходимо подбадривать и периодически хвалить, что придаст
уверенности ученику.
Но не надо забывать и о том, что ученик обязан отдыхать не менее
минуты после каждого ускорения. Он в размеренном темпе
возвращается назад, работа рук и палок произвольная, дыхание
должно быть ровным. Перед стартом обязательная проверка
частоты сердечных сокращений, которая после забега должна
увеличиться на 35-40 ударов в минуту. Казалось бы, 45 минут для
проведения этого занятия очень много, но несколько раз проведя
данные занятия я убедился в следующем, что этого слишком мало,
так как ученики выполняют ускорения и им необходим отдых,
чтобы восстановиться. Но опыт показывает, что этого времени
вполне достаточно, чтобы отработать полностью поставленные
перед учащимися задачи. Метод круговой тренировки показывает
необходимость её применения непосредственно в сельской
малокомплектной школе, по той простой причине, что
осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику. И не
обязательно ставить сверхзадачи на урок, достаточно поставить
перед ними минимальную, которая должна выполниться
полностью, а затем, с успехом трудность немного увеличить.
Метод круговой тренировки при занятиях
гимнастикой и акробатикой.
Хотелось бы остановиться на занятиях, которые проводятся во
второй четверти, то есть гимнастике и акробатике.
При проведении данных занятий необходимо использовать метод
круговой тренировки в парах. Это делается по той простой
причине, чтобы избежать травматизма среди занимающихся. Один
ученик выполняет задание, другой в это время отдыхает и является
страхующим. Для проведения занятий используются всевозможные
подручные предметы и инвентарь, но можно также выполнять
упражнения и без помощи инвентаря, используя смекалку учителя.
Поэтому , заранее готовятся специальные карточки – задания, на
которых указываются различные упражнения и способы их
выполнения, а также, очерёдность их выполнения, в зависимости
темы и целей урока. При изучении кувырков вперёд и назад
необходимо выполнять подготавливающие упражнения. Не для кого
не секрет, что это один из самых сложных элементов для учащихся
среднего звена. Поэтому рекомендую проводить занятие по
следующей схеме.
Обязательная разминка для всех групп мышц, упор делается на
шейные позвонки, туловище (вращательные движения), растяжки
(самые простые: перекатывание с одной ноги на другую в
положении «средняя стойка», выпады вперёд и назад для
соблюдения координации движений), используя набивные мячи
весом 1 килограмм. Образуются следующие станции:
«группировки», где учащиеся выполняют имитацию группировки
на четыре счёта. Это делается для того, чтобы ученик отработал «до
автоматизма» данное положение. Из обычной стойки полный
присед, подбородок прижат к груди, руки на коленях и прижимают
колени к груди. После 18 – 20 повторений ученик запоминает это
положение и при выполнении кувырка ошибок практически не
бывает. На другой станции необходимо использовать набивной мяч,
для того, чтобы закрепить знания по группировке. Мяч
прижимается к животу, а учащийся пытается во время выполнения
приседания, коснуться мяча подбородком.
Многие дети при выполнении кувырка перекатываются через
плечо. Чтобы легче выполнялся данный элемент, необходимо
подложить под мат гимнастический мостик, для того, чтобы
получился своеобразный склон. Наклоняясь вперёд, ребёнок
автоматически выполняет кувырок вперёд без усилий и ему
необходимо помнить лишь об одном, порядке группировки. Ещё раз
повторяю, что эти элементы выполняются в парах. В момент
выполнения элемента «страхующий» отдыхает, а затем меняются
местами. Разрешается выполнить 10 – 12 кувырков, чтобы перейти
на следующую станцию.
Кувырок назад необходимо выполнять с подготавливающих
упражнений. Стоя у гимнастической стенки, учащиеся выполняют
ухваты руками перекладины, это делается для того, чтобы при
выполнении кувырка назад руки шли в положение для страховки и
при этом отпадает перекат через плечо. Всё это пригодится при
выполнении кувырка с возвышенности, то есть с наклонной
плоскости. Учащемуся достаточно отпустить руки от мата и он под
действием силы тяжести покатится назад. Необходимо следить
только лишь за группировкой тела. Переходя от станции к станции,
учащиеся заканчивают занятие на последних станциях: кувырок
вперёд, кувырок назад, кувырок вперёд и назад. Для выполнения
заданий на последних станциях необходимо, чтобы ученики
выполняли данное задание не более 6 – 8 раз, это где–то 2 -2,5
минуты, так как у некоторых детей (особенно специальной группы)
может возникнуть головокружение, тошнота. В этом случае
рекомендуется проводить гимнастику для глаз, головы, шейных
позвонков.
В старшем звене все нагрузки регламентируются и выполняются с
переходом от простых к сложным. После выполнения каждого
элемента, необходимо проверить состояние ученика, то есть частоту
сердечных сокращений, а также, произвести запись в специальном
листке. На основании показаний ЧСС можно судить о том, каково
состояние учащегося, может ли он дальше продолжать выполнение
данных заданий, или его отправить на более упрощённую станцию.
Необходимо делать упор на упражнения, связанные с гибкостью,
пластичностью, добиваться, чтобы учащиеся выполняли элементы
красиво, а каждый этап выполненного элемента имел
завершающую стадию.
Очень хорошо зарекомендовал метод круговой тренировки при
рассмотрении темы «Опорный прыжок и лазанье по канаты в три
приёма». Для проведения данного занятия требуется только
наличие каната, конь и два козла высотой 120 сантиметров.
Получается, что учащиеся проходят только шесть станций:
опорный прыжок через козла способом согнув ноги, лазанье по
канату, зажимая канат стопами, опорный прыжок через козла козёл
в ширину, лазанье по канату, наматывая канат на стопу, опорный
прыжок через коня, лазанье по канату обычным способом. Для
наиболее подготовленных учеников можно добавить ещё одну
станцию – лазанье по канату без помощи ног, но при условии, что
занимающимся на каждой станции отводится 2 – 3 минуты, то
придётся сокращать время отдыха на каждой станции с 1,5 минуты
до 45 секунд, а отдых для учащихся необходим. Во-первых, на всех
снарядах работают все группы мышц и им необходим отдых, во-
вторых, необходимо, чтобы восстановилось дыхание, так как
ученик – живое существо, а не робот, который не знает сбоев в
работе. В-третьих, занимаясь физической культурой, учащийся
должен укреплять, а не способствовать проявлению различных
заболеваний.
Значение метода для учащихся
.
Огромное значение профилактике различных заболеваний среди
учащихся на занятиях физической культуры на протяжении многих
лет. Одной из задач, которую претворяю в жизнь, является –
привитие интереса учащихся к игровым видам спорта. Над этой
проблемой я работал на протяжении нескольких лет и убедился, что
только занятия спортом, а именно – игра, способствует укреплению
здоровья и отказ от вредных привычек. Учащийся не должен
бояться более сильного в спортивном отношении учащегося, у него
должен проявиться стимул – победить его, чтобы доказать, что –
непобедимых нет. Всё это я стараюсь привить ученику с первых
занятий спортом, чтобы в дальнейшем у него воспитывалось такое
чувство, как стремление к победе, независимо от того, кто перед
тобой – чемпион или обычный любитель. Все эти качества:
спортивная злость, стремление к победе, азарт, любовь к спорту –
отодвигают на второй план приобщение детей к вредным
привычкам. Перед ними уже не стоит выбор, куда пойти и чем
заняться, чтобы провести время – они выбирают спорт. Только
занятия спортом и физической культурой, способствуют росту
спортивного мастерства и отказа от вредных привычек, а заодно и
уменьшению различных заболеваний.
Приходя в спортивный зал, ученик задаёт себе всегда три
вопроса: «Зачем я сюда пришёл?», «Чего я должен добиться?», «Что
необходимо сделать, чтобы добиться положительного результата?».
И поэтому, при проведении внеклассных спортивных
мероприятий приходится использовать метод круговой тренировки,
так как каждый учащийся стремится выполнить то или иное
задание и при этом показать, что он не хуже остальных учащихся.
Пусть у него не всё получилось правильно, но в следующий раз он
выполнит данное упражнение по всем правилам и докажет, что он
уже немного подрос физически. При проведении таких
мероприятий все ученики выполняют одно и то же задание
поочерёдно, и каждый старается выполнить упражнение правильно,
без ошибок, но как бы учащийся не старался, у кого-то всё равно
будет присутствовать недочёт. Особое внимание уделяется
воспитанию у учащихся чувства взаимовыручки, товарищества,
развитию дружеских отношений, сплочению коллектива, привитие
интереса к спорту, к повседневному занятию физической культурой.
Всё это может быть достигнуто только лишь в том случае, когда у
учащегося присутствует стремление к занятиям, участию в
повседневной спортивной жизни школы. И только в этом случае
может быть достигнут положительный результат. Метод круговой
тренировки при проведении внеклассных мероприятий, позволяет
привлечь большее количество учащихся для участия в любом
мероприятии, независимо от того, какого типа данное мероприятие
– интеллектуального или спортивного характера. При проведении
интеллектуальных игр, учащиеся с более слабыми физическими
кондициями, показывают очень хорошие знания. Но вот парадокс,
который я замечаю на протяжении все своей педагогической
деятельности – более слабые учащиеся хорошо знают порядок
выполнения того или иного элемента, могут указать, какие
возможные ошибки возникают при выполнении элемента, но
практически выполнить данный элемент могут посредственно. Это
говорит о том, что существует два вида учащихся: «теоретики» и
«практики». «Практикам» всё даётся очень легко, для них
выполнение элемента даётся просто, и они получают от
выполнения задания удовлетворение, независимо от того, какая
станция – для начинающих, для учащихся, имеющих средние
способности или сложная станция. Поэтому, учителю необходимо
регламентировать и дозировать нагрузки для всех видов групп
здоровья учащихся. Для специальных и медицинских групп
здоровья необходимо ограничиваться наипростейшими
разминочными упражнениями и проведением игр с меньшей
подвижностью.
Хочется привести такой пример, который основан на опыте
работы. Учащиеся со средними физическими кондициями наиболее
физически сильны в некоторых игровых видах спорта, таких как
настольный теннис, шахматы, шашки, волейбол.
Настольный теннис развивает такие качества как, гибкость,
пластичность, подвижность, реакция, присутствие координации
движений. Все эти качества можно развить только лишь при
регулярном занятии спортом.
Листок самоконтроля.
Метод круговой тренировки позволяет остановиться на каком -
нибудь одном качестве и учитель подбирает основные подводящие
упражнения для развития данного качества. Нередко ученики сами
предлагают учителю подготовить комплекс тех или иных
упражнений на развитие определённого вида качества, и они с
удовольствием выполняют данные задания. Теперь всё зависит
только от учителя, который просто обязан подготовить данные
упражнения, а также листок для самоконтроля учащегося.
Дата
Фамилия
имя
Кл.
№
этапа
качества
Кол-
во
Упр.
время
ЧСС
1-
10
11-
20
21-
30
31-
45
1.
гибкость
2х3
Подх
2
2 –
2,5
мин.
2.
сила
3х2
2
1,5-2
Мин.
3.
Корд.
Движ.
4
3
2-3
Мин.
Итог
Сред.стат.
Листок самоконтроля учащегося на занятии.
На основании показаний ЧСС и выполненных упражнений можно
судить о том, к какому уровню подготовленности относится тот или
иной учащийся, низкому, среднему, высокому. При работе на
станции, для того, чтобы учащийся был «поглощён» выполнением
элементов с большим интересом, необходимо использовать
музыкальное сопровождение. Музыка должна работать не очень
громко, но так, чтобы учащийся не сбивался при подсчёте
необходимого количества, выполненных элементов. Она
благоприятно влияет на мозг человека и в свою очередь является
сигналом для завершения работы на станции. Момент выключения
или уменьшения звучания магнитофона или проигрывателя
означает, что необходимо переходить к следующему упражнению,
независимо от того, выполнил или не выполнил учащийся до конца
данное задание. Отметку о выполнении задания учащийся делает в
маршрутном листе.
Анализируя маршрутные листы, учитель делает вывод, к какому
уровню подготовленности относится тот или иной учащийся.
Какую оценку он заработал на занятии, хотя оценку может
выставить себе и сам учащийся, по результатам тестовых заданий,
которые обозначаются цифрами в маршрутном листе в графе
«количество выполненных упражнений», в нижней части.
Примерные задания.
Карточка №1
1.
Из виса на гимнастической стенке выполнить поднимание ног,
согнутых в коленном суставе, до касания коленями груди 3
подхода по 5 раз, отдых после выполненного элемента 1
минута, запись ЧСС.
2.
Из положения, лёжа на спине руки за головой пальцы рук в
«замке», выполнить поднимание туловища с касанием локтями
коленей скрестно, 3х15 раз, отдых в положении лёжа 45
секунд, запись ЧСС.
3.
Выполнить полуприсед дугами внутрь руки вверх – наружу,
3х5 раз, отдых 30 секунд, запись ЧСС.
Карточка №2.
1.
Из положения основная стойка выполнить полушпагат с
перекатом вправо, влево, меняя положение опорных ног, 3х3
раза, отдых в положении лёжа на спине с поднятыми прямыми
ногами вверх 30 секунд. Запись ЧСС.
2.
Из положения основная стойка, выполнить наскоки на
возвышенность (Н – 60 см.) толчком обеими ногами
одновременно, с приземлением на две ноги, 4х15 раз, отдых в
положении наклон туловища вперёд, руки опущены вниз и
находятся в статическом положении. 30 секунд после каждой
серии прыжков. Запись ЧСС.
3.
Выполнение комбинации «Упор присев – упор лёжа», 3х10
раз, отдых 1 минута после выполнения каждой комбинации,
запись ЧСС. (Противопоказание: данное упражнение
запрещается выполнять учащимся со специальной группой
здоровья).
Карточка №3
1.
И. п. – лёжа на спине, набивной мяч (1 кг. ) в руках за головой:
1 – поднять туловище руки с мячом вверху, 2 – закрепить мяч
между стопами ног, 3 – опустить туловище вниз, 4 – поднять
ноги с мячом и передать мяч в руки, 5 – вернуться в и. п., 4х8
раз, запись ЧСС.
2.
И. п. – два учащихся лежат на матах друг напротив друга на
спинах, выполнение броска набивного мяча весом 1 кг.
напарнику, который находится на расстоянии 3 метра. 3х10
раз, отдых 20 секунд после выполнения каждой комбинации,
запись показаний ЧСС.
3.
И. П. – лёжа на спине, на мате, перекатывание учащегося
вправо, влево с набивным мячом в руках, руки являются
продолжением туловища, 4х6 раз, отдых после выполнения
двух серий 30 секунд, запись показаний ЧСС.
Такие карточки позволяют учащемуся самостоятельно выполнять
то или иное задание. Учителю же остаётся только осуществлять
контроль и выступать в роли страхующего, при этом,
контролировать временной режим. Задача учащихся – выполнять
задания в размеренном темпе, соблюдая при этом, все требования
по технике безопасности, так как ученик должен покинуть
спортивный зал абсолютно здоровым, у него должно остаться
приятное воспоминание о том, что он сумел выполнить,
поставленную перед ним задачу. И только тогда, мы вновь увидим
нашего ученика в зале, а ни где-нибудь при совершении различных
проступков. Выполняя упражнения по методу круговой тренировки,
учащийся постоянно контролирует свои силы и возможности, но
при этом никогда не отказывается от выполнения более сложных
элементов, по отношению к предыдущим. И со временем, он из
специальной группы переходит в подготовительную, а затем и в
основную. Но для достижения этой цели необходимо время,
терпение ученика и самого учителя, постоянные занятия,
тренировки, не только во время занятий, но и во внеурочное время,
потому, что в этом должен быть заинтересован сам ученик.
Заключение.
Данный метод помогает учителю при проведении занятий
увеличить плотность урока, а это означает – усвоение более
обширного материала. На вопрос, который я задавал учащимся о
периодичности занятий физической культурой, практически все
школьники ответили, что хотели ли бы заниматься ежедневно. Это
подтверждает мысль о том, что школа в селе зачастую оказывается
единственным очагом приобщения ребят к этим занятиям,
возможностью организованного проведения досуга.
Проблема «Привитие интереса учащихся к игровым видам
спорта» и нынешняя между собой тесно переплетаются. В первом
случае – ученик был первым помощником учителя при проведении
различных соревнований, а также занятий, на которых
рассматривались темы с игровыми видами спорта, во втором случае
– школьник также оказывает помощь при проведении занятий, но
занимая при этом второстепенную роль, он уже сам находится в
роли «учителя», так как рассмотрев предложенное задание,
выполняет его, при этом следит за временным режимом и
точностью выполнения упражнений. Быстрота – не главный козырь,
при выполнении задания, а точность и правильность выполненных
элементов. Перед учеником стоит обязанность выполнить элемент,
а для этого необходима настойчивость, старательность,
справедливость. В этот момент у учащихся начинают проявляться
организаторские навыки, поэтому в дальнейшем они могут стать
хорошими помощниками взрослых не только в проведении игр, но
и занятий по данному методу, а это немаловажно в условиях
малочисленной школы. Для проведения занятий по методу круговой
тренировки необходимо, чтобы присутствовала при подборе
упражнений доступность, простота и ненавязчивость. Нельзя
подбирать очень сложные комбинации упражнений, чтобы не
отбить охоту от занятий физической культурой. Порой можно
использовать подручные приспособления, которые мы встречаем
практически на каждом шагу. Это позволяет увеличить интерес к
занятиям со стороны школьников. Поэтому я считаю, что за данным
методом большое будущее, и он в скором времени принесёт
реальные плоды в сельской малокомплектной школе, а значит и
новые победы на школьном спортивном Олимпе.
Реферат
на тему
: «Круговая
тренировка – как одна из
форм проведения занятий по
физической культуре».
Выполнил учитель
физической культуры:
Федяев А. М.
Муниципальное образовательное учреждение
«Асмоловская средняя общеобразовательная школа»
2008 год.
Содержание.
1. Введение. стр. –
2. Требования к уровню подготовки учащихся. стр. –
3. Занятия лыжной подготовкой. стр. –
4. Занятия акробатикой и гимнастикой. стр. –
5. Круговая аэробика. стр. –
6. Значение метода для учащихся. стр. –
7. Листок самоконтроля. стр. –
8. Заключение. стр. -