Напоминание

Технологическая карта урока по географии 6 класс "Атмосферные осадки"


Автор: Поротова Альбина Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Нелькан
Населённый пункт: с.Нелькан Хабаровский край Аяно-Майский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по географии 6 класс "Атмосферные осадки"
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

КАРТА

УРОКА

ГЕОГРАФИИ

6

КЛАСС

.

ТЕМА

УРОКА

«

Атмосферные

осадки

»

1.

ФИО

учителя

(

полностью

)

Поротова

Альбина

Васильевна

2.

Место

работы

Муниципальное

казенное

образовательное

учреждение

средняя

общеобразовательная

школа

с

.

Нелькан

Аяно

-

Майского

муниципального

района

Хабаровского

края

.

3.

Должность

учитель

4.

Предмет

география

5.

Класс

6

6.

Тема

и

номер

урока

в

теме

АтмосфераУрок

№7

в

теме

«

Атмосфера

(12

часов

7.

Тип

урока

Урок

изучения

нового

учебного

материала

8.

Базовый

учебник

Т

.

П

.

Герасимова

,

Н

.

П

.

Неклюкова

.

Начальный

курс

географии

. 6

класс

.

М

.:

Дрофа

, 2017.

Цели урока:

Сформировать понятия «атмосферные осадки», «изогиета», «диаграмма количества осадков»;

Тип урока:

изучение нового материала

Форма

организации

учебной деятельности:

коллективная, индивидуальная, в парах

УУД

Личностные УУД: Ученик должен обладать ответственным отношением к учебе;

Регулятивные УУД:

Сформированность

умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале;

Коммуникативные

УУД:

Сформированность

умения

планировать

общие

способы

работы

в

совместной

деятельности под руководством учителя.

Познавательные УУД: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации

Опорные

п о н я т и я ,

термины:

Новые понятия:

Облака, абсолютная и относительная влажность воздуха, испарение, температура воздуха

Атмосферные осадки, изогиеты, осадкомер, диаграмма количества осадков

Межпредметные связи :

Естественные науки: химический состав веществ, охрана атмосферы, конденсация, сублимация, испарение.

Общественные науки: изображение воздушной стихии, атмосферных явлений

Методы обучения:

Беседа

,

наглядные

методы

обучения

,

практические

методы

обучения

,

дедуктивный

метод

обучения

,

проблемно

-

поисковый

метод

обучения

.

Задачи:

Содержательная:

- продолжить формирование знаний учащихся об атмосфере. Сформировать понятия «атмосферные осадки»,

«изогиета», «диаграмма количества осадков»;

- сформировать представление о методах измерения количества осадков;

-расширить знания о профессиях, связанных с изучением атмосферы;

- выявить географические особенности распределения осадков по земной поверхности.

Развивающая:

Обеспечить

условия

для

развития

умений

устанавливать

причинно-следственные

связи

изменением температуры воздуха и влажностью, раскрыть процесс образования атмосферных осадков;

-развитие умений задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы; оценивать свою деятельность;

Деятельностная: Развивать

умения

учащихся

по

работе

с

текстом

учебника,

справочными

материалами,

анализировать диаграммы количества осадков.

Воспитательная: Способствовать повышению интереса к предмету, воспитывать культуру умственного труда.

Формы

организации

познавательной

деятельности

обучающихся

:

Фронтальная

,

индивидуальная

,

парная

,

групповая

.

Технология развития критического мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Задания для

обучающихся,

выполнение

которых

приведет к

достижению

планируемых

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.

Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка

готовности уч-ся к уроку

.

Лобно

-

затылочная

коррекция

:

левая

рука

на

затылок

,

правая

на

лоб

,

глаза

закрыты

Глаза

закрываем

,

здесь

и

сейчас

себя

представляем

.

Что

было

вчера

,

мы

забываем

,

что

будет

потом

,

мы

не

знаем

.

Думаем

только

о

том

,

что

сейчас

.

Хороший

и

умный

каждый

из

вас

.

Вы

самое

лучшее

,

что

есть

на

свете

.

Глаза

открываем

здравствуйте

дети

!

Приветствие

учителя,

подготовка

к

уроку.

Л . :

Освоение

социальных

норм,

правил поведения

2. Актуализация

знаний

(Стадия вызова)

-

Выставка

рисунков

«Облака»,

чтение стихов об облаках.

- Какое значение имеют облака?

Слайд 1-4

-

отгадайте

загадки.

О

чем

сегодня

будем говорить?

Слушают

стихотворение.

Называют

свои

ассоциации.

Заполняют лист

самооценки.

Высказывают

свои

предположения

Прослушать

фрагмент

стихотворения,

о т в е т ь

н а

вопрос:

-

какие

ассоциации у вас

возникают, когда

в ы

у с л ы ш а л и

эту фразу?

-

О

чем

может

пойти

речь

на

уроке?

Сообщает

тему

урока.

Повторение

с в е д е н и й

о б

атмосфере,

расширение

знаний

о

природе

Земли

П.:

Сформированность

основ

смыслового

восприятия

художественных

и

познавательных

сообщений,

выделения

существенной

и н ф о р м а ц и и

и з

сообщений

разных

видов.

Р.:

участвовать

в

совместной

деятельности;

3.

С о о б ще н и е

т е м ы

и

ц е л и

урока

(слайд 5)

Атмо сферные

о садки.

Д а в а й т е

поговорим

сегодня

поподробнее

об

атмосферных осадках.

Заполняют

рабочий

лист

(лист

самооценки),

З н а ком я т с я

с

критериями

оценки

вопросов.

Л.:

Формирование

умения осуществлять

к о н т р о л ь

и

самооценку

сво ей

д е я т е л ь н о с т и

в

с о о т в е т с т в и и

с

выработанными

критериями

4 .

И з у ч е н и е

нового

материала:

«Атмосферные

осадки» (Стадия

осмысления)

Подумайте,

какие

другие

слова

приходят вам на ум, когда вы слышите

слово атмосферные осадки? Запишите

в

т е т р а д и

э т и

с л о в а

(существительные).

Обсудите

ваши

слова

в

группе,

отберите

из

общего

списка 2-3 слова.

А

теперь,

используя

свои

ключевые

слова

и

мои

вопросительные

слова,

придумайте

и

запишите

вопросы

по

этой теме.

Ч т о

т а ко е

а т м о с ф е р н ы е

осадки ?

Для чего нужны атмосферные

осадки?

Каким

бывает

атмосферные

осадки?

Почему

атмосферные

осадки

бывают разного вида и силы?

Почему

люди

чаще

не

любят

когда выпадают разные виды осадков,

а когда их нет, долгое время считают

это стихийным бедствием?

К а к

с о х р а н и т ь

ч и с т о т у

атмосферных осадков?

Почему

на

Земле

выпадает

разное

количество

атмосферных

осадков: где-то очень много, а где-то

слишком мало?

Работают

в

парах,

делают

п о м е т к и

н а

полях

Каждый

ученик

самостоятельно

записывает

свои

вопросы.

З а т е м

в с е

вопросы

обсуждаются

в

группе,

из

них

выбираются

наиболее

в а ж н ы е

и

интересные.

.

У ч е н и к и

называют

свои

ассоциации,

которые учитель

записывает

на

доске

в

заранее

заготовленную

таблицу:

приложение 1

Сформированность

умения

осуществлять

с и н т е з

и

осуществлять

подведение

под

понятие;

Р . :

У м е ю т

р а б о т а т ь

в

с о о т в е т с т в и и

с

поставленной

учебной задачей;

- Давайте вместе определим, в какой

последовательности нужно отвечать на

эти вопросы.

1. У вас возникло много интересных и

важных вопросов. Давайте попробуем

ответить на них. Для этого составим

«Бортовой журнал». Возможно, кто-

то из вас знает ответы на вопросы,

которые были заданы другой группой.

Посоветуйтесь

в

группах

и

в

левой

колонке

запишите

то,

что

вы

уже

знаете , на какие вопросы у вас есть

ответы.

В м е с т е

с

учителем

заполняют

таблицу

Сформированность

умения

самостоятельно

учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в

новом

учебном

материале;

П . :

У м е ю т

выделять

главно е,

существенные

признаки понятий;

Р.:

участвовать

в

совместной

деятельности;

Физкульт

-минутка

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на

месте.)

Надувает желтый шар, (Дети дуют и

разводят руки.)

А как выпустишь из рук – (Поднять

руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг. (Повороты

в стороны.)

Что это за шар? (Солнце)

Выполняют

движения

Л.:

Ответственное

отношение к своему

здоровью

(Стадия

осмысления)

Работа с текстом Учебника с.56

2.

Остались

ли

у

вас

вопросы,

на

которые вы не знаете ответов? Тогда

скажите, как мы можем получить на

н и х

о т в е т ы .

- Можно

поискать

ответы

в

учебнике.

Гд е

е щ е ? В

энциклопедиях, Интернете.

У ч е н и к и

читают

текст

параграфа

по

ч а с т я м .

В о

время

о с т а н о в о к

в

чтении ученики

отмечают,

на

какие

вопросы

о н и

н а ш л и

о т в е т ы ,

и

делают

записи

в

п р а в о й

колонке

«Бортового

журнала»

(Приложение

№2).

Прочитать текст,

дополнить

таблицу.

Совершенствуют

навык

заполнения

таблицы

П.:

Сформированность

умения

самостоятельно

осуществлять

поиск

и

в ы д е л е н и е

информации

Работа

с

диаграммами

годового

количества осадков

-

Как

можно

измерить

количество

осадков? Как называется прибор для

измерения

количества

осадков?

Где

это

происходит?

Как

называется

профе ссия

людей,

занятых

н а

метеорологических станциях? Чем она

интересна?

-Что показано на диаграмме? Сколько

осадков выпадает в данном пункте? В

какое время? В чем причина различий?

Какие

виды

осадков

выпадают

в

Ханты-

Мансийском

автономном

округе? Сколько?

Слушают

краткое

сообщение

у ч е н и к а

о

методах

измерения

атмосферных

осадках

Умение

работать

с о

с х е м а м и

и

таблицами,

выявлять

закономерности,

анализировать,

сравнивать

осадки

п о

р а з л и ч н ы м

показателям.

П.:

Сформированность

умения

создавать

и

использовать

модели

и схемы для решения

з а д ач

Р. :

Ум е ю т

выделять

главно е,

существенные

признаки понятий;

у ч а с т в о в а т ь

в

совместной

деятельности;

6. Рефлексия

Тренажер:

тест

–опрос

(электронное

приложение к учебнику)

Какова была тема урока? Какую

цель вы ставили перед собой?

Что научились делать? Над чем

еще предстоит работать?

О ц е н и т е

с в о ю

р а б о т у .

Поставьте оценку.

Работа в парах.

Отвечают на

поставленные

вопросы,

рассуждают,

оценивают.

Прочитать

высказывания,

отметить верные

и

н е в е р н ы е

утверждения.

демонстрирую

т

з н а н и я

п о

изученной

теме ,

у м е н и е

и х

п р и м е н я т ь

в

условиях

Л . :

О б л а д а ю т

осознанным,

у в а ж и т е л ь н ы м

и

доброжелательным

о т н о ш е н и е м

к

другому человеку, его

мнению;

Л.:

Формирование

умения осуществлять

к о н т р о л ь

и

самооценку

сво ей

д е я т е л ь н о с т и

в

с о о т в е т с т в и и

с

выработанными

критериями

7 .

Д о м а ш н е е

задание:

1 обязательный уровень:

подготовить рассказ по вопросам

учебника № 4, 5 стр.124

2 возможный уровень : описать,

какие атмосферные осадки наблюдали

на этой неделе.

3 творческий уровень: составить

рассказ или сказку о путешествии

капельки воды.

Записывают

домашнее

з а д а н и е

в

дневник.

Записать

домашнее

задание,

выполнить

один

из вариантов.

Подумайте,

о т в е т ь т е

н а

вопросы.

Приложение 1.

Вопросительные слова

Ключевые слова

Что?

Для чего?

Какой?

Какие?

Из чего?

Как?

Почему?

Дождь, снег, град

питают землю

виды, сила

вода

сырость, грязь

атмосферные

Приложение 2.

Урок географии 6 класс.

Рабочий лист

Тема урока: Атмосферные осадки

дата заполнения:

Имя, фамилия____________________________________________________________________

1.

Мой вопрос (3б):_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2.

Вопрос, который был выбран группой:_________________________________________

_________________________________________________________________________________

3.

Бортовой журнал

(3б)

Что мне известно об атмосферных осадках?

Что

нового

я

узнал

об

атмосферных

осадках?

4.

Ответ на вопрос группы (2б):__________________________________________________

____________________________________________________________________________

__

5. Ответ на твой собственный вопрос

(2б):________________________________________________

6. Новый вопрос (3

б):__________________________________________________________________

7. Где я буду искать ответ на вопрос(2б):_____________________________________________

Общее количество баллов: 15 баллов

Критерии оценивания умения задавать вопросы:

Критерий 1. Связь вопроса с темой урока.

1 балл – вопрос имеет непосредственное отношение к теме урока

0 баллов – вопрос задан не по теме

Критерий 2. Вопрос понятен.

1 балл – всем одинаково понятно, о чем хотел спросить ученик

0 баллов – другим непонятно, о чем хотел спросить ученик

Критерий 3. Правильность формулировки вопроса.

1 балл – вопрос сформулирован правильно, не требует коррекции

0 баллов – вопрос сформулирован неправильно (нет вопросительного слова и т. д.), требует

коррекции

1.

Критерии оценки бортового журнала:

Критерий 1. Правильность заполнения колонок таблицы.

1 балл – информация, которая помещена в каждой колонке, соответствует названию колонки

0 баллов – информация, которая помещена в колонке, не соответствует названию колонки

Критерий 2. Характер записей в колонках.

1 балл – записи в колонках ведутся в виде ключевых слов и словосочетаний

0 баллов – ученик переписывает из текста целые предложения и абзацы

Критерий 2. Полнота записей в таблице.

1 балл – в каждой колонке имеется не менее 4 записей

0 баллов – в колонках таблицы менее 4 записей

2.

Критерии оценки ответа на групповой вопрос:

Критерий 1. Соответствие содержания ответа заданному вопросу.

1 балл – ответ соответствует заданному вопросу

0 баллов – ответ не соответствует заданному вопросу

Критерий 2. Оформление ответа.

1 балл – ответ оформлен в виде развернутого высказывания, предложения (оформлены

начало и конец предложения)

0 баллов – ответ оформлен в виде словосочетания или одного слова

3.

Критерии оценки умения работать с источниками информации

Критерий 1. Знание источников информации.

1 балл – ученик называет не менее 2 источников информации

0 баллов – ученик называет 1 источник информации (учебник)

Критерий 2. Соответствие источников информации заданию.

1

балл

источники

информации,

названные

учеником,

уместно

использовать

при

выполнении данного здания

0 баллов – источники информации, названные учеником, не могут быть использованы для

выполнения его задания

Используемая литература

1.

Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Ленинград:

«Гидрометеоиздат», 1987

2.

Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География.

Планета Земля. 6 класс. Методические рекомендации. – М.:

«Просвещение», 2008.

3.

Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-

тренажер. М: Просвещение, 2013.

4.

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы

Учебник для общеобразовательных школ с приложением на

электронном носителе. – М.: «Просвещение», 2013

5.

Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум

М: Просвещение, 2012.

6.

Мишняева Е.Ю., Котляр ., О.Г. География. Планета Земля.

Тетрадь-экзаменатор. М: Просвещение, 2012.

7.

Энциклопедия «Что есть что?». Географические карты. – М:

«Слово», 2001



В раздел образования