Автор: Поротова Альбина Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Нелькан
Населённый пункт: с.Нелькан Хабаровский край Аяно-Майский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по географии 6 класс "Атмосферные осадки"
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
УРОКА
ГЕОГРАФИИ
6
КЛАСС
.
ТЕМА
УРОКА
«
Атмосферные
осадки
»
1.
ФИО
учителя
(
полностью
)
Поротова
Альбина
Васильевна
2.
Место
работы
Муниципальное
казенное
образовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная
школа
с
.
Нелькан
Аяно
-
Майского
муниципального
района
Хабаровского
края
.
3.
Должность
учитель
4.
Предмет
география
5.
Класс
6
6.
Тема
и
номер
урока
в
теме
АтмосфераУрок
№7
в
теме
«
Атмосфера
(12
часов
)»
7.
Тип
урока
Урок
изучения
нового
учебного
материала
8.
Базовый
учебник
Т
.
П
.
Герасимова
,
Н
.
П
.
Неклюкова
.
Начальный
курс
географии
. 6
класс
.
–
М
.:
Дрофа
, 2017.
Цели урока:
Сформировать понятия «атмосферные осадки», «изогиета», «диаграмма количества осадков»;
Тип урока:
изучение нового материала
Форма
организации
учебной деятельности:
коллективная, индивидуальная, в парах
УУД
Личностные УУД: Ученик должен обладать ответственным отношением к учебе;
Регулятивные УУД:
Сформированность
умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
Коммуникативные
УУД:
Сформированность
умения
планировать
общие
способы
работы
в
совместной
деятельности под руководством учителя.
Познавательные УУД: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации
Опорные
п о н я т и я ,
термины:
Новые понятия:
Облака, абсолютная и относительная влажность воздуха, испарение, температура воздуха
Атмосферные осадки, изогиеты, осадкомер, диаграмма количества осадков
Межпредметные связи :
Естественные науки: химический состав веществ, охрана атмосферы, конденсация, сублимация, испарение.
Общественные науки: изображение воздушной стихии, атмосферных явлений
Методы обучения:
Беседа
,
наглядные
методы
обучения
,
практические
методы
обучения
,
дедуктивный
метод
обучения
,
проблемно
-
поисковый
метод
обучения
.
Задачи:
Содержательная:
- продолжить формирование знаний учащихся об атмосфере. Сформировать понятия «атмосферные осадки»,
«изогиета», «диаграмма количества осадков»;
- сформировать представление о методах измерения количества осадков;
-расширить знания о профессиях, связанных с изучением атмосферы;
- выявить географические особенности распределения осадков по земной поверхности.
Развивающая:
Обеспечить
условия
для
развития
умений
устанавливать
причинно-следственные
связи
изменением температуры воздуха и влажностью, раскрыть процесс образования атмосферных осадков;
-развитие умений задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы; оценивать свою деятельность;
Деятельностная: Развивать
умения
учащихся
по
работе
с
текстом
учебника,
справочными
материалами,
анализировать диаграммы количества осадков.
Воспитательная: Способствовать повышению интереса к предмету, воспитывать культуру умственного труда.
Формы
организации
познавательной
деятельности
обучающихся
:
Фронтальная
,
индивидуальная
,
парная
,
групповая
.
Технология развития критического мышления
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Задания для
обучающихся,
выполнение
которых
приведет к
достижению
планируемых
результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.
Орг. момент
Приветствие учащихся, проверка
готовности уч-ся к уроку
.
Лобно
-
затылочная
коррекция
:
левая
рука
на
затылок
,
правая
–
на
лоб
,
глаза
закрыты
Глаза
закрываем
,
здесь
и
сейчас
себя
представляем
.
Что
было
вчера
,
мы
забываем
,
что
будет
потом
,
мы
не
знаем
.
Думаем
только
о
том
,
что
сейчас
.
Хороший
и
умный
каждый
из
вас
.
Вы
самое
лучшее
,
что
есть
на
свете
.
Глаза
открываем
–
здравствуйте
дети
!
Приветствие
учителя,
подготовка
к
уроку.
Л . :
Освоение
социальных
норм,
правил поведения
2. Актуализация
знаний
(Стадия вызова)
-
Выставка
рисунков
«Облака»,
чтение стихов об облаках.
- Какое значение имеют облака?
Слайд 1-4
-
отгадайте
загадки.
О
чем
сегодня
будем говорить?
Слушают
стихотворение.
Называют
свои
ассоциации.
Заполняют лист
самооценки.
Высказывают
свои
предположения
Прослушать
фрагмент
стихотворения,
о т в е т ь
н а
вопрос:
-
какие
ассоциации у вас
возникают, когда
в ы
у с л ы ш а л и
эту фразу?
-
О
чем
может
пойти
речь
на
уроке?
Сообщает
тему
урока.
Повторение
с в е д е н и й
о б
атмосфере,
расширение
знаний
о
природе
Земли
П.:
Сформированность
основ
смыслового
восприятия
художественных
и
познавательных
сообщений,
выделения
существенной
и н ф о р м а ц и и
и з
сообщений
разных
видов.
Р.:
участвовать
в
совместной
деятельности;
3.
С о о б ще н и е
т е м ы
и
ц е л и
урока
(слайд 5)
Атмо сферные
о садки.
Д а в а й т е
поговорим
сегодня
поподробнее
об
атмосферных осадках.
Заполняют
рабочий
лист
(лист
самооценки),
З н а ком я т с я
с
критериями
оценки
вопросов.
Л.:
Формирование
умения осуществлять
к о н т р о л ь
и
самооценку
сво ей
д е я т е л ь н о с т и
в
с о о т в е т с т в и и
с
выработанными
критериями
4 .
И з у ч е н и е
нового
материала:
«Атмосферные
осадки» (Стадия
осмысления)
Подумайте,
какие
другие
слова
приходят вам на ум, когда вы слышите
слово атмосферные осадки? Запишите
в
т е т р а д и
э т и
с л о в а
(существительные).
Обсудите
ваши
слова
в
группе,
отберите
из
общего
списка 2-3 слова.
А
теперь,
используя
свои
ключевые
слова
и
мои
вопросительные
слова,
придумайте
и
запишите
вопросы
по
этой теме.
Ч т о
т а ко е
а т м о с ф е р н ы е
осадки ?
Для чего нужны атмосферные
осадки?
Каким
бывает
атмосферные
осадки?
Почему
атмосферные
осадки
бывают разного вида и силы?
Почему
люди
чаще
не
любят
когда выпадают разные виды осадков,
а когда их нет, долгое время считают
это стихийным бедствием?
К а к
с о х р а н и т ь
ч и с т о т у
атмосферных осадков?
Почему
на
Земле
выпадает
разное
количество
атмосферных
осадков: где-то очень много, а где-то
слишком мало?
Работают
в
парах,
делают
п о м е т к и
н а
полях
Каждый
ученик
самостоятельно
записывает
свои
вопросы.
З а т е м
в с е
вопросы
обсуждаются
в
группе,
из
них
выбираются
наиболее
в а ж н ы е
и
интересные.
.
У ч е н и к и
называют
свои
ассоциации,
которые учитель
записывает
на
доске
в
заранее
заготовленную
таблицу:
приложение 1
Сформированность
умения
осуществлять
с и н т е з
и
осуществлять
подведение
под
понятие;
Р . :
У м е ю т
р а б о т а т ь
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной
учебной задачей;
- Давайте вместе определим, в какой
последовательности нужно отвечать на
эти вопросы.
1. У вас возникло много интересных и
важных вопросов. Давайте попробуем
ответить на них. Для этого составим
«Бортовой журнал». Возможно, кто-
то из вас знает ответы на вопросы,
которые были заданы другой группой.
Посоветуйтесь
в
группах
и
в
левой
колонке
запишите
то,
что
вы
уже
знаете , на какие вопросы у вас есть
ответы.
В м е с т е
с
учителем
заполняют
таблицу
Сформированность
умения
самостоятельно
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном
материале;
П . :
У м е ю т
выделять
главно е,
существенные
признаки понятий;
Р.:
участвовать
в
совместной
деятельности;
Физкульт
-минутка
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на
месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и
разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять
руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты
в стороны.)
Что это за шар? (Солнце)
Выполняют
движения
Л.:
Ответственное
отношение к своему
здоровью
(Стадия
осмысления)
Работа с текстом Учебника с.56
2.
Остались
ли
у
вас
вопросы,
на
которые вы не знаете ответов? Тогда
скажите, как мы можем получить на
н и х
о т в е т ы .
- Можно
поискать
ответы
в
учебнике.
Гд е
е щ е ? В
энциклопедиях, Интернете.
У ч е н и к и
читают
текст
параграфа
по
ч а с т я м .
В о
время
о с т а н о в о к
в
чтении ученики
отмечают,
на
какие
вопросы
о н и
н а ш л и
о т в е т ы ,
и
делают
записи
в
п р а в о й
колонке
«Бортового
журнала»
(Приложение
№2).
Прочитать текст,
дополнить
таблицу.
Совершенствуют
навык
заполнения
таблицы
П.:
Сформированность
умения
самостоятельно
осуществлять
поиск
и
в ы д е л е н и е
информации
Работа
с
диаграммами
годового
количества осадков
-
Как
можно
измерить
количество
осадков? Как называется прибор для
измерения
количества
осадков?
Где
это
происходит?
Как
называется
профе ссия
людей,
занятых
н а
метеорологических станциях? Чем она
интересна?
-Что показано на диаграмме? Сколько
осадков выпадает в данном пункте? В
какое время? В чем причина различий?
Какие
виды
осадков
выпадают
в
Ханты-
Мансийском
автономном
округе? Сколько?
Слушают
краткое
сообщение
у ч е н и к а
о
методах
измерения
атмосферных
осадках
Умение
работать
с о
с х е м а м и
и
таблицами,
выявлять
закономерности,
анализировать,
сравнивать
осадки
п о
р а з л и ч н ы м
показателям.
П.:
Сформированность
умения
создавать
и
использовать
модели
и схемы для решения
з а д ач
Р. :
Ум е ю т
выделять
главно е,
существенные
признаки понятий;
у ч а с т в о в а т ь
в
совместной
деятельности;
6. Рефлексия
Тренажер:
тест
–опрос
(электронное
приложение к учебнику)
Какова была тема урока? Какую
цель вы ставили перед собой?
Что научились делать? Над чем
еще предстоит работать?
О ц е н и т е
с в о ю
р а б о т у .
Поставьте оценку.
Работа в парах.
Отвечают на
поставленные
вопросы,
рассуждают,
оценивают.
Прочитать
высказывания,
отметить верные
и
н е в е р н ы е
утверждения.
демонстрирую
т
з н а н и я
п о
изученной
теме ,
у м е н и е
и х
п р и м е н я т ь
в
условиях
Л . :
О б л а д а ю т
осознанным,
у в а ж и т е л ь н ы м
и
доброжелательным
о т н о ш е н и е м
к
другому человеку, его
мнению;
Л.:
Формирование
умения осуществлять
к о н т р о л ь
и
самооценку
сво ей
д е я т е л ь н о с т и
в
с о о т в е т с т в и и
с
выработанными
критериями
7 .
Д о м а ш н е е
задание:
1 обязательный уровень:
подготовить рассказ по вопросам
учебника № 4, 5 стр.124
2 возможный уровень : описать,
какие атмосферные осадки наблюдали
на этой неделе.
3 творческий уровень: составить
рассказ или сказку о путешествии
капельки воды.
Записывают
домашнее
з а д а н и е
в
дневник.
Записать
домашнее
задание,
выполнить
один
из вариантов.
Подумайте,
о т в е т ь т е
н а
вопросы.
Приложение 1.
Вопросительные слова
Ключевые слова
Что?
Для чего?
Какой?
Какие?
Из чего?
Как?
Почему?
Дождь, снег, град
питают землю
виды, сила
вода
сырость, грязь
атмосферные
Приложение 2.
Урок географии 6 класс.
Рабочий лист
Тема урока: Атмосферные осадки
дата заполнения:
Имя, фамилия____________________________________________________________________
1.
Мой вопрос (3б):_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2.
Вопрос, который был выбран группой:_________________________________________
_________________________________________________________________________________
3.
Бортовой журнал
(3б)
Что мне известно об атмосферных осадках?
Что
нового
я
узнал
об
атмосферных
осадках?
4.
Ответ на вопрос группы (2б):__________________________________________________
____________________________________________________________________________
__
5. Ответ на твой собственный вопрос
(2б):________________________________________________
6. Новый вопрос (3
б):__________________________________________________________________
7. Где я буду искать ответ на вопрос(2б):_____________________________________________
Общее количество баллов: 15 баллов
Критерии оценивания умения задавать вопросы:
Критерий 1. Связь вопроса с темой урока.
1 балл – вопрос имеет непосредственное отношение к теме урока
0 баллов – вопрос задан не по теме
Критерий 2. Вопрос понятен.
1 балл – всем одинаково понятно, о чем хотел спросить ученик
0 баллов – другим непонятно, о чем хотел спросить ученик
Критерий 3. Правильность формулировки вопроса.
1 балл – вопрос сформулирован правильно, не требует коррекции
0 баллов – вопрос сформулирован неправильно (нет вопросительного слова и т. д.), требует
коррекции
1.
Критерии оценки бортового журнала:
Критерий 1. Правильность заполнения колонок таблицы.
1 балл – информация, которая помещена в каждой колонке, соответствует названию колонки
0 баллов – информация, которая помещена в колонке, не соответствует названию колонки
Критерий 2. Характер записей в колонках.
1 балл – записи в колонках ведутся в виде ключевых слов и словосочетаний
0 баллов – ученик переписывает из текста целые предложения и абзацы
Критерий 2. Полнота записей в таблице.
1 балл – в каждой колонке имеется не менее 4 записей
0 баллов – в колонках таблицы менее 4 записей
2.
Критерии оценки ответа на групповой вопрос:
Критерий 1. Соответствие содержания ответа заданному вопросу.
1 балл – ответ соответствует заданному вопросу
0 баллов – ответ не соответствует заданному вопросу
Критерий 2. Оформление ответа.
1 балл – ответ оформлен в виде развернутого высказывания, предложения (оформлены
начало и конец предложения)
0 баллов – ответ оформлен в виде словосочетания или одного слова
3.
Критерии оценки умения работать с источниками информации
Критерий 1. Знание источников информации.
1 балл – ученик называет не менее 2 источников информации
0 баллов – ученик называет 1 источник информации (учебник)
Критерий 2. Соответствие источников информации заданию.
1
балл
–
источники
информации,
названные
учеником,
уместно
использовать
при
выполнении данного здания
0 баллов – источники информации, названные учеником, не могут быть использованы для
выполнения его задания
Используемая литература
1.
Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Ленинград:
«Гидрометеоиздат», 1987
2.
Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География.
Планета Земля. 6 класс. Методические рекомендации. – М.:
«Просвещение», 2008.
3.
Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-
тренажер. М: Просвещение, 2013.
4.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы
Учебник для общеобразовательных школ с приложением на
электронном носителе. – М.: «Просвещение», 2013
5.
Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум
М: Просвещение, 2012.
6.
Мишняева Е.Ю., Котляр ., О.Г. География. Планета Земля.
Тетрадь-экзаменатор. М: Просвещение, 2012.
7.
Энциклопедия «Что есть что?». Географические карты. – М:
«Слово», 2001