Автор: Елизарова Лариса Алексеевна
Должность: педагог-организатор отделения по профилактике правонарушений
Учебное заведение: ГОО
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: КВЕСТ-ИГРА (ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ)
Тема: Правовой калейдоскоп
Раздел: дополнительное образование
Квест - игра «Правовой калейдоскоп»
(Профилактика правонарушений)
Цель:
Формирование правопослушного поведения.
Задачи мероприятия:
1.Повышение и проверка уровня знаний по кодексам Российской Федерации
и Конвенции о правах ребенка.
2.Повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение
кругозора обучающихся.
3. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного
отношения друг к другу.
4. Умение работать в команде, сотрудничать.
Контингент: Помощь в проведении игры оказывают ребята из отряда
правопорядка, участники игры-воспитанники 5-9 –х класов (можно
сформировать три сборные команды)
Игру можно провести в летний период, в оздоровительном лагере.
Ход игры:
Здравствуйте дорогие участники нашего мероприятия. Сегодня мы с Вами
проведем квест- игру «Правовой калейдоскоп». В игре принимают участие
три команды по 10 человек. Начать нашу игру мне хотелось бы с одной
восточной притчи.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот
однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он
не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в
столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился
сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей
стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой
темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не
потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что
на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить
из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог
сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец
взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже
никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь
злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз
после этого ты извинишься — шрам останется.
А теперь, ребята, представьте, что доска это ваша жизнь, а гвозди это ваши
слова и поступки. Вся наша жизнь состоит из поступков и от того какие
поступки вы совершаете зависит ваша жизнь. Сегодня в ходе нашей игры
мы с вами попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем
свои права, обязанности и за какие поступки несем ответственность.
Капитанам команды выданы маршрутные листы, командам по очереди
необходимо пройти пять станций, оценивать ваши знания будут ребята их
отряда правопорядка. Желаю всем успехов.
1.
СТАНЦИЯ «Гражданин своей страны»
"Знаешь ли ты свой паспорт". Выигранные баллы дают команде, за которую
болеют. Один ответ - один балл.
1.С какого возраста паспорт действует бессрочно? (с 45 лет)
2.Что написано на первой странице паспорта? (паспорт гражданина
Российской Федерации).
3.На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (на с.2)
4.Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с
фото? (Ф.И.О.,пол, дата рождения, место рождения).
5.Какие сведения о владельце паспорта еще имеется в паспорте? (воинская
обязанность, семейное положение дети, сведения о ранее выданном
паспорте).
6.Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт?
7.В каких 2-х случаях паспорт могут вам заменить? (при утрате паспорта и
при смене фамилии)
8. В каких жизненных ситуациях паспорт необходим? (при устройстве на
работу, при покупке билета на поезд и самолет, денег в сберкассе, подаче
заявления в загс).
блиц - вопросы по Конституции РФ
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в
выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет,
гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме
свои права. (С 18 лет)
2. СТАНЦИЯ . Игра на сплочение коллектива «Закон-порядок».
Организуйте большой круг и разбейтесь на пары. Каждую пару должна
придумать словосочетание из двух слов, которые традиционно
употребляются вместе, тематика –профилактика правонарушений
(например, один партнер говорит: «Закон»,— другой: «Порядок»; один:
«Преступление»,— другой: «Наказание» и т. д.). Затем по условиям игры,
нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того,
можно произносить только свое выбранное слово. Сейчас я перемешаю
команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с
закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, должны найти друг друга. Как
только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще
закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам
свое словосочетание. Победителем будет та команда, которая выполнит
задание за наименьшее кол-во времени.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая
должна быть большой.
3.СТАНЦИЯ «СВОЯ ИГРА»
Разминка. Отгадай сказку. Правильный ответ 1 балл.
1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин,
совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в
брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта,
раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-
лягушка».)
2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для
обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет
все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина.)
3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого
ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и
композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается
проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)
4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую
государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти
оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не
обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были
квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)
4.СТАНЦИЯ Конкурс «Из истории права»
(Этот конкурс посвящен истории права. За правильный ответ команды
получают 3 балла. В случае затруднения команда может обратиться за
помощью к зрителям или команде-сопернице. В таком случае присуждается
только 1 балл.)
1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний
Рим.)
2. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в
Европе до XV в.? (Римское право.)
3. Кто такая Фемида? Как обычно ее изображают? (Примерный ответ. Богиня
правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах —
символ беспристрастия, держит в одной руке весы, а в другой - карающий
меч. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление
со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую -
соответствующее ему наказание. Чаши весов должны ходиться в равновесии.)
5. СТАНЦИЯ «Машины». Соблюдаем правила ПДД.
Вам необходимо разбиться на пары: «водитель» и «машина».
Суть игры: Пары игроков выстраиваются в круг на игровом поле. По команде
руководителя «машины» закрывают глаза и начинают хаотичное движение по
игровому полю, а «водители» в это время должны управлять «машинами»
так, чтобы те не столкнулись. Через некоторое время «водители» и «машины»
в паре меняются местами. Время проведения игры 5 мин. Максимальная
оценка 5 баллов, за каждое столкновение балл снимается.
Игра учит: умению доверять партнёру, снимает напряжение, сближает
игроков.
6. СТАНЦИЯ. Конкурс «Юридическая консультация»
(Команды должны решить юридические задачи.Наивысший балл - 5.) Время
выполнения 3 мин.
1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с
двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был
освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение
неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на
работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен
вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение
молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой
должности, если у работника, не овладевшего техникой производства,
отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без
трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам
несовершеннолетних.)
2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом
состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал,
чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной
бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной
ответственности? (Примерный ответ.Поведение ученика попадает под
определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как
административный проступок, что влечет административную
ответственность, которая наступает с 16 лет.)
7 СТАНЦИЯ. Конкурс «Юридический язык»
1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и
объединены нормы права, регулирующие определенную область
общественных отношений? (Кодекс.)
2. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек
считается преступником и несет уголовную ответственность только после
того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности.)
3. Как называется основной закон государства? (Конституция.)
4. Что такое право? (Право — совокупность устанавливаемых государством
правил, регулирующих общественные отношения.)
5. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и
наказуемое действие или бездействие.)
6. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее
обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом
месте.)
7. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?
(Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане,
которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду
преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)
8. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)
9. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)
10. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки
или других следственных действий. (Понятой.)
11.Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или
оспариваемого права. (Истец.)
12. Международный договор, обязательный для исполнения всеми
государствами, которые его подписали. (Конвенция.)
13. Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших
преступление, либо смягчение наказания. (Амнистия.)
8. СТАНЦИЯ. «Административный кодекс».
Необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ команда
получает 1 балл, время на обдумывание 10 сек.
1. Возраст, по достижении которого наступает административная
ответственность? (достигшее к моменту совершения административного
правонарушения возраста шестнадцати лет).
2. Что такое административное правонарушение? (Административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная
ответственность.)
3. Формы вины административного правонарушения? (умышленно, если
лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия
(бездействия), по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело
возможность наступления вредных последствий своего действия
(бездействия))
4.Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном
средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии
опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную
нравственность, - влечет наложение административного штрафа в размере от
ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати
суток, какая статья? (статья 20.21)
5. Мелкое хулиганство, что это? (то есть нарушение общественного порядка,
выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной
бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам,
а равно уничтожением или повреждением чужого имущества)
6.Виды административных наказаний? (Предупреждение, административный
штраф, административный арест)
Педагог-организатор отделения
по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних
ГОО «КРЦППМС» Л.А. Елизарова